ФЕДОРОВ Николай Федорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФЕДОРОВ Николай Федорович
1828 - 15.12.1903), религиозный мыслитель, представитель русского космизма. Незаконный сын князя П.И. Гагарина; был учителем в провинции, затем почти четверть века библиотекарем Румянцевского музея. Вел аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность, даже на книги и идеи, поэтому свои работы не публиковал.
Основное зло для человека Федоров видел в смерти, порабощенности его слепой силой природы, поэтому выдвинул утопическую идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса. Высшая цель регуляции - преодоление смерти, воскрешение умерших поколений, "патрофикация" (воскрешение отцов), достижение всеобщего бессмертия. Нужно обратить вспять, считал Федоров, ложную направленность человека к рождению детей, которая ведет только к дурной множественности и дурной бесконечности. Дети, получая жизнь от отцов, должны воскресить, заново "родить" своих отцов. Воскрешение отцов, всеобщее бессмертие было задумано Федоровым как "общее дело" человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, поэтому христианскую идею личного спасения он как еретик считал безнравственной, противоположной делу всеобщего спасения.
Т. П.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Федоров, Николай Федорович

Федоров Николай Федорович


Федоров Николай Федорович (1829 - 1903)


[? — умер в 1908] — чувашский дореволюционный поэт, автор первого в чувашской литературе популярного произведения в стихах "Арсюри" (написано в 1891—1892).


"Арсюри" (Леший), по свидетельству автора, пролог к поэме под тем же названием, задуманной поэтом как широкая картина быта и культуры чувашского народа второй половины XIX в. Из-за невозможности печатать художественные произведения на чувашском языке во времена царизма Ф. ограничился созданием указанного пролога к "Арсюри", появившегося в печати через 16 лет после его написания (в 1908). В названном произведении поэт подверг сатирическому осмеянию религиозную мифологию чувашей и реалистически изобразил положение чувашской бедноты в условиях царского режима. Герой произведения — Хведер — является типичным образом чувашского крестьянина-бедняка до революции. Искреннее сочувствие автора крестьянской бедноте обеспечило этому произведению широчайшую популярность среди чувашских читателей.


"Арсюри" написано семисложным народным песенным стихом, причем Ф. широко использовал и остальные художественные особенности чувашской народной песни (эпитеты, метафоры, сравнения). Язык произведения прост и ясен. Выдающаяся заслуга автора "Арсюри" в том, что он лучше, чем другие его современники, изучил чувашский народный язык и вывел его из узких рамок диалектов, придав ему литературное значение.



Библиография: I. Поэма "Арсюри", "Антология чувашской художественной литературы", Шупашкар, 1935.


{Лит. энц.}





Федоров, Николай Федорович


[26.05(09.06).1829—15(28).12.1903] — философ, представитель рус. космизма. Род. в с. Ключи Тамбовской губ. Мать — дворянская девица Елизавета Иванова, отец — князь П.И.Гагарин. Будучи незаконнорожденным, получил отчество и фамилию своего крестного отца. Раннее детство провел в имении отца. В 1849 окончил Тамбовскую гимназию и до марта 1852 учился в Ришельевском лицее в Одессе. Осень 1851 стала поворотным пунктом в жизни Ф. Внешне это связано со смертью дяди, К.И.Гагарина, на средства к-рого он учился, и уходом из лицея, внутренне — с дух. переворотом-прозрением, когда молодому человеку открылась осн. идея его учения — что "через разумные существа природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст все разрушенное и разрушаемое по ее еще слепоте". С 1854 по 1868 работал в уездных училищах среднерус. полосы, преп. историю и географию. Обладал глубокими и многосторонними познаниями. С 1867 — в Москве. Работал библиотекарем сначала Чертковской библиотеки, затем библиотекарем Румянцевского музея (1874—1898), посл. годы жизни — в читальном зале архива Мин-ва иностр. дел. Внес большой вклад в развитие рус. книговедения. Ф. первый составил систематический каталог кн. Румянцевского музея, выдвинул идею о междунар. книгообмене. Вел аскетической образ жизни, все свое жалование раздавал нуждающимся, считал грехом всякую собственность, даже на идеи и кн. Личность Ф. производила на всех неизгладимое впечатление. Возраст его определялся трудно, словно он на протяжении десятков лет застыл в облике старца. При этом Ф. поражал избытком жизненной энергии и ума. Про его редкую ученость ходили легенды. По свидетельствам очевидцев, он знал содержание едва ли не всех кн. Румянцевского музея. В 80—90-е гг. был лично знаком с Л.Н.Толстым и В.С.Соловьевым, на к-рых оказал серьезное идейное и нравств. влияние. Ведя внешне жизнь архивариуса, Ф. тем не менее достаточно активно проявлял себя и на обществ. поприще. Был инициатором открытия ряда культурных центров и выставок в провинции (г. Воронеж и г. Керенск), выступал в газ. по актуальным совр. проблемам, увлекался собиранием краеведческих материалов, начав, в частности, сбор сведений об обыденных храмах. Посл. годы жизни посвятил систематизации своего учения, хотя и не успел довести эту работу до конца. Перед смертью передал свой архив своему другу и ученику В.А.Кожевникову. Умер в Мариинской больнице для бедных от воспаления легких. Похоронен на кладбище Скорбящего монастыря в Москве (находится на Новослободской ул., на пересечении с Вадковским пер.; на месте бывших могил разбит парк и построено здание ин-та). Из-за религ. направленности трудов Ф. они стали доступны широкому кругу читателей лишь в начале 80-х гг. Филос. наследие Ф. оценивается крайне противоречиво, полярно — от самых высоких, восхищенных оценок до признания этих идей заблуждением, нелепостью. Между тем с именем Ф. связано филос. направление рус. космизма. Усматривая гл. зло для человека в смерти, порабощен-ности его слепой силой природы, он выдвинул идею регуляции природы. Регуляция природы мыслилась им как принципиально новая ступень эволюции, сознательный этап развития мира и всего космоса преобразовательным действием, осуществляемым "существами разумными и нравственными трудящимися в совокупности для общего дела". Здесь и овладение природой, и переустройство человеч. организма, управление кос-мич. процессами, и, как вершина регуляции,— победа над смертью, воскрешение предков ("отцов"). Ф. не устает продумывать и искать реальные пути воскрешения, пишет о необходимости гигантской работы по собиранию рассеянных частиц умерших, сост. тел из рассеянных во Вселенной атомов и молекул. "Вместе с тем воскрешение у Ф. мыслится в родственном связанном ряду, т. е. буквально сын воскрешает отца как бы "из себя", отец — своего отца и т.д., вплоть до первоотца и перво-человека. Подразумевается возможность востановле-ния предка по той наследственной информации, которую он передал потомкам" (С.Г.Семенова. Николай Федорович Федоров. Предисловие к кн. "Н.Ф.Федоров". М., 1994. Паритет. С.12). Считая идею личного спасения недостаточной, настаивал на соборно-всеобщем спасении и победе над смертью. Дал весьма своеобразное толкование апокалиптической христ. перспективе, доказывая, что катастрофический финал мировой истории не есть божественная предзаданная необходимость. Скорее это худший из возможных "сценариев" развития человечества, к-рого можно и нужно избежать путем активной и разумной деятельности по преобразованию и просветлению природы. Ист. чистилище обернется апокалиптическим адом, если человек не сумеет преобразовать себя из враждующего и смертного существа в существо просветленное, воскрешающее и бессмертное. Рай и Царствие Небесное закладываются, т. о., здесь, на Земле, посредством рук и разума человечества. К такому активно-оптимистическому истолкованию Апокалипсиса Иоанна весьма сочувственно относились такие разные рус. мыслители, как С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев и Г.П.Федотов. Весьма своеобразно Ф. относился к реформам патриарха Никона и к построенному им Новоиерусалимскому монастырю на р.Истра. Центр. храм этого монастыря — собор Воскресения, являющийся воспроизведением храма Воскресения Господня в Иерусалиме, филос.-профетически рассматривался Ф. как рус. храм-символ "общего дела" — дела всеобщего воскресения и преображения Вселенной. В этой связи возникают знаменательные "переклички" "Филос. общего дела" с православной софиологией, в частности, с идеей о необходимости искупления и просветления Тварной Софии до ее исконного Богоматериального состояния, где совместное человеч. творч. также играет ключевую роль. (См.: ВФ. 1993. № 1.) Признание особой роли росс. культуры в деле одухотворения природы, свободное филос. истолкование православно-христ. вероучения — все это заставляет отнести учение Ф. к традиции "метафизики всеединства".



Соч.: Чему научает древний христианский памятник в Китае? // Русский архив. 1901. № 4; Астрономия и архитектура // Весы. 1904. № 2; Философия общего дела: Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова. Т.1. Верный (Алма-Ата), 1906. Т.2. М., 1913; Что такое добро? // Путь. 1929. № 18; "Фауст" Гете и народная легенда о Фаусте // Контекст-1975. М., 1977; Проективное определение литературы. О "Мертвых душах" // Литературная учеба. 1982. № 3; Соч. 1982; Из материалов к третьему тому "Философии общего дела" // Контекст—1988. М., 1989; What was Man created for? The Philosophy of the common task. Lausanne, 1990; Письма Н.Ф.Федорова В.А.Кожевникову // Русское возрождение. Нью-Йорк, 1992. № 57; Из заметок и писем о преподов. Сергии // Там же. № 58—59; Из материалов к третьему тому "Философии общего дела" // ВФ. 1993. № 1; Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством? // Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993; Из "Философии общего дела". Новосибирск, 1993; Из материалов к третьему тому "Философии общего дела" // Начала. 1993. № 1; 3. Соч. М., 1994; Собр. соч. в четырех томах. Т.1. М., 1995; Т.2. М., 1995; Т.3. М., 1997; Т.4. М., 1999; Дополнения. Комментарий к четвертому тому. М.,


2000.

А.В.Иванов

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
1.16 мб

Профессор Иван Федорович Никольский

П. С. Смирнов
Читать PDF
347.73 кб

Николай Федорович Дорошевич: подвиг подпольщика

Кобрин Михаил Владимирович
В статье рассказывается о малоизвестной странице из истории Великой Отечественной войны в городе Барановичи.
Читать PDF
73.24 кб

Издательское дело в свете идей Николая Федоровича Федорова

Гитис Л. Х.
Читать PDF
807.42 кб

Гоголевские персонажи в пьесе Николая Коляды «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»

Канарская Екатерина Игоревна
В статье исследуется трансформация (ее сущность, содержание, направления и способы) персонажей повести Н.В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» в одноименной пьесе Н. Коляды.
Читать PDF
2.97 мб

Мокшин Николай Федорович (к 60-летию со дня рождения и 40-летию научно-педагогической деятельности)

И. С. Максимов
Читать PDF
817.53 кб

Граф Александр Фёдорович Келлер (1883-1946) - кавалергард Николая второго, создатель естественнонауч

Шергалин Евгений Эдуардович
Читать PDF
194.14 кб

Об источниках образов стихотворения Н. А. Некрасова «Сон» (1877): Некрасов и николай Федорович фермо

Макеев Михаил Сергеевич
В работе объясняется генезис двух необычных элементов стихотворения Некрасова «Сон» (1877): экзотический способ самоубийства, которое намерен совершить лирический герой произведения, и появление ангела «света и покоя», пытающегося

Похожие термины:

  • Эмин Николай Федорович

    Эмин (Николай Федорович) - писатель (умер в 1814 г.), сын Ф. Ал. (см. ниже); обучался в санкт-петербургском горном училище, служил в петрозаводском наместническом управлении при Державине , потом недолго
  • Яшек Николай Федорович

    (1883–1966) - библиограф, литературовед. В 1909 окончил историко-филологический факультет Харьк. университета. Работал библиографом в научных учреждениях Х-ва. Автор библиографических указателей «Т. Г.
  • ЧУЖАК Николай Федорович

    (1879-1937) Парт. деятель, журналист, лит. критик, публицист. Член РСДРП с 1904. Брат А Насимовича. Участник борьбы за сов. власть в Сибири. В 1918-22 ред. газ. "Красное знамя" во Владивостоке, а также газ. в Иркутс
  • Крузе Николай Федорович

    (род. в 1823 г.) — уроженец Харькова, где окончил университет. С 1855 по 1859 г. служил цензором и своим разумным отношением к этим обязанностям много способствовал свободному выражению мнений в только чт
  • Николаев Петр Федорович

    Николаев Петр Федорович - писатель и политический деятель (1845 - 1912), кандидат прав Московского университета. В 1866 г. был арестован за принадлежность к организации каракозовцев (ХХ, 896) и приговорен к
  • КОЛИН Николай Федорович

    (7 мая 1878, Санкт-Петербург - 3 июня 1973, Наяк, шт. Нью-Йорк) — актер. В Санкт-Петербурге оконч. гимназию и учительский ин-т. Переехал в Москву, где начал театральную карьеру в первой студии МХТ. К.С. Станис
  • Арендт Николай Федорович

    Арендт, Николай Федорович, хирург. Родился в 1786 году в Казани, где отец его служил лекарем. Медицинское образование А. получил в петербургской медико-хирургической академии, где окончил курс в 1805 го
  • Басов, Николай Федорович

    Заведующий кафедрой социальной педагогики Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова; родился 17 мая 1943 г. в п. Новописцово Вичугского района Ивановской област
  • НИКОЛАЕВ Борис Федорович

    (1.10.1907–?), парт. деятель. Сын наборщика типографии. С сент. 1922 работал в типографии наборщиком. С 1928 чл. ВКП(б). Окончил рабфак Ленинградского хим. – технологич. ин?та. С сент. 1929 агент, затем секр. к?та к
  • Бугай, Николай Федорович

    Начальник департамента Северного Кавказа Министерства РФ по делам национальностей и региональной политике (1996—1998); родился в 1941 г.; доктор исторических наук, профессор; основные направления науч
  • Флоря, Николай Федорович

    (1912—1941) — сов. астроном. Начал научную деятельность в 1928 как любитель астрономии. С 1934 — старший научный сотрудник Астрономич. ин-та им. П. К. Штернберга при Моск. ун-те. Провел ряд глубоких исследова
  • Фокков Николай Федорович

    (1838—1902) — филолог. Окончил курс в СПб. университете; преподавал древние языки, был окружным инспектором СПб. учебного округа и членом ученого комитета министерства народного просвещения (1880—84), по
  • Николаев, Иван Федорович

    воевода иркутск. 1682 г. {Половцов}
  • Левин, Николай Федорович

    Генеральный директор ОАО "Тюменътелеком". Родился 2 августа 1936 г. в д. Степановке Ртищевского района Саратовской области. Окончил Новосибирский электротехнический институт связи в 1964 г. Почет
  • Лосев, Николай Федорович

    — Юнкер Белорусского гусарского полка. Декабрист М. П. Бестужев-Рюмин (см.) показал, что на него рассчитывали для покушения на Александра I, хотя он сам об этом не знал и членом общества не был. Высоч.