?-1505), новгородский архиепископ в 1484-1504, писатель. Глава кружка церковных публицистов и переводчиков. Участник составления первого в России полного текста Библии - "Геннадиевской библии" (1499). Способствовал подчинению новгородского духовенства московской иерархии.
ГЕННАДИЙ
ГЕННАДИЙ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Геннадий
ум. между 492 и 505 гг. н. э., латинский христианский писатель. Священник в Марсилии. Известен прежде всего как автор каталога христианских писателей О славных мужах (De viris illustribus), в котором представил биографии 91 христианского автора (10 жизнеописаний добавлены к сборнику позднее) и привел много историко-литературных сведений. Произведение Г. является продолжением (а в первых разделах и дополнением) сочинения Иеронима под тем же самым заглавием. Кассиодор приказал переписать оба произведения вместе и с того времени во всех изданиях они находятся рядом. Хорошее знание греческого и глубокая начитанность весьма помогли Г. в составлении каталога, включающего и писавших по-гречески восточных авторов. Хотя Г. можно упрекнуть в недостатке критичности и пристрастности, ибо он суров к противникам и восхваляет сторонников Пелагия, но его произведение во многих отношениях представляется единственным источником для изучения христианских писателей. Г., по-видимому, является автором произведения, важного для истории права Древние церковные уложения (Statuta Ecclesiae Antiqua).
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ГЕННАДИЙ
ум. 1505) - рус. церк. и политич. деятель, сторонник "воинствующей церкви". В 1470-х гг. архимандрит моск. Чудова монастыря. Назначенный в 1484 новгородским архиепископом, Г. должен был стать проводником великокняж. политики в недавно присоединенном Новгороде. Но вскоре у Г. и вел. кн. Ивана III обнаружились серьезные противоречия из-за земельных владений архиепископской кафедры. Вместе с Иосифом Волоцким Г. боролся против новгородско-моск. ереси ("жидовствующих") и жестоко расправлялся с еретиками. Под влиянием Г. церк. соборы 1488, 1490 осудили еретиков (см. Ереси). Публицистич. деятельность лит. кружка, организованного Г., была непосредственно связана с борьбой против еретиков. Смущенный "простотой" своих сподвижников и образованностью вольнодумцев, Г. выступал за создание училищ для духовенства и распространял церк.-полемич. и астрономич. лит-ру, к-рой пользовались еретики. При дворе Г. было написано "Слово кратко" в защиту церк. имуществ, наиболее яркий памятник публицистики воинств. церковников, и составлен первый в России полный библ. кодекс - "Геннадиевская библия" (1499). В 1504 Г. и его сподвижникам удалось добиться полного осуждения еретиков, но сам Г. по воле вел. князя был смещен с архиепископской кафедры за нарушение постановления собора 1503 об отмене поборов при назначении на церк.-иерархич. должности. Умер в опале. Лит.: "Слово кратко" в защиту монастырских имуществ, "ЧОИДР", 1902, кн. 2, отд. 2; Седельников А. Д., Очерки католич. влияния в Новгороде в кон. XV - нач. XVI в., "Докл. АН СССР", 1920. сер. В., No 1; Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеод. еретич. движения на Руси XIV - нач. XVI в., М.-Л., 1955 (Прилож. No 12, 13, 16, 18, 19 - послания Геннадия); Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в., М.-Л., 1960. Я. С. Лурье. Ленинград.
ГЕННАДИЙ
ум. 1505)—выдающийся церковный и культурный деятель, вдохновитель многих литературных начинаний своего времени. С высокого поста архимандрита Кремлевского Чудова монастыря Г. в 1484 г. был назначен на архиепископский стол в Новгороде, который и занимал до 1504 г. Он был вторым в этом сане, посланным из Москвы (до того новгородцы сами избирали архиепископа), и в сложной политической обстановке после утраты новгородцами свободы как верный слуга Ивана III должен был проводить церковно-политичес-кие установки московского правительства. Чтобы заставить новгородцев забыть о недавней самостоятельности, Г. начал с розыска ересей и в 1487 г. обнаружил так называемую “ересь жидовствующих”, с которой вступил в борьбу, призывая центральное правительство к суровым санкциям (“их казнити, жечи и вешати” по примеру испанской инквизиции — известная записка Г. о ней в “Речи посла цесарева”). В 1490 г. Г. самолично пытался сжигать еретиков, поскольку московское правительство не разделяло его отношения к этой ветви богословствования. Вместе с тем и сам Г. распространял и пропагандировал переведенные теми же еретиками книги, в том числе и апокрифы. Вообще в деятельности Г. много противоречивого, что определялось условиями его времени. Будучи активным сторонником тесного союза церкви с государством (подобно Иосифу Волоцкому), он тем не менее проводил обширные конфискации слишком богатых монастырей, хотя сам же написал “Слово кратко” в защиту церковных имуществ; усердный слуга московского князя, он отличался и непослушанием—хотя в 1503 г. и были отменены поборы с духовных лиц за поставление в сан, он сам не отказался от них, за что и был смещен в 1504 г. и умер в опале в том же Чудове монастыре. Претензии Г. на исключительное положение новгородского архиепископа также подогревались местными интересами и были как бы освящены в Повести о белом клобуке, которую традиция также связывает с именем Г. Самая важная из мер Г.—попытка просветить своих современников, прежде всего интеллигенцию того времени—духовных лиц. Он учреждал училища; распространяя книги, пытался ввести некоторые “внешние науки”, т. е. нецерковное знание. “Люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорити, так чтобы о вере никаких... речей не говорили!” В своих посланиях на эту тему, чтобы его могли понять самые неискушенные люди, он использовал простой разговорный язык. Близость к западноевропейским умственным движениям заставляла Г. с особым вниманием относиться к главному христианскому памятнику — к Священному писанию. Поскольку на Руси не было еще полного текста Библии, Г. с группой приближенных к нему образованных людей предпринял переводы недостающих до комплекта книг, главным образом Ветхого завета (Левит, Юдифь, Книги Маккавеев и др.). При этом, как бы забыв о чистоте православия, Г. не гнушался ни текстами католической Вульгаты (Библии на латинском языке), ни даже переводами с еврейского языка. Так была создана Геннадиевская Библия (1499 г.) (см. также Мещерский), которая сохранилась в нескольких списках. Эту работу невозможно переоценить, поскольку в результате в переводе на славянский язык впервые оказался полный свод библейских книг. Впоследствии именно он был положен в основу первого печатного издания славянской Библии (Острожская Библия Ивана Федорова 1582 г.), а с последующей переработкой и редактированием текста неоднократно воспроизводился под названием церковнославянской русской Библии. Изд.: Послание к волоцкому князю Борису Васильевичу; Грамота соборному духовенству о пасхалии // РИБ.— СПб., 1908.— Т. 6.— Стб. 753—760, 801—820; Послание епископу Прохору Сарскому; Послание Нифонту Суздальскому; По слание Иосафу, бывшему архиепископу ростовскому; Послание митрополиту Зосиме; Послание собору епископов; Послание неизвестному // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV— нач. XVI в.— М.; Л., 1955.— С. 309—313. 315—320, 373—382, 388—391. Лит.: Л у р ь е Я. С.; 1) Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV— начала XVI в.— М.; Л, 1960.— С. 204—284 и др. по указа телю; 2) Геннадий // Словарь книжников.— Вып. 2, ч. I.— С. 145—146; Копреева Т. Н. Западные источники в работе новгородских книжников кон. XV— нач. XVI в. //Федоровские чтения: 1979.—М., 1982.—С. 140—152. В. В. Колесов
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996