самоназвание - ээстласед), народ. В Российской Федерации 46,4 тыс. человек. Основное население Эстонии. Живут также в США, Канаде, Швеции и Австралии. Язык эстонский прибалтийско-финской ветви финно-угорской семьи языков. Верующие - в основном лютеране, есть православные (в основном сету).
ЭСТОНЦЫ
ЭСТОНЦЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Эстонцы
(самоназвание – ээстласед) – народ, основное население Эстонии (963 тыс. чел.), в Российской Федерации 46,4 тыс. чел. Живут также в Канаде, США, Швеции, Австралии. Общая численность 1,1 млн. чел. (1992). Говорят на эстонском языке, относящемся к прибалтийско-финской группе финно-угорских языков. Предки эстонцев – финноязычные племена появились на территории Эстонии, вероятно, в 3 тыс. до н.э. В течение последующих тысячелетий в их состав влились отдельные балтийские, частично северо-германские (скандинавские), а с конца 1 тыс. н.э. восточно-славянские элементы, что нашло заметное отражение в языке, антропологическом типе и материальной культуре. В начале 2 тыс. н.э. древние племенные группировки эстонцев постепенно заменились территориальными. Примерно тогда же начала формироваться эстонская народность. Формирование эстонской народности ускорилось в начале 13 в. в ходе борьбы против немцев. Тогда же эстонцы были обращены в католичество, которое в период Реформации в 16 в. сменилось лютеранством. В 1710 г., в ходе Северной войны, Эстония была присоединена к России. См. Германцы, Ижора, Иру, Каменные могильники, Сету, Славяне, Финны, Чудь.
ЭСТОНЦЫ
, самоназвание ээстласед, до XIX в. называли себя маарахвас («народ своей земли»). Эстонский язык относится к западно-финской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Эстонский этнос сформировался в результате смешения древнего населения Вост. Прибалтики и пришедших с востока в 3 тыс. до н.э. финно-угорских племен. Позднее вобрал восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы. Во 2 тыс. н.э. части территории, заселенной эстонцами, в разное время входили в состав Ливонского ордена, Дании, Речи Посполитой, Швеции. В ходе Северной войны 1700—1721 гг. Эстония была присоединена к Российскому государству. В февр. 1918 г. была провозглашена независимая Эстонская Республика, в течение ноября 1918 — янв. 1919 г. существовала Эстонская Советская Республика. В 1940 г. Эстония стала одной из союзных республик СССР, в 1991 г. получила независимость. У эстонцев выделяется особая этническая группа сету, некоторые ученые называют ее самостоятельной этнической общностью. Сету проживают в Печорском районе Псковской области России, в юго-восточной части Эстонии. От остальных эстонцев их отличает сохранение архаичных древнеэстонских черт в культуре, восприятие восточно-славянских элементов, приверженность православному вероисповеданию и особенности языка. По переписи 1989 г., в Эстонии проживало 983 тыс. эстонцев. Общая численность эстонцев в России на 2002 г. — 28 113 человек. На территорию Перм. края эстонцы переселялись в поисках земель в ходе аграрной реформы в кон. XIX — нач. XX вв. В 1895 г. жители острова Хийумаа (Даго) Эстляндской губернии основали поселение Даго (Новопетровка) бывшей Аскинской вол. Бирского уезда Уфимской губ., ныне — Октябрьский район Пермского края. В Оханском уезде эстонцы с помощью Крестьянского поземельного банка приобретали землю и основывали хуторские поселения. Эстонцы были выходцами из Эстляндской и Лифляндской губерний, а также сету из Псковской губернии. Кроме этого, в города приезжали эстонцы, занятые в торговой и промышленной сферах; Прикамье стало временным местопребыванием для ссыльных эстонцев начала и второй четверти XX в., эвакуированных в ходе Первой мировой войны; большое число эстонцев появилось в годы раскулачивания и репрессий, эвакуации и депортации во время Второй Мировой войны. Численность эстонцев на территории Пермского края вследствие постоянных миграционных потоков не была устойчивой. По переписи 1897 г., в Перм. губ. насчитывалось 25 эстонцев. В 1920-е гг. на территории современного Перм. края проживало более 670 эстонцев, наибольшее число было зафиксировано в 1959 г. — 1 128 чел., в 2002 г. насчитывалось 196 эстонцев. Городское эстонское население в основном было сосредоточено в Перми и Кунгуре. Компактные сельские поселения эстонцев существовали в Сивинском и Октябрьском р-нах, а также непродолжительное время в Ершовской вол. Осинского уезда.
Первоначально эстонцы селились хуторами и небольшими деревнями. С ликвидацией хуторской системы эстонцы Сивинского р-на переселись в соседние русские деревни и села, в Октябрьском р-не — в моноэтничную д. Новопетровку, в которой продолжают проживать до наст. времени. Основным занятием эстонцев в Прикамье было земледелие и животноводство. Вспомогательное значение имели пчеловодство, охота, собирательство, рыболовство. Эстонцы ценились как умелые ремесленники и промысловики, они занимались бондарным и кузнечным делом, выделкой кожи, мыловарением, ткачеством, шитьем обуви и др. На территории Прикамья эстонцы первоначально обустраивали усадебный комплекс в традиционном прибалтийском варианте — с объединенными под одной крышей хозяйственной ригой и жилым помещением в один ряд, позднее стали размещать жилище и хозяйственный двор раздельно. Кроме этого, эстонцы приобретали готовые дома местных жителей. В основе жилой части был деревянный четырехугольный сруб. Дом обычно делился на несколько частей, по планировке он повторял как известные типы жилища в Эстонии с разделением на кухню и несколько комнат, так и дома соседнего русского населения со связью изба-сени. До середины XX в. эстонские дома отличались крытой дранкой крышей (в Сивинском р-не), особым устройством печи, которая имела «теплую стенку» с коленчатым дымоходом, приделанную у шестка плиту и подтопок. В комплексе народной одежды уже в конце XIX — начале XX в. преобладали городские формы костюма. До середины XX в. продолжали использовать, вместе с покупными, домотканые ткани. Мужской одеждой были рубаха, штаны, верхняя одежда в виде пиджака или куртки. Женский костюм состоял из рубахи и юбки. Общей для мужчин и женщин верхней одеждой были длиннополые пальто из шерстяной (суконной) ткани и меховые овчинные шубы. Этническую специфику сохраняли шерстяные вязаные варежки, перчатки, носки и чулки. Эти элементы одежды остаются востребованными и в начале XXI столетия. Традиционной обувью являлись кожаные «поршни» и «чубрики», были распространены лыковые и берестяные лапти, вязанные из льняных веревок лапти-пакальники, валенки и пимы. В религиозном отношении эстонцы — лютеране, есть православные. Традиционные ритуалы, народные обычаи сохранялись в семейной среде и праздничной культуре эстонцев до середины XX в. В Октябрьском р-не в свойственной эстонцам традиции с поджиганием ствола липы продолжает праздноваться Иванов день (Липка). Характерной чертой эстонской группы Пермского Прикамья является ее разобщенность. В их среде рано начали проявляться ассимиляционные процессы, что привело к уменьшению численности эстонцев в Прикамье. Небольшими центрами по изучению истории, сохранению элементов материальной культуры эстонского населения Пермского Прикамья можно назвать школьные музеи Октябрьского р-на.
Лит.:Маамяги, В.А. Эстонцы в СССР, 1917—1940 гг. М., 1990; Населённые пункты Уральской области. Свердловск, 1928. Т. VIII, IX, XI; Садиков, Р.Р. Эстонцы Башкортостана: обзор архив. источников // Археография Южного Урала. Уфа, 2004. С. 174—175; Тынурист, И.В. Эстонцы // Народы России: энцикл. М., 1994. С. 423—427; Черных А.В. Традиции и технологии земледелия в эстонских хуторах Прикамья // Хлеб-батюшка: Хлеб в традиционной культуре народов Октябрьского района. Пермь, 2010. С. 77—84; Черных, А.В. Эстонцы в Пермском крае: Очерки истории и этнографии / А.В. Черных, Т.Г. Голева, С.А. Шевырин. СПб., 2010.
Т.Г. Голева
Первоначально эстонцы селились хуторами и небольшими деревнями. С ликвидацией хуторской системы эстонцы Сивинского р-на переселись в соседние русские деревни и села, в Октябрьском р-не — в моноэтничную д. Новопетровку, в которой продолжают проживать до наст. времени. Основным занятием эстонцев в Прикамье было земледелие и животноводство. Вспомогательное значение имели пчеловодство, охота, собирательство, рыболовство. Эстонцы ценились как умелые ремесленники и промысловики, они занимались бондарным и кузнечным делом, выделкой кожи, мыловарением, ткачеством, шитьем обуви и др. На территории Прикамья эстонцы первоначально обустраивали усадебный комплекс в традиционном прибалтийском варианте — с объединенными под одной крышей хозяйственной ригой и жилым помещением в один ряд, позднее стали размещать жилище и хозяйственный двор раздельно. Кроме этого, эстонцы приобретали готовые дома местных жителей. В основе жилой части был деревянный четырехугольный сруб. Дом обычно делился на несколько частей, по планировке он повторял как известные типы жилища в Эстонии с разделением на кухню и несколько комнат, так и дома соседнего русского населения со связью изба-сени. До середины XX в. эстонские дома отличались крытой дранкой крышей (в Сивинском р-не), особым устройством печи, которая имела «теплую стенку» с коленчатым дымоходом, приделанную у шестка плиту и подтопок. В комплексе народной одежды уже в конце XIX — начале XX в. преобладали городские формы костюма. До середины XX в. продолжали использовать, вместе с покупными, домотканые ткани. Мужской одеждой были рубаха, штаны, верхняя одежда в виде пиджака или куртки. Женский костюм состоял из рубахи и юбки. Общей для мужчин и женщин верхней одеждой были длиннополые пальто из шерстяной (суконной) ткани и меховые овчинные шубы. Этническую специфику сохраняли шерстяные вязаные варежки, перчатки, носки и чулки. Эти элементы одежды остаются востребованными и в начале XXI столетия. Традиционной обувью являлись кожаные «поршни» и «чубрики», были распространены лыковые и берестяные лапти, вязанные из льняных веревок лапти-пакальники, валенки и пимы. В религиозном отношении эстонцы — лютеране, есть православные. Традиционные ритуалы, народные обычаи сохранялись в семейной среде и праздничной культуре эстонцев до середины XX в. В Октябрьском р-не в свойственной эстонцам традиции с поджиганием ствола липы продолжает праздноваться Иванов день (Липка). Характерной чертой эстонской группы Пермского Прикамья является ее разобщенность. В их среде рано начали проявляться ассимиляционные процессы, что привело к уменьшению численности эстонцев в Прикамье. Небольшими центрами по изучению истории, сохранению элементов материальной культуры эстонского населения Пермского Прикамья можно назвать школьные музеи Октябрьского р-на.
Лит.:Маамяги, В.А. Эстонцы в СССР, 1917—1940 гг. М., 1990; Населённые пункты Уральской области. Свердловск, 1928. Т. VIII, IX, XI; Садиков, Р.Р. Эстонцы Башкортостана: обзор архив. источников // Археография Южного Урала. Уфа, 2004. С. 174—175; Тынурист, И.В. Эстонцы // Народы России: энцикл. М., 1994. С. 423—427; Черных А.В. Традиции и технологии земледелия в эстонских хуторах Прикамья // Хлеб-батюшка: Хлеб в традиционной культуре народов Октябрьского района. Пермь, 2010. С. 77—84; Черных, А.В. Эстонцы в Пермском крае: Очерки истории и этнографии / А.В. Черных, Т.Г. Голева, С.А. Шевырин. СПб., 2010.
Т.Г. Голева
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.