1821 - 1880) - знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции. На-ряду с ярко-реалистическими произведениями Флобер писал и фантастические романы, как, например, роман "Саламбо". Первоклассный мастер стиля, Флобер создал классические образцы французской прозы. Наиболее знаменит его роман "Мадам Бовари", изображающий нравы провинциальной жизни.
Флобер
Флобер
ФЛОБЕР
Густав(1821–1880) — французский писатель-романист, вошел в литературу как теоретик «объ-ективного» романа. Исходя из того, что «форма — это само произведение», Флобер считал главным в работе над произведением отделку слова, стиля, беспристраст-ность и научность повествования, адекватность изоб-ражения, тщательный отбор деталей и явлений. Объ-явив писателя исследователем общества, Флобер в то же время призывал художников возвыситься над жизнью. Эти эстетические принципы он пытался вопло-тить в романе «Госпожа Бовари» (1857), в котором ав-тор видит происходящее глазами своей героини, страдающей книжной, «донкихотовской болезнью»: начитавшись романтиков, она пытается применить ро-мантические ситуации к реальной жизни, что приводит героиню к трагедии. Главным в романе является обличение мещанства, обывательского благополучия, пош-лости, олицетворением которой является аптекарь Омэ — прямое порождение второй империи. Стрем-ление Флобера уйти в «башню из слоновой кости» претворилось в романе «Саламбо» (1862), сюжет которого связан с наименее известной областью истории — древним Карфагеном, где культ природы оборачивает-ся жестокостью и преображается в культ насилия. Тра-гический парадокс Флобера заключается в том, что писатель не знал иной реальности, кроме той, которую он изобразил в «Госпоже Бовари», и к которой он возвратился в романе «Воспитание чувств» (1869). Его герой Фредерик Моро далеко отошел от своих литературных предшественников. Это вялый, пассивный созерцатель, не вмешивающийся в реальную жизнь.
ФЛОБЕР
Flaubert) Гюстав (1821, Руан – 1880, Круассе, близ Руана), французский писатель. Родился в семье врача-хирурга, учился на юридическом ф-те Парижского ун-та, но оставил учебу из-за болезни. С 1844 г. до самой смерти вел уединенную жизнь в своем имении Круассе близ Руана, заполняя все время литературным творчеством. Флобер вел переписку, которая является источником сведений о его эстетических и философских взглядах. Писать Флобер начал в духе позднего романтизма – повести, посвященные «жизни сердца», лирические, исполненные томления по недостижимому, неясному идеалу. Переломной стала первая версия романа «Воспитание чувств» (1843–45), «буржуазный сюжет» которого, по словам автора, понуждал писать о реальности окружающей жизни, создавать персонажей без преувеличений и идеализации. Наиболее полно эстетические принципы Флобера воплотились в романе «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» (1857), посвященном современному французскому захолустью. В обстановке рутинного быта разыгрывается история супружеской измены, и смерть Эммы Бовари скорее жалка, чем трагична. Роман показывает духовную нищету, бессердечный эгоизм мирных обывателей, вырождение буржуазного брака. Эмма мало отличается от своего окружения, и Флобер показывает отчаяние женщины, неспособной противопоставить постылой семейной жизни ничего, кроме измены, которая лишь глубже погружает ее в грязь и пошлость. В Эмме живет жажда лучшей жизни, но ее мечты гибнут вместе с ней. Герой романа «Воспитание чувств» (1869) пассивен, бездействен, неудачлив, но он не принимает буржуазные нормы бытия, могущие обеспечить его преуспевание: «негероический мечтатель» возвышается над убогим практицизмом и бездуховностью своего окружения. Сборник «Три повести» (1877) суммирует предыдущие творческие поиски Флобера. Героиня повести «Простое сердце» (1892) невежественная и простодушная крестьянка Фелисите, затерянная в мире корыстолюбцев и мошенников, всю жизнь самоотверженно печется о других. Увлечение возможностями познания, интерес к современным естественно-научным достижениям отразились в незаконченном романе «Бувар и Пекюше» (1881), где разворачивается панорама современного знания. Ряд произведений написан на историческом материале: роман «Саламбо» (1862), философская драма «Искушение святого Антония» (1874), «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» и «Иродиада» (оба – 1877). Современная критика обвиняла Флобера в цинизме и вульгарности. За «Госпожу Бовари» он был привлечен к суду, который вынес ему порицание за «попрание идеалов красоты и добра». Творчество Флобера оказало влияние на писателей-натуралистов Э. Золя, Ги де Мопассана, хотя сам он не считал себя основателем этой школы.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006