Эртель Александр Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Эртель Александр Иванович

Эртель (Александр Иванович) - талантливый писатель. Родился в 1855 г. в Задонском уезде, Воронежской губернии, в одном из помещичьих имений, которыми управлял его отец, обрусевший немец. Воспитание Эртель получил дома; с малых лет изучил, преимущественно практически, сельское хозяйство и, нередко исполняя поручения отца, близко соприкасался с крестьянским миром. 18-летним юношей получил самостоятельную должность в экономии крупного тамбовского землевладельца, где прослужил около 6 лет, после чего перебрался в Петербург. Здесь он продолжал свое самообразование и заведовал одной частной библиотекой. После годового пребывания в столице Эртель заболел и вернулся в родную семью. В 1883 - 1884 годах он снова появился в Петербурге, но за принадлежность к политическим кружкам был арестован и административным порядком выслан в Тверь, где прожил до 1889 г., после чего вернулся в Воронежскую губернию, взяв там в аренду небольшое имение. Во время голодовки 1892 г. он энергично помогал бедствующему населению и вообще практически старался осуществлять многие идеи Льва Толстого . С 1896 г. занял должность управляющего в одном тамбовском имении. На литературное поприще Эртель выступил в 1879 г., обратив на себя внимание критики и публики очерком: "Два помещика". Затем последовал длинный ряд очерков и рассказов, под заглавием "Записки степняка", в "Вестнике Европы" (1880 - 1882), "Русском Богатстве" (1881, "Земец"), "Деле" (1879 - 1882) и других изданиях. В "Русской Мысли" напечатан большой роман Эртеля: "Гарденины, их дворня, приверженцы и враги" (1889 и отдельное издание - 1890) и повести: "Две пары" (1887; отдельное издание, М., 1894), "Минеральные воды" (1886), "Смена" (1891 и отдельное издание 1894), "Духовидцы" (1893), "В сумерках" (1898). Другие его произведения напечатаны в "Вестнике Европы" ("Волхонская барышня", "Пятихины дети", "Ночь под Рождество" и другие), "Деле" ("Крокодил", "Последние времена", "Иностранец Липатка"), "Отечественных Записках" ("Миниатюры"), "Северном Вестнике" ("Карьера Струкова"). Им написаны также драматические сцены "Бабий бунт" (1884). Во всех своих произведениях Эртель является убежденным народником, выше всего ставящим в крестьянстве цельность его устоев, своего рода культуру, которая, в противоположность дворянской и бюрократической, избавлена от разложения. В интеллигенции он подмечает и бичует эгоистическое миросозерцание, узкий, бездушный материализм. С особым вниманием Эртель рассматривает отношения к мужику представителей интеллигенции, начиная от крупных банковских чиновников и кончая помещиками с высшим образованием. Тщательная вырисовка деталей в картинах быта и в изображении внутреннего мира простого народа и образованного класса составляет одну из отличительных черт симпатичного таланта Эртеля, бесспорно тенденциозного, но столь же бесспорно художественного. П. Быков.

Источник: Биографический словарь. 2008

Эртель, Александр Иванович

— талантливый писатель. Род. в 1855 г. в Задонском уезде Воронежской губернии, в одном из помещичьих имений, которыми управлял его отец, обрусевший немец. Воспитание Э. получил дома; с малых лет изучил, преимущественно практически, сельское хозяйство и, нередко исполняя поручения отца, близко соприкасался с крестьянским миром. 18-летним юношей получил самостоятельную должность в экономии крупного тамбовского землевладельца, где прослужил около 6 лет, после чего перебрался в Петербург. Здесь он продолжал свое самообразование и заведовал одной частной библиотекой. После годового пребывания в столице Э. заболел и вернулся в родную семью. В 1883—1884 гг. он снова появился в Петербурге, но за принадлежность к политическим кружкам был арестован и административным порядком выслан в Тверь, где прожил до 1889 г., после чего вернулся в Воронежскую губернию, взяв там в аренду небольшое имение. Во время голодовки 1892 г. он энергично помогал бедствующему населению и вообще практически старался осуществлять многие идеи Льва Толстого. С 1896 г. занял должность управляющего в одном тамбовском имении.


На литературное поприще Э. вступил в 1879 г., обратив на себя внимание критики и публики очерком "Два помещика". Затем последовал длинный ряд очерков и рассказов, под заглавием "Записки степняка", в "Вестнике Европы" (1880—1882), "Русском Богатстве" (1881, "Земец"), "Деле" (1879—1882) и других изданиях. В "Русской Мысли" напечатан большой роман Э. "Гарденины, их дворня, приверженцы и враги" (1889 и отдельное изд. — 1890) и повести: "Две пары" (1887; отд. изд., М., 1894), "Минеральные воды" (1886), "Смена" (1891; отд. изд., 1894), "Духовидцы" (1893), "В сумерках" (1898). Другие его произведения напечатаны в "Вестнике Европы" ("Волховская барышня", "Пятихины дети", "Ночь под Рождество" и др.), "Деле" ("Крокодил", "Последние времена", "Иностранец Липатка"), "Отечественных Записках" ("Миниатюры"), "Северном Вестнике" ("Карьера Струкова"). Им написаны также драматические сцены "Бабий бунт" (1884). Во всех своих произведениях Э. является убежденным народником, выше всего ставящим в крестьянстве цельность его устоев, своего рода культуру, которая, в противоположность дворянской и бюрократической, избавлена от разложения. В интеллигенции он подмечает и бичует эгоистическое миросозерцание, узкий, бездушный материализм. С особым вниманием Э. рассматривает отношения к мужику представителей интеллигенции, начиная от крупных банковских чиновников и кончая помещиками с высшим образованием. Тщательная обрисовка деталей в картинах быта и в изображении внутреннего мира простого народа и образованного класса составляет одну из отличительных черт симпатичного таланта Э., бесспорно тенденциозного, но столь же бесспорно художественного.


П. Быков.


{Брокгауз}





Эртель, Александр Иванович


(1855—1908) — беллетрист. Род. в мещанской семье, школьного образования не получил. Некоторое время вращался в Петербурге в среде писателей и радикальной молодежи, подвергся административной высылке. В конце 70-х гг. Э. испытал значительное воздействие народнических идей, но писателем-народником не стал. Э. был буржуазным культуртрегером и в философской области придавал значение религии. Миросозерцание Эртеля ярко выражено в его переписке, изданной после его смерти (Письма А. Эртеля, М., 1909). Э. выдвинулся рядом рассказов под общим заглавием "Записки степняка" (1880—82). Лучшие его произведения — романы: "Гарденины, их дворня, приверженцы и враги" (1889) и "Смена" (1890). Основная тема романов Э. — смена людей барской культуры буржуазией. Промышленники и купцы выступают в романах Э. не только как хищники, но и как организаторы хозяйств, являющиеся элементом прогресса. Даже деревенские кулаки иногда представлены у него как своего рода носители прогресса. Как художник Э. находился под значит. влиянием классиков, особенно Тургенева. Народный язык его крестьянских персонажей Л. Толстой считал единственным в своем роде в рус. литературе.



Лит.: Батюшков Ф. Д., Критико-биографическая статья, Собр. соч. Э., т. I, М., 1909; Кранихфельд В. П., Провозвестник русской буржуазной культуры (А. И. Эртель), "Современный мир", СПб, 1909, № 2; Бродский Н. Л., Из литературных проектов А. И. Эртеля, "Русская мысль", М., 1911, № 9: его же, Страница из дневника А. И. Эртеля, "Голос минувшего", М., 1913, № 2; Буш В., "Очерки народничества 70—80-х гг.", Москва, 1931.



М. Клевенский.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008