ФИКХ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФИКХ
мусульм. правоведение. Основами Ф. (усуль) признаются Коран, сунна, иджма (согласие всей мусульм. общины, фактич. — единство мнений законоведов-теологов — факихов) и кийас (логико-аналогич. толкование Корана). Ф. формируется с кон. 7 в.; к сер. 9 в. сложились суннитские школы, или толки, Ф. Параллельно складывался и шиитский Ф.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Фикх
дословно: понимание; знание религиозно-правового аспекта Ислама; Исламское правоведение. Термин Фикх распространяется преимущественно на ту часть Исламского права, которая создавалась людьми, в отличие от Шариата, происхождение которого тесно связано с божественным Откровением и тем знанием, которое можно почерпнуть только в Коране и Сунне.

Источник: Краткий словарь исламских терминов (проект www.igrunov.ru)

ФИКХ
араб., букв. - разумение) - мусульм. правоведение. Основами Ф. (усуль) признаются Коран, сунна, иджма (согласие всей мусульм. общины, фактически - единство мнений законоведов-теологов - факихов) и кийас (логико-аналогическое толкование Корана). Ф. формируется с кон. 7 в.; к сер. 9 в. сложились суннитские школы, или толки, Ф. (см. Мазхаб); параллельно складывался и шиитский Ф.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ФИКХ
разумение — мусульманское правоведение. Основано на Коране, сунне, иджме (согласованном мнении богословов) и аналогии, В средневековом мусульманском мире безраздельно господствовал Ф., а в качестве законоведов выступали богословы. Ортодоксальный суннитский Ф. разделялся на 4 самостоятельных юридических школы — ханифитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. Ныне в странах распространения ислама создаются светские правовые учреждения.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Фикх
знание, глубокое понимание. Этим словом обозначается исламское право. Слово фикх (ФКХ) встречается в нескольких аятах Корана, например: «Почему же эти люди никак не могут понять (ла йаФКаХун) рассказа?» (4:78). В других аятах (7: 179; 11: 91) о язычниках также говорится как о людях не понимающих, не знающих. В хадисах также встречается слово фикх, например: «Аллах кого захочет, того сделает ФаКиХом (т.е. человеком, который знает все тонкости религии)» (Бухари, Ильм 10). Как видно из смысла этих аятов и хадисов, первоначально, в период жизни пророка Мухаммада, слово «фикх» употреблялось в значении углубленного понимания и знания различных аспектов религии. Именно в этом значении понятие фикх употреблялось в первые десятилетия после пророка (в период жизни его сподвижников и табиунов). Один из основателей системы мусульманского права Абу Ханифа назвал свое известное сочинение «Фикх аль–Акбар», то есть важными проблемами, которые нуждаются в правильном понимании. В этом сочинении он писал, что фикх–это знание человеком того, что ему полезно и вредно. С протяжением времени, упомянутое в исламских первоисточниках слово «фикх» постепенно стало пониматься в еще более широком значении. Предмет фикха стал охватывать обширные области как взаимоотношения человека и общества, так и человека и Аллаха. Стало уделяться внимание также индивидуальным проблемам человека. Следует отметить, что все это имело место и в период жизни пророка и сподвижников. Но в последующие десятилетия, система фикха стала систематизироваться со стороны мусульманских правоведов и приняла свой окончательный вид, в котором она известна на сегодняшний день. Таким образом, «глубокое понимание» и «знание» всего того, что Аллах позволил людям и того, что Он запретил, необходимо для того, чтобы на доказательной основе выводить абсолютно все религиозные правовые предписания. Все предписания выводятся только на основании данных четырех источников: Корана, Сунны, иджмы и кыяса. Развитие системы мусульманского права (фикха) происходило на протяжении нескольких исторических периодов. В период жизни пророка Мухаммада появились основные источники мусульманского права–Коран и Сунна. После этого его сподвижники на протяжении нескольких десятилетий занимались толкованием Божественного откровения и разъяснением его смысла. После этого мусульманские правоведы стали записывать и систематизировать положения исламского фикха. Тогда же выделились две основные школы исламского фикха–иракская и хиджазская (См. Асхаб аль–Хадис и Ас–хаб арРай). Именно в этот период стал временем становления фикха в качестве фундаментальной правовой системы. К III/X веку окончательно сформировались различные правовые школы (См. Ханафитский мазхаб, Маликитский мазхаб,Шафиитский мазхаб,Ханбалитский мазхаб, Зейдитский мазхаб,Джафаритский мазхаб,Захиритский мазхаб). Все правовые предписания в мусульманских правовых школах (мазхабах) выносятся на основании Корана и Сунны и являют собой Божественный закон, который не может быть никем отменен. Этим самым мусульманский фикх отличается от всех других правовых систем, которые введены людьми. В тех случаях, когда мусульманский правовед (факих) не может найти буквальное решение той или иной проблемы на основании Корана и Сунны, а также, когда по данному вопросу нет единогласного мнения мусульманских ученых (См. Иджма), он может обратиться к другим, альтернативным правовым методам (См. Кыяс,Истихсан,Орф, Рай) Предмет фикха делится на три больших раздела. Первый (См. Ибада) охватывает обязанности и проблемы человека по отношению к Аллаху. Во втором разделе (См. Муамала) рассматриваются проблемы взаимоотношений человека с обществом. Сюда относятся такие важнейшие общественные проблемы, как мораль, этика, семья, личность, ответственность за преступления и нарушения закона, межнациональные и межрелигиозные отношения. Третий раздел (См. Укуба) рассматривает проблемы наказания за правонарушения. Ученые, которые трудятся в этой области, называются факихами. Они обязаны знать арабский язык, Коран, Сунну, иджму (согласованное мнение по различным вопросам со стороны исламских ученых), методы кыяса (суждения по аналогии), которые являются источниками фикха, а также иметь правильные вероубеждения, обладать повышенным восприятием наук, быть правдивыми и набожными людьми. (См. Факих). В суннитском Исламе существует 4 фикха (ханафи, малики, ханбали и шафии), а в шиизме преобладает джафаритский фикх.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Похожие термины:

  • Усуль аль-Фикх

    наука Исламской юриспруденции, философия права; методология выведения законов из Исламских источников и установления их юридической и конституциональной силы.