Гаварни

Найдено 1 определение
Гаварни
, Поль (Gavarni, Paul), наст. имя Шевалье, Сюльпис Гийом Ипполит (Chevalier, Sulpice-Guillaume Hippolite) 1804, Париж — 1866, Париж. Французский график и живописец. Художественная одаренность проявилась в раннем детстве. Однако отец решил отдать его в мастерскую к механику, чтобы у сына была более "солидная" профессия. По вечерам Поль посещал бесплатную рисовальную школу, где получил начальные основы рисунка и акварели. Работал некоторое время помощником инженера в местечке Гаварни, название которого он и выбрал в качестве псевдонима, когда начал посылать свои рисунки в столичные журналы. А рисовал он все, что казалось ему интересным: забавные сценки, народные костюмы, характерные фигуры местных чудаков и т. д. В 1828 Гаварни возвращается в Париж. Он успешно овладевает техникой литографии, в которой работают многие крупнейшие графики эпохи: Домье, Гранвиль, Доре и др. Вскоре Гаварни начинает сотрудничать в самых популярных журналах: Мода, Артист, Карикатюр, Шаривари. Парижанин до мозга костей, он живет в гуще современной жизни, и ему прекрасно удается передать ее дух и наэлектризованную атмосферу в своих сериях Женские плутни (1837), Студенты и лоретки (1841), Трудные дети, Шкатулки с письмами, Актрисы, Актеры, Кулисы (все — 1837—1847). Рисунки мастера отличаются изяществом и меткостью, ощущением раскованности и остроумия. Ему свойственна скорее мягкая ирония, нежели едкая сатира; подсмеиваясь порой над своими персонажами, он остается доброжелательным к ним, к их грешкам и недостаткам. В 1834 художник пробовал и сам издавать Журнал для светских людей, но через семь месяцев издание прогорело, разорив Гаварни. Как несостоятельный должник он попадает в тюрьму Клиши, но и здесь не теряет присутствия духа — рисует сокамерников. Так появилась серия Клиши. С 1847 по 1851 — Гаварни в Англии. Он продолжает наблюдать и работать, но в отличие от парижских серия Гаварни в Лондоне овеяна печалью и горечью. Работы, выполненные после возвращения в Париж, нередко отражают глубокие раздумья художника над превратностями судьбы, подлинной сущностью и видимостью людей и явлений: Маски и лица (1852—1853), Инвалиды мод, Старые лоретки. Гаварни создал серию иллюстраций к произведениям Э. Сю, А. Дюма-отца, О. Бальзака и др. В последние годы художник чаще обращается к пейзажу, создавая во время своих путешествий по Франции, особенно в Пиренеях, тонкие по цвету, поэтичные акварели, но вскоре оставляет рисование, возвращается к профессии своей юности — инженерии и увлекается вопросами воздухоплавания. Художественное наследие Гаварни огромно — около 8 000 работ, он с мастерством запечатлел жизнь Парижа 1830—1850-х, став вдохновенным свидетелем своей эпохи.
Лит.: Поль Гаварни (1804—1866): Каталог выставки эстампов. 1961; Lemoisne P. A. Gavarni, peintre et lithographe. Paris, 1924—1928. 2 vol.; Goncourt E. et J. de. Gavarni: l’homme et l’?uvre. Paris, 1925.
В. Стародубова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006