наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества.
ФОЛЬКЛОРИСТИКА
ФОЛЬКЛОРИСТИКА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ФОЛЬКЛОРИСТИКА
наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика как особая область знания выделилась на рубеже 18–19 вв. в связи с большим интересом к древним мифам. Одной из первых научных школ фольклористики была мифологическая, которая объявляла фольклор результатом бессознательного коллективного творчества «народной души» (братья В. и Я. Гримм в Германии, А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев в России). Зарождение фольклористики связано с романтическим направлением в философии, науке и искусстве начала 19 в., которое утверждало, что история народа определяется не волей отдельных личностей, а является проявлением его «духа», выражающимся во всех областях коллективного творчества (язык, мифология, фольклор). Во второй пол. 19 в. в европейской фольклористике сложилась антропологическая школа, которая объясняла сюжетное сходство в фольклоре разных наций биологическим единством человеческого рода. Народно-психологическая школа, возникшая в начале 20 в., пыталась понять психологические законы возникновения сюжетов и типов в фольклоре. Тогда же получило распространение социологическое изучение, называвшееся в России исторической школой: считавшая, что фольклор обусловлен социальной жизнью (В. Ф. Миллер, Ю. М. Соколов). В зарубежной фольклористике видное место занимает английская антропологическая школа, представленная в трудах Дж. Фрезера, автора работы о первобытной религии и магии «Золотая ветвь» (1890), посвященной анализу первобытных обрядовых действий и связанных с ними песен и других жанров фольклора. А. Н. Веселовский разрабатывал в фольклористике теорию миграций, утверждавшую условием заимствования типологический универсализм. В зависимости от того, что доминировало в определении самого фольклора, формировались различные традиции его изучения. Так, во Франции появились термины tradiciones populaires (народные традиции) и dЕmopsychologie (народная психология). Растворяли фольклор и в общем народоведении: Volksforschung (нем.), dЕmologie (фр.), scienza demica (итал.), demosofia (исп.) и др. Смежными с фольклористикой науками являются история, этнография, история религий, лингвистика, литературоведение, музыковедение, хореография, однако прерогативой фольклористики остается народное традиционное искусство слова во всех его состояниях – от отдаленной древности до новейшего времени. В настоящее время в связи с размыванием «научных жанров» и изменением социального облика фольклористики как науки происходит трансформация понятийного аппарата, смена методологических и тематических ориентиров. Главным дискуссионным моментом является вопрос о границах дисциплины в российской и западной фольклористике: чем фольклор отличается от этнографии, от литературы? Тем не менее в области теоретического и прикладного исследования фольклора и традиционной культуры выделяют национальный фольклор и этнографию; историю и теорию духовной и материальной народной культуры; поэтику и речевое строение традиционного текста; историю и теорию взаимодействия языка, фольклора и литературы; основы историко-типологических исследований в области мирового фольклора и литературы. Фольклористика как теоретическая дисциплина сформировалась благодаря исследованиям В. Я. Проппа, П. Г. Богатырева, В. М. Жирмунского, Е. М. Мелетинского, К. В. Чистова, Б. Н. Путилова и др. Сравнительно-исторический, структурно-типологический и семиотический аспекты рассмотрения фольклора дополняют друг друга, демонстрируя многомерность результатов научного анализа. Синкретический характер устных традиций (словесный текст – музыкальная форма – обрядовый или ритуализованный бытовой контекст) также предполагает синтез знаний в данной области, лежащей на пересечении филологических, этнографических и искусствоведческих исследований. Актуальными задачами фольклористики являются выяснение современных процессов в крестьянской культуре и связанная с ним «борьба» за аутентичность, исследования в области городского фольклора, проблемы персонального нарратива и устной истории, современного фольклора как интертекста, «антифольклора» и «постфольклора» (концепции Н. И. Толстого, С. Ю. Неклюдова). Фольклористика представлена как научная и учебная дисциплина в академических институтах и на всех филологических факультетах высших учебных заведений.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ФОЛЬКЛОРИСТИКА
наука, включающая в свой состав собирание, публикацию и изучение нар. творчества, в т. ч. нек-рых нар. обрядов, чем близка к этнографии. Фолькл. материалы Пенз. края фигурируют впервые, по-видимому, в труде И. М. Снегирева «Русские простонародные праздники и суеверия» (1837), где дается описание крест. календарных праздников и песен; мн. из них бытовали в Пенз. губ. В архиве Рус. геогр. об-ва (СПб.) хранятся записи ок. 200 пословиц и поговорок, сделанные Пенз. Арефьевым в Пенз. губ. (1848), а также песен и сказок, записанных З. Кротковым в Саранск. у. (1853), песен, собранных И. Любимовым, Пенз. Ландышевым, К. Масловским в Саран. и Керенск. уездах (1854–57). Ок. 20 песен напечатали ПГВ в 1860–65. Ценные фолькл. и этнографич. сведения и записи содержат «Материалы для географии и статистики России...» в выпуске о Пенз. губ. Это обстоятельный очерк о мифологии, обычаях и обрядах морд., тат. и рус. населения Пенз. края, несколько рус. свадебных и семейно-бытовых песен. В 1878 неск. песен записаны в Городищ. у. О. Невельской. К 1904–05 относятся записи песен, сделанные Н. Астровым в с. Загоскине, А. И. Троицким, В. Г. Колегановым в с. Верхозиме (ныне Шемыш. р-н), ими же сделаны записи и в 1912. В. Ф. Невзоров собрал в Башмаков. волости б. 100 сказок (1914–16). Записи фолькл. произв. возобновились только в послевоен. время. В 1948 и 1953 выходят кн. А. Пенз. Анисимовой, где наряду с авторскими произведениями помещены и фольклорные записи, впрочем, с нек-рой лит. правкой. Выходит сборник частушек под редакцией В. К. Застрожного, сборник пословиц и поговорок, составленный Пенз. Кузьминым; опубликованы песни с нотной записью Пенз. Пенз. Лондонова и Е. А. Прохорова. Плодотворную деятельность развернули студенч. фолькл. экспедиции под рук-вом доц. ПГПИ О. Пенз. Мартыненко. В 1970–75 были обследованы Пачелм., Камен., Земетч., Башмаков., Никольск., Пенз., Вадин., Неверк., Мокш., Беков., Лопат., Н.-Ломов., Лунин., Тамал., Городищ. р-ны. Результатом стали многочисл. записи обрядовой и внеобрядовой лирики и прозаич. жанров. Мн. из них не имеют аналогов в фольклоре др. регионов России. Важное значение для собирания и хранения нар. творчества имела деятельность Дома нар. творчества (ныне Областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы), а также самодеят. фольклорных исполнительских коллективов. Мордовская фольклористика еще теснее, чем русская, связана с этнографией. Ее следует рассматривать в более широких геогр. рамках расселения морд. народа. В силу ист. условий собирание фольклорных произв. здесь началось относительно поздно. Подробно и обстоятельно духовный мир и обычаи мордвы раскрывают в сер. 19 в. очерки И. В. Селиванова «Мордва», Пенз. И. Мельникова-Печерского «Очерки мордвы», «Эрзянская свадьба», «Мокшанская свадьба», мифологию – работа И. И. Лажечникова «Некоторые поверья мордвы», а также указанные выше «Материалы для географии и статистики России...». В 1880–90-х гг. выходят «Образцы мордовской народной словесности. Сказки и загадки на эрзянском наречии мордовского языка с русским переводом», то же на мокшанском наречии и нек-рые др. издания. Большой вклад в морд. Ф. внес просветитель М. Е. Евсевьев – автор ряда иссл. и публикаций. Значит. интерес представляет деятельность акад. А. А. Шахматова, изучившего морд. яз. и записавшего в Саран. у. фольклорные тексты и напевы. Им издан «Мордовский этнографический сборник» (1910), содержащий старинные предания: описания обычаев, верований, обрядов, а также 33 сказки, 123 песни, 7 причитаний, загадки, пословицы, поговорки. Напевы фиксировал сел. учитель Р. Ф. Учаев. Непосредственно на терр. Пенз. края систематич. изучения морд. фольклора не было, но отд. записи публиковались в «Сборниках Пензенского губернского статистического комитета» (1905) (бытовые и ист. песни мордвы-мокши, записанные священником Н. Пенз. Барсовым и переведенные на рус. яз.). В этом же изд. «Народные песни Пензенской губернии» (их собрал с помощью своих учеников педагог духовной семинарии А. И. Троицкий). Татарская фольклористика представлена работами и публ., выполненными специалистами за пределами Пенз. края, но с материалами, имеющими отношение к тат. населению Пенз. обл. Лит: Азадовский М. История русской фольклористики. М., 1958; Мартыненко; Савин (9, 15); Писатели Пензы. К. Д. Вишневский.
Источник: Пензенская энциклопедия.