Фидий

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Фидий
начало 5 в.- около 432/431 г. до н.э.) - древнегреческий скульптор, главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи - Афины Промахос на Акрополе (бронза, около 460 г.), Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе - золото, слоновая кость) - не сохранились. Под его руководством исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество Фидия - одно из высших достижений мирового искусства.

Источник: Исторический словарь

ФИДИЙ
выдающийся древнегреческий скульптор периода высокий классики V в. до н.э., творивший в Афинах. Будучи другом и помощником Перикла, принимал непосредственное участие в реконструкции афинского Акрополя. Под его руковод-ством исполнено скульптурное убранство Парфенона. Он является создателем скульптурных изображений Афины Промахос (бронзовая скульптура высотой 17 м), Афины Парфенос, а также Зевса Олимпийского, считавшегося одним из семи чудес света.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ФИДИЙ
490 — 431 гг. до н. э.) — величайший скульптор древности. Родился в Афинах. Он был современником Перикла, который сделал его руководителем художественных построек в Афинах. Самым великим произведением Фидия считается статуя Зевса Олимпийского. Противники Перикла обвинили его сначала в утайке части золота, отпущенного на статую Афины, а затем, когда он смог оправдаться в этом, он был посажен в тюрьму за то, что на щите Афины изобразил себя и Перикла.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Фидий
(лат. Phidias, нач. V в. до н. э. – ок. 432 г. до н. э.) — выдающийся древнегреческий скульптор периода высокой классики, современник Мирона и Полиплена. Был другом и помощником Перикла, принимал участие в реконструкции Акрополя в Афинах. Является создателем Афины Промахос на Акрополе (бронзовая статуя около 17 м), Афины Парфенос, облицованной золотом и слоновой костью, а также Зевса Олимпийского. Противники Перикла изгнали его из Афин якобы за утайку золота для статуи. Творчество Фидия — одно из высших достижений мирового искусства. Его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и красотой.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ФИДИЙ
   • Phid?as,
         ???????, из Афин, сын Хармида, ученик Агелада и Гегия, родился, вероятно, еще до 500 г., если он действительно сделал позже из доли афинян в марафонской добыче бронзовую статую Афины ???????? в 60 футов вышины. Соединяя изящество с величием при изображении идеализированных богов, он положил начало новому периоду в искусстве; сам он ваял преимущественно из золота и слоновой кости колоссальные статуи, но отличался в то же время и как архитектор, литейщик, скульптор и живописец; художественная деятельность его далеко не ограничивалась Афинами. Начиная с 450 г. он руководил художественными постройками Перикла, предпринятыми с целью украсить Афины, и самые разнообразные художники работали по его идеям. Plut. Per. 12. Обвиненный вследствие происков против Перикла сначала в том, что при изготовлении статуи Афины он похитил часть золота, а потом, после того как невинность его в этом деле была доказана, в том, что он изобразил на щите богини себя самого и Перикла, он был брошен в темницу, где и умер от болезни в 431 г. Plut. Per. 31. Diod. Sic. 12, 39 слл. Относительно места, занимаемого им в истории искусства, см. Architecti, Архитекторы, 5.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ФИДИЙ
   • Phid?as,
         ???????, из Афин, сын Хармида, ученик Агелада и Гегия, родился, вероятно, еще до 500 г., если он действительно сделал позже из доли афинян в марафонской добыче бронзовую статую Афины ???????? в 60 футов вышины. Соединяя изящество с величием при изображении идеализированных богов, он положил начало новому периоду в искусстве; сам он ваял преимущественно из золота и слоновой кости колоссальные статуи, но отличался в то же время и как архитектор, литейщик, скульптор и живописец; художественная деятельность его далеко не ограничивалась Афинами. Начиная с 450 г. он руководил художественными постройками Перикла, предпринятыми с целью украсить Афины, и самые разнообразные художники работали по его идеям. Plut. Per. 12. Обвиненный вследствие происков против Перикла сначала в том, что при изготовлении статуи Афины он похитил часть золота, а потом, после того как невинность его в этом деле была доказана, в том, что он изобразил на щите богини себя самого и Перикла, он был брошен в темницу, где и умер от болезни в 431 г. Plut. Per. 31. Diod. Sic. 12, 39 слл. Относительно места, занимаемого им в истории искусства, см. Architecti, Архитекторы, 5.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ФИДИЙ
нач. 5 в. до н.э. — ок. 432/431 до н.э.) — величайший др.-греч. скульптор классич. периода. Ф. родился в Афинах, был гл. помощником Перикла при реконструкции афинского Акрополя. В конце жизни Ф. оказался жертвой политич. борьбы, был обвинен в осквернении божества и присвоении свящ. золота и заточен в темницу. Среди учителей Ф. называют скульптора Агелада и живописца Полигнота. Ф. работал в различ. материалах, славился также как мастер торевтики. Его ранние работы — хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Афины для г. Пеленны в Ахайе и акролитная (из золоч. дерева и мрамора) колоссал. статуя Афины в Платеях. В Дельфах по заказу афинян Ф. создал многофигурную мраморную группу в ознаменов. Марафонской победы, изобразив в центре полководца Мильтиада. Ф. принадлежат также статуи Афины Лемнии, Афродиты Урании и статуя Амазонки, с к-рой скульптор выступил на конкурсе вместе с Поликлетом, Кресилаем и Фрадмоном. Особенно прославл. были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая ок. 460 до н.э. на афинском Акрополе в память побед над персами, и две грандиоз. хрисоэлефант. статуи: Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах. Все эти произв. не сохран.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Фидий
(лат. Phidias), выдающийся др.-греч. скульптор периода высокой классики 5 в. до н. э., современник Мирона и Поликлета. Жизнеописание Ф. носит в достаточной мере легендарный характер (процесс в Афинах, устроенный противниками Перикла якобы из-за утайки золота для статуи Афины; изгнание, смерть в Олимпии) и поэтому не может быть воссоздано с достаточной достоверностью. Он творил во 2-й трети 5 в. до н. э. в Афинах, Дельфах, Олимпии. Будучи другом и помощником Перикла, принимал большое участие в реконструкции Акрополя в Афинах. Под его руководством исполнено скульптурное убранство Парфенона, некоторые скульптуры сделаны ею руками. Он является создателем Афины Промахос на Акрополе (бронзовая статуя высотою ок. 17 м), Афины Парфенос, облицованной золотом и слоновой костью, а также Зевса Олимпийского, представление о котором можно получить только из описаний Павсания или же по изображениям на монетах. Созданную им Афину Лемнию можно видеть в копиях одного из изображений Афины этого времени. О ранних творениях скульптора сохранились лишь лит. свидетельства. Наиболее сильное влияние на потомков оказала его Афина Парфенос; самый монументальный эллинистич. вариант ее сохранился в виде колоссальной статуи из библиотеки в Пергаме (хранится в Античном собрании Государственных музеев Берлина).

Источник: Словарь античности. 1989

ФИДИЙ
pheidias), древнегреческий скульптор 5 в. до н. э., один из крупнейших мастеров высокой классики. Родился в Афинах. Мастерству скульптора учился в афинской школе Гегия и в школе Агелада в Аргосе. Сведения о его жизни крайне скудны. Известно, что он был другом Перикла; в конце жизни из-за происков недоброжелателей был обвинен в святотатстве и умер в изгнании.
Многие работы Фидия известны только по поздним копиям и описаниям античных авторов. По утверждению Плутарха, он был автором проекта афинского Акрополя и руководил его застройкой. На священной площади Акрополя возвышалась огромная бронзовая статуя богини Афины Промахос («Воительницы») работы Фидия (ок. 460 г. до н. э., не сохранилась). Под руководством и, вероятно, при личном участии мастера было выполнено скульптурное убранство Парфенона (438–32 до н. э.). В святилище храма была воздвигнута грандиозная статуя Афины Парфенос (Девы) высотой ок. 12 м, выполненная в хрисоэлефантинной технике. Описание историка Павсания и многочисленные копии позволяют представить, что Афина была изваяна в полный рост, на ней был длинный, свисавший тяжелыми складками хитон. На ладони правой руки богини стояла крылатая богиня победы Ника; в левой руке она держала копье; грудь Афины прикрывала эгида с головой Медузы Горгоны; а к ее ногам был прислонен щит. Около копья лежала свернувшаяся кольцом священная змея богини. На постаменте было изображено рождение Пандоры. Фидий, вероятно, был автором лучших статуй, украшавших фронтоны Парфенона. Многофигурные композиции на фронтонах, дошедшие до нас лишь в обломках, представляли эпизоды мифов, связанных с богиней Афиной. Сохранившиеся фигуры, возможно изображавшие Мойр (богинь судьбы), несмотря на утраты, поражают величавой гармонией и благородством, торжествующей, всепобеждающей красотой. В струящихся складках длинных одежд, которые выявляют очертания прекрасного тела, словно растворяется тяжесть мрамора. В статных фигурах сочетаются величие и женственность. Под руководством Фидия был создан рельефный фриз Парфенона (длиной ок. 160 м и высотой более 1 м), на котором изображена торжественная священная процессия афинян на празднике Панафиней. В уцелевших фрагментах представлены молодые всадники, погоняющие коней, юноши с гидриями (сосудами для воды), грациозные девушки, жрецы, ведущие жертвенных животных. Рельефы Парфенона отличаются необычайным ритмическим богатством, мягкостью моделировки, виртуозными эффектами светотени.
Хрисоэлефантинную 13-метровую статую Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (см. илл. на с. 487) считали одним из семи чудес света. Творения Фидия являются высочайшей вершиной в истории развития скульптуры. Влияние творчества древнегреческого мастера ощутимо в европейской скульптуре с античной эпохи до наших дней.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Фидий
греч. Pheidies)
(сер. V в. до н.э.)
   известнейший скульптор Эллады, друг Перикла; руководил работами по строительству афинского акрополя, создал рельефы Парфенона, статую Афины Промахос из бронзы и Афины Парфенос из золота и слоновой кости. В Олимпии, в храме Зевса, стояла статуя верховного бога из золота и слоновой кости работы Ф., которую греки относили к семи чудесам античного мира.
   Ривкин Б.И. Античное искусство. М.; 1972. С. 133-137; Чубова А.П. Фидий. М.; Л., 1962.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(ок. 490 - ок. 415 до н. э.)
   Афинский ваятель. Автор скульптур из бронзы, кости с золотом и мрамора. До нас дошли оригинальные скульптуры Фидия или выполненные под руководством скульптора его учениками, - мраморные фигуры из афинского Парфенона (Элджинские мраморы). Уцелели также копии некоторых работ Фидия - например, статуи девы Афины. К сожалению, почти невозможно себе представить, какой была знаменитая статуя Зевса работы Фидия, которую Павсаний видел в Олимпии: она сгорела в Константинополе во время пожара 475. Не сохранилось также копий Фидиевой Афины Промахос (Победительницы), стоявшей на пропилеях Акрополя (ее высота достигала 17 м), однако копии статуи Афины, находившейся на острове Лемносе, дошли до наших дней (одна из них сейчас находится в Дрездене). Известно, что в 432 Фидий был изгнан из Афин политическими противниками Перикла, и, возможно, умер он в ссылке.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   крупнейший др.-гр. скульптор, происх. из Афин, ученик Гегия и Агелада. Работал в мраморе, бронзе, хрисоэлефантинной технике, занимался также живописью. Уже во 2-й четв. V в. Ф. был признанным мастером: к этому вр. относится ряд его произв., в т. ч. бронзовая статуя Афины на Акрополе. Но особ, значит, были его произв. 447 - 432, времени строит-ва Парфенона. Ф. принадлежало общее руководство всеми работами (включая фронтонные скульптуры и фризы), а также храмовая статуя Афины Парфенос, дошедшая в ряде копий. Свед. о Ф. становятся путаными после работ на Парфеноне: по сообщению Плутарха, Ф., обвиненный в краже золота со статуи, а затем, когда улик в воровстве не оказалось, - в святотатстве (поскольку он изобразил Перикла и самого себя в сцене Амазономахии на щите Афины Парфенос), был заключен в тюрьму и там умер. По др. источникам, он бежал из-под суда в Элиду, где работал над хрисоэлефантинной статуей Зевса Олимпийского. Эта посл. версия подтверждена теперь раскопками немецких археологов, открывших мастерскую Ф. в Олимпии (ок. 430). Древ, авторы с величайшим восхищением описывают произв. Ф., называя гл. свойствами его стиля возвышенность и точность. Нек-рые из них (Афина Лемния, Амазонка, Анадумен) известны в копиях, еще ряд статуй сер. V в. связывают с Ф. совр. ученые.
   Лит.: Сидорова Н. А. Жизнь и творчество Фидия // Искусство. 1970. № 9. С. 51 - 61; Чубова А. П. Фидий. М.; Л., 1962
   Д.М.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ФИДИЙ
ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) Рождение Фидия относят к 490 году до нашей эры. Фидий был афинянином, сыном Хармида. Древние писатели называют его учеником Гегия, или Гегесия, работавшего еще в архаической манере. Некоторые исследователи называют Фидия учеником Агелада. Был ли он действительно учеником Агелада, остается невыясненным, но бесспорно, что мастерство бронзовой скульптуры, свойственное аргосско-сикионской школе, было им изучено. Он превзошел своих учителей, поднявшись до высот классического общеэллинского мастера. Фидий сумел создать образы, восхищавшие его сограждан, и в своих произведениях выразить идею афинского идеального государства. Фидий работал в разных местах Греции, но большая часть его творческой биографии связана с Афинами. Детство и юность Фидия прошли в годы греко-персидской войны. Почти всю свою творческую деятельность он посвятил созданию памятников, прославляющих родину и ее героев. Ранние (470-е годы до нашей эры) работы мастера известны лишь по упоминаниям в античных литературных источниках: это статуя богини Афины в храме в Платеях и скульптурная группа в Дельфах, изображающая одного из вождей греко-персидских войн, Мильтиада, среди богов и легендарных героев. С 460 года Фидий начал работать в Афинах. Ведущую роль в правительстве Афинского государства играл Перикл. Он полагал, что главенство Афин среди греческих государств позволяет ему распоряжаться союзной казной. Перикл решает использовать эти средства на восстановление города и Акрополя. Одним из первых памятников (около 460 года до нашей эры), воздвигнутых на Акрополе, была бронзовая статуя бога Аполлона работы Фидия. Скульптор, в совершенстве владея пластической анатомией, сумел в спокойной, как будто неподвижно стоящей фигуре мастерски передать скрытую жизненную энергию. Несколько меланхолический наклон головы придает юному богу сосредоточенный вид. Статуя Аполлона и монументы в Платеях и Дельфах создали Фидию репутацию первоклассного мастера, и Перикл, близким другом и соратником которого впоследствии стал художник, поручил ему большой государственный заказ — изваять для Акрополя колоссальную статую богини Афины — покровительницы города. На площади Акрополя, недалеко от входа, была установлена в 450 году до нашей эры величественная бронзовая скульптура высотою 9 метров. Вскоре на Акрополе появилась еще одна статуя работы Фидия. Это был заказ афинян, живших вдали от родины (так называемых клерухов). Поселившись на острове Лемнос, они пожелали поставить на Акрополе статую Афины, получившую впоследствии прозвище «Лемния». В этот раз Фидий изобразил «мирную» Афину, держащую свой шлем в руке. Афина Промахос и Афина Лемния утвердили по всей Греции славу Фидия. Его привлекают к двум самым грандиозным работам того времени: созданию колоссальной статуи бога Зевса в Олимпии и руководству реконструкцией всего ансамбля афинского Акрополя. На Акрополе, представляющем собой высокую скалу в центре города с длиною 240 метров, было намечено, по мысли Перикла, построить несколько зданий, распланированных свободно и живописно. При жизни Фидия и Перикла были сооружены два из них: парадный вход на площадь, Пропилеи, и большой храм Парфенон. Парфенон, посвященный Афине Парфенос, т. е. Деве, построен в 447–432 годах до нашей эры архитекторами Иктином и Калликратом на самой возвышенной части Акрополя. Вплоть до 438 года Фидий и его помощники были поглощены созданием статуй и рельефов Парфенона. Афина Парфенос, девственная богиня мудрости и целомудрия, возвышавшаяся на одиннадцать с половиной метров внутри Парфенона, стала самой прославленной из Афин, созданных мастером. «Для создания своего вершинного произведения, — пишет В. Дюрант, — Фидий хотел воспользоваться мрамором, но народ не желал слышать ни о чем другом, кроме слоновой кости и золота. Художник использовал слоновую кость для изображения видимой части тела; сорок четыре таланта (1155 килограммов) золота пошло на одежды, кроме того, он украсил Афину драгоценными металлами и сложными рельефами на шлеме, сандалиях и щите. Она была поставлена таким образом, чтобы в день праздника Афины сквозь большие двери храма солнце сияло прямо на ослепительное платье и бледный лик девы. Завершение работ не принесло счастья Фидию, ибо часть золота и слоновой кости, предоставленных ему для статуи, необъяснимым образом исчезли из его студии. Враги Перикла не упустили столь благоприятную возможность. Они обвинили Фидия в воровстве и добились его осуждения. Однако за него вступился народ Олимпии, выплатив за него залог в сорок (?) талантов с условием, что Фидий прибудет в Олимпию и сделает… статую для храма Зевса; они с радостью доверили ему еще больше слоновой кости и золота. Для него и его помощников была построена специальная мастерская неподалеку от приделов храма, а его брату Панену было поручено украсить трон статуи и стены храма картинами». Работа над статуей Зевса оказалась очень сложной, так как храм уже был закончен. Поэтому, для того чтобы Фидий мог корректировать масштабы статуи с размером здания, одна часть его мастерской была построена такой же высоты, как и внутреннее помещение храма. Лукиан приводит предание о том, как Фидий работал над своим самым известным произведением: «И пусть не смущает тебя то, что ты будешь перерабатывать сочинение, уже ставшее известным читателю, потому что даже Фидий, как говорят, поступил подобным же образом, закончив для элейцев своего Зевса: он стал за дверью, когда, в первый раз распахнувши ее, показывал зрителям свое произведение и прислушивался к словам порицавших и возносивших ему похвалы. Один порицал нос, как слишком толстый, другой находил чересчур длинным лицо, третий — еще что-нибудь иное. Затем, когда зрители разошлись, Фидий, снова запершись, исправил и привел в порядок изваяние в соответствии с мнением большинства, так как считал, что совет, поданный столькими людьми, дело не малое и что многие всегда и неизбежно видят больше, чем один человек, даже если он — Фидий». Статуя занимала значительное место во внутреннем пространстве храма и поэтому могла казаться несколько громоздкой по отношению к интерьеру, так как достигала потолка здания, но зато создавалось впечатление необычайной величавости и мощи божества. Особенно удалось Фидию выражение лица Зевса — царственно спокойное и вместе с тем милостивое, доброжелательное и ласковое. Все античные писатели подчеркивали силу впечатления, производимого Зевсом. Статуя Зевса известна лишь по источникам, повторениям на монетах и позднейшим рассказам. Однако эти данные довольно значительны и разнообразны. По ним можно составить не только общее представление о статуе, но даже о впечатлении, которое она производила на зрителя. Она представляла культовый образ властителя вселенной, и Фидий создал его таким, каким он жил тогда в сознании народа. «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ. Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел», — гласит эпиграмма греческого поэта Филиппа. Это был колосс в четырнадцать метров высотой, исполненный из дерева и драгоценных материалов — золота и слоновой кости. Павсаний следующим образом описал статую: «Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица — орел. Обувь бога и верхняя одежда также из золота, а на одежде изображения разных животных и полевых лилий». Трон был исполнен из кедрового дерева, инкрустации — из золота, драгоценных камней, черного дерева и слоновой кости, круглая скульптура — из золота. В этом произведении Фидий проявил себя не только как мастер монументальной скульптуры, но и ювелир тончайших работ. Применение разнообразных материалов и золота различных оттенков (лилии на гиматии Зевса) производило живописный эффект статуи, сиявшей из глубины целлы. Впечатление увеличивалось контрастом черного настила перед базой статуи. Образ Зевса был проникнут глубокой человечностью. Лицо Зевса, по описанию очевидцев, было одушевлено такой светлой ясностью и кротостью, что утишало самые острые страдания. Цицерон сообщает об отвлеченном характере этого идеального образа, не взятого с натуры и являющегося выражением идеи божества как высшей красоты. Очевидно, гармония форм оказывала успокаивающее, умиротворяющее действие на зрителя. Это творение справедливо причислено к Семи чудесам света. Эмилий Павел — римлянин, покоривший Грецию, признавался, что действительность превзошла все его ожидания. Дион Хризостом назвал эту статую прекраснейшей на земле: «Чей дух обременен заботой, кто испил в жизни чашу несчастий и горя, кого не навещает более сладкий сон, — пусть встанет он перед этим образом и позабудет обо всех трудах и тяготах, выпадающих на долю человека». «Красота статуи, — говорил Квинтилиан, — даже привнесла нечто в общепринятую религию, ибо величие творения было достойно бога». К сожалению, грандиозный памятник постигла такая же трагическая судьба, что и Парфенос. Перевезенный в IV веке нашей эры в Константинополь, он погиб там от пожара. Кроме всемирно известных статуй Афины на Акрополе и Зевса в Олимпии, Фидий создал и ряд других произведений. Так, он принял участие в конкурсе на статую амазонки для храма Артемиды в Эфесе. Сохранилось несколько различных вариантов статуй амазонки в римских мраморных копиях. В одном из них амазонка — высокая стройная девушка-воительница, в коротком хитоне — стоит, склонив голову. Мягкие складки хитона, гибкость фигуры, плавность движения заставляют вспомнить фигуры фриза Парфенона. Другое из известных произведений Фидия — статуя Афродиты Урании (небесной) — также имеет свой аналог на восточном фронтоне Парфенона. Сильная, молодая, полная грации женская фигура отличается своими пропорциями, пластичностью, живописной игрой складок одежды. Как отмечает Дюрант: «О последних годах жизни Фидия бесспорных свидетельств не существует. Одно предание изображает его вернувшимся в Афины и скончавшимся в темнице; другое оставляет его в Элиде только затем, чтобы Элида предала его смерти в 432 году; выбор между этими развязками невелик. Ученики продолжили его работу и подтвердили его успехи на поприще наставничества, почти сравнявшись с ним. Его любимец Агоракрит изваял знаменитую Немесиду, Алкамен создал Афродиту в садах, причисляемую Лукианом к высшим шедеврам скульптурного искусства. Вместе с пятым веком подошла к концу и Фидиева школа, но она оставила греческую скульптуру значительно продвинувшейся вперед по сравнению с тем, какой ее застала. Благодаря Фидию и его последователям искусство приблизилось к совершенству… …Скульпторы овладели техникой, освоили анатомию, вдохнули в бронзу и камень жизнь, движение и грацию. Но характерным свершением Фидия явилось полное и окончательное оформление классического стиля, „большого стиля“ Винкельмана: сила примирилась с красотой, чувство со сдержанностью, движение с покоем, плоть и кость с умом и душой. После пяти веков усилий здесь была наконец постигнута та „безмятежность“, которую так часто и с таким гиперболизмом приписывают грекам; созерцая статуи Фидия, страстные и беспокойные афиняне могли видеть, сколь близко — пусть даже только в скульптурном творчестве — люди уподобились на мгновение богам».

Источник: 100 великих скульпторов. 2002