Гелиос
ГЕЛИОС
Hlios) - в др.-греч. религии и мифологии бог Солнца.
ГЕЛИОС
бог солнца в греческой мифологии. Солнце в переносном значении.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Гелиос
древнегреческий бог солнца. Его призывали в свидетели клятв, так как считали, что он все видит и все слышит. Изображался с лучистой короной на голове.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
"Гелиос"
Харьк. городское общество греков. Организовано в 1989, зарегистрировано в 1991. Основными его задачами являются культурная и просветительская деятельность, образование, правовая и социальная защита лиц греческой национальности. В нем зарегистрировано более 400 чел. Им издано 2 книги, установлено 2 мемориальные доски, проводятся выставки художников греческого происхождения. «Г.» поддерживает связи с другими аналогичными обществами Украины (их более 90), стран СНГ, культурно-просветительными организациями Греции.
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
ГЕЛИОС
Гелий — в греч. миф. бог солнца, сын титанов Гипериона и Фейи, брат Селены и Эос. Находясь высоко в небе, Г. видит дела богов и людей, чаще всего дурные. Г. «всевидящего» призывают в свидетели и мстители. Г. изображ. в ослепит. свете и сиянии, в золотом шлеме, на золотой колеснице. Он обитал в великолепном дворце в окружении четырех времен года, на престоле из драгоц. камней. Г. днем мчится по небу на огнен. четверке коней, а ночью склоняется к З. и в золотой чаше переплывает море к месту своего восхода. От Г. породили: океанида Персеида — колхидск. царя Ээта; нимфа Климена — сына Фаэтона и четырех дочерей; нимфа Рода — семерых сыновей. Потомст-во Г. часто отлич. дерзостным нравом и склонностью к колдовским хтонич. силам (Кирка, Пасифая, внучка Г. — Медея). Г. нередко, особенно в эллин.-рим. миф., отожд. со своим отцом Гиперионом, и сыновья его именов. гиперионидами, в поздней античности — с олимпийцем Аполлоном.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Гелиос
(греч. Helios — солнце), у греков юный, лучезарный и могучий бог солнца (лат. Sol), сын титана Гипериона и Тейи, поэтому и сам он именовался титаном или Гиперионом («живущим в высоте»). Сестрами Г. были Эос и Селена. Его дети — Ээт, Кирка, Пасифая. По представлениям греков, Г. на солнечной колеснице, запряж. огненными конями (обычно четырьмя), ежедневно объезжает небо, начиная свой путь от Океана. Ночью он возвращается обратно в золотой чаше. Его сын, Фаэтон, погиб, управляя солнечной колесницей. Пасшиеся на о. Тринакрия солнечные быки Г. были убиты спутниками Одиссея. Г. призывали в свидетели клятвы, т. к. считали, что он все видит и все слышит. Г. часто изображался в солнечной короне. Греки классич. эпохи воспринимали культ солнца как чуждый. Стоя видела в солнце высшего управителя вселенной. Под влиянием вост. астрологии у греков развился культ солнца, и Г., который и раньше был предметом поклонения на о. Родос (Колосс Родосский), стал почитаться всей Грецией. Теология и культ солнца играли в античных обществ, утопиях значительную роль.
Источник: Словарь античности. 1989
Гелиос
греч. Helios)
в греческой мифологии бог Солнца, сын титанов Гипериона и Фейи (Тейи). В классический период Г. отождествляли с Аполлоном. Центром его культа был о-в Родос.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Греческий бог Солнца, титан, а не олимпиец, особенно почитавшийся на Родосе; обычно его представляли правящим по небу своей колесницей с востока на запад; в поздней легенде он идентифицируется с Гиперионом или Аполлоном. Он - отец Фаэтона. Греки интересовались вопросом о том, как он попадает обратно на восток каждое утро, и, по одной из версий, он плывет по реке Океан на большой чаше, которую Геракл занимает у него на пути к Гесперидам. Платон придает ему новое значение в "Законах", когда создает для своего идеального государства объединенный культ Аполлона и Гелиоса: Аполлона - чтобы дать массам архаический ритуал, которого они ждут, Гелиоса - чтобы привить просвещенному меньшинству рациональную форму почитания.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии бог Солнца, сын титанов Гипериона и Фейи (Тейи). В классический период Г. отождествляли с Аполлоном. Центром его культа был о-в Родос.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Греческий бог Солнца, титан, а не олимпиец, особенно почитавшийся на Родосе; обычно его представляли правящим по небу своей колесницей с востока на запад; в поздней легенде он идентифицируется с Гиперионом или Аполлоном. Он - отец Фаэтона. Греки интересовались вопросом о том, как он попадает обратно на восток каждое утро, и, по одной из версий, он плывет по реке Океан на большой чаше, которую Геракл занимает у него на пути к Гесперидам. Платон придает ему новое значение в "Законах", когда создает для своего идеального государства объединенный культ Аполлона и Гелиоса: Аполлона - чтобы дать массам архаический ритуал, которого они ждут, Гелиоса - чтобы привить просвещенному меньшинству рациональную форму почитания.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
ГЕЛИОС
• ´?????,
??????, Sol, бог солнца, сын титана Гипериона и Фейи (называется ??????????? или ??????? и по преимуществу Титан), брат Селены и Еои (Луны и утренней Зари). Утром он поднимается на востоке из залива Океана (?????., Ноm. Od. 3, 1), чтобы провести по небу на огнедышащих конях блестящую солнечную колесницу, а вечером спускается на запад в Океан и ночью объезжает северную часть земли в челноке, имеющем вид кубка, чтобы возвратиться на восток, где у него великолепный замок. Об этом замке на востоке Гомер еще ничего не знает; также не говорит он ни про колесницу и коней Г., ни про поездку его в челноке. Г. своими лучами проникает всюду и видит все (?????????); поэтому к нему, как к божеству, видящему сокровенное, обращаются при клятвах и торжественных утверждениях. Il. 3, 277. На острове Фрипакии у него было 7 стад коров и 7 стад овец по 50 голов каждое, которые никогда не множились и не уменьшались. (Ноm. Od. 12, 127; см. ????????, Одиссей). Это образное обозначение дней года, состоявшего в древнее время из 50 недель, по 7 дней и 7 ночей каждая. По этому соображению, в местах, где поклонялись Г., обыкновенно содержались в честь его стада белого или рыжего скота. Стада фринакийские пасли дочери Г. и Нееры, Фаефуса (????) и Лампетия (?????). Кроме этих он прижил с Персою или Персеидою — Эета (???????) и Кирку, с Клименою — Фаетонта (??????, эпитет Г., Ноm. Od. 5, 479). Фаетонт, возмужав, пришел к своему отцу и выпросил у него позволение один день править солнечною колесницею. Но т. к. слабая его рука не могла укротить борзых коней, то он стал отклоняться от назначенного пути то вверх, то вниз, так что зажег небо и землю, и Зевс был принужден поразить его молниею, чтобы спасти весь мир от гибели. Фаетонт упал в реку Эридан. Сестры его, Гелиады (Heliades) или Фаетонтиды, оплакивали его и были превращены в ольхи или тополя; из слез их образовался янтарь (????????; ?. называется ????????, Il. 6, 513). Ov. met. 2, 1 слл. Со времени Еврипида Г. отождествлялся с Аполлоном, как всевидящий бог солнца со всеведущим богом предсказания; оттого и его другое имя ???????. Поклонялись ему во многих местах, в Коринфе, в Аргосе, в Элиде, на острове Родосе, где колоссальное изображение его стояло при въезде в гавань. Посвящены ему были петухи и белые животные, особенно лошади. В искусстве он изображался наподобие Аполлона, только с более полным лицом.