ФЕОДОРОВСКИЙ СОБОР В ПАМЯТЬ 300-ЛЕТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ

Найдено 1 определение
ФЕОДОРОВСКИЙ СОБОР В ПАМЯТЬ 300-ЛЕТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ
храм-памятник в С.-Петербурге, построенный по инициативе Союза Русского Народа (СРН). Мысль о постройке в столице Российской Империи храма-памятника в честь 300-летия Дома Романовых зародилась у СРН в 1907. Тогда же этот замысел поддержал правящий архиерей митр. С.-Петербургский Антоний (Вадковский), при его содействии дело было доведено до Государя Николая II Александровича, который выразил полное одобрение этому проекту. В февр. 1908 съезд уполномоченных отделов СРН по предложению председателя Союза А. И. Дубровина принял постановление о сооружении храма на добровольные пожертвования членов СРН, уже во время съезда был начат сбор средств. По благословению митр. Антония и с разрешения Св. Синода СРН получил право проводить в памятный для русских монархистов день — в праздник Покрова Пресвятой Богородицы — кружечный сбор по всем церквам Империи. 27 сент. 1909 газета «Русское знамя» опубликовала обращение Главного Совета СРН, в котором члены Союза оповещались, что «по указу Государя Императора Св. Синод отечески повелел, в удовлетворение всеподданнейшего ходатайства Главного Совета СРН, совершить в день Покрова Пресвятой Богородицы по всем церквам Империи особый сбор на построение в городе Петербурге храма в ознаменование 300-летия благополучного царствования Дома Романовых». Главный Совет обращался к монархистам: «Взглянем же, православные братья и сестры, на переживаемые бедствия глазами наших приснопамятных предков. Этими бедствиями зовет нас Господь к тому же братскому единению, которым наши предки 300 лет назад отстояли Святую Русь. Настоящим же призывом увенчать дело предков построением храма в ознаменование трехвекового царствования Самодержцев из Дома Романовых напоминает нам Господь, что пора нашему народному духу просветлеть и пора нам обновить свое верноподданническое усердие на всех путях государственной жизни». Обращение заканчивалось призывом: «Воспрянь же, Боголюбивая и Царелюбивая Русь, и устремись на подвиг добрый, на дело построения знаменательного исторического храма во славу своей преданности Православию и Самодержавию. Готов Господь принять наши посильные пожертвования и готово у Него для Царства Российского желанное обновление в духе Православия и Самодержавия. Приблизьтесь, возлюбленные, к Богу со своею щедрою готовностью и приблизится Господь к вам со Своею благодатною помощью». Сбор пожертвований проходил очень успешно, за короткое время было собрано около 500 тыс. руб. Однако болезнь и смерть митр. Антония, а еще больше распри в СРН привели к тому, что первоначальный замысел был изменен, а главного инициатора строительства храма-памятника — Союз Русского Народа — отодвинули на задний план. Восторжествовал план построить в память юбилея подворье Феодоровского Городецкого мужского монастыря Нижегородской епархии, основанного в начале XIII в. князем Юрием II Всеволодовичем.
Того самого, где пребывала чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, которую после упразднения обители перенесли в Ипатьевский монастырь в Костроме, где ею благословили на Царство боярина Михаила Романова. Монастырь давно добивался возможности построить собственное подворье. В 1894 к обители была приписана каменная часовня, возведенная служащими товарной станции Николаевского вокзала на углу Миргородской улицы. После расширения в 1904 она была освящена как церковь во имя Феодоровской иконы и свт. Алексия, затем к ней были пристроены два придела, освященные в 1909. На этом месте за Николаевским вокзалом и было решено строить монархический храм-памятник. 17 окт. 1910 еп. Нижегородским Иоакимом (Левитским) было освящено место под постройку храма. В 1910 был проведен конкурс, победителем которого стал гражданский инженер С. С. Кричинский (строитель храма в память Императора Александра III в Либаве), представивший проект в стиле ростовских храмов XVII в. 20 мая 1911 проект Кричинского был одобрен Государем, а 30 мая 1911 начались строительные работы. Дело было поставлено с большим размахом. Председателем Строительного комитета стал генерал-майор Свиты Д.Я.Дашков, у комитета был и Августейший покровитель — вел. кн. Михаил Александрович. 5 авг. 1911 архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) в сослужении еп. Гдовского Вениамина (Казанского) и еп. Гродненского Михаила (Ермакова) и в присутствии Великого Князя Михаила Александровича торжественно заложили храм. Храм строился из железобетона. Поскольку главной была идея памяти о «двух русских царственных домах», то нижняя трехпридельная церковь, вмещавшая 1500 чел., была внутри выдержана в новгородском стиле XIII в. и посвящалась св. Александру Невскому. 7 сент. 1913 были освящены два ее придела: правый — св. Филарета Милостивого, и левый — мц. Марфы, чьи имена носили родители первого царя из рода Романовых.
Верхняя Феодоровская церковь на 2000 чел., тоже трехпридельная, была украшена в ростовском стиле. Внутрь церкви вела расписная лестница со сценами из священной истории, с красивыми дверями из чеканной бронзы. Иконы — копии старинных — написали под руководством проф. Н. В. Покровского известные московские иконописцы В. П. Гурьянов, Н. С. Емельянов, Г.И.Чириков. Роспись в стиле фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре поручили создать В. С. Щербакову. Колокола носили имена членов Царской Семьи. Серебряная дарохранительница — уменьшенная копия Успенского собора — была подарена храму государевой свитой, а воспроизведение сосудов из Ипатьевского монастыря — Гвардейским корпусом. Фасад храма, облицованный белым старицким камнем с орнаментом работы В. И. Траубенберга, украшали на северной стороне родословное древо Романовых и Феодоровская икона. Купол собора был покрыт золоченой медью, над входом размещался мозаичный Спас, копия с работы В. М. Васнецова. 15 янв. 1914 митр. С.-Петербургский Владимир (Богоявленский) освятил главный придел верхней церкви в присутствии Государя и Царевен, членов Императорской Фамилии, представителей разных сословий и потомков, подписавших грамоту об избрании Михаила Феодоровича на царство. Через неделю храм был объявлен соборным, настоятелем назначен о. В. А. Шамошин. Хотя начавшаяся война резко замедлила работы, до революции на средства, собранные в славянских странах, были возведены: звонница с колоколами, граненая башня, где предполагалось разместить музей н. XVII в., и причтовый дом с кельями. Поскольку задуманную предцерковную площадь с памятником св. Александру Невскому создать не удалось, то, чтобы закрыть вид на товарную станцию железной дороги, у собора была выстроена массивная крепостная стена из красного кирпича. Главный придел нижней церкви во имя блгв. кн. Александра Невского оформить до революции не успели. Освящение прошло только осенью 1920, одновременно с правым приделом — свт. Николая и мц. Александры — в верхней церкви. После революции монахи продолжали служить в соборе до конца июня 1932 (решение о ликвидации президиум Леноблисполкома принял 10 мая 1932); вскоре после этого храм перестроили под молокозавод. Ныне после четырехлетних обращений собор решено возвратить верующим, и 8 сент. 1993 у стен его заложена часовня.
Лит.: Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни СанктПетербурга. Историко-церковная энциклопедия в 3-х тт. Т. 1. СПб., 1994; Макаревский М. И. Храм-памятник в С.-Петербурге, 300-летия царствования Дома Романовых. СПб., 1911; Отчет строительного комитета по сооружению в Петрограде храма-памятника... Пг., 1914–1917; Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. М., 1998; «Русское знамя» от 27 сент. 1909; Степанов А. Феодоровский собор в память 300-летия царствования Дома Романовых // Святая Русь. Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003. А. Степанов

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008