Фарисеи

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Фарисеи
греч. pharisaioi – отделившиеся) – представители общественно-религиозного течения в Иудее во II в. до н.э. – II в н.э.; выражали интересы преимущественно средних слоев населения, в Евангелиях фарисеев называют лицемерами. Отсюда переносное значение слова – лицемер, ханжа.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ФАРИСЕИ
не вполне ясное назв. участников одного из обществ.-религ. теч. в Иудее во 2 в. до н.э. — 2 в. н.э. (наряду с саддукеями, ессеями, зелотами, сикариями). Сами Ф. в разное время называли себя: «товарищи» (орг-ции Ф. назыв. — «товарищества»), а также «мудрецы», «писцы». Теч. Ф. — противореч. и недостаточно еще изученное явление. По соц. составу Ф. были ср. и мелкими земледельцами, торговцами, ремесленниками, учеными-книжниками.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ФАРИСЕИ
древнееврейское «нерушим» - отделившиеся - представители общественно-религиозного течения в Иудее во II в. до н. э. Выражали интересы преимущественно средних слоев населения. Настаивали на строгом соблюдении писаний религии, проповедовали учение о загробной жизни, занимали враждебные позиции в отношении эллинистической культуры, отличались показным благочестием. В евангелиях Ф. называют лицемерами. Отсюда переносное значение слова – лицемер, ханжа.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Фарисеи
Фарисеи (Pharisees), представители религ. течения в Др. Израиле, придававшие большое значение соблюдению мельчайших требований иудейского закона. Держались изолированно от др. евреев и выступили противИисуса Христа, чье сострадание часто противоречило их бездушной приверженности букве закона, как следует из Нового завета Библии. Среди евреев были более популярны, чем консервативные аристократичныесаддукеи; сыграли важную роль в развитии иудаизма после разрушения Иерусалима в 70 г.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Фарисеи
(в переводе с еврейского означает «отлученные») – известная иудейская секта, возникшая после Вавилонского плена. Их главными отличительными чертами были лицемерие и гордость. Они притязали на необычную святость и строго соблюдали все имеющиеся иудейские обряды.
Однако за обрядностью фарисеи не всегда понимали, что преступают Закон Божий. За это их и обличал Иисус Христос. Обличал он их и за порочную привычку выставлять напоказ свои «подвиги»: демонстративную раздачу милостыни, демонстративные молитвы и пр.

Источник: Православная энциклопедия.

Фарисеи
(отделившиеся), политич. — религиозная группировка в Иудее, представляла интересы ср. слоев населения, возникла в период народного восстания во 2 в. до н. э. под предводительством Иуды Маккавея. Ф. выступали как против саддукеев, так и против чужеземных властителей, не отказываясь при этом от некоторых компромиссов. Ф. видели защиту от духовного отчуждения в приверженности религиозным традициям. Одновременно проповедовали религиозные новшества; среди прочего в противоположность саддукеям признавали бессмертие души и присутствие судьбы в человеч. деяниях.

Источник: Словарь античности. 1989

ФАРИСЕЙ
это представитель одной из крупнейших и влиятельных религиозно-политических партий. В нее имели право вступать только именитые, зажиточные граждане, в основном жители городов. Хорошее образование, знание религиозных догм и священных иудейских книг также было обязательным условием принятия в фарисеи. Фарисейство соединено с внутренним превозношением себя над ближними и придирчивым судом над действительными и кажущимися недостатками ближних. Но одним из самых страшных грехов в Библии признается гордыня. Ею и заражен фарисей. Поэтому каждый, кто возвысит себя сам, будет унижен перед лицом Бога. А унижающий себя – возвышен и введен в Царствие Небесное.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

фарисеи
религиозные фанатики и самая влиятельная во времена Христа партия (прослойка) еврейского народа. Секта фарисеев возникла в Иудее примерно в середине 2 в. до РХ и вначале проповедовала строгую жизнь, чистоту и точнейшее исполнение закона (Деян 26.5), что привлекло к этому учению массу простого народа. Фарисеи стояли за независимость от других государств и несмешиваемость с другими народами. Позже, однако, это учение, делающее упор на исполнение внешних обрядов (см. например, хранилища), выродилось в лицемерие и гордость, что в свою очередь превратило фарисеев в самых неистовых врагов Христа (Ин 7.32; 11.47,53,57). Господь обличал и порицал сам дух фарисейства-высокомерие, самодовольство и двуличие (Лк 18.11; 12.1). Как секта, фарисеи исчезли с разрушением Иерусалима, но дух их учения ясно виден еще и в современном иудаизме. (См. иродиане, саддукеи)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ФАРИСЕИ
греч. popisaioi, от арамейского перишайя, др.-евр. перушим, букв. - отделившиеся, по-видимому, от ритуальной нечистоты) - не вполне ясное название участников одного из обществ.-религ. течений в Иудее во 2 в. до н. э. - 2 в. н. э. (наряду с саддукеями, ессеями, зелотами, сикариями). Сами Ф. в разное время называли себя: haberim - "товарищи" (орг-ции Ф. наз. haburot - "товарищества"), а также hakamim - "мудрецы", soierim - "писцы". Течение Ф. - противоречивое и недостаточно еще изученное явление. По социальному составу Ф. были средними и мелкими землевладельцами, торговцами, ремесленниками, учеными-книжниками. Ф. выражали интересы преим. средних слоев населения. Согласно Флавию, Ф. оказывали большое влияние на нар. массы и временами возглавляли нар. восстания. Вместе с тем имеются данные о взаимной вражде Ф. и простого люда. Ф. - создатели т. н. "Устного учения", письменно зафиксированного в Мишне (см. в статье Талмуд) в нач. 3 в. н. э. В своем истолковании Торы (Пятикнижия) Ф. стремились приспособить "отеческие законы" к новым социально-экономич. условиям. Ф. заложили идеологич. основы дальнейшего развития иудаизма.

Лит.: Finkelstein L., The Pharisees, v. 1-2, Phil., 1962; Meyer R., Tradition und Neusch?pfung im antiken Judentum. Dargestellt an der Geschichte des Pharis?ismus. Mit einem Beitrag von H. Fr. Weiss. Der Pharis?ismus im Lichte der ?berlieferung des Neuen Testaments, В., 1965.

И. Д. Амусин. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Фарисеи
Перушим, т. е. толкователи), самая многочисленная и могущественная партия между евреями. Иосиф Флавий, написавший историю еврейского народа, впервые упоминает о фарисеях при первосвященнике Ионафане (около 145 г. до Р.Хр.) и говорит о них следующее: Фарисеи живут скудно, воздерживаются от вкусной пищи и следуют велению разума: что разум предписывает им, как добро, то они и делают, и верят, что им следует серьезно стремиться исполнять предписания разума. Они оказывают почтение старцам, и что бы те не утверждали — фарисеи не противоречат им. Думая, что все совершается по ранее намеченным планам, они все же не отрицают свободы выбора со стороны человека. По их мнению, Бог ставит события в такой порядок, чтобы исполнилось то, что Он хочет, и в то же время воля человека свободна в выборе между добродетелью и пороком. Они также верят, что души бессмертны и заслужат в преисподней награду или наказание, смотря по тому, как люди жили в этой жизни — добродетельно или порочно; последние будут содержаться в вечной темнице, первые же получат силу пробудиться и жить снова. Такое учение привлекло к ним широкие массы, и во всем, что относилось к богослужению, молитве и жертвоприношениям, люди стали поступать по их указаниям; и города давали хороший отзыв о их добродетельных поступках и словах».
Фарисеи верили в существование духов и воскресение мертвых (Деян. 23:6 и дал.; 24:15 и дал.), и Павел, который воспитывался в их среде, в некотором отношении выставляет и себя фарисеем. Не только это характеризовало фарисеев, но также подчеркнуто строгое соблюдение всяких внешних установлений, как предписанных законом, так и множество других заповедей, которые они добавили к закону. Они были ревностными хранителями отеческих установлений, как церковных, так и общественных, добивались политической независимости еврейского народа. Фарисеи были ортодоксальными (т.е. неуклонно соблюдающими признанные догматы) патриотами, в противоположность либеральной партии саддукеев, которая относилась к этим вопросам более свободно. Фарисеи пользовались уважением со стороны народа, и одна пословица гласила: «ели бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей». Но Господь Иисус раскрыл лицемерие фарисеев, показав, что их внешняя святость прикрывает внутреннюю нечистоту. Со всеми своими благочестивыми правилами, они были подобны окрашенным гробам. Эти правила, которые впоследствии были собраны и развиты в Талмуде, второй Библии евреев, содержат иногда самые нелепые странности. Возьмем несколько примеров. Омывать руки до и после еды (Мат. 15:2), они считали религиозным обрядом, неисполнение которого являлось таким же грубым преступлением, как прелюбодеяние, и за нарушение этого правила исключали из своей общины: «кто берет пищу неумытыми руками», говорит один из раввинов, повинен смерти». Далее, если сын определял в дар Богу те средства, которые должен был употребить на содержание отца или матери, то они считали его свободным от этой обязанности. Таким образом, они своими постановлениями уничтожили слово Божие, оставив в стороне важнейшее в Законе: праведность, любовь и милосердие, а допустили лицемерие, сребролюбие, ложную праведность и презрительное отношение к прочим людям. На это указал Иисус в притче о фарисее и мытаре (Лук. 18:9 и дал.). Фарисеи были самыми злобными противниками Христа, и Христос предвидел, что мытари и блудницы скорее войдут в Царство Божие (Мат. 21:31), чем они, хотя фарисеи часто постились, расширяли свои хранилища (повязки на руках и на лбу со словами закона), долго молились и давали десятину даже с самых незначительных огородных растений, как мята, анис и тмин (Мат. 23:23). Срав. следующие места: Мат. 9:11,34; 15; 19: 23; Map . 10; Лук. 5; 7; 11; 14; 15:2; 16; Иоан. 7:32; 9:15; 11:47; 12:19. Надо заметить, что и со стороны фарисеев Иисусу Христу иногда оказывалось уважение и внимание. Многократно мы читаем, что фарисеи приглашали Его к себе в дома, и что Он шел и к ним, так же как и к мытарям. См. Лук. 7:36 и дал.; 11:37 и дал.; 14:1 и дал. Может быть, такие приглашения были вызваны тайным желанием познать истину: по словам ев. Иоанна, многие из начальников веровали в Иисуса (Иоан. 12:42), а, может быть, это было по обычаю восточного гостеприимства. В известной степени, возможно, воспринял истину также и фарисей Гамалиил, который в синедрионе высказал свое мнение о деятельности апостолов (Деян. 5:34 и дал.). Наконец, нужно прибавить, что усиленная ревность по нахождению приверженцев (прозелитов), побуждавшая их ездить по всем странам, чтобы обращать язычников (Мат. 23: 15), подготовила почву для проповеди Евангелия. Почти везде, куда приходили благовествовать апостолы, находились общины прозелитов, знакомых с учением фарисеев о мире духов и воскресении, и привыкших к богослужебному порядку в синагогах, который давал возможность излагать общине новое учение (Лук. 4:16; Деян. 17:2). Поэтому, когда величайший из миссионеров, родом еврей, по воспитанию и учению фарисей, по языку грек, рожденный римским гражданином, выступил с проповедью о воскресшем Христе, — он везде находил подготовленную почву для восприятия небесного семени.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ФАРИСЕИ
отлученные; Мф 3:7, 23:26 и др.) — известная секта, возникшая между Иудеями, после долговременного их плена в Вавилоне. Название фарисеев произошло от Еврейского слова, значащего отлучать, отделять; но история их происхождения скрыта во мраке неизвестности. Гордость и лицемерие были их отличительные пороки. Они имели притязание на необычную святость, и со строгою заботливостью исполняли многочисленные обряды, очищения и т.п. дошедшие до них по преданию (Мф 15:2), но во многих случаях своим чрезмерным исполнением преданий человеческих поступали вопреки закону Божию и делались рабами лицемерия, корыстолюбия и гордости. За это и обличал их Господь Иисус Христос и особенно за то, что они выставляли на показ народу свои подвиги, как-то: молитвы и раздачу милостыни (Мф 6:2-5). С особою силою и полнотою изобразил Иисус Христос ученикам и народу книжников и фарисеев — их гордость, лицемерие, наружное благочестие и внутреннюю нечистоту, пред Своими крестными страданиями, и тогда же изрек Свой страшный приговор над этими слепыми вождями народа. В 23 главе Евангелия от Матфея содержится эта строго-обличительная речь Иисуса Христа в таких выражениях: “На Моисеевом седалище были книжники и фарисеи. И так все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят, и не делают. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои (повязки на лбу и на руках с словами из закона), и увеличивают воскрилия одежд своих. Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель, Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник, Христос. Больший из вас да будет вам слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше, золото или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше, дар или жертвенник, освящающий дар? И так клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и живущим в нем; и клянущийся небом клянется престолом Божиим и сидящим на нем. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам, и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему вот Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников, и вы иных убьете, и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город. Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне.” Вследствие означенных обличений лицемерия и гордости фарисеев, они естественно были злейшими врагами Христа и, без сомнения, по своему влиянию на народ много содействовали возмущению народа против Господа во время суда над Ним у Пилата. Богословские понятия фарисеев были правильнее и вернее чем у саддукеев, так как они веровали в воскресение тела и в будущее воздаяние наград и наказаний, равно как в бытие ангелов и духов (Деян 23:8). Хотя секта фарисеев и была враждебно расположена к Господу Иисусу Христу, однако в первые годы Христианства некоторые из последователей оной сделались истинными последователями Христа, как например Никодим, Савл, Гамалиил и др.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
243.47 кб

«Слепые фарисеи» и «Слуга народа»: идеологема «Врага» в автомифотворчестве г. Гребенщикова

Горбенко Александр Юрьевич
В статье обсуждается стратегия автомифотворчества Г. Д. Гребенщикова. Начинающий сибирский писатель конструировал миф о «писателе из народа», с помощью которого решал задачу вхождения в литературу.
Читать PDF
401.21 кб

Причины восстания фарисеев против Александра Янная

Каранаев Михаил Николаевич
В статье говорится о причинах, вызвавших восстание фарисеев против правителя государства Хасмонеев Александра Янная (103-76 гг. до н.э.).
Читать PDF
7.30 мб

Феномен фарисейства: исторические и культурные аспекты

Осипов Дмитрий Борисович
В статье освещается история фарисейского движения II в. до н. э.-I в. н.э., рассматривается образ фарисеев в НовомЗавете. Показаны истоки и трансформация понятия 'фарисейство'.
Читать PDF
893.55 кб

Фарисейство как форма искаженной религиозности

Краснова Алина Георгиевна
В статье рассматриваются различные подходы к изучению форм религиозности, производится анализ этих форм. С помощью методологии И.А.
Читать PDF
179.19 кб

Фарисейство как форма "благочестия" и его антиподы в христианской культуре

Рожковский Виталий Борисович, Краснова Алина Георгиевна
В статье отмечается тот факт, что в современной российской культуре образовалась ситуация духовной пустоты, обусловленная разрывом с ее корнем православным духовным опытом, когда утрачено его глубинное понимание и его интеграция с

Похожие термины:

  • ПРУШИМ И ЦДУКИМ (ФАРИСЕИ И САДДУКЕИ)

    Победы Маккавеев принесли евреям в Эрец Исраэль государственную независимость. Исчезло насильственное влияние иноверцев на жизнь страны и ее обычаи. Судьба нации оказалась опять в руках еврейск