Флобер

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Флобер
1821 - 1880) - знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции. На-ряду с ярко-реалистическими произведениями Флобер писал и фантастические романы, как, например, роман "Саламбо". Первоклассный мастер стиля, Флобер создал классические образцы французской прозы. Наиболее знаменит его роман "Мадам Бовари", изображающий нравы провинциальной жизни.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

ФЛОБЕР
Густав(1821–1880) — французский писатель-романист, вошел в литературу как теоретик «объ-ективного» романа. Исходя из того, что «форма — это само произведение», Флобер считал главным в работе над произведением отделку слова, стиля, беспристраст-ность и научность повествования, адекватность изоб-ражения, тщательный отбор деталей и явлений. Объ-явив писателя исследователем общества, Флобер в то же время призывал художников возвыситься над жизнью. Эти эстетические принципы он пытался вопло-тить в романе «Госпожа Бовари» (1857), в котором ав-тор видит происходящее глазами своей героини, страдающей книжной, «донкихотовской болезнью»: начитавшись романтиков, она пытается применить ро-мантические ситуации к реальной жизни, что приводит героиню к трагедии. Главным в романе является обличение мещанства, обывательского благополучия, пош-лости, олицетворением которой является аптекарь Омэ — прямое порождение второй империи. Стрем-ление Флобера уйти в «башню из слоновой кости» претворилось в романе «Саламбо» (1862), сюжет которого связан с наименее известной областью истории — древним Карфагеном, где культ природы оборачивает-ся жестокостью и преображается в культ насилия. Тра-гический парадокс Флобера заключается в том, что писатель не знал иной реальности, кроме той, которую он изобразил в «Госпоже Бовари», и к которой он возвратился в романе «Воспитание чувств» (1869). Его герой Фредерик Моро далеко отошел от своих литературных предшественников. Это вялый, пассивный созерцатель, не вмешивающийся в реальную жизнь.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ФЛОБЕР
Flaubert) Гюстав (1821, Руан – 1880, Круассе, близ Руана), французский писатель. Родился в семье врача-хирурга, учился на юридическом ф-те Парижского ун-та, но оставил учебу из-за болезни. С 1844 г. до самой смерти вел уединенную жизнь в своем имении Круассе близ Руана, заполняя все время литературным творчеством. Флобер вел переписку, которая является источником сведений о его эстетических и философских взглядах. Писать Флобер начал в духе позднего романтизма – повести, посвященные «жизни сердца», лирические, исполненные томления по недостижимому, неясному идеалу. Переломной стала первая версия романа «Воспитание чувств» (1843–45), «буржуазный сюжет» которого, по словам автора, понуждал писать о реальности окружающей жизни, создавать персонажей без преувеличений и идеализации. Наиболее полно эстетические принципы Флобера воплотились в романе «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» (1857), посвященном современному французскому захолустью. В обстановке рутинного быта разыгрывается история супружеской измены, и смерть Эммы Бовари скорее жалка, чем трагична. Роман показывает духовную нищету, бессердечный эгоизм мирных обывателей, вырождение буржуазного брака. Эмма мало отличается от своего окружения, и Флобер показывает отчаяние женщины, неспособной противопоставить постылой семейной жизни ничего, кроме измены, которая лишь глубже погружает ее в грязь и пошлость. В Эмме живет жажда лучшей жизни, но ее мечты гибнут вместе с ней. Герой романа «Воспитание чувств» (1869) пассивен, бездействен, неудачлив, но он не принимает буржуазные нормы бытия, могущие обеспечить его преуспевание: «негероический мечтатель» возвышается над убогим практицизмом и бездуховностью своего окружения. Сборник «Три повести» (1877) суммирует предыдущие творческие поиски Флобера. Героиня повести «Простое сердце» (1892) невежественная и простодушная крестьянка Фелисите, затерянная в мире корыстолюбцев и мошенников, всю жизнь самоотверженно печется о других. Увлечение возможностями познания, интерес к современным естественно-научным достижениям отразились в незаконченном романе «Бувар и Пекюше» (1881), где разворачивается панорама современного знания. Ряд произведений написан на историческом материале: роман «Саламбо» (1862), философская драма «Искушение святого Антония» (1874), «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» и «Иродиада» (оба – 1877). Современная критика обвиняла Флобера в цинизме и вульгарности. За «Госпожу Бовари» он был привлечен к суду, который вынес ему порицание за «попрание идеалов красоты и добра». Творчество Флобера оказало влияние на писателей-натуралистов Э. Золя, Ги де Мопассана, хотя сам он не считал себя основателем этой школы.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
277.94 кб

Флобер и Тургенев литературные учителя Мопассана

Белова Н. М.
В статье рассматривается характер влияния творчества Флобера и Тургенева на тематику, сюжеты, характер психологизма романов и новелл Мопассана в контексте взглядов всех трех писателей на современный роман.
Читать PDF
285.45 кб

«в сторону Пруста»: франкоязычные подтексты американской лекции В. Набокова «Гюстав Флобер»

Нижник Анна Валерьевна
В материалах лекций В. Набокова по зарубежной литературе замечания о стиле Г Флобера и М. Пруста весьма близки прежде всего концептуально.
Читать PDF
119.57 кб

2008. 03. 027. Гоффет Ж. -Д. Большие бульвары (у Бальзака и Флобера). Goffette J. -D. les grands bou

Ахмедянова Е. Ш.
Читать PDF
117.55 кб

Художественный мир г. Флобера в романе В. В. Набокова «Король, дама, валет»

Егорова Е. В.
Статья посвящена поиску и анализу элементов художественного мира французского писателя Г. Флобера во втором русскоязычном романе В. В. Набокова «Король, дама, валет».
Читать PDF
181.16 кб

Воспитательные концепции А. Штифтера, г. Флобера и И. А. Гончарова в романах 1856 – 1858 годов

Сейбель Наталья Эдуардовна
Читать PDF
172.74 кб

"Нормандская хроника x века" в контексте ранней исторической прозы Флобера

Модина Г. И.
Читать PDF
125.70 кб

2004. 04. 024-025. Творчество Флобера на cтраницах журнала «Poetique». (сводный реферат)

Пахсарьян Н. Т.
Читать PDF
175.59 кб

Иерархия универсума в ранней прозе Флобера

Модина Галина Ивановна
Рассматриваются представления Флобера об иерархической структуре универсума, власти и свободе художника, воплощенные в юношеской прозе писателя. Прослеживается эволюция мировоззрения Флобера в 1830-1840-е гг.
Читать PDF
247.07 кб

O первой версии философской драмы Флобера «Искушение святого Антония» (1849)

Модина Галина Ивановна
Философская драма «Искушение святого Антония» одно из самых личных и загадочных произведений Флобера. Он называл ее «книгой всей своей жизни» и отождествлял себя с ее героем.
Читать PDF
144.81 кб

Три повести Флобера: хронологическая структура, фигуры пространства и использование в произведениях

Полухина Ю. В.
Статья содержит сопоставительный анализ некоторых аспектов поэтики «Трех повестей» Г. Флобера («Простая душа», «Легенда о св. Юлиане Странноприимце» и «Иродиада»).
Читать PDF
884.49 кб

Утопия ожидания романов «Бабье лето» А. Штифтера; «Мадам Бовари» г. Флобера, «Обломов» И. А. Гончаро

Сейбель Наталия Эдуардовна
Роман А. Штифтера «Бабье лето»-первый австрийский роман, получивший широкую известность, с именем его автора связано становление национальной австрийской литературы.
Читать PDF
216.68 кб

Сюжет «Одна женщина и трое мужчин» до г. Флобера и у г. Флобера («Госпожа Бовари»)

Галеева Раиса Исхаковна
В статье рассматривается литературная судьба популярного во французской литературе ХIХ века сюжета «одна женщина и трое мужчин». Анализируется романтическое и реалистическое освоение известного сюжета в романе Ж.
Читать PDF
0.00 байт

Ольфакторные мотивы в романе г. Флобера «Госпожа Бовари

Козлова Анастасия Викторовна
Статья посвящена анализу ольфакторной картины мира Г. Флобера, представленной в знаменитом романе «Госпожа Бовари».
Читать PDF
0.00 байт

Автобиографическая повесть Флобера «Мемуары безумца»: исповедь поэта, мастерская художника

Модина Галина Ивановна
Рассматриваются особенности повествовательной техники автобиографической повести Флобера «Мемуары безумца» в связи с проблемой становления творческой индивидуальности писателя.
Читать PDF
0.00 байт

Метаповествовательные формы в романе Дж. Барнса «Попугай Флобера»

Сысоева Юлия Николаевна
В статье рассматриваются различные метаповествовательные формы в постмодернистском романе Дж.Барнса «Попугай Флобера». Сочетание этих форм выявляет иронический характер повествования и его пародийность.

Похожие термины:

  • Поворот в развитии реализма. Флобер. Братья Гонкур

    Июньские баррикадные бои 1848 г. являются великой гранью в истории XIX в. Революционная роль буржуазии на Западе сыграна, и она выступает теперь против рабочего класса как сила, поддерживающая сущест
  • Гюстав Флобер

    1821–1880) «Госпожа Бовари», которую во всем мире считают совершенным созданием искусства, привела ее создателя на скамью подсудимых. В 1856 году, после публикации романа в журнале «Ревю де Пари», Гюста