ЭРНСТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЭРНСТ
Николай Львович (22.IХ(4.Х).1889 - 20.III.1956) - сов. археолог и историк. Окончил Берлинский ун-т (1911). Был науч. сотрудником Центр. музея Крыма и проф. (с 1920) осн. в 1918 Крымского гос. ун-та. С 1921 вел археол. раскопки в различных р-нах Крыма, исследуя памятники от времени палеолита до средневековья.

Соч.: Бахчисарайский Ханский дворец и архитектор вел. кн. Ивана III Фрязин Алевиз Новый, "Изв. Таврического об-ва истории, археологии и этнографии", т. 2 (59), Симферополь, 1928; Летопись археологических раскопок и разведок в Крыму за 10 лет (1921-1930), там же, т. 4, 1931; Люди ледникового периода в Крыму, (Симферополь), 1930.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Эрнст
, Макс (Ernst, Max) 1891, Брюль, близ Кельна — 1976, Париж. Немецкий художник. Представитель сюрреализма. В 1908—1914 изучал в Боннском университете философию, психиатрию, историю искусств. С 1909 начал всерьез заниматься живописью. Ранние работы отмечены влиянием Ван Гога, Гогена, Моне. В 1913 впервые посетил Париж. Состоявшееся в 1914 знакомство с Арпом переросло в дружбу. В 1914 был завербован и участвовал в военных действиях до 1918, но не оставлял занятий искусством. После демобилизации поселился в Кельне, где вместе с Бааргельдом основал объединение дадаистов. В графических коллажах дадаистского периода Эрнст виртуозно жонглирует цитатами из массовой печатной продукции: вырезки из иллюстраций в популярных журналах, учебных каталогах склеиваются в абсурдистские композиции, проникнутые язвительной иронией (альбом Да будет мода, да сгинет искусство, 1919). Аналогичными приемами комбинаторики созданы и живописные работы нач. 1920-х (Шляпа делает человека, 1920; Злаковый велосипед, 1920—1921, обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства; Слон Целебес, 1921, Лондон, галерея Тейт). В 1922 Эрнст переселился в Париж, где сблизился с группировкой дадаистов, впоследствии основавших направление сюрреализма. В живописи раннего парижского периода энигматические сюжеты, необъяснимые сновидческие ситуации возникают в результате пересечения разных образных контекстов, произвольного изменения масштабов, соединения живописи с реальными объектами (Убю-король, 1923, Париж, Нац. музей современного искусства; Качающаяся женщина, 1923, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия; Двое детей подвергаются угрозам соловья, 1924, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1924 Эрнст вместе с П. Элюаром, ставшим его близким другом, совершает поездку в Индокитай. С 1925 художник начал работать приемом фротажа ("натирки"). "Алхимическая" процедура фротажа была отчасти подсказана текстом Леонардо да Винчи об образах, возникающих при рассматривании случайных бесформенных пятен. Переводя на бумагу различные фактуры и слабые рельефы натирающими движениями карандаша, художник создавал некую суггестивную праформу, порождающую неустойчивые, переливающиеся образы. Последующая прорисовка контура и отдельных деталей закрепляла "движущуюся галлюцинацию", придавала ей большую отчетливость. В графическом альбоме Естественная история (1926) поток образов появляется спонтанно, "естественно" и прием фротажа словно моделирует стихийное формосозидание природы. Фротаж, в котором реализовался сюрреалистический принцип "психического автоматизма", Эрнст применял и в живописи. В полотнах, написанных по эскизам-фротажам, возрождаются излюбленные мотивы немецкого романтизма: лесные чащи, таинственные пещеры, угрюмые скалы, мертвый свет луны, фигуры и лики, возникающие, как наваждения, из ветвистых сплетений и зарослей (Большой лес, 1926, Базель, Художественный музей; Охотник, 1926, Брюссель, частное собрание: Ночной вид ворот Сен-Дени, 1927, Брюссель, частное собрание; Орда, 1927, Амстердам, Гор. музей). В "романах-коллажах" (графических альбомах) сюрреалистического периода Эрнст достигал полной слитности компонентов, заимствованных из различных источников; в результате неуловимой глазом микрохирургии появлялись химерические, но зрительно убедительные образы-гибриды (Женщина 100 голов, 1929; Неделя благих деяний, 1934). С 1936 Эрнст стал применять изобретенный О. Домингесом прием декалькомании — раздавливания красочного сгустка на холсте стеклом или листом бумаги. Его картины наполняются завораживающими глаз сплетениями ветвей, листьев, гибких стеблей, увенчанных небывалыми цветами; в лесных дебрях, каменистых ущельях и гротах, гигантских раковинах таятся сказочные, колдовские существа (Нимфа Эхо, 1936; Песнь сумерек, 1938, обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства). И фротаж, и декалькомания в искусстве Эрнста подобны некой первичной магме, в которой бурлят мифологические образы, происходит алхимическое превращение субстанций. При внешней статике картины полны драматизма; процессы становления, срастания, взаимопревращения образов развертываются как последовательность визуальных событий, фабульных перипетий. В 1937 Эрнст дистанцировался от бретоновской группировки сюрреалистов, однако остался верен выработанным ранее методам. В 1941—1945 жил в Нью-Йорке, где встретился с другими эмигрировавшими из Франции сюрреалистами. Общаясь с художниками американского авангарда, передал им опыт автоматических приемов, в частности дрипинга, в дальнейшем широко использовавшегося Дж. Поллоком и другими мастерами нью-йоркской школы. В 1946—1952 жил в собственном доме в штате Аризона, в окружении лесов и скал, поразительно напоминающих его собственные пейзажные фантасмагории. В живописи американского периода круг образных аллюзий расширяется, охватывая не только сферу подсознания, но и трагическую социальную реальность. В Европе после дождя (1940—1941, Хартфорд, Уэдсворт Атенеум) пейзаж, словно выжженный, расплавленный огнем взрывов, являет апокалиптическую картину постисторической природы с затерявшимися в ней фигурами дикарей. Мысль об угрозе катастрофического возврата к началу земных времен выражена и в картине Глаз тишины (1943, Сент-Луис, Художественное собрание Вашингтонского университета). Вернувшись во Францию в 1953, Эрнст завоевал мировое признание. В его позднем творчестве формы обретают большую ясность, компактность, четкую расчлененность (Мать и дитя в солнечном саду, 1953, Хьюстон, частное собрание; Убю отец и сын, 1966, частное собрание). В поздние годы Эрнст занимался также скульптурой и особенно много печатной графикой, создав серию альбомов и иллюстрированных книг.
Лит.: Диль Г. Макс Эрнст. М., 1995; Ernst M. Ecritures. Paris, 1967; Waldberg P. Max Ernst. Paris, 1958; Russell J. Max Ernst. Life and Work. London, 1967; Quinn E. Max Ernst. London, 1977.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.92 мб

Эрнст Май в истории советской индустриализации

Конышева Евгения Владимировна, Меерович Марк Григорьевич, Флирль Томас Брунович
На основе данных российских и германских архивов представлен ранее не исследованный фрагмент истории советской архитектуры, связанный с деятельностью германского архитектора Эрнста Мая в СССР в период индустриализации.
Читать PDF
2.27 мб

Эрнст Май и метод ускоренного поточно-конвейерного строительства массового рабочего жилища

Меерович М. Г.
На основе данных российских и германских архивов раскрываются причины приглашения германского архитектора Эрнста Мая в СССР для проектирования генеральных планов соцгородов-новостроек методом поточно-конвейерной разработки планиро
Читать PDF
674.53 кб

Основатель школы дальневосточной медиевистики Эрнст Владимирович Шавкунов (1930-2001)

Артемьева Н. Г.
Читать PDF
156.10 кб

Историк искусства Сергей Эрнст (1894-1980). Опыт творческой биографии

Золотинкина И. А.
Первая работа монографического характера, посвященная С. Р. Эрнсту (1894-1980) одному из деятелей культуры круга «Мира искусства», ученику виднейших отечественных искусствоведов А. Н. Бенуа и Н. Н. Врангеля.
Читать PDF
241.50 кб

2013. 02. 021–022. Эрнст Нольте и его труды по истории ХХ В. (сводный реферат)

Любин В. П.
Читать PDF
225.41 кб

Эрнст Михайлович Щагин (1933-2013): поминая учителя

Читать PDF
54.81 кб

Эрнст Владимирович ШАВКУНОВ

Читать PDF
202.56 кб

Музыканты ХХ века: эрнст Кшенек

Яруцкая Лариса Николаевна
Читать PDF
114.99 кб

Эрнст Кассирер Миф как форма созерцания

Гудимова С. А.
Кассирер Э. Миф как форма созерцания // Кассирер Э. Философия символических форм. М.; СПб, 2002. Т. 2, ч. 2. С. 87164.
Читать PDF
806.96 кб

Эрнст Нольте: интервью для журнала «Полития»

Нольте Эрнст
In his interview (V.Lyubin took the interview) E.Nolte assesses the contribution to the development of the totalitarianism theory by some scientists and criticizes some approaches to the study of this problem.
Читать PDF
4.78 мб

Эрнст Людвиг кирхнер - скульптор

Королева Анастасия Юрьевна
Имя Эрнста Людвига Кирхнера практически не рассматривается в ряду мастеров скульптуры. Однако, наряду с Эрнстом Барлахом и Вильгельмом Лембруком, он принадлежит к числу крупнейших мастеров скульптуры первой трети XX века.
Читать PDF
123.39 кб

2008. 01. 038. Кляйн К. Эрнст Пенцольдт: гармония противоречий. Жизнь и творчество (1892-1955). Klei

Соколова Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 02. 032. Эрнст Т. Поп-литература. Ernst Т. Popliteratur. Hamburg, 2001. 96 S

Соколова Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

Эрнст К. Следуя за Мухаммадом. Переосмысливая ислам в современном мире

Золотухин Всеволод Валерьевич
Читать PDF
276.83 кб

Эрнст Теодор, Амадей Гофман и Иммануил Кант. Художественная фантазия и отвлеченная философия: загадк

Калинников Леонард Александрович
В статье показано, что смыслы «сказки» «Крошка Цахес…» Э. Т. А. Гофмана исходят из трактата Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?»

Похожие термины:

  • Георгий-Август-Эрнст-Адольф-Карл-Людвиг

    оптимальный от лат. optimus - наилучший, наиболее безболезненный, соответствующий определенным политическим условиям и задачам процесс, т. е. минимизация негативных последствий вынужденных политиче
  • Миндинг, Эрнст Фердинанд Адольф

    (1939—1963) — террорист, убийца президента США Джона Кеннеди. Убийство 22 ноября 1963 г. в Далласе президента Соединенных Штатов Америки Джона Фитцджеральда Кеннеди относится к самым загадочным политич
  • Герман Эрнст-Адольф

    группа стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, в прошлом колонии, полуколонии империалистических государств или зависимые от них страны, отставшие по уровню экономического развития от ст
  • Аккерман, Конрад Эрнст

    актер немецк. в СПб.; р. феврале 1712 г., † 13 ноября 1771 г. {Половцов}
  • Эрнст Теодор Амадей Гофман

    1776–1822) «Его сочинения суть не что иное, как страшный вопль тоски в двадцати томах», — писал Генрих Гейне, как будто ставил диагноз: «Болезнь к смерти». Именно так озаглавил датский философ Кьеркег
  • Арндт, Эрнст Мориц

    нем. писат. в СПб. 1812 г.; р. 1769 г. в Померании. {Половцов}
  • Петерсен, Эрнст-Август

    живописец из Вольмара, при Николае, в СПб. (1830-х годов). {Половцов}
  • Вейсенберг, Эрнст Бернгард

    ст. сов., † 1842 г. {Половцов}
  • Трухарт, Эрнст Антон Эммануэль

    род. в Йене 15 июля (н. ст.) 1764 г., † в Риге 2 марта 1835 г.; остзейск. писатель. {Половцов}
  • Карус, Эрнст Август

    — профессор Дерптского университета, род. в 1798 г., ум. 14 марта 1854 г. По окончании курса на медицинском факультете, получил в Лейпцигском университете в 1822 г. степень доктора философии, медицины и хир
  • Кнорр, Эрнст Августов

    метеоролог, р. 23 н. 1805 в Герцберге (Саксония), проф. Казан. и Киев. унив., уехал в Дрезден 1858 г. {Венгеров}
  • Кнорр, Эрнст Августович

    профессор Дерптского и Киевского универ. (до 1855 г.), род. 23 ноября 1805 г. {Половцов}
  • Кампенгаузен-Лоддигер, Эрнст, бар

    лифлянд. статистик 1912 г. {Венгеров}
  • Гессен-Филиппсталь-Бархфельдский принц Эрнст

    — генерал от кавалерии, сын ландграфа Адольфа (1742—1803) от брака с Луизой, принцессой Саксен-Мейнингенской († 1805 г.), родился 28 января н. с. 1789 г. в Сковсборге, близ Копенгагена; принят 29 мая 1808 г. на русс
  • Бинеман, Эрнст Иоанн

    механик, учитель в Гатчине; р. 16 янв. 1753, † 17 февр. 1806 г. {Половцов}
  • Бирон, принц Карл Эрнст

    2й сын регента; р. 30 сент. 1728, † 16 окт. 1801 г. {Половцов}
  • Дунтен, Эрнст Карл фон

    в службе с 1754, генер.-майор с 2 апр. 1762 г., шеф пехотн. полка. {Половцов}
  • ЭРНСТ БАРЛАХ

    1870–1938) «Я считаю Барлаха одним из величайших скульпторов, которых мы, немцы, когда-либо имели», — писал Бертольд Брехт. И это справедливо, потому что Барлах не только в совершенстве владел своим ма
  • Унгерн-Штернберг, барон Эрнст Романович

    тайн. сов., чрезвычайный посланник и полномочный мин. в Копенгагене 1836—1855 г. {Половцов}
  • Барон Эрнст Тонелиб

    Известный музыковед в области лютни. Родился в Бреслау 17 февраля 1696 г. Написал два замечательных исследования: "Историческое, теоретическое и практическое исследование лютни", изданное в Германии