Фернандес

Найдено 1 определение
Фернандес
, Алехо (Fernandez, Alejo) Между 1475—1479, Кордова — 1546, Севилья. Испанский живописец. Ведущий мастер севильской школы 1-й пол. XVI в. По-видимому, учился в Кордове, возможно, посетил Италию. В 1508 переехал в Севилью, где пользовался известностью, владел большой мастерской. Писал многочисленные (не все сохранились), нередко при участии учеников, алтарные картины для монастырей и церквей Севильи и других испанских городов (Марчены, Антекеры, Эсихи, Херес де ла Фронтерры, Вильясаны да Мены, Сарагосы). Творчество Фернандеса концентрировало в себе особенности и противоречия живописи раннего испанского Возрождения в ее андалусском варианте, развивалось под влиянием итальянских (П. Перуджино, А. Виварини, Б. Пинтуриккио) и нидерландских (Г. Давид, К. Массейс) художников, сохраняя устойчивые на почве Испании позднеготические архизирующие черты. В созданных Фернандесом картинах для огромных многочастных алтарей (ретабло) из резного раскрашенного и позолоченного дерева, украшенных скульптурой и архитектурно-декоративными мотивами, проявлялась глубокая национальная самобытность. Красноречив факт его приглашения, в ту пору кордовского мастера, в Севилью для участия в раскраске знаменитого алтаря главной капеллы собора Севильи, т. е. для работы, еще тесно связанной с традициями средневекового ремесла. Об исканиях художника, следовавшего новым веяниям времени, свидетельствует ранняя картина Христос у колонны (1520, Кордова, Музей изящных искусств), где проявился его настойчивый интерес к передаче пространственной среды, в которой происходит действие. Значительная роль здесь принадлежит изображению ренессансной архитектуры не только в качестве фона, но и для того, чтобы путем ее отдельных объемных элементов создать впечатление пространства, развивающегося в глубину. В более поздней Тайной вечере (ок. 1520, церковь Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе) Фернандес впервые в испанской живописи сосредоточил все свое внимание на тщательном построении перспективы. Овладевая ренессансными законами композиции, рисунка, колорита мастер в типичных для него изображениях святых с предстоящими всегда резко подчеркивал, как в средневековом искусстве, разномасштабность фигур, подчас сохраняющих черты позднеготической условности; он свободно соотносил между собой большие красочные плоскости с виртуозным плетением тончайшего золотого узора. Живописец ренессансного склада тяготел к гармоничным и лирическим образам (картины для собора в Севилье — Рождество Девы Марии, Поклонение волхвов, Введение во храм, Встреча Иоакима и Анны; Благовещение, ок. 1520, Севилья, Музей изящных искусств; погибшие в 1936 картины алтарей в Вильясане да Мена), особенно в изображении нежной и женственной Мадонны в роскошном одеянии из тяжелой златотканой парчи (Мадонна с розой, ок. 1515—1520, Севилья, церковь Санта Анна; алтарь Родриго Фернандеса де Сантаэлья, ок. 1520—1523, Севилья, капелла Семинарии). Самое известное произведение мастера — Мадонна мореплавателей (ок. 1531, Севилья, Алькасар) — единственная в испанской живописи картина, посвященная теме открытия мира. Заказанная Торговой палатой Севильи центральная композиция алтаря была расчищена в последние годы, что позволило составить более полное представление о выдающемся колористическом даровании Фернандеса. Редкий мотив на переднем плане — уходящее вдаль лазоревое море со множеством разнообразных кораблей — как бы олицетворяет безграничные возможности испанского флота, бороздившего океан. Выше, в небесах, под покровом Мадонны Милосердия — коленопреклоненные фигуры мореплавателей, один из них считается изображением Христофора Колумба. Широкий плащ Марии осеняет мореплавателей и охватывает также расположенных на дальнем плане краснокожих индейцев, принявших христианство. На фоне пламенеющего розового неба победно раскинут огромный черно-синий плащ Мадонны, облаченной в великолепное, затканное золотом платье и представленной в облике молодой цветущей женщины, излучающей доброту и благожелательность. Хотя в картине Фернандеса много наивно-условного и архаичного, она представляет новое слово в испанской живописи XVI в., покоряет своим торжественным и радостным звучанием. Выдающийся талант Фернандеса как художника-декоратора нашел разностороннее применение, начиная с работ над алтарем собора в Севилье до руководства живописным оформлением города по случаю прибытия в Севилью в 1526 императора Карла V.
Лит.: Angulo D. Alejo Fernandez — Librito de Arte de la Universidad de Sevilla, 1946.
Т. Каптерева

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

2011. 04. 004. Вудс Р. , Фернандес А. , Коэн Ш. Использование религиозных метафор в английских газет

Юдин Б. Г.
Читать PDF
370.32 кб

Сибирь Доминика Фернандеза: травелог и место памяти

Тайманова Татьяна Соломоновна
В статье рассматривается произведение Д. Фернандеза «Транссибирский экспресс» (2012). Анализируются особенности его жанра, показывается, что философия произведения выходит за рамки обычного травелога.

Похожие термины:

  • ФЕРНАНДЕС Акоста Бенито

    Известный аргентинский гитарист, исполнитель и преподаватель. Родился в Росарио–де–Санта Фе 12 декабря 1884 г. Гитарой начал заниматься у знаменитого Махиеро Хуана Пастора, а в 1908 г. записался в кла
  • БЕСТЕЙРО-И-ФЕРНАНДЕС

    Besteiro у Fernandez), Хульян (1870-1940) - исп. политич. деятель. Проф. философии Мадридского ун-та с 1912. С 1915 - один из лидеров Исп. социалистич. рабочей партии, после 1930 - лидер ее крайне правого крыла. В 30-х гг., в пе
  • Фернандес Гонсало де Кордова

    Полководец по прозвищу Эль Гран Капитан. Он вооружил пехоту Испании аркебузами и разбил французов в Неаполитании Свой первый боевой опыт выходец из знатной аристократической фамилии Испании пол
  • ФЕРНАНДЕС ДЕ ОВЬЕДО-И-ВАЛЬДЕС

    Fern?ndez de Oviedo y Vald?s), Гонсало (1478-1557) - исп. хронист. В 1513-48 жил в Америке, занимал ряд адм. постов, в т. ч. - инспектора золотых приисков. С 1548 - историограф Совета по делам Индий. Гл. труд Ф. де О.-и-В. - "Всеобщая
  • ФЕРНАНДЕС Сотомайор Диего

    В опубликованной в Буэнос–Айресе в 1909 г. Греноном книге под названием «Наша первая гитарная музыка» говорится о музыканте и преподавателе гитары Диего Фернандесе Сотомайоре, который, составляя з
  • ГАРУЛЬ Фернандес София

    Исполнительница, педагог и композитор для гитары. Родилась в Сантьяго–дель–Эстеро 30 апреля 1909 г. В июле 1923 г. начала изучать гитару с автором этих строк, выделяясь своим постоянством, и в 1929 г. она
  • Фернандес, Грегорио

    Fernandez, Gregorio) Ок. 1576, Саррия — 1636, Вальядолид. Испанский скульптор. Уроженец Галисии, в юности переселился в Вальядолид, где жил и работал до конца жизни. Испытав отчасти влияние Хуана де Хуни и Помпео
  • ФЕРНАНДЕС Хоао

    Гитарист в фольклорном португальском стиле. Его искусство и исполнение можно было оценить в Буэнос–Айресе в ноябре 1932 г. в театре Майпо, когда он играл в составе «Компанья Портагеса», оставившей с
  • КРОН Хуан Фернандес

    член религиозной секты фатимистов, выступающей за насильственное устранение с папского престола «узурпаторов». 12.5.1982 в Фатиме совершил нападение, вооружившись германским штыком, на Иоанна Павла
  • ЯНСЕ ФЕРНАНДЕС ЛУИС

    Известный популяризатор гитары фламенко и андалузского "Канте хондо". Родился в Мадриде 13 апреля 1892 года. Учителями его были все великие маэстро в этом жанре, учился он и у своего отца, который прив
  • МОРА ФЕРНАНДЕС

    Mora Fernandez), Хуан (12.VII.1784 - 16.XII.1854) - гос. деятель Коста-Рики. В 1821 участвовал в выработке проекта первой конституции. В 1824-33 - президент страны. При М. Ф. в состав Коста-Рики вошла пров. Гуанакасте, были пост
  • ФЕРНАНДЕС Рафаэль

    Гитарист, в 1908 г. живший в Лиме, столице Перу, где преподавал гитару. Здесь издавались его сочинения для гитары; при этом отмечалась оригинальность некоторых из них. Фернандес был учеником гитарист
  • Араужу, Серафим Фернандеш де

    Его Высокопреосвященство кардинал Серафим Фернандеш де Араужу (порт. Serafim Fernandes de Ara?jo), (род. 13 августа 1924, Минаш Новаш, Бразилия). Бразильский кардинал. Титулярный епископ Веринополи и вспомогательн