Гермес

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЕРМЕС
Ermns) - в др.-греч. мифологии бог скотоводства, торговли и прибыли. Вестник олимпийских богов. Покровитель путников. Бюсты Г. (гермы) на дорогах служили путевыми знаками. У римлян отождествлялся с Меркурием.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ГЕРМЕС
в греческой мифологии сын Зевса и Майи, дочери Атланта. Первоначально почитался как бог скотоводов и пастухов, покровитель стада и пастбищ, позднее ему поклонялись как покровителю дорог, путников, купцов и торговли. Считался вестником олимпийских богов, проводником душ умерших в Аид. Ему соответствует римский Меркурий.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Гермес
в греческой мифологии сын Зевса и Майи. Как бог скотоводства, покровительствовал животным. Был также богом-покровителем странников. Он изображался в дорожной шляпе и крылатых сандалиях. Как бог торговли и рынков, он защищал купцов. Был быстрым вестником богов и выполнял посольские функции. Он носил волшебный жезл, который служил ему для усыпления, поэтому он почитался также как бог сна и сновидений. Соответствует римскому богу Меркурию.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Гермес
древнегреческое божество, наделенное разнообразными функциями. Почитался как бог скотоводства, покровитель странников, торговли, рынков, защитник купцов, бог счастья, счастливых находок, сна и сновидений, бог обманщиков и воров, бог красноречия и мышления, покровитель школ и спортивных палестр. Согласно мифам, изобрел азбуку, математику, астрономию и кулачный бой. В качестве проводника душ (Психопомпоса) провожал умерших в Аид. Часто изображался в шлеме с двумя крылышками и с витиеватым жезлом - кадуцеем в руке.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

ГЕРМЕС
в греч. миф. вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Г. — сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, рожд. ею в Аркадии в пещере Киллены. Олимпийское божество, хотя и догреч., возможно, мало-азийск. происхожд. На фетишистскую древность Г. указыв. его имя, понимаемое как производное от греч. — груда камней или каменный столб, к-рыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками, фетишами — охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Г. — «привратный» — «Пропилей»); повреждение герм счит. страшным святотатством. Фетишистские рудименты бога обнаружив. в таких непремен. атрибутах Г., как «амбросийные» (букв. «бессмертные») золотые крылатые сандалии и золотой жезл — средоточие магич. силы. В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Г. выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид. Г. одинаково вхож в оба мира — жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. В период поздней античности возник образ Г. Трисмегиста («трижды величайшего») в связи с близостью Г. потустор. миру; с этим образом связыв. оккульт. науки и т.н. герметич. (тайные, закрытые, доступные только посвященным) соч. Г. почит. на анфестериях — празднике пробужд. весны и памяти умерших. В рим. миф. почит. под им. Меркурия — покровителя торговли.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Гермес
(греч. Hermes), сын Зевса и Майи. Род. на Киллене в Аркадии (отсюда его прозвище Kyllenios). Г. посвящались вертикально поставл. камни, или гермы. Является одним из древнейших и многозначных богов. Как бог скотоводства покровительствовал животным, поэтому часто изображался с бараном на плечах (Криофор, ставший символом Доброго пастыря). Каменные глыбы использовались как дорожные вехи, и поэтому Г. считался богом-покровителем странников. Он изображался в дорожной шляпе и с крылатыми сандалиями. Как бог торговли и рынков, он защищал купцов. С ним, как с богом счастья, связывали называемые его именем счастливые находки — гермайоны. Г. был быстрым юным вестником богов и выполнял посольские функции. В качестве герольда он носил жезл. Этот жезл (кадуцей) являлся волшебным и служил Г. и для усыпления (например, Аргуса), поэтому Г. почитался также как бог сна и сновидений. Г. известен также как хитрый бог воров и обманщиков, который учил своего сына Автолика воровству. Сам Г. в младенчестве с помощью хитрости похитил коров Аполлона, причем Аполлон оставил их ему за лиру, изготовл. Гермесом из черепахового панциря (отражено в гомеровском гимне «Гермес» и в сатирич. пьесе Софокла «Следопыты»). Всегда находящий выход из любого положения, Г. считался богом красноречия и мышления и в качестве такового — богом-покровителем школ и палестр. В качестве проводника душ (Psychopompos) Г. провожал умерших в преисподнюю. Г. был отцом Пана и Гермафродита. Ему соответствовал римский Меркурий. Г. и Меркурий часто вдохновляли скульпторов (Пракситель, Б. Торвальдсен, Р. Бегас) и художников (стенные декорации в доме Ливия, картины А. Корреджо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, П. Рубенса, К. Лоррена).

Источник: Словарь античности. 1989

Гермес
греч. Hermes)
   в греческой мифологии вестник и посланец богов, бог животноводства, покровитель пастухов и путешественников, сын Зевса и плеяды Майи; сопровождал души умерших в Аид. Его также чествовали как покровителя торговли и прибыли, гимнасиев и спортивных соревнований. В Риме Г. почитали под именем Меркурия, покровителя купцов.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Первоначально - фаллическое божество, изображаемое гермами. В олимпийский пантеон вошел как сын Зевса и Майи, дочери Атласа. Считалось, что Гермес родился в Аркадии. В гомеровском "Гимне Гермесу" описаны шалости юного бога: например, он угнал у Аполлона его священных коров. Натянув бычьи жилы на черепаший панцирь, Гермес изобрел лиру. За это Зевс подарил Гермесу широкополую шляпу, крылатые сандалии и кадуцей - традиционный жезл герольда (вестника), увитый двумя белыми лентами (на более поздних изображениях - змеями). В "Одиссее" Гомера Гермес передает Одиссею повеление Зевса покинуть Калипсо, точно так же как у Вергилия Меркурия посылают, чтобы оторвать Энея от Дидоны. Гермес также провожает Орфея к Эвридике в Подземное царство. Гермес считался покровителем видов деятельности, связанных со странствиями: торговли, воровства, путешествий. Одна из немногих, предположительно оригинальных статуй Гермеса, принадлежит Праксителю: Гермес изображен обнаженным, с младенцем Дионисом на руках. Об использовании легенды о Гермесе за пределами античности см. Меркурий.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ГЕРМЕС
   • ??????,

         ???????, Mercurius, сын Зевса и Маии, дочери Атланта (Hesiod. theog. 938), рожденный на аркадской горе Киллене (поэтому ??????????). Тотчас после рождения он оставляет пелены и пещеру матери и крадет 50 коров из стада богов, которое Аполлон пас в Пиерии. Аполлон узнает вора посредством своего дара предвещания; но т. к. Г. не хочет сознаться, то Аполлон уводит его на Олимп и представляет Зевсу, который приказывает ему возвратить коров. Но когда Аполлон слышит, как Г. играет на лире, которую он сделал себе из черепахи, он за этот инструмент отдает ему своих коров, которых с тех пор пасет Г.; также он дает золотой, с тремя ветками, жезл счастья и богатства и отправляет его к Фриям, трем крылатым девам на горе Парнассе, чтобы он от них научился предвещанию нижней степени, между тем как он сам оставляет за собой высшее предвещание. Зевс делает его глашатаем богов, имеющим также обязанность провожать мертвых к Гадесу. Hom. hymn. in Merc. Этот гимн указывает на то, как Г., аркадский бог пастбищ, благодаря своей хитрости и ловкости доходит до своего достоинства и высокого положения в числе олимпийских богов и как он разграничивает круг своей деятельности от Аполлона, с которым у него первоначально много общих качеств. Ум, ловкость и изворотливость во всех случаях — вот основные черты характера Г. Благодаря этим качествам он, начиная с Гомера, — глашатай богов, гонец, исполнитель воли Зевса, посланник, приводящий своею ловкостью все к хорошему исходу (????????? от глагола ?????). Никогда он не бывает, подобно Ириде, только простым вестником. Своей хитростью он освобождает Арея из оков Алоадов, защищает Одиссея от козней Кирки (Ноm. Od. 10, 277 слл.), провожает Приама в палатку Ахиллея, убивает Арга, сторожащего Иону (почему, вероятно, и получил название ???????????). В качестве посланника Зевса он также вождь сновидений, вестников Зевса, и податель сна, закрывающий посредством своего жезла глаза людей и возбуждающий их снова к жизни. Поэтому ему приносили возлияния перед сном. И остальные свойства Г., по которым он близок роду человеческому, как бог, приносящий помощь и дарующий счастье и благосостояние, основываются на одном коренном качестве, на его ловкости и изворотливой хитрости. Он бог разнообразных изобретений и открытий: лиры и сиринги, букв и чисел, богослужения, оливкового дерева и т. д.; бог гимнастики (??????????), бог ловкого, умного слова (??????, facundus) и промышленности, доставляющий богатство посредством хитрости и обмана, даже посредством кражи и ложной клятвы, если все это исполняется только с известного рода грацией и изворотливостью. Далее он бог дорог, путеводящий странников (??????????, ????????) и даже доставляющий случайное счастье находки (´???????); мертвых он низводит к Гадесу (??????????, ?????????, проводник мертвых). Он сохраняет и множит стада, он бог стад и пастбищ. Благотворящий бог справедливо заслуживает названия ??????????, ????????, ?????? ?????, ?????????. Уже в догомеровское, в пеласгийское время он был бог, приносящий прибыль и благо, имеющий обширный круг действий, приводящий все в жизни природы и человеческой, и его могущество было велико на небе и на земле. Но, когда в благоустроенном небесном царстве на Олимпе он должен был подчиниться Зевсу и взять свое место среди остальных олимпийских богов, он лишился своей первоначальной полной власти и должен был довольствоваться положением слуги, подвластного высшему распорядителю и управителю мира; но и в этом подчиненном положении все-таки его деятельность весьма разнообразна. Древнейшее место его культа была пеласгийская Аркадия, но уже довольно рано ему поклонялись по всей Греции. Его изображения и жертвенники стояли на улицах и дорогах, на общественных площадях и при входе в палестры. Эти изображения большей частью были просто — столбы с головою Г., так называемые Гермы или Гермесовы столбы (??????, см. Hermae, Гермы). В 4-й день месяца ему приносили в жертву благоухания, мед, сушеную смокву, пироги, далее свиней, ягнят, козлят, баранов, язык жертвенных животных. Искусство изображает его под видом здорового, рослого юноши, сo спокойными чертами лица, свидетельствующими о тонком уме, и ласковой добротой, с крыльями на подошвах (alipes) и с плоскою дорожною шляпою с широкими полями (???????), к которой впоследствии также приставляли крылья. Он держит в руке золотой волшебный жезл (?????????? ???????) счастья и блага, разделенный на три ветки, из которых две верхние скручены в узел (Caducifer). Уже рано видели в этом жезле — жезл глашатая. Гермес иногда, хотя и реже, изображается под видом мальчика, с кошельком в руке или, как в подлинной группе в берлинском музее (№ 235), со связанными руками, возле Аполлона — намек на кражу коров. Mercurius y римлян первоначально был бог торговли и барыша; название его стоит в связи со словами merx, mercari. По причине этого свойства он был отождествлен с Г. и ему впоследствии приписаны были остальные качества греческого бога. Ему поклонялись преимущественно купцы; они справляли его праздник 15 мая и в этот день приносили ему курения. В этот день 495 г. до Р. X. был ему посвящен первый храм вблизи от Circus maximus и учреждена коллегия купцов (mercuriales; в ином смысле Horat. Od. 2, 17, 29, где поэты называются Mercuriales viri). Находился также жертвенник этого бога за Кайенскими воротами, у так называемой воды Меркурия, где купцы приносили жертвы и окропляли свой товар водою, чтобы охранить его от вреда и порчи. Ov. fast. 5, 637.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
311.78 кб

Тематика журнала "ученый Гермес" и идея национально-культурного возрождения Греции

Басенко Наталья Александровна
В статье рассмотрены вопросы тематического содержания журнала «Ученый Гермес». Особое внимание уделено вкладу филологических материалов журнала в национальное и культурное возрождение греческой нации в начале XIX в
Читать PDF
1.20 мб

ГЕРМЕС, ГНОЗИС И ТЕХНОГНОЗИС: РОСТОВСКИЙ АПОКРИФ ГЕНЕЗИСА ФИЛОСОФИИ И НАУКИ (НЕБОЛЬШИЕ НАБРОСКИ К ОБ

Кириллов Андрей Александрович
Рассматривается ситуация проникновения в историко-философскую и науковедческую учебную литературу герметической мистической поэтики, риторики и мифологии.
Читать PDF
1.38 мб

ПОНИМАНИЕ ВРЕМЕНИ В ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И АКТУАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ (ОПЫТ ГЕРМЕ

Шведова Ирина Викторовна
Целью статьи является обращение к опыту передачи картины мира в традиционной народной культуре.
Читать PDF
391.03 кб

Рецензия на книгу: Добродомов И. Г. , Пильщиков И. А. Лексика и фразеология "Евгения Онегина": герме

Капинос Елена Владимировна
В статье описываются лексические и фразеологические особенности романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Читать PDF
76.86 кб

Метафизика без метафизики: пути интерпретации философии Хайдеггера в современной теологической герме

Коначева Светлана Александровна
В статье рассматривается хайдеггеровская интерпретация природы метафизики, обозначенная как «онто-тео-логическое строение метафизики».
Читать PDF
234.67 кб

Влияние философского наследия Гегеля на формирование современной философской и юридической герменевт

Тилинина Татьяна Валентиновна
Читать PDF
117.74 кб

Г. С. Гадалова. Благоверная Великая княгиня Ксения Тверская. Тверь: герменевтика, 2011. 224 с.

Штыков Николай Валерьевич, Соколов Роман Александрович
Читать PDF
1.10 мб

Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно. Рецензия на коллективную монографию: юридическая герме

Стовба Алексей Вячеславович, Сатохина Наталья Ивановна
Статья представляет собой критическую рецензию на коллективную монографию «Юридическая герменевтика в ХХI веке», которая, по замыслу редакторов, призвана была обобщить достижения современной юридической герменевтики.
Читать PDF
104.16 кб

К вопросу о происхождении термина «Эсхатология» и его интерпретации в концепциях библейской герменев

Гранин Роман Сергеевич
В статье прослеживается происхождение слова «эсхатология», возникшего как богословский термин в первой трети XIX в. в среде немецкого либерального протестантизма.
Читать PDF
118.43 кб

2000. 03. 007. Моррисон К. Ф. Исследование герменев-тики: две современные работы. Morrisonk. F. soun

Метлицкая З. Ю.
Читать PDF
262.72 кб

Рец. На кн. : Филюшкин А. И. Андрей Михайлович Курбский: просопографическое исследование и герменевт

Шишкин Игорь Геннадьевич
Читать PDF
67.02 кб

Л. А. Мюрей история и традиция: герменевтика национальных символов

И.Г.
Читать PDF
369.77 кб

Герменевтика кино: сумерки смысла (научно-практическая конференция: обзор)

Читать PDF
61.30 кб

О Великом неизвестном Рец. На кн. : Magnum ignotum: магия. Герменевтика. Экклесиология / И. П. Давыд

Макеева (Замлелова) Светлана Георгиевна
Читать PDF
281.87 кб

Диалектика рационального и иррационального в постижении социальной реальности (социальная герменевти

Мещерякова Любовь Юрьевна
The article is devoted to the problem of methodology of the studying of social life. The author asserts that classical rational analysis of social life can't bring us a true picture of it. J.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Гермес, Богдан Андреевич

    — сенатор, действительный тайный советник, родился в 1758 (1759) г. в Вильне и происходил из прусских дворян. В 1771 г. вступил кадетом в Артиллерийский и Инженерный кадетский корпус, откуда в 1774 г. выпущен
  • Гермес с младенцем Дионисом

    мраморная статуя, найденная в Олимпии в 1877. По-вид., представляет собой оригинал работы Праксителя (ок. 340 - 330).    Д.М.    (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-сп
  • ГЕРМЕС, или ГЕРМИЙ

    сын Зевса и Майи, вестник богов, бог промышленности и разных изобретений, хитрый, изворотливый, владеющий ловким умным словом, не останавливающийся даже перед кражей и обманом. Он считался также бо
  • Гермес, Мориц

    горный инженер; † 1869 ("Горн. журн." 1869, I, 140). {Половцов}
  • Гермес, Николай

    инженер-генер.-лейтенант корпуса Путей Сообщ.; р. 26 нояб. 1793, † в СПб., 8 марта 1866 г. {Половцов}
  • Гермес, Николай Николаевич

    инженер, д. с. с., † 19 марта 1881 г. {Половцов}
  • Гермес Трисмегист

    (греч. Hermes Trismegistos трижды величайший Гермес), отождествл. с егип. богом письма и мудрости Тотом; греч. Г. Т. стал носителем откровения (логос и нус), покровителем греко-егип. мистериальных таинств в гер
  • Герменевтика

    искусство и теория толкования текстов, первоначальный смысл которых неясен из-за их древности или неполной сохранности.
  • ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ

    1) имманентное свойство понимания, фиксирующее его предпосылочный, пред-рассудочный характер, обусловленность, в т.ч. традицией; 2) базовое правило герменевтики: «целое надлежит понимать на основан
  • Гермер, М

    сотр. "Заветов" 1912 г. {Венгеров}
  • Гермевтика

    Принципы, лежащие в основе толкования или экзегезы текста, в частности, Писания. Для первая стадии Реформации характерно развитие ряда способов толкования Писания, заимствованных как из гуманизм
  • ГЕРМЕЙСКИЙ МЫС

       • Hermaeum promunturium,          ???????? ?????, ?????? ´????,        1. мыс на южном берегу острова Крита, южная оконечность белых гор (?????); н. Плака;        2. мыс в Африке (Zeugitana), у римлян Mercurii prom. Liv. 29, 27. Северо-вос
  • ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

    1) в философии подход к изучению действительности, в основании которого лежит онтологическая взаимообусловленность истолкования бытия человеком и человеческого самоистолкования (М. Хайдеггер); 2)
  • Гермесианакс

    из Колофона, род. ок. 300 г. до н. э., греческий поэт. Был учеником и другом Филета Косского и на Косе провел, по-видимому, большую часть жизни. Писал элегии, возможно, и эпилии, из которых сохранились лиш
  • Гермесианакт

    ок. 300 до н. э.)    др.-гр. поэт, представитель александрийской поэзии. Род. в Колофоне, своим наставником считал Филита. Продолжая линию мифолог, повеств. элегии, начатую Антимахом и Филитом, Г. опубли
  • Район герметизации танков

    участок местности, на котором производится подготовка танков к переправе под водой или по глубокому броду. В Р г. т. производится контрольный осмотр танков, их герметизация с использованием оборуд
  • Герметизация

    обеспечение непроницаемости стенок и соединений в аппаратах, машинах, сооружениях или емкостях для жидкостей и газов с помощью пайки и сварки, применения герметизирующих составов, уплотнителей и
  • ГЕРМЕТИКА

    собрание теософско-оккульт. соч. 2 и 3 вв. в форме диалогов, к-рые счит. как бы откровением Гермеса Трисмегиста. По содерж. явл. смесью гностич. греч., евр., и егип. религ. идей, преим. в назидат.-проповедн
  • Герметические сочинения

    Название "герметические" происходит от имени Гермеса, греческого бога, отождествленного с египетским Тотом, изобретателем письменности и всех, связанных с ней искусств, а также магии, медицины, ас
  • Герметичные

    Так называли консервы. После Гражданской войны их выпускали в США в большом количестве: мясо, молоко, персики, горох и т. п. Консервы были удобны в хранении и использовались для питания ковбоев во в