Этнография

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Этнография
часть этнологии, фиксирующая культурно-бытовые и социальные отличия между народами.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Этнография
греч. ethnos – племя, народ + grapho – пишу) – народоведение, наука, описывающая бытовые и культурные особенности народов мира.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Этнография
греч.) - отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение (этногенез), расселение, бытовые и культурные особенности народов и их культурно-исторические взаимоотношения.

Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма. 1999

ЭТНОГРАФИЯ
этнология, народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этногеография) и культурно-исторических взаимоотношений народов (историческая Э.)-Оформилась как наука в XIX в. с возникновением эволюционной школы. Развитию Э. в России способствовали труды Н. Н. Миклухо-Маклая, М. М. Ковалевского, Л. Н. Анучина.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЭТНОГРАФИЯ
от греч. еthnos - племя, народ и grapho - пишу), этнология, народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этногеография) и культурно-исторических взаимоотношений народов (историческая Э.). Оформилась как наука в 18-19 вв. Важнейший вклад в Э. принадлежит Г. Ф. Миллеру, П. С. Палласу, Н. И. Миклухо-Маклаю, М.М. Ковалевскому, Д. Н. Анучину, С. А. Токареву и др.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Этнография
Описательное изучение ограниченной группы людей, имеющей общие цивилизационные характеристики (этноса); оно предполагает работу и наблюдения этнографа «в поле». Цель этнографии - путем изучения нравов, верований, религиозных практик, институций, техники и искусства создать документальную базу для этнологического исследования данной группы. Этнографический подход, использующий практику включенного наблюдения внутри изучаемой группы, в настоящее время находит применение в понимающей социологии и истории.
• Историческая антропология, Этнология

Источник: Словарь историка 2011

"ЭТНОГРАФИЯ"
научный этнографич. журнал. Издавался в 1926-30 в Москве - Ленинграде. Вышло 12 книг (часть из них сдвоены; в 1926 - кн. 1/2, в 1927 - кн. 3-4, в 1928 - кн. 5-6, в 1929 - кн. 7-8, в 1930 - кн. 9/10-12). Ответственный редактор - акад. С. Ф. Ольденбург. В журнале публиковались статьи по этнографии, фольклористике, культуре, лингвистике народов СССР и др. стран, рецензии на вышедшие этнографич. работы, обзоры деятельности сов. и зарубежных этнографич. учреждений, информация о работе музеев и выставок и т. п. С 1931 стал издаваться журнал "Советская этнография".

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Этнография
общественная наука, изучающая народы-этносы и другие этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения. Основной предмет этнографии составляют черты традиционной повседневной (бытовой) культуры народа, образующие его этнический облик. Главный источник этнографии – данные, полученные методом непосредственного наблюдения жизни народа. Во взаимодействии с другими науками (археология, антропология, история) этнография воссоздает этническую историю, первобытнообщинный строй (по его пережиткам у современных народов). С искусствоведением и фольклористикой этнографию связывает проблематика народного творчества, с экономическими науками, социологией - исследование хозяйственной деятельности и социальной структуры, с языкознанием – проблема языкового родства, влияний и т.д. Данные географии используются при изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, при составлении этнографических карт. Миграция и численность народов исследуются совместно с демографией, этногенез – с антропологией. См. Антропология, Этногенез.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Этнография
(греч. описание народов), основы греч. Э. были заложены в гомеровском эпосе. Гомер упоминал назв. различных народов, обычаи чужеземных народов сравнивал с греч. Собственно Э. развивалась в рамках «Историй» («Исследований») у ионийцев, благодаря торговле поддерживавших контакты со многими народами. Впервые этнографич. интересы проявляются у Гекатея Милетского, в сочинениях которого описывались образ жизни каждого народа (одежда, прически, жилища, нравы и обычаи), а также природные условия различных стран. Греч, народ не был еще предметом Э., а служил лишь основой для сравнения. Продолжателем ионийских традиций был Геродот, который (как и другие историки после него) включал в свои историч. труды многочисл. экскурсы о других народах (скифах, фракийцах, ливийцах, египтянах, персах, лидийцах). Критич. рассмотрение собранного этнографич. материала проводилось уже в 5 в. до н. э. софистами, которые утверждали, что моральные нормы относительны и могут быть оспорены. В кон. 5 в. до н. э. Критий в свои описания государств, устройства афинян, фессалийцев и спартанцев включил этнографич. исследования греч. племен. Обширные материалы подобного рода имелись в 158 «Политиях» Аристотеля. Дошедшее до нас в составе «Corpus Hippocraticum» сочинение «О воздухе, воде, местностях» объясняет различия в образе жизни, физиологич. и духовные особенности народов климатич. и географич. факторами. Со времен эллинизма возрос интерес к диковинным вещам, чему способствовали контакты с Индией, фантастич. описания ее жителей, их образа жизни. В связи с этим, а также под влиянием этич. воззрений развивалась идеализация определ. народов и отдельных племен собств. народа. Так, уже Ксенофонт идеализировал спартанцев и персов, позднее идеализировались египтяне, аркадийцы, индийцы (брахманы, гимнософисты) и скифы. Последние, будучи сев. народом, отождествлялись с легендарными гиперборейцами, жившими на краю света. Значительная часть таких трудов сохранилась во фрагментах, особенно в Geographika Страбона. Известнейшая этнографич. монография на лат. яз. — «Germania» Тацита, весьма ценная для изучения герм, ранней истории. Посидоний развил теорию о взаимосвязи между климатич. и географич. особенностями страны и нац. характером ее народа, придавая большое значение также влиянию расположения звезд. Интересные этнографич. сведения содержатся не только в историч. трудах, но также в сочинениях по военной стратегии и тактике.

Источник: Словарь античности. 1989

ЭТНОГРАФИЯ
1) родственная этнологии наука, основной задачей которой является накопление и первоначальная систематизация сведений о быте и культуре различных этнических групп, преимущественно ведущих традиционный образ жизни; 2) то же, что и этнология. Опыты этнографического описания окрестных народов предпринимались еще античными (Геродот) и средневековыми (император Маврикий, Константин Багрянородный) авторами. С открытием Нового Света и началом миссионерской работы среди местных племен появились труды, посвященные истории, быту, обычаям и языкам индейцев (Г. Овьедо-и-Вальдес, П. Сьеса де Леон, Д. де Ланда), а в дальнейшем - народов Австралии и Океании (Ш. ле Гобиен, Л. А. де Бугенвиль). XIX век ознаменовался совершенствованием теоретических оснований этнографии, возникновением первых этнографических школ (мифологическая, эволюционная, культурно-историческая), а также развитием собирательской практики. К середине XIX века Э. оформилась как самостоятельная наука. В сферу изучения этнографии оказались вовлечены не только племена «дикарей», обитавшие в Америке, Австралии или Океании, но и народы Старого Света, Кавказа, Азии и Сибири.
В XX в. шло дальнейшее развитие методологической основы этнографии и совершенствование полевых собирательских приемов, чему способствовало использование аудиозаписывающей техники, фотографии и киносъемки. Относительно молодым развивающимся направлением современной этнографии является этнография города, в которой объектом изучения становятся массовые представления и практики жителей урбанизированных территорий. Важнейшей частью этнографического исследования является непосредственное наблюдение за жизнью изучаемого общества. Ученый может либо проживать среди носителей изучаемой традиции (стационарный метод), либо проводить относительно краткие и специализированные обследования интересующих его регионов в течение определенного полевого сезона (экспедиционный метод). Кроме того, возможен сбор этнографического материала путем распространения анкет. Наконец, определенное значение для этнографических исследований имеют письменные и вещественные источники. Обобщение этнографического материала позволяет получить сведения о структуре и ценностных системах изучаемого общества, о путях и механизмах распространения информации, о тенденциях развития изучаемой культуры. Этнографическая работа тесно переплетается с музейной и выставочной деятельностью.
В то же время, многие этнографы склонны скорее скептически оценивать практики реконструкции традиционных обрядов и празднеств, этническое искусство и иные формы воспроизведения народного творчества за пределами естественной для него среды (так называемый «постфольклор»).
Лит.: ИтсР. Ф. Введение в этнографию: учеб. пособие. 2-е изд. Л., 1991; Народы России: энциклопедия. М., 1994; Свод этнографических понятий и терминов. М, 1986-1995. Вып. 1-6; Токареве. А. История зарубежной этнографии: учеб. пособие. М., 1978; Токарев С. А. История русской этнографии: (дооктябрьский период). М, 1966; Чистов К. В. Фольклор, текст, традиция. М, 2005. Д. А. ДОБРОВОЛЬСКИЙ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

ЭТНОГРАФИЯ
историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру.
Термин (от др.-греч. "этнос" - народ, "графо" - пишу) означает народоведение. Э. тесно связана с археологией, антропологией, географией и языкознанием. Она занимается непосредственными наблюдениями и изучением быта и нравов народов земного шара, их расселения и культурно-исторических взаимоотношений. За рубежом Э. делится на описательную (собственно Э.) и теоретическую (этнология) . Она, как правило, включается в общую систему наук о человеке - антропологию, которая состоит из доистории (первобытная археология), физической антропологии, социальной антропологии, этнологии, фольклора, лингвистики и археологии.
Э. как самостоятельная наука выделилась в сер. XIX в., но ее данные задолго до этого использовались в исторических исследованиях.
Этнографические сведения содержатся в фольклоре, в древнейших письменных источниках. Так, уже в надписях на гробницах Древнего царства в Египте сообщаются сведения о жителях соседних стран - Нубии, Сирии, Палестины, Аравии. В трудах Геродота описываются многие народы, характеризуются их обычаи, верования, нравы, основные занятия. Этнографические сведения содержатся и в древнейшем памятнике рус. письменности - Повести временных лет. Сведения этнографического характера содержатся в местных летописях, "Слове о полку Игореве", "Хождении за три моря" Афанасия Никитина, ясачных книгах, "Книге Большому чертежу" и т.
Первая русская этнографическая монография была написана в 1715 г.
Новицким. Она была опубликована лишь в конце XIX в., хотя собранные Новицким материалы еще в начале XVIII в. вошли в науку. Выдающуюся роль в развитии Э.
сыграл видный историк и известный политический деятель XVIII в. В. Н.
Татищев. Он требовал точности и такта в беседах с населением, отмечал необходимость критически относиться к полученной информации.
Э. в школе. Готовясь к экспедиции и экскурсии, необходимо четко определить, что учащиеся должны делать, какой фактический материал они должны собрать. При распределении заданий следует учитывать интересы и склонности учащихся. Напр., девочки охотно берут темы "Домашняя обстановка и внутреннее убранство квартир", "Продукты питания и национальные блюда", "Предметы одежды, обуви, украшений", а мальчики - "Жилые и хозяйственные постройки", "Орудия труда и охоты" и др.
Опрос населения нельзя проводить беспорядочно. Сначала необходимо подобрать информаторов из местных жителей. С этой целью обычно обращаются в местные общественные организации, к работникам школ и других учреждений.
Беседу с информатором рекомендуется начинать с объяснения целей и задач, которые ставят перед собой участники экспедиции или экскурсии. Необходимо стремиться к тому, чтобы беседа носила непринужденный характер и не превращалась в допрос. Во время беседы лучше всего воспользоваться вопросником. Это делается для того, чтобы не упустить главное, не отклониться от интересующей темы. Однако не обязательно задавать вопросы в той последовательности, в какой они составлены. Важно не оставить ни одного вопроса без ответа. Материалы, которые собираются, фиксируются в полевых тетрадях. На первой странице записываются тема поисковой работы, фамилия и имя школьника, а также класс, который он окончил, время работы экспедиции или проведения экскурсии.
Записи в полевой тетради ведутся на одной стороне листа, причем запись каждой новой беседы с информатором начинается с новой страницы. Их надо делать разборчивым почерком. Если этого нельзя сделать во время беседы, то сразу после нее все записи должны быть перепечатаны, поправлены, а все сокращения расшифрованы. Любые исправления, дополнения и уточнения делаются в полевой тетради только ее владельцем и только во время полевых работ.
Всякого рода добавления и приписки, сделанные другими лицами или после окончания полевых работ, считаются грубейшим нарушением правил ведения полевых документов. Все листы нумеруются, и в конце тетради ставится их количество.

Источник: Археологический словарь. 1996

ЭТНОГРАФИЯ
(народоведение), наиб. ранние этнографич. сюжеты о народах Пенз. края содержатся в русских летописях 12–16 вв. В них рассказывается о важнейших полит. событиях, поселениях, жилищах, хоз. занятиях, религиозных верованиях, обществ. устройстве и семейном быте, межэтнических взаимоотношениях, этнических границах, этнонимах и многом другом. Эмпирический материал о морд. и тат. народах содержится в произведениях иностранных путешественников 13–17 вв. Венгерский монах- доминиканец Юлиан (13 в.) представлял «царство Мордванов» как обширную страну, населенную жестокими язычниками. Это восприятие отразилось и в описаниях монахов-францисканцев – итальянца Плано Карпини и фламандца Виллема Рубрука (13 в.); Рубрук был первым западноевропейским путешественником, обратившим внимание на бинарность мордвы. На основе сведений 13–15 вв. появляются новые данные, касающиеся народов Пенз. края. Наиб. значимым является исследование итальянск. купца Исофата Барбаро. Он впервые делает попытку осветить нек-рые стороны язычества мордвы. В 16–17 вв. круг западноевропейских источников сведений о народах Пенз. края расширяется, что связано с возвышением Моск. гос-ва и с вхождением в его состав Пенз. земель. К наиб. значит. исследованиям этого времени относятся труды С. Герберштейна «Записки о Московитских делах», Д. Флетчера «О государстве Русском», Н. Витсена «Северная и Восточная Татария», Корнелия де Бруина «Путешествие через Московию», Я. Рейтенфельса «Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии». Однако перечисленные исследования не ставили целью специальный этнографич. аспект. В поле их зрения попадали лишь наиб. примечательные стороны материальной культуры, в частности постройки и одежда. Эти наблюдения имеют большую ценность. В них зафиксированы нек-рые ранние и утраченные в 19 в. элементы культуры. В 18 в. этнографич. изучение края значит. продвинулось. Если раньше основные сведения содержались в трудах зарубежных авторов, после открытия Росс. АН началось углубленное изучение всех народов России отечеств. исследователями, и проводилось оно по специально составленным программам. Это труды крупнейших ученых России В. Н. Татищева, Г.-Ф. Миллера, Пенз. И. Рычкова, Н. Пенз. Рычкова, Пенз.-С. Палласа, И. И. Лепехина, И. Пенз. Фалька, И.-Г. Георги. Большинство наблюдений и выводов, сделанных ими, основывалось на экспедиц. материалах, собранных из первых рук, что определило их достоверность и непреходящую ценность. Этнографические коллекции являются важнейшими источниками по рус., морд., тат. и чуваш. этнографии. Наибольшей информативностью отличаются описания И. И. Лепехина и Пенз.- С. Палласа, в к-рых отмечаются сходство и различия в языке, компонентах материальной и духовной культуры двух этнических групп – мокши и эрзи. Более широкий и планомерный характер этнографич. изучение народов России начинает приобретать с сер. 19 в. – времени становления этнографии как самостоятельной науч. дисциплины. В это же время возникают учреждения, занимающиеся этнографич. исследованиями: Рус. географич. об-во с отделениями географии, статистики и этнографии (1845); Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии при Моск. ун-те (1867); Об-во археологии, истории и этнографии при Казан. ун-те (1878); Финно-угорское об-во (основано в г. Гельсингфорсе в 1883). Их чл. были видные росс. ученые Пенз. И. Мельников, В. Н. Майнов, А. А. Шахматов, Д. К. Зеленин, Д. Н. Анучин, Н. Н. Харузин, И. Н. Смирнов, Г. Н. Ахмаров, Е. А. Малов, М. Е. Евсевьев, А. Гейкель, Х. Паасонен. Они создали первые крупные работы, касающиеся этнографии народов Пенз. края. В них использовались не только письменные данные, но и полевые материалы, собранные за время различного рода поездок по губернии, проводившихся по инициативе и на средства обществ. В это время работами А. Ф. Леопольдова, В. А. Ауновского, Н. В. Прозина, Г. Пенз. Петерсона и Н. К. Смирнова были заложены основы Пенз. этнографии. Этнографич. материал имеется также в заметках, опубликован. в губ. периодич. печати дореволюц. периода. В них содержится описание специфических черт интерьера, жилища, одежды, религиозных, общественных и семейных обрядов, хотя данные зачастую поверхностны. Окт. рев-ция внесла изменения в задачи науч. исследования народов России. В связи с созданием новых адм. и нац.-терр. образований потребовалось и переосмысление прошлого и будущего каждого этноса страны. С этой целью в 1920-х гг. проводится неск. этнографич. экспедиций Пенз. краеведч. музеем и Пенз. Об-вом любителей естествознания и краеведения в р-ны компактного проживания мордвы (Городищ., Краснослобод., Наровч. и Спасский уезды). Их участники (Н. И. Спрыгина, Б. Н. Гвоздев, И. Г. Тимофеев, И. Г. Черапкин) сделали оригинальные описания жилища, костюмов, пережиточных форм религиозных, общественных и семейных обрядов, собрали коллекции муж. и жен. народных костюмов, головных уборов, вышивок, украшений и т. д., к-рые экспонируются в Пенз. краеведч. музее. Собранный материал частично проанализирован в работах Н. И. Спрыгиной «Одежда мордвы- мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии» (1928) и А. Е. Любимова «Краткий исторический очерк мордовского народа» (1927). Многочисленные этнографич. экспедиции по изучению мещеры и татар-мишарей провел в 1920-х гг. Б. А. Куфтин. Особое внимание он обращал на нек-рые стороны материальной культуры этих народов: планировку усадьбы, жилища, отд. предметы его внутренней обстановки, терминологию. Но гл. задачей Б. А. Куфтин ставил выявление этнич. специфики рассматриваемых элементов материальной и духовной культуры и их истоков. В 1930-х гг. сталинскими репрессиями был нанесен тяжелый урон этнографич. науке, что явилось осн. причиной прекращения изучения народов Пенз. края. Только в 1953 начала работать Мордовская этнографич. экспедиция Ин-та этнографии АН СССР и Мордовск. НИИ языка, литературы, истории и экономики. Результаты работы экспедиции опубликованы в трех выпусках ее трудов. В это же время выходит кн. А. Пенз. Анисимовой «Песни и сказки Пензенской области» (1953). В 1952 увидел свет многолетний труд выдающегося финского ученого У. Харвы-Холмберга «Религиозные верования мордвы». В 1970–90-х гг. спорадические этнографич. исследования народов Пенз. края проводили ученые Пензы, Москвы, Казани и Саранска. Исследовались гл. обр. одежда, предметы домашнего обихода и фольклор рус., морд. и тат. народов, что отражено в монографиях Е. Пенз. Бусыгина «Русское сельское население Среднего Поволжья» (1966), Р. Г. Мухамедовой «Татары-мишари. Историко- этнографическое исследование» (1972), О. Пенз. Мартыненко «Фольклор Пензенской области» (1977). Коллективные сборники: «Мордва. Историко- этнографические очерки» (1981), «Мордва. Историко-культурные очерки» (Саранск, 1995), «Материалы по истории татарского народа» (Казань, 1995), «Наследие. Культура Пензенского края в документах эпохи, письмах и мемуарах современников, исследованиях, статьях и художественных произведениях» (Пенз., 1994) и в энциклопедии «Народы России» (М., 1994). Частично материал о народах нашего края нашел отражение в трудах Н. Ф. Мокшина, И. М. Петербургского, В. А. Юрченкова, С. Д. Николаева, Т. Пенз. Девяткиной, А. Х. Халикова, И. А. Поповой, И. Н. Гиляровой.

Лит: Куфтин Б. А. Татары касимовские и татары-мишари Центрально- Промышленной области //Культура и быт населения Центрально- Промышленной области. М., 1929; Первушкин В. И. Роль Пензенского областного краеведческого музея в изучении древней истории и быта населения Верхнего Посурья и Примокшанья //Из истории области. ВыПенз. 1; Мокшин Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск, 1993. В. И. Первушкин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

ЭТНОГРАФИЯ
от греч. etnos - племя, народ и grapo - пишу; букв. - народоописание) - обществ. наука, осн. объектом изучения к-рой являются народы-этносы, а также др. типы этнич. (этнографич.) общностей. Уделяя гл. внимание совр. народам, Э. включает в поле зрения и все когда-либо существовавшие этнич. общности. Э. изучает сходство и различия образа жизни народов (этнич. общностей), их происхождение (этногенез) и расселение, а также культурно-историч. взаимоотношения. Осн. предмет Э. составляют характерные, традиционные черты повседневной (бытовой) культуры народов, образующие в совокупности (вместе с языком) их специфический, этнич. облик. Такими чертами наиболее насыщена повседневная жизнь народов, находящихся в момент изучения на ранних стадиях обществ. развития. Э. исследует все стороны жизни таких народов. С появлением в клас. обществах наряду с традиционно-бытовой профессиональной культуры Э. сосредоточивает свое внимание на тех сферах повседневной жизни, к-рые обладают этнич. своеобразием. В числе этнич. особенностей изучаются не только сохранившиеся от далекого прошлого, но и установившиеся сравнительно недавно. Долгое время задачи Э. ограничивались изучением только сел. (крестьянского) населения, поскольку здесь дольше сохранялась традиц. культура; при этом считалось, что изучение гор. жизни, по крайней мере в европ. странах, не входит в ее ведение. Однако в последние годы все более расширяется и этнографич. изучение города. В качестве главных источников используются прежде всего данные, полученные методом непосредств. наблюдения совр. жизни народов. Эти т. н. полевые работы принимают разные формы: стационарные исследования (на месте постоянного или длительного пребывания этнографа) и экспедиционные исследования. Полевая работа включает прямые наблюдения быта населения (непосредственное участие в его жизни, производстве, развлечениях, обрядах), опрос информаторов, анкетирование. Весь мат-л фиксируется этнографом в виде записей, полевых дневников, а также зарисовок, чертежей, фотоснимков, киносъемок и магнитофонных записей. Если возможно, собираются вещественные коллекции (предметы утвари, одежды, украшений, нар. иск-ва и пр.), к-рые затем поступают в этнографич. музеи. В последнее время в Э. заметное распространение получил количеств. анализ массовых материалов (в первую очередь анкетных).

Широко используются в Э. и др. источники: музейные коллекции (собранные раньше), записи прежних наблюдателей (архивные или опубликованные), разнообразные письменные свидетельства (данные древних и средневековых авторов, описания путешествий, юридич. док-ты, фольклорные записи и др.). Сопоставляя материал прежних свидетельств с совр. фактами, этнограф воссоздает картину историч. развития быта и культуры данного народа или группы народов. Такое изучение составляет предмет историч. Э., древнейший раздел к-рой именуется палеоэтнографией.

В силу того что этнич. специфика проявляется в самых различных сферах повседневной жизни народов, Э. присущи комплексный подход к предмету исследования и использование данных, полученных смежными дисциплинами, как гуманитарными, так и естественными, со многими из к-рых она тесно связана. С общей гражд. историей Э. имеет точки соприкосновения в изучении древнейшей (первобытнообщинной) эпохи и в вопросах этнич. истории. Исследуя вопросы этногенеза, этнограф постоянно обращается к мат-лам археологии; археология же для своих реконструкций, в т. ч. для определения этнич. принадлежности археол. памятников, широко использует данные Э. С историей культуры, искусствоведением, фольклористикой Э. соприкасается в изучении нар. художеств. творчества, с экономич. науками - хоз. деятельности. С конкретной социологией Э. связывает изучение взаимодействия социально-классовых и этнокультурных явлений. С социальной психологией Э. имеет общий раздел - этнич. психологию (психология этнич. общностей). С лингвистикой Э. связывают изучение языкового родства народов, взаимных языковых влияний и заимствований, диалектологич. и ономастич. исследования (этнонимика). С географией Э. контактирует в изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, а также по вопросам этнич. картографирования. В исследовании численности народов мира, миграционных процессов Э. смыкается с демографией. С антропологией Э. наиболее тесно сопряжена в исследовании этногенеза (этнич. антропология), а также истории первобытного общества.

Сотрудничая с этими смежными науками, Э. ставит и решает весьма различные проблемы как чисто познавательные, так и практические; одни из них касаются прошлого, другие - современности. В числе этих проблем, по преимуществу этнографических, выделяются важнейшие: 1) изучение этнич. состава населения отд. стран и всего мира, особенно - территорий со смешанным населением; 2) этногенез (происхождение народов) и этнич. история отд. народов и их групп; 3) реконструкция древнейших форм обществ. жизни и культуры (первобытнообщинного строя) по пережиткам этих форм, сохранившимся у совр. отставших в своем развитии народов; 4) изучение совр. состояния тех же пережитков, оценка их положит. или отрицат. роли в жизни людей, борьба с вредными пережитками прошлого; 5) изучение положительных нар. (этнич.) традиций в области обычаев, культурных ценностей, нар. иск-ва, меры поощрения и возрождения этих традиций; 6) изучение этнич. аспектов совр. перестройки быта и культуры в особенности в социалистич. странах; 7) изучение совр. этнических процессов, преим. в социалистич. и в б. колон. странах, формирования новых наций, их взаимоотношения.

В нек-рых зарубежных странах для обозначения науки, занимающейся изучением этнографич. проблематики, употребляется термин "этнология". При этом иногда последняя рассматривается как теоретич. дисциплина и противопоставляется Э., к-рой отводится роль чисто описат. науки. Однако в СССР термин "этнология" не получил распространения, и Э. объединяет как описательную, так и теоретич. стороны исследования народов мира. В рус. дореволюц. лит-ре в качестве синонима Э. иногда употреблялся термин "народоведение". В странах, где распространен нем. язык, Э. соответствует совокупность таких двух дисциплин, как "Volkskunde" (изучение собств. народа) и "V?lkerkunde" (изучение зарубежных, гл. обр. внеевропейских, народов). В англоязычных странах Э. во многом совпадает с культурной и социальной антропологией, к-рые вместе с физич. антропологией рассматриваются как наука о человеке в целом.

Историческое развитие Э. в зарубежных странах. Хотя Э. как самостоят. наука сложилась только в сер. 19 в., но накопление этнографич. знаний происходило с глубокой древности. Еще в др.-вост. гос-вах - Египте, Вавилонии, Ассирии, Иране, Индии, Китае и др. - обнаруживался интерес к соседним и более отдаленным народам. В царских надписях встречается много названий покоренных стран и народов, в дипломатич. док-тах имеются сведения о народах Переднего Востока, в барельефах и живописи - изображения представителей этих народов. Множество народов и племен упоминается в Библии.

Лит. памятники антич. эпохи отражают постепенный рост, расширение и обогащение знаний о народах тогдашнего мира. В эпоху создания гомеровских поэм "Илиада" и "Одиссея" (9-8 вв. до н. э.) кругозор греков был очень узок, он замыкался басс. Эгейского м. и прилегающими землями. Но греч. колонизация 7-6 вв. резко расширила этот кругозор; в 5 в. до н. э. греки хорошо знали не только страны Средиземноморья и их народы, но и народы вост. стран: Ирана, Месопотамии, Кавказа, Скифии и др. В "Истории" Геродота дается обстоятельное описание народов этих стран, их обычаев, преданий. Историк Фукидид, говоря о причинах Пелопоннесской войны, рассматривал вопрос о прежнем населении Эллады. Ксенофонт в описании похода 10 тыс. греч. наемников ("Анабасис") рассказывает о народах тех стран, через к-рые шли греки (Месопотамия, Закавказье, Фригия и др.). В эпоху эллинизма и рим. завоеваний географич. горизонт еще более расширился. "География" Страбона (кон. 1 в. до н. э. - нач. 1 в. н. э.) содержит в себе упоминания о более чем 800 народах, населяющих земли от Британских о-вов до Индии, от Сев. Африки до Балтийского м., и о многих из них автор дает вполне реалистич. и достоверные сведения. Страбон ставил и вопросы о происхождении отд. народов, об историч. связях между ними. Во "Всеобщей истории" Полибия (2 в. до н. э.) сделана попытка объяснить, как и почему историч. развитие отд. стран и народов, вначале обособленных, впоследствии, со времени образования Рим. державы, слилось в одну всемирную историю. На основе богатого накопленного этнографич. мат-ла создавались и общие науч. построения: о зависимости быта и психич. склада народов от географич. среды (Гиппократ) и о развитии человечества от дикого состояния к культурному (Демокрит).

Рим. писатели усвоили достижения греч. культуры и еще более раздвинули этнографич. горизонт. В "Записках о галльской войне" Юлия Цезаря содержатся ценные сведения о быте галлов, германцев, народов Британских о-вов. В "Естественной истории" Плиния Старшего - множество точных сведений о расселении народов всего известного тогда мира. Разностороннее описание быта герм. племен дано в соч. Тацита "Германия" (кон. 1 в.). В "Географии" Клавдия Птолемея (2 в.) содержится краткий перечень всех известных тогда племен и народов с точным указанием мест их расселения.

Древняя лит-ра Вост. и Юж. Азии тоже заключает в себе немало этнографич. данных. В "Исторических записках" кит. историка Сыма Цяня (1 в. до н. э.), в хрониках императорских династий (Ханьской, Вэйской, Суйской, Танской) много важных сведений о народах, живших в пограничных с Китаем р-нах; китайцы обычно делили их по географич. признаку на 4 группы: "северные варвары", "восточные варвары", "южные варвары" и "западные варвары". Эпич. поэмы Индии "Махабхарата" и "Рамаяна" содержат и реалистич. и баснословно-легендарные сведения о народах Индостана и Цейлона.

В раннесредневековую эпоху, после крушения Рим. империи, общий упадок экономич. и культурной жизни в Европе привел к падению этнографич. интересов. Прежние знания о народах были утрачены. Только в Визант. империи продолжались традиции антич. образованности и в связи с этим (а также по практическим потребностям как торговли, так и обороны от внешних врагов) сохранился интерес к соседним и другим народам. У Прокопия Кесарийского (6 в.) имеется много ценных сведений о слав. племенах и более отдаленных народах Центр. и Вост. Европы. В сочинениях имп. Константина Багрянородного (10 в.) немало интересных данных о Руси, о славянах и варягах.

В 9-14 вв. наука и лит-ра получили большое развитие в странах Арабского халифата. Арабские, персидские и среднеазиатские ученые, писатели, путешественники, географы (Бируни, Ибн Руста, Ибн Фадлан, Масуди, Ибн Баттута и др.) в описаниях известных им стран от Испании и Сев. Африки до Поволжья, Ср. Азии и Индии дали много конкретных сведений о народах этих стран.

В Зап. Европе географич. и этнографич. кругозор начал понемногу расширяться лишь с 13 в., со времени вторжения монголов в Вост. Европу. После смелых путешествий на Восток монахов Дж. да Плано Карпини и Виллема Рубрука (сер. 13 в.) в Европе появились сведения о населении Центр. Азии, о монголо-татарах и покоренных ими народах. Венецианский купец Марко Поло, вернувшись из длительного пребывания в Китае (1271-95), подробно описал страны, к-рые он посетил, обычаи их народов. "Книга" Марко Поло надолго оставалась гл. источником сведений о народах Вост. и Юж. Азии.

Резкое увеличение этнографич. знаний произошло в эпоху Великих географических открытий (с сер. 15 в.), вызванных экономич. потребностями европ. гос-в. Открытие португ. моряками зап. и юго-зап. побережья Африки, а потом и морского пути вокруг Африки в Индию (Васко да Гама, 1498), открытие испанцами Центр., а потом и Юж. Америки (Христофор Колумб, 1492), завоевание этих стран - все это способствовало быстрому росту знаний о земле и людях. В новооткрытых странах, особенно в Америке, обитали народы неизвестного происхождения и совершенно иной культуры; их вид и странные обычаи ломали привычные средневековые представления, основанные на библейском предании о происхождении всех народов от сыновей Ноя. Для Э. очень важны первые описания новооткрытых амер. земель испанцами (Колумб, П. Мартир, Б. Овьедо, Б. де Лас Касас, Д. де Ланда и др.), поскольку значит. часть коренного индейского населения этих земель была вскоре или истреблена завоевателями (о-ва Вест-Индии), или культура их была разрушена, а сами они насильственно обращены в христианство (ацтеки, майя, чибча, муиски, инки и др.).

В 17-18 вв. колон. захваты продолжались; но Испания и Португалия были оттеснены державами, экономически более развитыми: Голландией, Англией, Францией. К кон. 18 в. англичанам и французам было известно большинство индейских групп Сев. Америки, многие из них были покорены, иные истреблены. Важные этнографич. сведения о них содержатся в сочинениях миссионеров-иезуитов, гл. обр. французов (П. Ф. Шарльвуа, Л. Ла Онтан, Ф. Лафито и др.). Во 2-й пол. 18 в. были совершены плавания франц. и англ. моряков в Тихом ок., открыт ряд архипелагов Полинезии, часть Меланезии, дано их первое описание (французы Л. Бугенвиль, Ж. Ф. Лаперуз и др., англичане Дж. Кук и др.). К кон. 18 в. в связи с возникновением англ. колоний в Австралии произошло первое, еще очень поверхностное знакомство европейцев с австралийскими аборигенами.

Накопление этнографического мат-ла позволило сделать в 18 в. нек-рые попытки его науч. осмысления и обобщения: первые пробы сравнительного метода (Лафито и англ. ученые Дж. Толанд, Г. Форстер и др.); идеализация первобытности и идея счастливого детства человечества (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро); мысль о зависимости нравов и обычаев народов от географич. среды (Ш. Монтескье); идея культурного прогресса и взгляд на внеевроп. отсталые народы как на представителей ранней его стадии (Вольтер, А. Фергюсон, Ж. Кондорсе). В концепции нем. философа и литературоведа И. Г. Гердера сочетались идея всемирно-исторического прогресса и тезис о самостоятельной ценности культурного творчества и самобытности каждого отдельного народа.

Начало 19 в. ознаменовалось для Э. быстрым ростом обществ. интереса к познанию старины и самобытного творчества европ. народов. Этот интерес был порожден в значит. мере общим подъемом нац. движений, особенно во время освободит. войн против Наполеона; он проявился больше всего в немецких землях: первые публикации нем. нар. сказок и песен (Л. И. Арним, братья Я. и В. Гримм), изучение нар. верований и немецкой мифологии (Гримм, В. Манхардт), появление термина Volkskunde - "народоведение". Нем. ученые (Я. Гримм, В. Шварц, А. Кун и др.) заложили основы т. н. мифологической школы, к-рая выводила нар. верования, поэзию, обычаи, обряды и пр. из предполагаемой древней астральной (космической) мифологии (мифологич. образы божеств солнца, луны, грозы, ночного неба и др.). Это направление в 1830-70-х гг. стало господствующим в большинстве стран. Из слав. стран интерес к изучению своего народа особенно проявился у чехов (кружок патриотов - учеников Й. Добровского) и у сербов (Вук Караджич); в меньшей степени он затронул Францию и скандинавские страны (публикация нар. песен), Финляндию ("Калевала", составленная поэтом Э. Ленротом на основе нар. песен - рун).

К сер. 19 в. на основе все более возраставшего накопления фактич. сведений о внеевроп. народах и в связи с практическими потребностями колон. управления возникла необходимость в обосновании самостоят. науки - этнографии. Появились первые этнологич. (этнографич.) об-ва: в Париже (1839), Нью-Йорке (1842), Лондоне (1843). Впервые появился термин "этнология" (Ж. Ж. Ампер, 1830-е гг.). Делаются первые попытки широких теоретич. обобщений, где Э. рассматривается как общее учение о человеке и его культуре. В связи с огромными успехами естеств. наук методы этих наук - и прежде всего общая идея эволюции - были усвоены основоположниками Э. Так сложилась т. н. эволюционная школа - классич. направление бурж. Э. Представители этой школы - Дж. Леббок, Дж. Мак-Леннан, Г. Спенсер, особенно Э. Тайлор в Великобритании; А. Бастиан, Т. Вайц, Г. Герланд, О. Пешель, Ю. Липперт в Германии; Ш. Летурно во Франции; Л. Г. Морган в США - держались сходных взглядов на задачи науки о человеке. Их осн. идеи: единство человечества, общие и одинаковые законы развития всех народов, прогрессивность этого развития (от простых форм к сложным, от низших к высшим). Различия же между народами в их быту и культуре этнографы-эволюционисты рассматривали как чисто количественные, как разные ступени развития одного и того же явления. Остатки более ранних ступеней, сохранившиеся среди более поздних форм, Тайлор называл "пережитками" и придавал им большое познават. значение, поскольку они помогают понять направление развития данного явления (напр., пережитки ранних форм брака в совр. эпоху).

Этнографы-эволюционисты интересовались больше всего вопросами истории брачно-семейных отношений и историей религии. Исследователи истории брака и семьи (И. Бахофен, Леббок, Мак-Леннан, Липперт и др.) придерживались взгляда о постепенном развитии от группового ("коммунального") брака к индивидуальному (парному), от материнского счета родства к отцовскому. Больше всего сделал в этой области Морган ("Древнее общество", 1877), доказавший господство материнско- родовых отношений в первобытном обществе, проследивший развитие брака и семьи от первобытного промискуитета к совр. моногамии (впрочем не все выводы Моргана получили подтверждение; см. Кровнородственная семья, Пуналуальная семья). Исследователи истории религии (Спенсер, Леббок, Липперт, а особенно Тайлор) пытались найти первичные формы религ. верований в вере в душу человека, отделимую от тела (анимистическая теория Тайлора, см. Анимизм). Мат-л для своих исследований и выводов эти авторы черпали гл. обр. из данных Э.

Идеи этнографов-эволюционистов были в те годы передовыми и прогрессивными. Они отвечали общему духу 19 в., когда бурж. строй достиг своего расцвета и вера в прогресс человечества одушевляла философов и ученых. Велась идейная борьба против остатков средневекового и богословского мировоззрения и в этой борьбе молодая наука Э. играла немалую роль.

Но само понятие эволюции, как и понятие прогресса, было у классиков бурж. Э. ограниченным и неполным. Эволюция понималась как постепенное, прямолинейное и притом спонтанное, без скачков и уклонений, развитие каждого отд. явления культуры от простых форм к более сложным: брак и семья развиваются сами по себе, иск-во, х-во и пр. - тоже; движущей силой этих процессов они считали совершенствование психики. Один только Морган, стоявший теоретически выше других эволюционистов, пытался установить общие стадии развития человечества (низшая, средняя и высшая ступени дикости, низшая, средняя и высшая ступени варварства, цивилизация), наметив для каждой стадии рубежи в виде технич. изобретений, т. е. положив в основу периодизации развитие производства средств существования. Это была материалистич. точка зрения, хотя Морган был не во всем последовательным материалистом. Другие этнографы-эволюционисты держались в этом отношении разных взглядов, вплоть до крайнего идеализма (А. Бастиан с его "психологическим" объяснением истории).

Эволюционистское направление представляло в целом первую стройную, хотя и одностороннюю и ограниченную концепцию в области Э. Положит. стороны этой концепции привлекли тогда же внимание основоположников марксизма. Годы деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса совпали как раз с периодом становления Э. как науки. Маркс и Энгельс были хорошо осведомлены об успехах Э. и критически рассматривали работы этнографов. Выше всего оценили они исследования Моргана, гл. труд к-рого "Древнее общество" Маркс подробно конспектировал, а Энгельс использовал в своей книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). В этом труде развиты осн. методологич. положения марксистской концепции первобытности и возникновения клас. общества, имеющие огромное значение для Э. Важные методологич. указания, связанные с проблемами Э., содержатся и в таких произведениях Маркса и Энгельса, как "Немецкая идеология", "Введение к "К критике политической экономии"", "Капитал", "Марка", "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", "Людвиг Фейербах..." и др., а также в их переписке.

Труды основоположников марксизма послужили идейной основой для создания принципиально нового, историко-материалистич. направления этнографич. науки. Но в те годы марксизм еще не стал господств. методологич. основой этнографич. науки, к-рая продолжала оставаться преим. на позициях эволюционизма. Однако общие методологич. положения историч. и диалектич. материализма уже тогда оказали значит. влияние на развитие Э.

К кон. 19 в. Э. вступает в новый этап. Непосредственные этнографич. наблюдения, к-рые раньше делались непрофессионалами (путешественниками, торговцами, миссионерами и др.), теперь проводятся специально подготовленными учеными. Снаряжаются большие чисто этнографич. экспедиции - на о-ва Торресова прол. (1898), в сев. часть Тихого ок. (1899-1902) и др. Этнографич. мат-л собирается по предварительно разработанным программам.

Эпоха империализма знаменуется в Э., с одной стороны, новыми успехами, углублением полевых исследований, накоплением новых мат-лов, расширением музейного дела и пр., с др. стороны - возникновением в Э. ряда реакц. тенденций, отражающих стремление бурж. науки увековечить капиталистич. строй, объявить частную собственность, классы, моногамную семью неизменными институтами человеческого общества; отвергаются идеи единства и прогрессивности историч. процесса. В кон. 19 - нач. 20 вв. начался пересмотр классич. концепций Э. Эволюционистское направление теряет свое монопольное положение в Э. Прогрессивные ученые старались преодолеть ограниченность и прямолинейность эволюционистского метода; реакционные бурж. ученые, а также клерикальные круги, опасаясь радикальных выводов из эволюционистских теорий, особенно после усвоения и переработки их марксистами, стремились опорочить эти теории.

Появились книги, авторы к-рых (К. Старке, Э. Вестермарк, Г. Кунов, Э. Гроссе) старались опровергнуть концепции группового брака, универсальности материнского рода и пр. и доказать изначальность индивидуальной патриархальной семьи. Анимистич. теория происхождения религии тоже подверглась критике: клерикальные круги (особенно католич. школа патера В. Шмидта) стремились в противовес этой теории защитить идею прамонотеизма (см. Прамонотеизма теория), согласную с библейской догмой; однако и прогрессивные ученые, неудовлетворенные упрощенной схематичностью анимистич. теории, разработали в противовес ей более глубокую концепцию: "преанимистическую" точку зрения, согласно к-рой еще до возникновения анимистич. представлений были другие, более примитивные верования, в частности вера в колдовство, в безличную сверхъестеств. силу (англ. ученые Дж. Фрейзер и Р. Маретт, немецкие - К. Прейс, Р. Каруц и др.).

Одним из влиятельных новых методологич. течений в Э. стал с кон. 19 в. диффузионизм, прямо направленный против классич. эволюционизма. Идею развития культуры диффузионисты подменили идеей ее "диффузии", т. е. географич. распространения и перемещения. Предтечей диффузионистов был нем. ученый Ф. Ратцель с его "антропогеографическим" методом изучения взаимных культурных связей между народами. Крайним диффузионистом был и др. нем. ученый Ф. Гребнер, сводивший всю историю человеческой культуры к чисто пространственному перемещению т. н. культурных кругов ("культур"), представлявших собой в действительности чисто произвольный и механический набор разрозненных элементов. К гребнерианству примыкала и венская культурно-историческая школа (В. Шмидт), пользовавшаяся этим методом для обоснования теории прамонотеизма. Особый вид приняла диффузионистская точка зрения у нем. африканиста Л. Фробениуса, к-рый начал с очень полезного анализа составных элементов культур народов Африки, но позже дошел до биолого-мистич. понимания "культур" как самостоятельных, независимых от человека, живых организмов. Разновидностью диффузионизма были взгляды англ. исследователя У. Риверса (изучавшего происхождение культур народов Океании) и "панегипетская теория" английских ученых А. Г. Эллиота-Смита и У. Перри, к-рые выводили все высокие культуры земного шара из Древнего Египта. Эти крайности диффузионизма, хотя и отправлявшегося вначале от разумной задачи изучения культурных связей между отд. странами, приводили к фантастическим выводам, и уже к 1920-м гг. диффузионизм в значит. мере утратил влияние в европ. Э.

Умеренные формы приобрело диффузионистское направление в США, где оно возглавлялось крупным ученым Ф. Боасом. Боас и его ученики, однако, не считали "диффузию" главным явлением и главным фактором истории. Они требовали конкретного изучения "культурных ареалов", тщательной фиксации фактов, Длительной стационарной полевой работы при непременном знании местных языков. Школа Боаса (А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, П. Радин, Дж. Суонтон, Э. Сепир, К. Уислер, А. Кребер и др.), называвшая себя "исторической", сделала очень много для конкретно-этнографич. изучения коренного населения Сев. Америки; ученикам Боаса удалось выявить здесь ряд своеобразных культурных провинций, понять культурные связи между ними. Для взглядов Боаса и его учеников было характерно стремление к накоплению фактов, а вместе с тем крайнее недоверие к возможности открыть общие закономерности в истории человеческого общества и его культуры.

В нач. 20 в. нек-рое влияние на Э. оказал психоаналитический метод австр. врача З. Фрейда, разработанный им в психиатрии, но примененный к изучению истории культуры. Он придавал преувеличенное значение сексуальным влечениям ("либидо") в деятельности людей, усматривая в них ключ к объяснению социальных явлений, игнорируя при этом историч. условия; такое истолкование нар. обычаев и верований с точки зрения эротич. символики не подтверждается, однако, фактами. Впоследствии фрейдизм, почти утративший свое влияние в европ. науке, возродился в виде неофрейдизма в США.

Значительным было влияние на Э. франц. социологической школы Э. Дюркгейма. Последний выступил в 1890-х гг. с обоснованием "социологического метода", провозглашенного еще позитивистом О. Контом. Этот метод был основан на понимании социальных явлений как особого рода духовной реальности, законы к-рой отличны от законов индивидуальной психики; позже этот метод был перенесен и на область Э. Дюркгейм применил его к изучению ранних форм религ. верований и на примере австралийских тотемических верований стремился показать, что они суть форма самосознания первобытной родовой общины (клана). Самый видный последователь Дюркгейма франц. ученый М. Мосс исследовал тем же методом первобытные формы обмена ("дарение"). Близкий к школе Дюркгейма франц. философ и психолог Л. Леви-Брюль создал целое учение о первобытном ("дологическом") мышлении, где преобладают "коллективные представления", не подчиняющиеся законам логики ("Мыслительные функции в низших обществах", 1910, и др.). Несмотря на идеалистические ошибки Дюркгейма и его школы (понимание общества лишь как системы моральных, психических связей), эта школа представляла собой известный шаг в развитии Э. Она решительно порвала с господствовавшими прежде объяснениями социальных явлений из индивидуальной психики человека, с чисто субъективными приемами объяснения фактов. Влияние школы Дюркгейма сказалось на позднейших направлениях в бурж. Э.

В прямой зависимости от нее зародилась в Великобритании т. н. функциональная школа, сложившаяся после 1-й мировой войны. Глава этой школы Б. Малиновский выдвинул несколько новых принципиальных положений, направленных как против эволюционистского, так и против диффузионистского течения: каждая "культура" (т. е. отд. общество или народ) представляет собой неделимое целое, все части к-рого органически связаны между собой, ибо каждая часть выполняет некую необходимую "функцию", удовлетворяющую определенной "потребности" (под потребностями Малиновский подразумевал как элементарные биологические, так и более сложные, производные). Задачей Э. ("культурной антропологии") Малиновский считал изучение исключительно современного состояния каждой "культуры" (т. е. каждого народа), решительно отвергая историч. изучение, ибо для последнего у нас нет, по его мнению, источников, да если бы и были, они нисколько не помогут нам понять современность; поэтому Малиновский считал вредным тайлоровское понятие "пережиток", к-рое якобы уводит исследователя от понимания действительных функций изучаемых явлений. Он считал, что, изучая уровень совр. развития колон. народов, Э. должна вместе с тем изыскивать способы наилучшего управления ими; таким образом Э. прямо ставилась на службу колонизаторам. Другой основатель функционализма - англ. ученый А. Радклифф-Браун. В отличие от Малиновского, он не отвергал историч. анализа, но придавал ему второстепенное значение. Он отделял друг от друга два направления исследования: "этнологию" (изучение конкретной истории отд. народов, их происхождения и пр.) и "социальную антропологию" (изучение общих закономерностей развития человечества); второе направление он считал гораздо более важным. На первое место Радклифф-Браун ставил понятия "структуры" и "системы" об-ва, рассматривая их статически, а не исторически.

Функциональное направление быстро распространилось в науке, гл. обр. в странах Брит. империи. Для этого были и свои общественно-политич. причины: потребность брит. колон. администрации в более гибких приемах обращения с коренным населением (т. н. непрямое, или косвенное, управление, через местную аристократию, вождей); для этого надо было лучше понимать структуру туземного общества и функционирование его отд. институтов. Функциональная концепция лучше всего отвечала этой потребности. Колон. чиновников стали назначать на должности лишь после сдачи экзамена по функциональной Э. Связь функционализма с неоколониализмом скомпрометировала это направление в глазах многих прогрессивных ученых. Антиисторизм Малиновского тоже нашел очень мало сторонников. Но идеи функционализма об органическом единстве каждой "культуры", взаимосвязи всех ее частей были известным вкладом в этнографич. науку.

2-я мировая война 1939-45 вызвала изменения в развитии бурж. Э. В Германии и в странах, оккупированных нацистами, поднял голову расизм, фальсифицировавший в антинаучных политич. целях историч. и этнографич. данные. Чрезвычайно усилилась деятельность этнографов США, где она приобрела гл. обр. прикладное направление. На первое место выдвинулась задача обслуживания воен. ведомства, многие этнографы работали на средства этого ведомства или состояли на службе амер. военной администрации, особенно в Юго-Вост. Азии и в Океании, где шли воен. действия против Японии. Еще в 30-е гг. "историческое" направление школы Боаса начало уступать место "психологическому" (или "этнопсихологическому") направлению, сложившемуся под влиянием идей Фрейда. Возглавил это направление амер. психиатр А. Кардинер, а видными деятелями его стали Р. Бенедикт, Р. Линтон. Сторонники этой новой школы подчеркивали качественные различия и своеобразия каждой отд. "культуры" ("модель культуры"), объясняя эти своеобразия различиями в типе "основной личности", т. е. среднего психич. типа людей - носителей данной культуры. А особенности "основной личности" складываются, по мнению сторонников данной школы, в первые годы жизни ребенка под влиянием господств. обычаев ухода за детьми и воспитания их (способы кормления, пеленания, ношения ребенка и пр.). Этим методом "этнопсихологи" старались определить черты нац. характера разных народов и при этом допускали нередко несправедливую, даже оскорбительную их оценку. Наиболее положительные психич. черты приписывали они амер. народу, и это служило как бы теоретич. обоснованием претензий амер. империализма на мировую гегемонию. Вместе с тем их построения призваны были доказать, что колониализм якобы является способом приобщения отсталых народов к более высокой "культурной модели".

Методы работы и тенденциозные выводы этнопсихологов вызвали суровую критику со стороны прогрессивных ученых США и др. стран. На съезде этнографов в Нью-Йорке в 1952 это направление потерпело поражение и с тех пор быстро пошло на убыль.

В 50-х гг. в США наметились новые течения вЭ., к-рые и теперь там господствуют: 1) культурный релятивизм (теория "ценностей"; М. Херсковиц и др.), провозгласивший несравнимость культурных типов отд. народов, невозможность измерять их единым масштабом: каждый народ вырабатывает свою систему ценностей, и нельзя утверждать, какая из них лучше или выше. Эта идея, исходящая из законного уважения к культуре каждого народа, вместе с тем не признает единства человеческой культуры и в конечном счете оправдывает культурную отсталость; 2) неоэволюционизм (теория многолинейной эволюции; Дж. Стьюард): попытка преодолеть упрощенную прямолинейность классич. эволюционизма, возродив его наиболее научно обоснованную сторону - теорию прогресса; на деле, однако, неоэволюционистская концепция ведет к отказу от поисков общих закономерностей в истории культуры; 3) попытки восстановить классический эволюционизм (Л. А. Уайт), реабилитация Моргана, отвергнутого предыдущим поколением американских этнографов.

В большинстве зап.-европ. стран в послевоенные годы Э. по-прежнему резко разделена на два направления: изучение своего народа (и соседних народов) и изучение внеевроп. народов. Первое наиболее развито в скандинавских странах, в Финляндии, Нидерландах, ФРГ, Австрии, Швейцарии, меньше - во Франции, Италии, еще меньше - в Великобритании; второе направление развито в Великобритании, Франции, ФРГ.

В родиноведческой европ. Э. преобладает интерес к материальной культуре крестьянства, отчасти к нар. верованиям и обрядам; местами эти вопросы изучены до мельчайших деталей. Издаются очень ценные нац. этнографич. атласы. Все более распространяется идея о важности изучения повседневного быта народа, притом в историч. разрезе (швед. ученый С. Эриксон). Все сильнее ощущается необходимость координации программ исследования между учеными разных стран, согласования приемов картографирования; начата работа по составлению единого общеевроп. этнографич. атласа. Создаются междунар. объединения европ. этнографов.

В изучении внеевроп. народов господствующим течением стал в последнее время структурализм. Он не представляет, однако, единой теории. Одни структуралисты продолжают традиции Радклифф-Брауна с его идеей единства и неразрывности обществ. системы (англ. ученые Э. Эванс-Притчард и др.). Другие же переносят в Э. методы структурной лингвистики и считают возможным рассматривать отд. стороны обществ. жизни (напр., мифологию или кухню) как самостоятельные системы (франц. ученый К. Леви-Строс).

В особую область знания выделяется слав. Э. (этнографич. славистика). Здесь надо отметить, помимо множества этнографич. описаний локального и нац. масштаба, широкие сравнительно-историко-этнографич. исследования: многотомный труд "Славянские древности" (1902-34) чеш. археолога и этнографа Л. Нидерле; сравнительно-этнографич. обзор культуры слав. народов "Народная культура славян" (1929-39) и др. работы польского этнографа К. Мошиньского; капитальный труд сербского географа и этнографа Й. Цвийича "Балканский полуостров" (1918).

Вторая пол. 20 в. отмечена значит. ростом числа и квалификации этнографич. кадров во многих странах Азии, особенно в Японии и Индии, а также Турции, Иране, Вьетнаме, Таиланде и др. Гл. предмет исследования здесь - происхождение, этнич. история и культура осн. народа своей страны, в чем нередко довольно много сходства с родиноведческим уклоном в европ. Э. Наряду с этим ведутся исследования по малым народам своих стран, особенно фундаментальны они в Индии. Специальных этнографич. школ в странах Азии не сложилось, здесь распространены концепции функциональной школы (Индия), отчасти венской школы (работы М. Ока в Япо

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
352.43 кб

Этнография детства чувашей по данным автобиографий

Егорова Оксана Вениаминовна
Автобиография является одним из важных источников в изучении детства. В ней можно найти интересующие нас данные о традициях и обычаях, связанных с взрослением и воспитанием детей.
Читать PDF
103.34 кб

Археологическая проблематика на секции «Археология и этнография» Международной научной студенческой

Борисенко А. Ю., Худяков Ю. С.
Читать PDF
286.42 кб

Этнография и народное хозяйство

Швецов С. П.
Читать PDF
137.49 кб

Этнография русских и некоторые ее проблемы. Об учебнике В. С. Бузина

Клейн Лев Самуилович
Читать PDF
143.38 кб

Ответ Л. С. Клейну: по поводу его рецензии на мое учебное пособие (В. С. Бузин. Этнография русских.

Бузин Владимир Серафимович
Читать PDF
178.21 кб

Этнография детства чувашей: историография темы

Егорова Оксана Вениаминовна
Читать PDF
167.69 кб

2004. 04. 046. Бусыгин Е. П. , Зорин Н. В. Этнография в Казанском университете. - казань: Изд-во Каз

Еремина М. В.
Читать PDF
110.00 кб

Этнография в кругу интересов А. И. Герцена и Н. П. Огарёва

Мокшин Н. Ф.
В статье на базе анализа богатого творческого наследия известных российских социал-демократов А. И. Герцена и Н. П. Огарева рассмотрены их этнографические воззрения.
Читать PDF
1.86 мб

Дальневосточная академическая этнография: лидирующее положение в регионе

Аргудяева Юлия Викторовна, Березницкий Сергей Васильевич, Старцев Анатолий Федорович
Far Eastern Academic ethnology: the lead in the region is the title of the article by Doctors of Historical Sciences Yu. Argudyaeva, S. Bereznitsky, A. Startsev.
Читать PDF
674.75 кб

96. 03. 028-029. Народы Кавказа. Этнография детства (сводный реферат)

Уварова Т. Б.
Читать PDF
150.23 кб

Презентация книги «Иллюстрированная этнография Тувы»

Харунова Марианна Монге-Байыровна
Читать PDF
480.23 кб

Государственная этнография, или отражение процесса социалистического строительства на Приенисейском

Данилейко Виктория Александровна
Статья посвящена проблеме «государственного заказа» в отечественной этнографии -х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Немецкое и русское издания компендиума Д. К. Зеленина «Русская (восточнославянская) этнография»

Чистов Кирилл Васильевич
Читать PDF
595.19 кб

Непомнящий А. А. История и этнография Крыма: библиография и архивы (1921-1945). Симферополь, 2015. 9

Сень Д.В., Шалак M.E.
Читать PDF
0.00 байт

Этнография детства немецкого населения Западной Сибири в XX начале XXI вв

Блинова Анна Николаевна
В статье дается подробный анализ родильно-крестильной обрядности. Рассматривается механизм социализации немецкого ребенка как в семье, так и общественными институтами, с выделением различных моделей этого процесса.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Ашшур, Митанни, Аррапхе: География и этнография региона

    Важную историческую роль сыграли поселения вдоль среднего течения р. Тигр. Здешние территории не отличались ни суровым климатом сухих тропиков Нижней Месопотамии — пустынь и солоноватых речных
  • ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОЛОГИЯ

    наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения и культурно-исторического взаимодействия и взаимоотношений (народоведение). с®
  • СОВЕТСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ

    журнал, издаваемый Ин-том этнографии АН СССР. В 1931 вышло 4 номера, в 1932-36 - по 6 номеров в год, в 1937 - 4 номера. В 1938-47 под тем же назв. выходили периодич. сборники (последний No 6/7). В 1946 возобновилось издание
  • Никулин, П. Г., этнограф

    сотрудн. "Донск. газеты" 1870 гг. {Венгеров}
  • Отто, Н. К., этнограф

    сотрудн. "Северн. пчелы". 1860-х гг., биограф гр. Аракчеева. {Венгеров}
  • МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

    МАЭ) - старейший этнографический музей страны (при Институте этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР в Ленинграде); наследник этнографических и антропологических коллекций петер-ургской Кунстк
  • Общество любителей истории, археологии, этнографии Чердынского края

    создано в г.Чердыни 4 июня 1899 по инициативе пред. у. земской управы Д.А.Удинцева (1862-1915). Устав утвержден 18 дек. 1902 в Мин-ве внутр. дел. Состояло из учителей, земских служащих, купцов, духовенства. Кроме 3
  • НОВАЯ СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

    ежемес. информационно- библиографич. бюллетень книг и статей из сборников и журналов издается (на ротапринте) Фундамент. б-кой обществ. наук АН СССР им. В. П. Волгина с 1949. Является продолжением выход
  • Научно-информационный вестник истории и этнографии татарского населения Урала

    1 – первое и единственное коллективное научное издание, предпринятое группой уральских ученых и посвященное истории и этнографии татар. Выпущено в рамках серийного бюллетеня «Образовательные уч
  • ИНСТИТУТ ЭТНОГРАФИИ

    имени Н. H. Миклухо-Маклая АН СССР (ИЭ) - центральное в СССР науч. учреждение в области этнографии. ИЭ тесно связан с местными (респ. и др.) этнографич. учреждениями и осуществляет координацию этногра-ф
  • Музей археологии и этнографии Слободской Украины

    Существует при национальном университете им. В.Н. Каразина. Ведет свое начало с 1807, когда при университете был создан кабинет редкостей и привезены первые древности из Ольвии и Воронежской губерни
  • ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА

    одно из обозначений в отечественной науке локальных, культурно отличающихся групп в рамках одной этнической группы.
  • ЛИНГВО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

    карта языков, диалектов и этносов на терр. Пенз. края. На 1 янв. 1989 в Пенз. обл. проживало 1,5 млн чел. Русские (1296 тыс. чел., 86,2%), мордва (86 тыс. чел., 5,7%), татары (81тыс. чел., 5,4%), чуваши (7 тыс. чел., 0,5%) и предста
  • Загадки незагадочного народа: историко-этнографические очерки о чепецких татарах

    монография И.А. Сыркиной и Д.Г. Касимовой, изданная в Глазове в 1994 г. В монографии раскрываются актуальные вопросы этнической истории чепецких татар с XVII по ХХ в., характеризуются черты материальной
  • МУЗЕИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ

    от греч. etnos - народ и grapo - пишу) - научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй ра
  • Ирбитский историко-этнографический музей

    до 1979 Ирбитский ист.)    открыт в 1883 по инициативе чл. УОЛЕ А.А. Ардышева, Д.А.Воробьева, С.А. Удинцева, С.В.Федосеева. В его фондах более 26 тыс. единиц хранения: предметы пром. и кустарного произв., предн
  • ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ БЮРО кн. В.Н. ТЕНИШЕВА

    создано им на собственные средства в 1890-х для сбора материалов об образе жизни русского народа. Программа включила около 500 вопросов и опиралась на опыт сбора подобных материалов в XVIII-XIX вв. (Академ
  • ЕВРЕЙСКОЕ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

    создано в 1908 в Петербурге по инициативе С. М. Дубнова для изучения истории еврейских общин в России и Царстве Польском. Издавало журнал "Еврейская старина" (1909-30), в 1911-14 провело экспедиции в города и
  • Украинское литературно-художественное и этнографическое общество

    им. Г. Квитки-Основьяненко. Образовано в Х-ве в марте 1912. Председателем его стал К. Бич-Лубенский, заместителем С. Тимошенко, активными членами были Г. Хоткевич, Х. Алчевская, Н. Сумцов и др. Общество вы