ГАУДЕАМУС

Найдено 1 определение
«ГАУДЕАМУС»
камерный хор МГТУ им. Н.Э. Баумана. Создан выпускником Московской государственной консерватории Владимиром Леонидовичем Живовым в 1968 г. Сегодня в хоре поет уже второе поколение «бауманцев» — студенты, молодые преподаватели, сотрудники МГТУ. Многолетняя дружба, творческое взаимопонимание, верность созданным традициям превратили коллектив в единую семью. В названии хора — начальное слово старинного студенческого гимна: «Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus!» — «Так будем же радоваться, пока мы молоды!» Этим гимном хор завершает все свои концерты. За время многолетнего существования «Гаудеамус» неоднократно становился лауреатом всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей. Уже в 1977 г. хор удостоился звания «Народный коллектив»; в 1982 г. — зва-ния лауреата премии Ленинского комсомола. В 1983 г. всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила диск-гигант «Gaudeamus»; к настоящему времени записаны еще два компакт-диска. Ежегодно хор дает около 10 концертов, в т. ч. в лучших филармонических залах Москвы (Малом и Рахманиновском залах консерватории, Оперном доме музея-заповедника «Царицыно», Органном зале Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки). С его искусством хорошо знакомы не только москвичи, но и жители многих других городов страны. Коллектив гастролировал в Болгарии, Польше, Венгрии, Словакии, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, странах Балтии. О хоре неоднократно писали газеты и журналы, его выступления транслировались по радио и показывались по телевидению. Слово «камерный» означает в данном случае не только относительно небольшой численный состав коллектива (чуть более 30 человек), но и специфику исполнительской манеры — присущие камерному музицированию тонкость, гибкость, выразительность, отточенность деталей, штрихов. Не сила звука, а богатство его оттенков, абсолютное единство манеры звуковедения — таково творческое кредо «Гаудеамуса». В репертуаре хора — отечественная и западноевропейская духовная классика, лирические миниатюры на стихи классических поэтов — от Пушкина до Бродского, латиноамериканские хоры в ритмах самбы и танго, французский шансон, советские и народные песни. Ежегодно репертуар «Гаудеамуса» пополняют 5–7 новых произведений. Для профессора Живова его хор — это еще и своеобразная лаборатория, творческая мастерская. Здесь он проверяет свои научные гипотезы, реализует педагогические концепции, отрабатывает методические приемы. Методологический подход маэстро к хоровому исполнительству основывается на нейропсихологической теории образования певческого голоса. В отличие от традиционной, механистическо-физиологической, теории она исходит из опережающего воздействия образа звука по отношению к звуку как таковому. Это образный, «иконописный» подход; речь идет о живописи («писании живого») в музыке, их органичном синтезе. Главный художник — дирижер. Но и хористы не просто послушные его воле подмастерья: их индивидуальные, самостоятельные звуковые «мазки» создают общую цветовую гамму исполняемого произведения. В.Л. Живов — достойный наследник и продолжатель российских музыкально-просветительских традиций. Он главный организатор и вдохновитель массового хорового движения столицы. Вот уже более 40 лет через руки Владимира Леонидовича проходит вся московская хоровая самодеятельность. Он руководил сводными хорами на Всемирной студенческой универсиаде (1973) и Всемирном фестивале молодежи и студентов (1985), организовывал «Московскую хоровую весну» и работу хоровой номинации студенческого «Фестоса». (С. Г.) Лит.: Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998; Он же. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М.: ВЛАДОС, 2003; Он же. Вокально-хоровая музыка Георгия Свиридова. Заметки хорового дирижера. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005; Галаганова С.Г. Маэстро Живов // Человек. Культура. Город. 2005. № 1.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010