Фитингоф-Шель, барон Борис Александрович

Найдено 1 определение
Фитингоф-Шель, барон Борис Александрович

— русский композитор (1829—1901). Служил сначала в артиллерии; выйдя в отставку, посвятил себя музыке. Изучал игру на фортепиано у Гензельта, теорию композиции — у Фохта, а также пользовался советами А. С. Даргомыжского. Инструментовке Ф. научился сам, по учебникам Маркса и Фетиса. Написал оперы: "Мазепа" (1859), "Тамара" на сюжет "Демона" Лермонтова (1886), "Жуан Де Тенорио" (1888), балеты "Гарлемский тюльпан" (1887), "Золушка" (1893), ораторию "Иоанн Дамаскин" и до 80 мелких сочинений церковной и камерной музыки. Все эти произведения выказывают большой талант, но в них мало обработки. Из них более выдается опера "Тамара", где много красивых страниц. После Ф. остались оперы "Мария Стюарт" и "Heliodora". В 1899 г. Ф. издал свои воспоминания под заглавием "Мировые знаменитости" (1848—98). Записки эти, изложенные просто и беспристрастно, представляют много интересного.


Н. С.


{Брокгауз}





Фитингоф-Шель, барон Борис Александрович


— композитор, род. 1829, ум. 13 сентября 1901 в СПб.; игре на фп. учился у матери (ученицы Фильда и Гензельта), композицию изучал самоучкой и отчасти у Фохта. Служил в кавалерии; выйдя в отставку посвятил себя композиции. После ряда романсов и фортепианных пьес написал 1859 4-актную оперу "Мазепа" (СПб., Мариинский театр); опера успеха не имела и дилетантским характером музыки вызвала резкую критику Серова. 1871 окончена была опера "Демон". Вследствие успеха появившегося почти одновременно "Демона" Рубинштейна, опере этой удалось попасть на сцену (СПб.) только в 1886 (под назв. "Тамара"). Опера, несмотря на заметный шаг вперед композитора не имела успеха; та же судьба постигла и третью оперу Ф. "Жуан де Тенорио" (4 акта, СПб., 1888). Больше посчастливилось балетам "Гарлемский тюльпан" (СПб., 1887) и "Золушка" (СПб. 1893). Некоторые из сочинений Ф. исполнялись концертах И. Р. М. О. и других; он пробовал также устраивать концерты из своих произведений в Париже и Брюсселе. Другие композиции Ф.: А. Опера в 4 д. "Олоферн" (рукопись, 1883; как и предыдущие оперы Ф., написана на сюжет, более счастливо использованный другими композиторами); недоконченными остались еще оперы: "Мария Стюарт" и "Гелиодора". В. Для оркестра: музык. картина "Дон-Кихот"; музык. картина "Джинны" (по Гюго); народные сцены: русская, итальянская и немецкая; фантастическая сюита (4 части); "Бахчисарайский фонтан" музык. поэма (8 частей); кроме того, более 70 романсов, духовные песнопения, пьесы для виолончели, фп. и др. В 1899 изданы воспоминания Ф. за 1848—90 "Мировые знаменитости" (раньше печатались в "Московских Ведомостях").


(В.).


{Риман}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008