Футуризм

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ФУТУРИЗМ
ощущение времени, при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

Футуризм
направление в литературе и искусстве начала XX века, стремившееся создать «искусство будущего», отрицавшее традиционную культуру(В.В. Маяковский, В.В. Хлебников и др.).

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Футуризм
ит. futuro - будущее) – социально-культурное и художественное направление, возникшее накануне первой мировой войны. В основе Ф. – стремление создать новый язык искусства, соответствующего стремительно меняющимся реалиям окружающего мира с его динамическим развитием техники, урбанизмом, возросшим темпом жизни.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Футуризм
(от лат. futurum — будущее) — авангардистское художественное течение в 1910 начале 1920-х гг. в России. Характеризовалось бунтарством, анархичностью мировоззрения, выражением массовых настроений толпы, отрицанием культурных традиций, попытками создать искусство вне старых традиций и канонов, устремлённое в будущее. Представителями футуризма являлись: художник Д. Д. Бурлюк, поэты В. В. Маяковский, А. А. Блок, В. Хлебников и др.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

ФУТУРИЗМ
(лат. futurum — будущее) — авангар-дистское направление в европейскоском искусстве 1910-1920-х гг., преимущественно в Италии и России. Основоположником принято считать итальянского Поэт а Ф. Маринетти, опубликовавшего в 1909 г. манифест «Футуризм». В нем он провозгласил создание новой культуры будущего и построения нового общества. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры, культивировал эс-тетику урбанизма и машинной индустрии. Для живо-писи характерны сдвиги, наплывы форм, многократное повторение мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Наиболее известными приверженцами футуризма являются художники У. Боччони, Дж. Балла, Дж. Северин, Л. Руссоло и К. Кара.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ФУТУРИЗМ
будущее - авангардистское направление в европейском искусстве 10—20-х гг. XX в. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры, особенно ее моральных и художественных ценностей, культивировал урбанизм — эстетику машинной индустрии и большого города, переплетение документального материала и фантастики. В поэзии разрушал даже естественный язык (слова «на свободе» или заумь). В живописи итальянские футуристы У. Воччони, Д. Северими использовали пересечения, сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммируя впечатления, полученные в процессе стремительного движения Выявил различные идеологические тенденции — от профашистских идей Ф. Маринетти в Италии до приверженности Октябрьской революции В. Маяковского в России.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ФУТУРИЗМ
лат. futurum – будущее; букв. «будетлянство» – термин В. Хлебникова), художественное течение в европейском искусстве (поэзии и живописи) начала 20 в. Идеолог и основатель футуристского движения, возникшего в 1909 г., – итальянский поэт Ф. Т. Маринетти. Футуризм – разновидность поэтического авангардизма в литературе модернизма. Основную задачу нового искусства футуристы видели в отказе от всех традиций, в разрыве с идеологией и этическими взглядами, выраженными в творчестве всех литературных предшественников. С 1911 г. литературные объединения футуристов появляются в России. В Москве – школа кубофутуристов, или «Гилея», которая объединила художников и поэтов, пытавшихся воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов: Н. Д. и Д. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, Вел. Хлебников, А. Е. Крученых, Е. Гуро. В Петербурге – школа эгофутуристов, провозгласивших интуитивное творчество и стремившихся к пропаганде художественного и бытового индивидуализма, что не всегда осуществлялось на практике: И. Северянин, В. И. Гнедов, К. К. Олимпов. Кубофутуристы были революционерами в искусстве, некоторые из них считали себя сторонниками социальной революции, а свою роль в современном искусстве видели в том, чтобы обновлять его так же, как обновляют общественную жизнь истинные революционеры. Не случайно издание, которым руководил Маяковский в первой половине 1920-х гг., получило название ЛЕФ – Левый фронт искусств. Новаторство вторых было умеренным, эгофутуристы опирались на различные литературные традиции, порой эклектически сочетая их; так, Северянин соединял приемы звукописи, характерные для лирики символизма, с футуристскими приемами словообразования. В 1913 г. возникли группы «Центрифуга» (С. П. Бобров, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак и др.) и «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, К. А. Большаков, С. М. Третьяков, Р. Ивнев и др.), члены которых проявили себя эпигонами кубо– или эгофутуризма; например, Асеев как поэт-футурист был настолько вторичной фигурой, что Маяковский называл его своим учеником. Из числа футуристов «второго призыва» только Пастернак перерос литературное ученичество и превратился в крупного поэта. После революции традиции футуризма развивали тифлисская группа «41о» (начало 1920-х; А. Е. Крученых, Ильязд, И. Терентьев и др.) и петроградская группа ОБЭРИУ (конец 1920-х; А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий, Д. И. Хармс). Эти группы продолжали идеи наиболее радикальных кубофутуристов, Хлебникова и Крученых. Подобно «старшим» футуристам, члены этих объединений экспериментировали с заумью, или заумным языком, занимаясь «речетворчеством», т. е. обновлением поэтической лексики и синтаксиса, поиском новых интонационных средств и графических форм.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ФУТУРИЗМ
от лат. futurum – будущее), одно из наиболее влиятельных направлений авангардизма, особенно популярное в Италии и России. Термин был изобретен писателем и поэтом Ф. Т. Маринетти (1909). С началом Первой мировой войны (1914), которую футуристы называли «гигиеной мира», движение постепенно угасло.
Футуризм зародился в Италии, но первый манифест был опубликован Маринетти в Париже (1909). Его призыв подхватили итальянские художники Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Луиджи Руссоло и др. Италия представлялась им «громадным рынком древностей», и футуристы призывали избавиться от «полчищ музеев, в которых она похоронена». 11 февраля 1910 г. Боччони, Карра, Руссоло, Балла и Северини разбрасывали в Милане листовки, текст которых вошел в историю как «Манифест футуристического художника». Участники движения призывали разрушать все нормы, правила, формы, выработанные предшествующими поколениями художников, «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но все художественное наследие без разбора. Провозглашались дерзость, бунт, любовь к опасностям. Футуристы воспевали новую эпоху высоких скоростей и стремительных темпов жизни. Идейно-эстетическая программа объединения футуристов излагалась и в ряде других манифестов: «Технический манифест футуристической живописи» (1910), «Манифест футуристической скульптуры» (1912), «Манифест футуристической архитектуры» (1914) и др. Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства. В «Техническом манифесте» было сказано: «строение картины до настоящего времени было глупо традиционным. Художники показывали нам предметы, и люди размещались перед ними. Отныне мы поместим зрителя в центр картины». Дж. Балла создавал «пластико-динамические комплексы», У. Боччони – скульптуру, вторгающуюся в реальное пространство, погружающую зрителя внутрь себя.
Стилистика живописи футуристов складывалась под влиянием кубизма; однако если кубизм связан с художественным исследованием пространства, то футуризм – прежде всего с попыткой изобразить движение фигур и предметов во времени. Маринетти в парижской газете «Figaro» от 20 февраля 1909 г. писал: «Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости». Динамику современного им мира футуристы выражали в своих картинах зигзагообразными, воронкообразными, спиралевидными и т. п. формами, раздробленными на фрагменты фигурами, совмещая в одной композиции разные моменты движения: «…движущиеся объекты постоянно умножают себя; их форма изменяется, как быстрые вибрации, в их сумасшедшем быстром движении. Так, бегущая лошадь имеет не четыре ноги, но двадцать, и их движение трехстороннее…».
Симультанность (одновременность разных моментов одного действия) выразилась в смещении пространственных планов, наплывах друг на друга различных предметов, удаленных в реальном пространстве («Улица входит в дом», «Симультанное зрение» У. Боччони). В центре внимания художников – красота движения, скорости («Скорости мотоцикла» Дж. Балла; «Что мне рассказал трамвай» К. Карра). Для футуристов характерен культ машин и моторов. Маринетти мечтал о создании «механического человека с заменяемыми частями».
В России футуризм был воспринят главным образом поэтами, в живописи проявился как кубофутуризм (Д. Д. Бурлюк, О. В. Розанова, раннее творчество К. С. Малевича). Шумные манифестации футуристов привели к зарождению акционизма – одной из форм искусства модернизма.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
319.99 кб

Футуризм Михаила Семенко: современный вигляд

Демиденко Ярослава
В статье реконструированы жизнь и творчество М. Семенко известного украинского поэта и теоретика искусства. Выявлены наиболее показательные противоречия эстетико-художественных исканий поэта
Читать PDF
496.65 кб

Давид Бурлюк и футуризм в Крыму

Котляр Е.Р., Лохатова Н.И.
В статье охарактеризованы особенности стиля футуризм и личности его последователей в России Давида Бурлюка и Владимира Маяковского, рассматривается их поездка в Крым, ставший платформой для развития многих авангардных идей в культ
Читать PDF
708.20 кб

Стиль футуризм: путь от изобразительного искусства в предметную среду

Котляр Елена Романовна, Вершинина Александра Михайловна
В статье охарактеризованы основные аспекты и идеологические основы стиля футуризм, прослежены его истоки и этапы развития. Особое внимание акцентировано на личности идеологов направления: Ф. Маринетти, Д. Северини, К. Карра, Д.
Читать PDF
432.58 кб

Футуризм и его отражение в современном графическом дизайне

Андырцева Анастасия Михайловна, Голованова Марина Михайловна
Анализируются подходы к построению композиции в произведениях представителей итальянского и русского футуризма начала XX века.
Читать PDF
263.36 кб

ДОРОТЕЯ ЭЙМЕРТ. ФУТУРИЗМ: СТРЕМЛЕНИЕ К ДИНАМИЗМУ В ИЗОБРАЖЕНИИ

С. Г.
Читать PDF
318.91 кб

Философия Фридриха Ницше и русский футуризм

Компанеец В. В., Степаненко К. А.
Читать PDF
1.22 мб

Футуризм и его заумь в оценке русской философской мысли: за и против

Гришин А.С.
Читать PDF
451.90 кб

Эстетика авангарда: футуризм, экспрессионизм, дадаизм

Сироткин Н.С.
Читать PDF
265.81 кб

Этнофутуризм и футуризм: к вопросу отсутствия преемственности между явлениями

Прохоренко И. М.
В статье обосновывается отсутствие преемственности и связи между явлениями футуризма и этнофутуризма. Имея однокоренную основу с термином футуризм, которым обозначается известное направление художественной культуры начала XX в.
Читать PDF
188.01 кб

Футуризм как явление в татарской литературе 20-30 годов ХХ века (на примере произведений А. Кутуя и

Хайдарова Гульнара Фаритовна
Статья посвящена выявлению и изучению футуризма как явления в татарской литературе 19201930-х годов на примере произведений А.Кутуя и Х.Туфана.
Читать PDF
65.24 кб

Маяковский и русский футуризм: урок-лекция в 11 классе

Гринберг Белла Михайловна
Автор предлагает детально разработанный конспект урока, посвященного изучению эстетики русского футуризма на материале поэзии В. Маяковского. Поставленной целью определяется отбор художественных текстов для анализа школьниками.
Читать PDF
296.38 кб

Футуризм на Дальнем Востоке

Давитадзе Нина Викторовна
Рассматривается футуризм как направление модернизма в России ХХ века. В частности, его проявление на Дальнем Востоке. Приводится информация о поэтах-футуристах, которые внесли вклад в развитие дальневосточной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

2012. 02. 007. Адамсон У. Л. Начало и конец авангарда: итальянский футуризм в исторической перспекти

Кулькина В. М.
Читать PDF
0.00 байт

Футуризм и конструктивизм в русской поэзии: сходство и различие

Амбросиенко Григорий Викторович
В статье рассматриваются взаимоотношения футуризма и конструктивизма как двух литературных течений русского авангарда, на основании внешнего сходства и внутреннего различия их подходов к языковому эксперименту и литературной тради
Читать PDF
166.10 кб

Футуризм: эстетика города

Лозовая Л. В.
Современные проблемы общества (проблема техники и проблема города), которые остро обозначились в начале XX в.