ЭСТЕТИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭСТЕТИКА
(от греч. aisthetikys — чувствующий, чувствительный) — наука о законах создания и освоения эстетических и художественных ценностей. В практике художественного творчества — совокупность принципов, определяющих стиль и выбор изобразительных средств писателя, художника, скульптора, архитектора, музыканта и композитора.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Эстетика
греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – философская наука о закономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Как наука эстетика раскрывает различные стороны природы искусства, его происхождение, сущность и связь с другими формами общественного сознания.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ЭСТЕТИКА
философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина выделяется в XVIII в. у А. Баумгартена, который ввел сам термин Э. для обозначения «науки о чувственном знании». В XVIII–начале XIX вв. развивается понимание Э. как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли была проблема прекрасного.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Эстетика
(от греч. aisthanesthai — воспринимать посредством чувств). Э. как особая дисциплина вычленяется в 18 в. у А. Баумгартена (1714–1762), введшего термин и понятие «Э.». Однако уже в др. классич. эпоху Э. стала развиваться как самостоятельная наука, основы которой заложили греки. Их теоретич. разработки были продолжены римлянами. Надо заметить, что эстетич. суждения в классич. времена гл. обр. являлись составной частью натурфилософии, теории государства, этики и педагогики. Эстетич. категории (красота, гармония, мера) в античные времена считались не только характеристикой и эталоном произведения искусства или явления природы, по и формообразующими принципами как природы в целом (космос), так и обществ, жизни (полис). По этой причине совокупный комплекс Э. не представлял собой в античности нечто замкнутое и обособленное: либо эстетич. проблемы обсуждались во взаимосвязи с другими проблемами, либо отдельные части Э. рассматривались самостоятельно. Труды, посвящ. эстетич. проблемам, б. ч. утрачены. Наиболее полно сохранились источники в области поэтики, тесно связанной с риторикой. Наибольшую ценность представляют «Поэтика» Аристотеля, «О поэтическом искусстве» Горация, а также труды Филодема и Плутарха. Начала античной музыкальной Э. дошли до нас в форме фрагментов произведений пифагорейцев, Платона, Аристотеля, Аристоксена, Филодема и других. Из обширной античной теоретич. литературы об изобразительном искусстве, за исключением неск. ссылок у Платона и Аристотеля, а также фрагментов у Витрувия, почти все представляющее ценность утрачено, как, например, «Канон» Поликлета. Сохранились более поздние описания произведений искусства, сделанные Плинием Старшим, Филостратами, Каллистратом и отчасти в описаниях путешествий (Павсаний). В достаточно полной мере судить об эстетич. взглядах в античную эпоху позволяют сохранившиеся произведения искусства: скудные остатки живописи, более полно сохранившиеся произведения поэзии и скульптуры и почти полностью утрач. музыкальные произведения. Они свидетельствуют о том, что греч. литература и искусство уже достигли высокого уровня развития, когда возникли начала Э. Она затронула вопросы, которые сохранили актуальность по сей день и ответы на которые античной Э. явились значительным вкладом в Э. реализма. Развитие античной Э. делится на четыре периода: 1. Доклассич. период (от нач. до кон. 5. в. до н. э.); хронологически он совпадал с периодом, когда греч. города-государства достигли вершины своего социально-экономич., политич. и культурного развития, и характеризуется выделением на первый план красоты, гармонии и меры, рассматривавшихся иногда с материалистич. позиций (Гераклит, Демокрит); 2. Классич. период; его нач. относится к 4 в до н. э. и характеризуется начинающимся упадком экономич. и политич. могущества греч. городов-государств; связующим элементом этого периода с первым являлись эстетич. разработки Сократа; к наивысшим достижениям классич. Э. принадлежит идеалистич. Э. Платона и возникшая в противоборстве с ней Э. Аристотеля, содержавшая значительное количество материалистич. элементов. В качестве осн. проблем в этот период рассматривались: отношение искусства к действительности (mimesis); красота; социальные, политич., этич. и педагогич. аспекты воздействия искусства; форма и содержание произведений искусства; вопросы категорий; 3. Римский период; его наивысшие достижения относятся к 1 в. до н. э. Предпосылками возникновения и развития рим. Э. являлись расцвет политич. государственности и культуры Рима, упадок республики и укрепление власти императоров. Она вобрала в себя лучшие достижения греч. Э. и обогатила ее собств. содержанием. Рим. Э. занималась, в частности, проблемами стиля, отдельными эстетич. категориями (Гораций, Цицерон) и создала развернутую, обоснованную, материалистич. теорию возникновения культуры и искусства (Лукреций); 4. Позднегреческий период (1-3 вв. н. э.); хронологически он совпал с углубляющимся кризисом и упадком эллинистич. культуры, вызванными распадом Римской империи. Позднегреч. Э. рассматривала в первую очередь вопросы стиля и формы, отдельные эстетич. категории (возвышенное у Псевдо-Лонгина; фантазия у Филострата Старшего), различные художеств, выразительные средства и воздействие искусства. Упадок античной Э. наиболее отчетливо просматривается в метафизическо-аскетич. учении Плотина о красоте, сыгравшем роль связующего элемента со Ср.-век. Э. Непреходящее значение античной Э. объясняется тем, что на вопрос о взаимосвязи и взаимоотношении искусства и действительности ее лучшие представители отвечали с материалистич. позиций, доказывали объективность прекрасного, ставили человека в центр эстетич. суждений, подчеркивали общественностровоспитательную роль искусства, разработали новые эстетич. категории и способствовали решению проблем, которые были связаны с другими категориями Э. В эпоху Возрождения некоторые из произведений античности по эстетике, например труды о поэтике Аристотеля и Горация, приобрели канонич. значимость. Наибольшее воздействие античная Э. оказала на развитие итал. Ренессанса, франц. классицизма, Просвещения (Дидро, Лессинг), наложила заметный отпечаток на творчество нем. классич. поэтов, искусствоведов и философов (Форстер, Винкельман, Гете, Шиллер, Гельдерлин и Гегель).

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
333.57 кб

Эстетика парадов и демонстраций как праздничных ритуалов советской культуры

Шумихина Людмила Аркадьевна, Попова Виктория Николаевна
В статье рассматриваются трансформации праздничной культуры в послереволюционный период, анализируется складывающаяся советская эстетика и формы ее репрезентации.
Читать PDF
258.52 кб

У. Ч. Даймок эстетика и границы нации: Кант, Паунд и «Сатердей Ревью»

И.Г.
Dimock W.Ch. Aesthetics at the limits of the nation: Kant, Pound, and the «Saturday Review» // Amer. lit. Durham, 2004. Vol. 76, N 3. P. 525-547.
Читать PDF
990.44 кб

Эстетика города и городской образ жизни как атрибуты экономического благополучия в представлениях жи

Агеева Вера Валентиновна, Агеев Илья Александрович, Николаева Анастасия Михайловна
Актуальность работы обусловлена необходимостью более глубокого изучения феномена потребительского общества в СССР, что предполагает описание универсальной модели потребительского идеала, раскрывающей причинно-следственные связи по
Читать PDF
2.58 мб

Этническая эстетика и декоративная особенность традиционного эвенкийского костюма

Белянская М.Х.
Традиционный костюм эвенков практичен в использовании и обладает гармоничным декором, созданным из простых материалов, но со своеобразными технологиями шитья всевозможных строчек, аппликаций и вышивкой бисером.
Читать PDF
260.58 кб

Э. В. Комина. Эстетика синестезии: к истории вопроса

И.Г.
Читать PDF
263.00 кб

Л. С. Бычкова. Эстетика Александра Бенуа

И.Г.
Читать PDF
305.68 кб

В. А. Крючкова. Увидеть невидимое. Эстетика возникновения-исчезновения в искусстве ХХ века

Фетисова Т. А.
Читать PDF
100.66 кб

Эстетика на переломе культурных традиций

Галинская И. Л.
Эстетика на переломе культурных традиций. М., 2002. 237 с.
Читать PDF
231.36 кб

Эстетика видео: к проблеме терминологии и сущности явления

Потемкин С. В.
В современном искусствознании нет научного определения понятия «эстетика видео».
Читать PDF
446.04 кб

Новая эстетика информационной эпохи: искусство как база данных

Соловьев А. В.
Статья посвящена проблеме новой эстетики в информационном обществе. Цифровые технологии открыли новый этап эволюции искусства, на котором исчезают традиционные границы между подлинником и копией, между автором и зрителем.
Читать PDF
159.54 кб

Эстетика пространства в культурно-историческом и экзистенциальном контексте

Лишаев Сергей Александрович
В статье исследуются культурно-исторические и экзистенциальные основания кризиса классической эстетики.
Читать PDF
833.70 кб

Эстетика кибернетического искусства 1950-1960 гг. : алгоритмическая живопись и роботизированная скул

Галкин Дмитрий Владимирович
Рассматривается малоизученное в отечественной науке о культуре кибернетическое искусство 1950-1960-х гг., его становление и эстетика.
Читать PDF
301.17 кб

В. Бычков. Эстетика в свете истории. Древняя Русь

С.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Эстетика костюмов субкультуры готов как выражение идей современного романтизма

Музалевская Юлия Евгеньевна
Читать PDF
0.00 байт

Звуки, рожденные из чисел, кибер-театр и компьютерная поэзия: эстетика случайности в кибернетическом

Галкин Дмитрий Владимирович
Автор анализирует историю и эстетику кибернетического искусства 1950-1960-х гг., которым пока не уделялось достаточного внимания в отечественных исследованиях культуры ХХ в.