ФАЛИЛЕЕВ Вадим Дмитриевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ФАЛИЛЕЕВ Вадим Дмитриевич
(31.12. 1878, с. Маис Пенз. губ. – 5.8.1950, Рим), график. Мастер-новатор в области цвет. линогравюры и техники офорта. Учился в ПХУ (1899–1901), в мастерской кн. Тенишевой, СПб., Киевск. худ. шк. (1900–03), АХ (1903–10) у В. В. Матэ, получил право на загран. поездку за счет АХ (1911–13). С 1913 по 1916 жил в Пенз. губ. в имении отца. С 1916 в М. В 1924 уехал за границу. Участвовал на выставках с 1906 («Мир искусства», «Союз рус. худ.», «Жар- цвет», ГРМ и др.), на междунар. выставках в Лейпциге (1914), Нью-Йорке (1924). Основные произв.: «Гроза» (1905), «Взятие Трои» (1910), «У дуба» (1915), серия «Постройка Казанского вокзала в М.» (1916– 17), «Портрет жены художника» (1917), «Рим. Пантеон» (1917), серия «Дожди» (1919), альбом «Италия» (1921), «Портрет Достоевского» (1921) и др. Преподавал в Женском политехникуме, Строгановском уч- ще и уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1918– 1920, проф.), Вхутемасе (1920–21), декан графич. ф-та. С 1922 работал в 1-й Гос. образцовой типографии в М. Написал книгу «Офорт и гравюра резцом» (в 1925). Произв. Ф. хранятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ и др. крупнейших музеях страны. В ПКГ – 114 работ. Лит: Романов Н. И. В. Фалилеев. М. – Пг., 1923; Сидоров А. А. Русская графика нач. 20 в. М., 1969; Фалилеев. Л., 1971; Чесноков В. В. Д. Фалилеев. М., 1975. О. А. Иванчикова, В. Пенз. Сазонов.

Источник: Пензенская энциклопедия.

ФАЛИЛЕЕВ Вадим Дмитриевич
13(01 ).01.1879 (с. Маис, ныне Никольский район Пензенской обл.) 5.08.1950 (Рим). График, живописец. Из купеческой семьи. Окончил Мариинское земледельческое училище в Пензе. В 1899—1901 учился в Пензенском художественном училище, в 1902-03 - в Киевской художественной школе, школе кн. М. К. Тенишевой и в подготовительных рисовальных классах Я. С. Гольдблата в Петербурге. В 1903 поступил в АХ, учился у Я. Ф. Ционглинского, И. И. Творожникова, Г. Р. Залемана и П. Е. Мясоедова. В 1905 начал изучать гравюру под руководством В. В. Матэ, в декабре 1907 перешел в его мастерскую. Занимался офортом, ксилографией, линогравюрой, искусством силуэта. Первые гравюры показал в 1906 на выставках «Мир искусства» в Петербурге и СРХ в Москве. В 1907 получил 1-ю премию на выставке «Blanc et Noir» в залах АХ; на эти день577 ги побывал в Мюнхене, Берлине, Вене и Париже. В 1909-10 участвовал в выставках СРХ в Петербурге и Киеве. В ноябре 1910 получил звание художника и заграничное пенсионерство за офорты с картин Пуссена, Рембрандта и Веронезе. В 1911 с женой Е. Н. Качурой-Фалилеевой работал в Италии, участвовал в Международной выставке в Риме. На Капри встречался с М. Горьким, исполнил его портреты в офорте и линогравюре. Создал серию линогравюр «Русские народные игрушки »; некоторые из них были воспроизведены в журнале «Аполлон» (1912. № 2). Получил повторную заграничную командировку за офорты с картин Рафаэля и Тинторетто и виды итальянских городов. Осенью 1912 уехал с женой в Париж, где провел персональную выставку, затем в Италию. В 1913 вернулся в Петербург. Работал для журналов и издательств, оформил книги Саши Черного: «Живая азбука», «Тук-тук», «Вербочки» и др. В 1913-16 жил в селе у родных. Создал много офортов и цветных линогравюр с видами Волги и картинами деревенской жизни. Осенью 1916 поселился в Москве. В 1916-17 исполнил по заказу А. В. Щусева серию эстампов о строительстве Казанского вокзала, создал офорты с вилами Рима, графические портреты родных и друзей. В 1910-е участвовал в выставках «Мир искусства» (М., 1912; Киев, 1913; Пг., 1917), СРХ (Киев, 1910), рисунков и эстампов в залах АХ (1912, 1915), Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914) и др. В январе 1917 провел персональную выставку в Гравюрном кабинете Румянцевского музея. После революции некоторое время был деканом графического факультета и профессором литографии в московских ГСХМ (ВХУТЕМАС), читал лекции по технике гравюры и фотомеханической репродукции, истории и эстетике книги, работал в Пролеткульте. Написал в помощь начинающим художникам книгу «Офорт и гравюра резцом» (М.; Л., 1925). Возглавлял технический отдел Госиздата. Создал графические циклы «Дожди» (сухая игла), «Италия» (линогравюры), «Осень» (линогравюры), много литографических портретов (Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, Н. А. Бердяев, художники В. Д. Бубнова, И. Н. Павлов, В. А. Ватагин, К. Ф. Юон и др.). Исполнил гравюры для монографии В. Л. Волькениггейна «Паганини» (1920) и для книги М. Морозова «О-Тао» (1921), обложку к сборнику стихов Е. Я. Стырской «Мутное вино» (1922). Участвовал в московских выставках: Профессионального союза художников-живописцев (1918), IV Государственной выставке (1921), «Мир искусства» (1921), общества «Жар-цвет» (1924), 4-й выставке АХРР (1924), в выставке «Русская литография за 25 лет» в Петрограде (1923). В мае 1924 эмигрировал с женой в Швецию. Около двух лет рисовал плакаты и портреты. Провел в Стокгольме три выставки, участвовал в Выставке русского искусства в Америке (1924/25), Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925; серебряная медаль за книжную графику) и международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге (1927). В 1926-38 жил в Берлине. Занимался в основном живописью: писал маслом и акварелью жанровые сцены из жизни русской деревни, портреты. Работы продолжали появляться на выставках графики в СССР. В 1938 поселился в Риме. Участвовал в групповых выставках, провел с женой совместные выставки в Риме (1940, 1946) и Милане (1949). Незадолго до смерти по приглашению режиссера А. Санина оформил оперу «Кощей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова для Оперного театра в Неаполе. Похоронен на кладбище Верано в Риме. Дочь, Екатерина Фалилеева-Сантопиетро, передала несколько поздних гравюр в ГРМ; в 1971 в ГРМ состоялась мемориальная выставка. Представлен в отделе графики Британского музея в Лондоне и в музее Мозерн в Гааге.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999