ФЕОДОР СТУДИЙСКИЙ

Найдено 1 определение
ФЕОДОР СТУДИЙСКИЙ
Студит, 759 – 826) – уроженец Вифинии (области на северозападе Малой Азии), ортодоксальный богослов, идейный вождь иконопочитателей. Его семья приняла монашество и превратила родовое имение Саккудион в монастырь, в котором Феодор изучал предметы тривиума и квадривиума. В 798 г. он переехал в Константинополь и стал монахом, а затем игуменом столичного Студийского монастыря. В годы правления императоровиконоборцев этот монастырь являлся крупнейшим центром иконопочитания, и его игумена трижды отправляли в ссылку в портовый город Смирну на западном побережье Малой Азии. В своих богословских трактатах, религиозных гимнах, наставлениях монахам, речах и письмах (свыше 500) Феодор Студит говорил о верховенстве духовной власти над светской, проповедовал благочестие и покорность «материцеркви», настаивал на восстановлении почитания икон. Он внес вклад в дальнейшую разработку теории изобразительного образа и его соотношения с первообразом. Главные установки богослова заключались в следующем: независимо от материала все изображения должны сохранять один и тот же иконографический тип; изображение выявляет «видимый образ» архетипа (первообраза), делает его «явным для всех»; икона – это особая форма выражения идеального «видимого образа», то есть вочеловечившегося Христа («описуемонеописуемого»: его описуемость получена от матери, неописуемость – от Богаотца); человеческая душа, созданная по образу и подобию Божию, способна постигнуть божественную красоту. Феодор Студит подробно рассмотрел те средства, с помощью которых можно достичь высшего духовного совершенства, то есть высшей красоты. Это – соблюдение всего цикла, «ведущего нас к Богу и сочетающегося с ним» (псалмопение, чтение, поучение, молитва), пост, нестяжание, трудолюбие и другие добродетели христианской жизни – «праздника великого и трудного». «Искусством искусств» и «наукой наук» Феодор Студит считал жизнь монахов, лишенную житейских забот и посвященную труду «для наслаждения вечными благами». Монашеские идеалы и самый распорядок подвижнической жизни стали основной темой поэзии Феодора Студита. В ямбических эпиграммах он создал живые образы своих собратьев, воспел их «смиренный труд», их «прилежанье целодневное», их «души чистые», которые «гееннский огнь не будет жечь», их аскетический образ жизни, позволявший достигать, «на иконы взирая», «несказанного вида небесных зрелищ».

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012