религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная Э., то есть учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная Э., то есть учение о цели космоса и истории, и их конце, В развитой форме присуща иудаизму, христианству, исламу.
ЭСХАТОЛОГИЯ
ЭСХАТОЛОГИЯ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЭСХАТОЛОГИЯ
греч. — последний + учение) — христианское учение о конечных судьбах мира и человечества; включает в себя представления о втором пришествии Иисуса Христа, воскресении мертвых и Страшном Суде (см.) над праведниками и грешниками, грядущем обновлении мира и торжестве праведников в их единении с Богом.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
Эсхатология
греч. eshatos – последний + logos – учение, слово) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. В основе эсхатологии лежат древние представления о наличии в природе скрытых действующих сил, борьбе доброго и злого начал, о загробном наказании грешников и награде праведникам.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Эсхатология
(eschatos – последний + logos – учение) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Эсхатология уходит своими корнями в древние представления о возникновении и гибели универсума, о скрытой борьбе в природе доброго и злого начал, сил света и тьмы. В развитой форме эсхатология присуща иудаизму, христианству, исламу. См. Ислам, Иудаизм, Христианство.
Эсхатология
(греч. учение о последних вещах), система представлений о конечных судьбах отдельных людей, человечества и всего мира. В этом Э. перекликается с апокалипсисом. В Ветхом завете Э. касается прежде всего будущего Израиля. В последнее столетие до н. э. еврейская Э. стала более универсальной, из нее развилась др.-христианская Э., в которой конец света ожидался уже в ближайшее время.
Источник: Словарь античности. 1989
Эсхатология
(греч. учение о конце земного мира) – комплекс воззрений на окончание земной истории, последние судьбы мира и человека. Так как христ. вероучение предполагает не уничтожение, но преображение и спасение тварной реальности, то Э. христианства учит не столько о конце грехопадшего мира, сколько об исполнении изначального замысла Бога, о всеобщем воскресении и соединении твари с Творцом. В результате исчезнет различие между миром Небесным и земным. В Небо вознесется все, предназначенное к вечной жизни, а все недостойное ее исчезнет из состава мироздания. Мы не имеем ясного представления о возможном состоянии людей, которое явится результатом соединения земного и Небесного миров, но, согласно учению Церкви, это состояние должно оказаться в зависимости от отношения к Христу. В частности, разница между праведностью неверующих или нехристиан и праведностью, достигнутой посредством общения в Евхаристии с самим Существом Спасителя, обнаружится после Страшного суда и окажется главным фактором дальнейшего бытия личности. По учению святых отцов, эсхатологическое преображение мира призвано открыть его духовное существо, спрятанное до поры под покровом реальности, и привести возрожденное человечество к уяснению истинной основы жизни в Божественном свете. Но для неверующей души это уже будет не сознание Бога, свободно осуществляющееся в согласии с благодатью, но сознание, принудительно возникшее помимо воли личности, а потому способное причинить мучительные страдания.
Источник: Краткий православный словарь.
ЭСХАТОЛОГИЯ
(греч. «учение о конце земного мира») – комплекс воззрений на окончание земной истории, последние судьбы мира и человека. Так как христианское вероучение предполагает не уничтожение, но преображение и спасение тварной реальности, то эсхатология учит не столько о конце падшего мира, сколько об исполнении изначального замысла Бога, о всеобщем воскресении и соединении твари с Творцом. В результате исчезнет различие между миром небесным и земным. В небо вознесется все, предназначенное к вечной жизни, а все недостойное ее исчезнет из состава мироздания. Мы не имеем ясного представления о возможном состоянии людей, которое явится результатом соединения земного и небесного миров, но, согласно учению Церкви, это состояние должно оказаться в зависимости от отношения к Христу. В частности, разница между праведностью неверующих или нехристиан и праведностью, достигнутой посредством общения в Евхаристии с самим Существом Спасителя, обнаружится после Страшного суда и окажется главным фактором дальнейшего бытия личности. По учению святых отцов, эсхатологическое преображение мира призвано открыть его духовное существо, спрятанное до поры под покровом реальности, и привести возрожденное человечество к уяснению истинной основы жизни в Божественном свете. Но для неверующей души это уже будет не сознание Бога, свободно осуществляющееся в согласии с благодатью, но сознание, принудительно возникшее помимо воли личности, а потому способное причинить мучительные страдания. Ю
Источник: Православие. Словарь-справочник.
ЭСХАТОЛОГИЯ
от греч. esxatos - последний, конечный и logos - слово, учение) - совокупность религ. представлений о конце мира, завершении историч. процесса, конечных судьбах человечества (универсальная Э.), загробной жизни отдельного человека (индивидуальная Э.). В древних вост. религ. системах (Китая, Индии, Шумера и особенно Др. Египта) вырабатывались комплексы детализированных эсхатологич. идей, закрепленные мифологией. В религ. учениях, проникнутых идеей цикличности процессов, вечного круговорота бытия (повторение цикла: жизнь - смерть - жизнь), об Э. можно говорить лишь условно, ибо в них отсутствует идея абсолютного конца. Э. в собственном смысле складывается в религиях, в к-рых "конец" понимается как нечто абсолютное - как прекращение всякого земного существования - как "вечная жизнь" (спасение) или "вечное осуждение" (погибель). Наиболее развитую систему Э. создали иудаизм и христианство. В иудаизме Э. охватывает не только судьбу индивида, но и судьбы всего "избранного народа"; складывается концепция воскресения праведников, наступления (в результате прихода мессии и после Страшного суда) "будущего века". Христианские эсхатологич. идеи во многом заимствованы из иудейской Э., освобожденной, однако, от ее национальной ограниченности. Эсхатологич. представления ярко выражены в древнейшем памятнике раннехрист. лит-ры Апокалипсисе. Ожидание окончательной победы добра над силами зла в христ. вероучении связывается со вторым пришествием мессии. В ср. века эсхатологич. идеи христианства использовались церковью, запугивавшей нар. массы страшным судом, адскими муками и т. п., в то же время в центре внимания крестьянских, плебейских ересей (иоахимиты, апостолики, амальрикане и др.) оказались идеи мирового переворота, гибели всех притеснителей. Они переплетались с хилиастич. идеями (см. Хилиазм), в совокупности с к-рыми отражали чаяния социальной справедливости. В совр. христианстве эсхатологич. идеи особенно ярко выражены в вероучениях адвентистов, пятидесятников и иеговистов. Б. Я. Рамм. Ленинград.