ФОЛЬКЛОРИСТИКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ФОЛЬКЛОРИСТИКА
наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ФОЛЬКЛОРИСТИКА
наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика как особая область знания выделилась на рубеже 18–19 вв. в связи с большим интересом к древним мифам. Одной из первых научных школ фольклористики была мифологическая, которая объявляла фольклор результатом бессознательного коллективного творчества «народной души» (братья В. и Я. Гримм в Германии, А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев в России). Зарождение фольклористики связано с романтическим направлением в философии, науке и искусстве начала 19 в., которое утверждало, что история народа определяется не волей отдельных личностей, а является проявлением его «духа», выражающимся во всех областях коллективного творчества (язык, мифология, фольклор). Во второй пол. 19 в. в европейской фольклористике сложилась антропологическая школа, которая объясняла сюжетное сходство в фольклоре разных наций биологическим единством человеческого рода. Народно-психологическая школа, возникшая в начале 20 в., пыталась понять психологические законы возникновения сюжетов и типов в фольклоре. Тогда же получило распространение социологическое изучение, называвшееся в России исторической школой: считавшая, что фольклор обусловлен социальной жизнью (В. Ф. Миллер, Ю. М. Соколов). В зарубежной фольклористике видное место занимает английская антропологическая школа, представленная в трудах Дж. Фрезера, автора работы о первобытной религии и магии «Золотая ветвь» (1890), посвященной анализу первобытных обрядовых действий и связанных с ними песен и других жанров фольклора. А. Н. Веселовский разрабатывал в фольклористике теорию миграций, утверждавшую условием заимствования типологический универсализм. В зависимости от того, что доминировало в определении самого фольклора, формировались различные традиции его изучения. Так, во Франции появились термины tradiciones populaires (народные традиции) и dЕmopsychologie (народная психология). Растворяли фольклор и в общем народоведении: Volksforschung (нем.), dЕmologie (фр.), scienza demica (итал.), demosofia (исп.) и др. Смежными с фольклористикой науками являются история, этнография, история религий, лингвистика, литературоведение, музыковедение, хореография, однако прерогативой фольклористики остается народное традиционное искусство слова во всех его состояниях – от отдаленной древности до новейшего времени. В настоящее время в связи с размыванием «научных жанров» и изменением социального облика фольклористики как науки происходит трансформация понятийного аппарата, смена методологических и тематических ориентиров. Главным дискуссионным моментом является вопрос о границах дисциплины в российской и западной фольклористике: чем фольклор отличается от этнографии, от литературы? Тем не менее в области теоретического и прикладного исследования фольклора и традиционной культуры выделяют национальный фольклор и этнографию; историю и теорию духовной и материальной народной культуры; поэтику и речевое строение традиционного текста; историю и теорию взаимодействия языка, фольклора и литературы; основы историко-типологических исследований в области мирового фольклора и литературы. Фольклористика как теоретическая дисциплина сформировалась благодаря исследованиям В. Я. Проппа, П. Г. Богатырева, В. М. Жирмунского, Е. М. Мелетинского, К. В. Чистова, Б. Н. Путилова и др. Сравнительно-исторический, структурно-типологический и семиотический аспекты рассмотрения фольклора дополняют друг друга, демонстрируя многомерность результатов научного анализа. Синкретический характер устных традиций (словесный текст – музыкальная форма – обрядовый или ритуализованный бытовой контекст) также предполагает синтез знаний в данной области, лежащей на пересечении филологических, этнографических и искусствоведческих исследований. Актуальными задачами фольклористики являются выяснение современных процессов в крестьянской культуре и связанная с ним «борьба» за аутентичность, исследования в области городского фольклора, проблемы персонального нарратива и устной истории, современного фольклора как интертекста, «антифольклора» и «постфольклора» (концепции Н. И. Толстого, С. Ю. Неклюдова). Фольклористика представлена как научная и учебная дисциплина в академических институтах и на всех филологических факультетах высших учебных заведений.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ФОЛЬКЛОРИСТИКА
наука, включающая в свой состав собирание, публикацию и изучение нар. творчества, в т. ч. нек-рых нар. обрядов, чем близка к этнографии. Фолькл. материалы Пенз. края фигурируют впервые, по-видимому, в труде И. М. Снегирева «Русские простонародные праздники и суеверия» (1837), где дается описание крест. календарных праздников и песен; мн. из них бытовали в Пенз. губ. В архиве Рус. геогр. об-ва (СПб.) хранятся записи ок. 200 пословиц и поговорок, сделанные Пенз. Арефьевым в Пенз. губ. (1848), а также песен и сказок, записанных З. Кротковым в Саранск. у. (1853), песен, собранных И. Любимовым, Пенз. Ландышевым, К. Масловским в Саран. и Керенск. уездах (1854–57). Ок. 20 песен напечатали ПГВ в 1860–65. Ценные фолькл. и этнографич. сведения и записи содержат «Материалы для географии и статистики России...» в выпуске о Пенз. губ. Это обстоятельный очерк о мифологии, обычаях и обрядах морд., тат. и рус. населения Пенз. края, несколько рус. свадебных и семейно-бытовых песен. В 1878 неск. песен записаны в Городищ. у. О. Невельской. К 1904–05 относятся записи песен, сделанные Н. Астровым в с. Загоскине, А. И. Троицким, В. Г. Колегановым в с. Верхозиме (ныне Шемыш. р-н), ими же сделаны записи и в 1912. В. Ф. Невзоров собрал в Башмаков. волости б. 100 сказок (1914–16). Записи фолькл. произв. возобновились только в послевоен. время. В 1948 и 1953 выходят кн. А. Пенз. Анисимовой, где наряду с авторскими произведениями помещены и фольклорные записи, впрочем, с нек-рой лит. правкой. Выходит сборник частушек под редакцией В. К. Застрожного, сборник пословиц и поговорок, составленный Пенз. Кузьминым; опубликованы песни с нотной записью Пенз. Пенз. Лондонова и Е. А. Прохорова. Плодотворную деятельность развернули студенч. фолькл. экспедиции под рук-вом доц. ПГПИ О. Пенз. Мартыненко. В 1970–75 были обследованы Пачелм., Камен., Земетч., Башмаков., Никольск., Пенз., Вадин., Неверк., Мокш., Беков., Лопат., Н.-Ломов., Лунин., Тамал., Городищ. р-ны. Результатом стали многочисл. записи обрядовой и внеобрядовой лирики и прозаич. жанров. Мн. из них не имеют аналогов в фольклоре др. регионов России. Важное значение для собирания и хранения нар. творчества имела деятельность Дома нар. творчества (ныне Областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы), а также самодеят. фольклорных исполнительских коллективов. Мордовская фольклористика еще теснее, чем русская, связана с этнографией. Ее следует рассматривать в более широких геогр. рамках расселения морд. народа. В силу ист. условий собирание фольклорных произв. здесь началось относительно поздно. Подробно и обстоятельно духовный мир и обычаи мордвы раскрывают в сер. 19 в. очерки И. В. Селиванова «Мордва», Пенз. И. Мельникова-Печерского «Очерки мордвы», «Эрзянская свадьба», «Мокшанская свадьба», мифологию – работа И. И. Лажечникова «Некоторые поверья мордвы», а также указанные выше «Материалы для географии и статистики России...». В 1880–90-х гг. выходят «Образцы мордовской народной словесности. Сказки и загадки на эрзянском наречии мордовского языка с русским переводом», то же на мокшанском наречии и нек-рые др. издания. Большой вклад в морд. Ф. внес просветитель М. Е. Евсевьев – автор ряда иссл. и публикаций. Значит. интерес представляет деятельность акад. А. А. Шахматова, изучившего морд. яз. и записавшего в Саран. у. фольклорные тексты и напевы. Им издан «Мордовский этнографический сборник» (1910), содержащий старинные предания: описания обычаев, верований, обрядов, а также 33 сказки, 123 песни, 7 причитаний, загадки, пословицы, поговорки. Напевы фиксировал сел. учитель Р. Ф. Учаев. Непосредственно на терр. Пенз. края систематич. изучения морд. фольклора не было, но отд. записи публиковались в «Сборниках Пензенского губернского статистического комитета» (1905) (бытовые и ист. песни мордвы-мокши, записанные священником Н. Пенз. Барсовым и переведенные на рус. яз.). В этом же изд. «Народные песни Пензенской губернии» (их собрал с помощью своих учеников педагог духовной семинарии А. И. Троицкий). Татарская фольклористика представлена работами и публ., выполненными специалистами за пределами Пенз. края, но с материалами, имеющими отношение к тат. населению Пенз. обл. Лит: Азадовский М. История русской фольклористики. М., 1958; Мартыненко; Савин (9, 15); Писатели Пензы. К. Д. Вишневский.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.59 мб

Т. Е. Евсеев и фольклористика марийского края

Сидорова М.В.
Читать PDF
82.06 кб

Фольклористика между текстом и контекстом

Алексеевский Михаил Дмитриевич
Статья посвящена истории развития методов контекстного подхода к изучению фольклора.
Читать PDF
54.57 кб

Теоретическая фольклористика в российском государственном гуманитарном университете

Неклюдов Сергей Юрьевич
Читать PDF
33.41 кб

Рецензия на книгу: Кирпичики. Фольклористика и культурная антропология сегодня: сборник статей в чес

Казаков Глеб Маратович
Читать PDF
230.03 кб

Национальная традиционно-игровая культура и танцевальная фольклористика - источник народно-сценическ

Литвиненко В.А.
Статья посвящена определению места и роли народной традиционно-игровой культуры, элементов национальной обрядовости, танцевальной фольклористики в постановочной работе балетмейстера на примере творческой работы режиссера-постановщ
Читать PDF
209.32 кб

Фольклор и фольклористика: современная информационная ситуация

Губанова Г.А.
Читать PDF
328.04 кб

Российская славистическая фольклористика: пути развития и исследовательские перспективы: материалы м

Хлыбова Т. В.
Читать PDF
360.07 кб

Якутская фольклористика в свете развития фольклористики народов Сибири в XIX в

Ефимова Людмила Степановна
Осуществлен анализ истории якутской фольклористики, рассмотрены задачи и перспективы научно-исследовательской деятельности в свете развития фольклористики народов Сибири (алтайцев, тувинцев, хакасов).
Читать PDF
349.95 кб

Иван Михеевич Первушин фольклорист

Шарипова Гульнара Рашидовна
Статья посвящена изучению специфики фольклористической деятельности всемирно известного математика Ивана Михеевича Первушина (1827-1900). Наследие И. М. Первушина фольклориста, этнографа не было предметом изучения.
Читать PDF
129.97 кб

Выдающийся фольклорист-славист

Лазарев А.И., Лазарева Л.Н.
Читать PDF
264.76 кб

Потанин-фольклорист

Казаркин Александр Петрович
Г.Н. Потанин, признанный в свое время безусловным сторонником теории миграции сюжетов, относился к этой концепции критически и в споре с западниками, в первую очередь с А.Н.
Читать PDF
107.49 кб

А. Н. Киреев - ученый-фольклорист, писатель и педагог (к 100-летию со дня рождения)

Хусаинова Гульнур Равилевна
В статье говорится о двадцатилетней научной деятельности одного из первых башкирских профессиональных фольклористов Ахняфа Нуриевича Киреева (Кирея Мэргэна) в Институте истории, языка и литературы.
Читать PDF
0.00 байт

Очаги бытования фольклора и методика работы фольклориста-фронтовика

Пушкарев Л. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Памяти финского фольклориста и этнолога Анны-Леены Сийкала

Шутова Надежда Ивановна
Читать PDF
3.63 мб

БЕЛА БАРТОК. НАСЛЕДИЕ ФОЛЬКЛОРИСТА

Похожие термины:

  • Фольклористика Урала

    наука о фольклоре, охватывает круг проблем от выявления, собирания и систематизации репертуара до иссл. групп, жанров и отд. произв. устного нар. творчества. Первый сб. ур. фольклора - коллекция посл