лат. genius) – высшая степень творческой одаренности; человек, которому присуща такая одаренность.
Гений
Гений
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Гений
римское понятие, олицетворявшее мужскую силу, затем спутник и покровитель мужчин (женщинам покровительствовала Юнона), защитник семьи, дома, города и государства. День рождения римлянина считался праздником его гения.
ГЕНИЙ
в римской мифологии первоначально — прародитель рода. Постепенно гений стал рассматриваться как самостоятельное божество, присущее не только человеку, но и каждому семейству, городу, стране и т. д. Местных гениев представляли сeбе в виде змей. В произведениях искусства гении изображаются обыкновенно в виде крылатых существ.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
ГЕНИЙ
в рим. миф. первонач. божество — прародитель рода, затем бог муж. силы, олицетв. внутр. сил и способностей мужчины. Счит., что каждый мужчина имеет своего Г. Особенно почит. Г. главы фамилии; в день его рожд. Г. приносились дары. Рабы, отпущенники, зависимые люди посвящали надписи Г. господ и патронов по формуле: «Г. нашего Гая», «Г. нашего Марка» и пр. Клятва Г. господина счит. самой свящ. для раба.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Гений
(лат. Genius), у римлян первоначально сверхъестеств. существо, олицетворяющее мужскую силу, жизненную силу, затем спутник и дух-покровитель мужчин вообще и каждого отдельного мужчины в частности (женщинам покровительствовала Юнона), защитник семьи, дома, общины, города и государства (G. populi Romani). Были распространены клятвы Г. главы семьи. В культе времен Империи большую роль играл Г. императора (клятва Г. императора). Отдельные области имели своих Г. (G. loci). День рождения римлянина считался праздником его Г. Символ Г. — змея. В искусстве Г. изображался в виде юноши (иногда бородатого мужа). От лат. термина произошло совр. значение слова.
Источник: Словарь античности. 1989
Гений
по-латыни генс - род) - в мифах древних римлян первоначально божество - прародитель рода, затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины. Особенно почитались гении главы фамилии: в день его рождения гению приносились дары. Клятва гением господина считалась самой священной для раба. Постепенно гений стал самостоятельным божеством, рождавшимся вместе с человеком (иногда предполагалось два гения - добрый и злой), руководившим его действиями, а после смерти человека бродившим близ земли или соединявшимся с другими богами. В таком качестве гений соответствовал греческому демону. В эпоху Римской империи особое значение приобрел культ гения императора и Рима.
Источник: Исторический словарь
Гений
от лат. gens - "род")
В римской мифологии - вначале прародитель рода, потом - бог мужской силы и способностей. Считалось, что каждый мужчина имеет своего гения, который несколько преобразовался - стал покровителем не физических свойств, а одаренности человека. Особенно почитался гений главы рода: в день рождения ему даже приносились подарки. Клятва гению господина считалась нерушимой для раба. Зависимые люди делали такие надписи, как "Гению нашего Марка", и т. п. Иногда предполагалось, что у человека два гения - добрый и злой. Иногда гений представлялся как самостоятельное божество, рождающееся с человеком, руководящее его поступками, а после смерти - присоединяющееся к другим богам или бродящее рядом с бывшим жильем. В таком качестве гений соответствует греческому Демону. Гениев изображали в виде юношей с рогами изобилия или с чашей. Считалось, что гениев имеют не только люди, но и города. В эпоху империи большое значение приобрел культ гения Рима и гения Императора.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
В римской мифологии - вначале прародитель рода, потом - бог мужской силы и способностей. Считалось, что каждый мужчина имеет своего гения, который несколько преобразовался - стал покровителем не физических свойств, а одаренности человека. Особенно почитался гений главы рода: в день рождения ему даже приносились подарки. Клятва гению господина считалась нерушимой для раба. Зависимые люди делали такие надписи, как "Гению нашего Марка", и т. п. Иногда предполагалось, что у человека два гения - добрый и злой. Иногда гений представлялся как самостоятельное божество, рождающееся с человеком, руководящее его поступками, а после смерти - присоединяющееся к другим богам или бродящее рядом с бывшим жильем. В таком качестве гений соответствует греческому Демону. Гениев изображали в виде юношей с рогами изобилия или с чашей. Считалось, что гениев имеют не только люди, но и города. В эпоху империи большое значение приобрел культ гения Рима и гения Императора.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
ГЕНИЙ
• Gen?us,
от глагола geno = gigno, y римлян, собственно, бог животворения. У каждого человека свой гений, как бы лучшая часть его личности, и представитель высших качеств его души; он сопровождает человека в виде хранителя от колыбели до могилы и различным образом влияет на него в продолжение жизни. Оттого каждый римлянин приносил своему Г. жертвы и курения, вино и цветы, преимущественно в дни рождения, в день свадьбы и в другие важные дни жизни и в честь его предавался веселию и радости. Г. ведь желает, чтоб наслаждались дарованною им жизнию и продлили ее, умеренно пользуясь ею. Веселиться поэтому значит: угождать своему Г. (indulgere Genio), а утруждать свою жизнь — обижать Г. (defraudare Genium). Horat. ер. 2, 1, 144. 2, 187. По смерти человека Г. остается на земле и охотно пребывает около могилы своего любимца. Г. — это преимущественно добрый дух человека; но подобно тому, как греки предполагали, что существует не только ????????????, но и ??????????, то и римляне веровали в злых Г. Гении женщин назывались Iunones. Однако не только у отдельного человека был свой Г., но и у каждого семейства и общества, города и государства (????us pub?icus, Г. ???u?? R?????. Liv. 21, 62). Были и Г. местностей и стран (Genii locorum), бань, театров и т. д. Местные гении представлялись обыкновенно под видом змей, которые пожирали приносимые им плоды (Verg. Aen. 5, 84 слл.); Г. же человека изображался под видом юноши, одетого в тогу, с покрытой головою, с чашей и рогом обилия. Г. отождествляли с греческим демоном (??????).
от глагола geno = gigno, y римлян, собственно, бог животворения. У каждого человека свой гений, как бы лучшая часть его личности, и представитель высших качеств его души; он сопровождает человека в виде хранителя от колыбели до могилы и различным образом влияет на него в продолжение жизни. Оттого каждый римлянин приносил своему Г. жертвы и курения, вино и цветы, преимущественно в дни рождения, в день свадьбы и в другие важные дни жизни и в честь его предавался веселию и радости. Г. ведь желает, чтоб наслаждались дарованною им жизнию и продлили ее, умеренно пользуясь ею. Веселиться поэтому значит: угождать своему Г. (indulgere Genio), а утруждать свою жизнь — обижать Г. (defraudare Genium). Horat. ер. 2, 1, 144. 2, 187. По смерти человека Г. остается на земле и охотно пребывает около могилы своего любимца. Г. — это преимущественно добрый дух человека; но подобно тому, как греки предполагали, что существует не только ????????????, но и ??????????, то и римляне веровали в злых Г. Гении женщин назывались Iunones. Однако не только у отдельного человека был свой Г., но и у каждого семейства и общества, города и государства (????us pub?icus, Г. ???u?? R?????. Liv. 21, 62). Были и Г. местностей и стран (Genii locorum), бань, театров и т. д. Местные гении представлялись обыкновенно под видом змей, которые пожирали приносимые им плоды (Verg. Aen. 5, 84 слл.); Г. же человека изображался под видом юноши, одетого в тогу, с покрытой головою, с чашей и рогом обилия. Г. отождествляли с греческим демоном (??????).