Гермипп СмирнскийГермоген , патриарх Московский

ГЕРМОГЕН

Найдено 20 определений термина ГЕРМОГЕН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гермоген (Максимов, Григ. Ив.)

еписк. Аксайский, вик. Донск. епарх., р. ок. 1862 в ст. Начавской Донск. обл., с. псалом.

{Венгеров}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Гермоген (Долганев, Георгий Ефремов)

б. саратовск. епископ, известен брошюрами и выступлениями против интеллигенции, р. 25 апр. 1858 в Херсонской губ.

{Венгеров}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

ГЕРМОГЕН

(ок. 1530 — 1612) — Патриарх Московский и всея Руси с 1606 г. Происходил из простых казаков. Один из крупнейших деятелей патриотического движения против иноземных интервентов в период Смуты. Уморен голодом, возможно, убит. Русской православной церковью причислен к лику святых.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

ГЕРМОГЕН

ок. 1530-1612), патриарх Московский и всея Руси в 1606-12 в период Смутного времени. С декабря 1610 рассылал по городам грамоты с призывом к изгнанию из Москвы войск Речи Посполитой. Был заключен в Чудов монастырь в Кремле, где умер от голода. Канонизирован Русской православной церковью.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

ГЕРМОГЕН

др.-греч. архитектор и теоретик архитектуры 3 — 2 вв. до н.э. Работал в М. Азии. Строитель храма Артемиды в Магнесии на Меандре, где впервые применил тип псевдодиптера (т.е. храма, обнесен. одним, внешним, рядом колонн, за к-рым вместо второго, внутр., ряда соз-дается просторная галлерея), храма Диониса в Теосе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

Гермоген

(Ермоген) (ок. 1530-1612), рос. патриарх (1606-12). Постригся в монахи и стал архимандритом Спасско-Преображенского монастыря (Казань). Митрополит Казанский (с 1589). В партиархи посвящен после избрания царем Василия Шуйского. После его низложения (1610) Г. предложил кандидатуру Михаила Романова. Заточен поляками в темницу Чудова монастыря. Умер в тюрьме от голода.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь полководцев. Edward Elgar Publishing

ГЕРМОГЕН

в миру Георгий Ефремович Долганев) (1858-1918), церковный и политический деятель. Почетный член "Союза русского народа". Поддерживал иеромонаха Илиодора. С 1917 архиепископ Тобольский, выступал с проповедями, осуждавшими советскую власть, пытался оказать помощь сосланной в Тобольск семье бывшего императора Николая II. В 1918 арестован, вывезен в Тюмень. При отступлении Красной Армии утоплен в р. Тура.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

Гермоген

ок. 160 - III в.)

   др.-гр. ритор. Род. в Тарсе (М. Азия). Сохран. 3 соч., к-рые по традиции носят назв. «Риторика». Наиб, значит, трактат - «О типах речи», где рассматриваются классич. образцы речей и выделяются семь качеств стиля, к-рые в полн. мере представлены лишь у Демосфена. «Риторика» получила широкое распространение в школьной практике поздн. античности и византийской эпохи.

   Р.3.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима

Гермоген

(греч. Hermogenes).

        1. Греч, архитектор 2 в. до н. э., приверженец ионич. стиля, о его деятельности упоминается у Витрувия. Г. создал храм Артемиды в Магнесии на Меандре и храм Диониса в Теосе (оба псевдодиптеры, с отношением колонны к промежуточному пространству 1:2,25).

        2. Г. из Карфагена, художник и философ. О нем упоминается только в полемич. сочинении Тертуллиана «Adversus Hermogenes» («Против Гермогена») и изложении Ипполита. Г. признавал первичность материи по отношению к демиургу.

        3. Г. из Тарса (Киликии) (ок. 160 — 225), ритор, примыкавший к Гермагору. Разработал учение о статусе. Наиболее известен был его труд об идеях в области стиля (в двух томах). Г. различал семь видов стиля: ясный, величественный, тщательный и прекрасный, назидательный, пылкий, правдивый, мощный.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

Гермоген (в миру Константин Петрович Добронравин)

Гермоген, в миру Константин Петрович Добронравин (1820 - 1893) - духовный писатель, магистр Петербургской духовной академии. Был епископом таврическим, затем псковским и порховским. Его труды: ""Утешение в смерти близких сердцу"" (11-е издание, СПб., 1902); ""Вечерние беседы отца с детьми о пении при богослужении и о церковной музыке"" (СПб., 1876), ""Минуты пастырского досуга"" (слова, речи, приветствия, думы, стихотворения; 2-е издание, СПб., 1901), ""О святых таинствах православной церкви"" (2-е издание, СПб., 1904), ""Таврическая епархия"" (Псков, 1887). Применительно к гимназической программе Гермогена составлены: ""Очерк истории русской церкви"" (СПб., 1863), ""Очерк истории христианской церкви"" (СПб., 1866), ""Очерк истории славянских церквей"" (2-е издание, СПб., 1899) и ""О богослужении православной церкви"" (6-е издание, СПб., 1903). - См. протоиерей П. Смирнов , ""Преосвященный Гермоген"" (""Церковные Ведомости"", 1893, № 35).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

ГЕРМОГЕН

   • Hermog?nes,

         ?????????,

    I. родом из Тарса, уже 15 лет от роду, в правление императора Марка Аврелия выступил ритором и возбудил всеобщее удивление; но уже в 24 г. он лишился своих умственных сил, умер, однако, только в старости. Сохранились от него 5 риторских сочинений, соединенных под названием ????? ?????????:

       1. ????? ???????, написанное на 18 году жизни, об определении пунктов, на которые следует обращать главное внимание в гражданских тяжбах;

       2. ????? ?????????, правила для составления речей;

       3. ????? ???????, об оборотах речи с примерами из ораторов, поэтов и философов;

       4. ????? ??????? ??????????, о целесообразном применении правил, данных в предыдущем сочинении;

       5. ?????????????, риторические упражнения, переведенные Присцианом. Издал Walz, Rhetores Graeci, т. 1.; L. Spengel, т. 2;

    II. Tigellius Herm., музыкант времен Августа, противник Горация, Horat. Sat. 1, 3, 129. 9, 25. 10, 80. 90. Следует различать от него певца Тигеллия Сардинского (Sardus Tigellius, Horat. Sat. 1, 2, 3. 3, 3), приемным сыном которого он был, по всей вероятности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

Гермоген

Гермоген

св., знаменитый патриарх Смутного времени, автор "грамот" к народу, р. около 1850, † 17 февр. 1642.

{Венгеров}



Гермоген

архимандр, авт. "Надгробн. слова при погребении ст. сов. Е. С. Смольянской" (М., 1821).

{Венгеров}



Гермоген

(в миру Георгий Ефремович Долганев). Род. 1858, ум. 1918. Деятель Русской православной церкви. С 1898 ректор Тифлисской духовной академии, с 1901 епископ Вольский, с 1903 Саратовский, с 1911 член Святейшего Синода, с 1917 Тобольский. Монархист, создатель саратовского отделения "Союза русского народа". Сторонник независимости церкви от государства. Не принял ни одну из русских революций, обличал большевиков в проповедях. В 1918 г. был арестован по обвинению в тайной переписке с заключенной царской семьей с целью их освобождения и утоплен конвоирами по дороге из Екатеринбурга в Тобольск. Тело впоследствии захоронено (сначала в церковной ограде, затем в Тобольске в пещере). Причтен к лику святых Русской православной зарубежной церковью.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

ГЕРМОГЕН

ок. 1530 - 17.02.1612), святой, патриарх, духовный писатель. Участвовал в избрании на царство Бориса Годунова. Обличал Лжедмитрия I, требуя крещения Марины Мнишек в православную веру, за что подвергся опале. В 1606 при царе Василии Ивановиче Шуйском был возведен на патриаршество и активно поддерживал деятельность царя. Рассылал грамоты против сторонников восстания И.И. Болотникова, в 1608 выступил против Лжедмитрия II.

В 1610 отказался целовать крест польскому королю и велел москвичам, собравшимся в Успенском соборе Московского Кремля, "королю крест не целовать". С декабря 1610 рассылал по русским городам грамоты, направленные против поляков. Был заточен поляками в Чудов монастырь и умер в заключении.

Имя Гермогена стало символом свободолюбия и твердости духа. "Непоколебимым столпом благочестия, предивным хранителем христианской веры, крепким твердым адамантом" называет его современник. О деятельности патриарха, его стойкости и мужестве говорится в целом ряде повестей Смутного времени, таких, как "Новая повесть о преславном Российском царстве и Великом государстве Московском", "Повесть о некоей брани", "Повесть князя Ивана Андреевича Хворостинина", "Летописная книга", "Сказание о Гришке Отрепьеве".

Патриарху Гермогену принадлежат следующие произведения: "Сказание о явлении и чудесах иконы Казанской Богоматери", редакция "Повести о житии Петра и Февронии", "Слово" об обретении мощей митр. Алексия, грамоты и речи.

Память ему празднуется 12/25 мая и 17 февраля/2 марта.

Л. К.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

Гермоген

из Тарса (Киликия), ок. 160-230 гг. н. э., греческий оратор. В юности одаренный импровизатор, затем — автор пособий по риторике, используемых благодаря их краткости и ясности во всех риторических школах на протяжении веков и широко комментируемых в средневековье. Сохранилось три произведения Г., обозначенные в рукописях общим заглавием Учебник риторики. Это трактаты О решении спорных вопросов (Peri ton staseon; лат.: De statibus), О риторических идеях (Peri ideon;лат.: De ideis), Об отборе материала (Peri heureseos; лат. De inventoine). Подлинность этого последнего произведения, повествующего о проэмиях (вступлениях), изложении материала, риторических аргументах и различных выразительных средствах, как то риторические периоды и фигуры, разновидности стилей, сомнительна; по-видимому, оно дошло до нас с интерполяциями и не полностью. Трактат О разрешении спорных вопросов содержит знаменитую и по сей день актуальную теорию о так называемых staseis, обстоятельствах, определяющих данный случай. Всего их семь, и автор выделяет их путем постановки вопросов, представляющих любую ситуацию в наиболее полном виде: кто, что, где, с помощью чего, почему, как и когда. Стилям посвящен трактат О риторических идеях, в котором приводится анализ и оценка стандартных элементов высказывания (ideai), выделенных в сочинениях античных авторов, в основном у Демосфена. В нем же автор приводит характеристики стиля произведений Платона, Гомера и др. Сочинение это должно было стать основой историко-литературных исследований, а также послужить дидактическим целям, предоставляя ученикам риторов и любителям ораторского искусства образцы высказываний и выписки из известных авторов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античные писатели. Словарь

Гермоген

Долганов Георгий Ефимович) (25.04(07.05).1858 - 16.06.1918, близ с.Покровского Тюменского у. Тобольской губ.)    Церк. и полит. деятель, епископ Тобольский. Из семьи священника Херсонской епархии. Окончил три фак-та Новороссийского ун-та (1889) и Петербургскую духовную академию (1893), кандидат богословия. Инспектор, ректор Тифлисской семинарии, с 1901 - епископ Вольский, затем Саратовский. Один из организаторов черносотенного политического движения. Вместе с иеромонахом Илиодором (С.М.Труфановым) пытался в 1911 положить конец влиянию Г.Е.Распутина, с к-рым прежде был близок. Впал в немилость, лишен епархии, отправлен в монастырь. 8 марта 1917 назначен Тобольским епископом. Активно участвовал в Св. Поместном Соборе Русской православной церкви. Не принял Октябрьский переворот. Вернулся в Тобольск, поддерживал тайную связь и оказывал определенную помощь семье Николая II, находящейся там в заключении. Содействовал в сокрытии сокровищ семьи. Ожидая ареста, усилил в проповедях осуждение большевизма, звал к борьбе за веру, благословил царскую семью. 15 апр. 1918 арестован, отправлен в Тюмень, оттуда в Екат. Сидел в гор. тюрьме. Предпринимались определенные шаги с участием Екат. епископа Григория к облегчению его участи, но безуспешно. Г., державшемуся на допросах мужественно, было заявлено, что над ним в Тобольске состоится суд и он передается для доставки туда командиру отряда П.Д.Хохрякову. 16 июня в районе с.Покровского встретились с белыми и вступили в бой. В ходе него Г. с камнем на шее заживо был сброшен в Туру . Труп был найден в водах Туры, похоронен в ограде церкви Покровского, а 23 авг. переправлен в Тобольск и захоронен в пещере.    Лит.: Кузнецов Н.Д. Забытая сторона дела епископа Гермогена и вопроса о патриаршестве. СПб., 1912; Голостенев М.Е. Гермоген // Политические деятели России. 1917. Биографический словарь, 1993; Плотников И.Ф.Пребывание и трагический конец одного из виднейших церковных иерархов России епископа Гермогена на Урале // Вторые Татищевские чтения. Екатеринбург, 1999.    Плотников И.Ф.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Уральская историческая энциклопедия

ГЕРМОГЕН

не позже 1530 - 17.II.1612) - рус. церк.-политич. деятель, патриарх в 1606-12. В 1587 постригся в монахи и стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани; с 1589 - митрополит казанский. Активный проводник политики насильств. христианизации нерус. населения Поволжья. В 1605-12 наиболее последовательно выражал интересы православной церкви, понимая, что ее могущество невозможно без поддержки царской власти. Г. требовал крещения М. Мнишек, чем вызвал недовольство Лжедмитрия I. После избрания царем Василия Шуйского Г. был посвящен в патриархи. В период антифеод. крест. восстания под предводительством И. И. Болотникова 1606-07 Г. мобилизовал силы церкви для борьбы с восставшими, к-рых объявил еретиками и отлучил от церкви. По низложении Шуйского в 1610 противопоставлял притязаниям на престол кн. В. Голицына кандидатуру Михаила Романова и выдвигал ее в противовес кандидатуре польск. королевича Владислава; позже требовал, чтобы назначенный царем Владислав принял православие. В кон. 1610 выступил против предложения бояр о присяге польск. королю Сигизмунду III. Во время оккупации польск. феодалами Москвы Г. со 2-й пол. дек. 1610 стал рассылать грамоты по городам с призывом к всенар. восстанию против интервентов, рассчитывая на помощь отрядов П. П. Ляпунова. Польск. интервенты посадили Г. под домашний арест, а затем в темницу в Чудовом монастыре. Г. отказался убедить участников нар. ополчения К. З. Минина и Д. М. Пожарского сохранять верность Владиславу. Интервенты уморили его в тюрьме голодом. Дворянско-бурж. историография идеализировала Г., преувеличивала его влияние на события нач. 17 в., в частности неверно утверждая, что его грамоты послужили толчком к созданию нижегородского ополчения.

Лит.: Царевский А., Гермоген, святейший патриарх Всероссийский..., "Правосл. собеседник", 1907, март; Кедров С., Жизнеописание святейшего Гермогена, M., 1912; Платонов С. Ф., О происхождении патриарха Гермогена, в его кн.: Ст. по рус. истории, СПБ, 1903. См. также лит. к ст. Польская и шведская интервенция начала 17 в., Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского.

С. М. Каштанов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганев)

Гермоген, в миру Георгий Ефремович Долганев - современный церковный деятель (родился в 1858 г.). Образование получил в Новороссийском университете по юридическому факультету и в Петербургской духовной академии. В 1911 г., будучи епископом саратовским и царицынским, он был вызван в Петербург для присутствования в Святейшем Синоде. Положение дел в саратовской епархии давно уже обращало на себя внимание ослаблением церковной дисциплины, в связи с выступлениями иеромонаха Илиодора . Последний задумал основать в Царицыне два издания, из которых одному предполагалось усвоить характер полемический и именование: ""Гром и молния"". Гермогену указано было на нежелательность шумных выступлений царицынского инока. Увещания остались без успеха. Между тем Гермоген во Всеподданнейшей телеграмме от 15 декабря 1911 г. в резкой форме высказался против предположенного к введению института диаконис и против поминовения в православной церкви инославных покойников. 3 января 1912 г. последовало увольнение его от присутствования в Святейшем Синоде, с обязательством вернуться во вверенную ему епархию. Со времени объявления епископу этого указа в ежедневной печати не переставали появляться изложения газетными сотрудниками бесед их с епископом Гермогеном, а затем и с прибывшим в Петербург иеромонахом Илиодором. В этих беседах заключались резкие осуждения по адресу Святейшего Синода и Синодального обер-прокурора. 15 января Святейшим Синодом предписано было епископу Гермогену отбыть не позднее 16 января во вверенную ему епархию, вместе с иеромонахом Илиодором. Это не было исполнено. 17 января Гермоген был уволен от управления саратовской епархией, с назначением ему пребывания в Жировицком монастыре гродненской епархии. И раньше Гермоген неоднократно обращал на себя внимание нападениями на выдающихся представителей современной литературы. На миссионерском съезде в Казани он настойчиво требовал отлучения от церкви Мережковского , Розанова , Леонида Андреева и других. - См.: ""Церковные Ведомости"", 1901, № 3, и 1903, № 13; ""Церковный Вестник"", 1912, № 4; Н.Д. Кузнецов , ""Забытая сторона дела епископа Гермогена"" (СПб., 1912).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Гермоген

Гермоген - патриарх всероссийский с 1606 по 1612 г. В 1589 г. он был поставлен в сан казанского митрополита и проявил большое усердие в деле обращения в православие местных инородцев. По восшествии на московский престол Лжедмитрия I, Гермоген был вызван в Москву для участия в устроенном новым царем Сенате, но не мог ужиться с царем, чуждым религиозной нетерпимости и склонным к сближению с иноземцами. Когда перед браком Лжедмитрия и Марины Мнишек возник вопрос, не следует ли предварительно произвести над Мариной обряд крещения в православие, Гермоген был в числе тех духовных, которые наиболее настаивали на этом, и за такое противодействие намерениям царя был удален из Москвы в свою епархию. Царь Василий Шуйский решился возвести его, как врага предшествовавшего правительства, на место низложенного патриарха Игнатия . Сделавшись патриархом, Гермоген сначала не играл видной роли в государственных делах, вследствие несогласий, возникших между ним и царем Василием. Во время восстания Болотникова Гермоген, однако, рассылал грамоты, убеждая население стоять за Шуйского, и наложил даже проклятие на Болотникова и его сторонников. Пытался Гермоген защищать Шуйского и в момент его свержения с престола. После низложения Шуйского, когда ""шатание"" охватило большинство московских правительственных деятелей, и они, забыв о государстве, искали прежде всего личной выгоды, Гермоген явился между ними одним из немногих, сохранявших свои убеждения и твердо проводивших их в жизнь. Когда выставлена была кандидатура королевича Владислава , Гермоген согласился на нее лишь под условием принятия Владиславом православной веры и писал о том королю Сигизмунду . Предвидя, что у короля имеются другие планы, Гермоген держал себя очень враждебно по отношению к полякам; протестовал против вступления польского войска в Москву и, когда бояре впустили гетмана Жолкевского , очень холодно относился к нему и к сменившему его Гонсевскому . Когда Сигизмунд стал требовать, чтобы бояре приказали Смоленску сдаться на королевскую волю, Гермоген решительно отказал в своей подписи на изготовленной боярами грамоте, несмотря на то, что в пылу спора один из бояр, Салтыков, угрожал патриарху ножом. Отсутствие имени патриарха в грамоте, отправленной к московским послам, находившимся у Сигизмунда, и предписывавшей им во всем положиться на волю короля, дало им предлог отказаться от исполнения этого приказания. С этих пор Гермоген является открытым противником поляков, путем устной проповеди и рассылаемых грамот увещевая народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев. Когда к Москве подошло ляпуновское ополчение, поляки и державшие их сторону русские бояре потребовали от патриарха, чтобы он приказал ополчению разойтись, угрожая ему в противном случае смертью. Гермоген отказался и был подвергнут тяжелому заключению в Чудовом монастыре. Когда, после убийства Ляпунова , Заруцкий провозгласил царем сына Марины, Гермоген послал в Нижний Новгород грамоту с протестом против таких действий казацкой ""атаманьи"". ""Отнюдь, - писал патриарх, - Маринкин на царство не надобен: проклят от святого собора и от нас"". 25 августа 1611 г. эта грамота была получена в Нижнем и отсюда переслана в другие города. Когда в Москве получены были первые вести о сборах Минина и Пожарского , сидевшие в Москве бояре и поляки вновь потребовали от Гермогена, чтобы он убедил нижегородцев оставаться верными присяге Владиславу, но встретили с его стороны решительный отказ. ""Да будет над ними, - отвечал патриарх, - милость от Бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да изольется гнев Божий, и да будут они прокляты в сем веке и в будущем"". Тогда его, по рассказу современников, уморили голодною смертью. Он умер 17 февраля 1612 г. - См. Кедров , ""Патриарх Гермоген"" (1912); Платонов , ""Очерки по истории смуты"" (3-е издание, 1911). В. М-н.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Гермоген

ок. 1530 - 1612 гг.) - патриарх всероссийский с 1606 по 1612 гг. В 1589 г., в год учреждения на Руси патриаршества, он был поставлен в сан казанского митрополита и вслед за тем проявил большое усердие в деле обращения в православие местных инородцев. По восшествии на московский престол Лжедмитрия I Гермоген был вызван в Москву для участия в устроенном новым царем Сенате, но не мог долго ужиться в столице рядом с царем, чуждым религиозной нетерпимости и склонным к сближению с иноземцами. Когда перед браком Лжедмитрия на Марине Мнишек возник вопрос, не следует ли предварительно произвести над Мариной обряд крещения в православие, Гермоген был в числе тех. кто наиболее настаивал на этом, и за такое противодействие намерениям царя был удален из Москвы в свою епархию. Царь Василий Шуйский решился возвести его, как врага предшествовавшего правительства, на место низложенного патриарха Игнатия. Сделавшись патриархом, он не играл первое время видной роли в государственных делах благодаря несогласиям, возникшим вскоре между ним и царем Василием, который мало вызывал симпатий в Гермогене, непреклонном в своих убеждениях, прямом и решительном в своих действиях. С низложением Шуйского начался наиболее важный период деятельности Гермогена, совпавший теперь в своих целях со стремлениями большей части русского народа. В эпоху наступившей тяжелой смуты, когда "шатание" охватило большинство московских правительственных деятелей, и они, забыв о государстве, искали прежде всего личной выгоды, Гермоген явился одним из немногих лиц среди центрально правительства, которые сохраняли свои убеждения и твердо проводили их в жизнь. Когда выставлена была кандидатура королевича Владислава, Гермоген соглашался на нее лишь под условием принятия Владиславом православной веры и сам писал о том королю Сигизмунду. Предвидя, однако, что у короля имеются другие планы, Гермоген держал себя очень враждебно по отношению к полякам; протестовал против впуска польского войска в Москву и даже после того, как бояре впустили гетмана Жолкевского, очень холодно относился к нему и к сменившего его Гонсевскому. Требование Сигизмунда, чтобы бояре приказали Смоленску сдаться на королевскую волю, окончательно раскрыло патриарху смысл действий поляков, и он решительно отказал в своей подписи на изготовление боярами грамоте, несмотря на то, что в пылу спора один из бояр, Салтыков, даже угрожал патриарху ножом. Отсутствие имени патриарха в грамоте, отправленной к московским послам, находившимся у Сигизмунда, и предписывавшей им во всем положиться на волю короля, дало им предлог отказаться от исполнения этого приказания. С этих пор Гермоген уже является открытым противником поляков. В своих проповедях и рассылаемых грамотах он призывал народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев. Когда к Москве подошло ляпуновское ополчение, поляки потребовали от патриарха, чтобы он приказал ополчению разойтись, угрожая ему в противном случае смертью. Гермоген отказался это сделать и был подвергнут тяжелому заключению в Чудовом монастыре. Из Чудова монастыря патриарх послал грамоту в Нижний Новгород. 26 августа она была получена в Нижнем и отсюда переслана в другие города, в значительной степени подготовив, вероятно, поход нового земского ополчения под Москву. Когда в Москве были получены первые вести о сборах Минина и Пожарского, сидевшие в Москве поляки и бояре потребовали вновь от Гермогена, чтобы он убедил нижегородцев оставаться верными присяге Владиславу, но встретили с его стороны решительный отказ. "Да будет над ними, - отвечал патриарх, - милость от Бога и благословление от нашего смирения! А на изменников да излиется гнев Божий, и да будут они прокляты в сем веке и в будущем". Тогда его, по рассказу современников, уморили голодной смертью. Он умер 17 февраля 1612 г. Из Энциклопедического словаря Изд. Брокгауза и Ефрона. Т.VIIIА, СПб., 1893

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий исторический словарь

Гермоген (Ермоген, в миру Ермолай)

около 1530–1612)   Патриарх Московский и всея Руси. Из донских казаков   Смутное время начала XVII столетия смотрится для Русского государства как национальная трагедия: речь шла о самом существовании этого государства как такового. Но благодаря патриотическому, духовному народному порыву была освобождена от иноземцев первопрестольная Москва и в стране воцарилась более чем на 300 лет новая династия — Романовы. У истоков той великой победы стояли национальные герои России — князь Дмитрий Пожарский и нижегородский староста из «меньших» купцов Кузьма Минин. Но у них был духовный наставник — Патриарх Московский и всея Руси Гермоген, в миру Ермолай. Родом он был из донских казаков. …Считается, что Гермоген родился около 1530 года. О его молодости истории почти ничего не известно, кроме одного достоверного факта — будущий патриарх «служил» в донских казаках. Вне всякого сомнения, в ту бранную эпоху он ходил в походы и участвовал во многих боях в порубежье Московского царства. И, вероятнее всего, не только на российском Юге, то есть на Дону и в донских степях. Казаки во времена царя Ивана Грозного и его наследников (по престолу) не могли не воевать. Со временем он стал священником, причем тоже в годы царствования Ивана IV Васильевича. В 1579 году, уже достаточно пожилым человеком, Гермоген становится священником церкви Святого Николая в Гостином ряду города Казани, которая была тогда одним из крупнейших городов Поволжья. Можно утверждать, что уже в те первые казанские годы Гермоген получил известность своими речами и священническим служением делам государственным. Он стал известен «на Москве» и среди иерархов Русской православной церкви, бывших главной политической силой на Руси. В 1587 году Гермоген становится монахом — иноком казанского Свято-Преображенского монастыря. Вскоре он — его игумен, а затем и архимандрит. Такое быстрое продвижение по иерархической лестнице свидетельствовало прежде всего о его личных достоинствах и высокой духовности. С учреждением в 1590 году в Русском царстве патриаршества Гермоген становится митрополитом Казанским и Астраханским. Уже в то время он «ревностно» занимался церковно-политической деятельностью. Проводил христианизацию нерусского населения Поволжья, создавал особые слободы «новокрещенов». Вел энергичное церковное строительство в своей митрополии. В 1592 году он обращался к патриарху Иову с просьбой установить ежегодное поминание казанских христианских мучеников за веру и русских воинов, павших под Казанью в 1552 году. Гермоген также был известен как видный церковный литератор своего времени. Его перу принадлежит «Сказание о явлении иконы Казанской Богоматери», одной из самых почитаемых в Русской православной церкви. …Казанский и Астраханский митрополит деятельно участвовал в избрании ближнего боярина Бориса Годунова на царство. Так на смену династии Рюриковичей пришла династия Годуновых, которой не суждено было долго просуществовать. В Русском царстве наступило Смутное время. Лжедмитрий I (он же галичский дворянин Григорий Отрепьев), став обладателем шапки Мономаха и царем всея Руси Дмитрием I, попытался наладить или, вернее сказать, уладить отношения с православными иерархами. Он вызвал в Москву, среди прочих лиц, и влиятельного митрополита Гермогена. Однако Гермоген не стал прислужничать самозванцу. В Московском Кремле митрополит во всеуслышанье потребовал от воцарившегося Лжедмитрия I перехода его невесты католички Марины Мнишек в православие. Но ни она, ни поляки, наводнившие Москву, о том и слышать не желали. Митрополит был подвергнут царской опале и сослан в Казань. Однако самозванцу долго царствовать не пришлось. Он был свергнут в результате народного взрыва, который подготовили бояре-заговорщики во главе с братьями Шуйскими. Один из них, Василий Шуйский, стал новым государем всея Руси. …В 1606 году в Москве состоялись выборы нового Патриарха Московского и всея Руси. Им стал Гермоген, митрополит Казанский и Астраханский, известный патриот родной земли, ярый противник прихода «на Москву» иноземцев и иноверцев, сторонник народного единения в Русском царстве, которое в злую годину смуты переживало национальную трагедию. Новый Всероссийский Патриарх поддержал царя Василия Шуйского во время народного восстания под руководством Ивана Болотникова 1606–1607 годов. Более того, он предал восставших церковному проклятию, что было тогда сильным, действенным средством против любых народных волнений. Чтобы «избавить» Отечество от поветрия самозванчества, патриарх организовал перемещение мощей царевича Дмитрия Ивановича из Углича в Москву. Тем самым на официальном церковном уровне признавалась смерть самого младшего сына царя Ивана Грозного. 20 февраля 1607 года Гермоген провел еще одно важное мероприятие, имевшее большую политическую значимость и направленное на укрепление государственности Московского царства, на его способность защититься от внешних врагов. Это было проведение в кремлевском Успенском соборе всенародного церковного покаяния с целью прощения всех совершенных в годину Смуты клятвопреступлений. Когда же на политическую сцену вышел Лжедмитрий II (он же Богданка), патриарх Гермоген посылал в Тушинский лагерь «увещевательные грамоты». Он же воспротивился свержению с престола царя Василия Шуйского, который был ему обязан сильной поддержкой при избрании. …Когда Семибоярщина пригласила на царствование польского королевича Владислава, патриарх выдвигал непременным условием этого принятие католиком Владиславом православия. Однако к его голосу власть держащие люди «на Москве» не прислушались, хотя Гермоген увещевал бояр:   «Скажу вам прямо: буду писать по городам, если королевич примет греческую (православную. — А. Ш. ) веру и воцарится над нами, я им подам благословение; если воцарится, да не будет с нами единой веры, и людей королевских из города не выведут, то я всех тех, которые ему крест целовали, благословлю идти на Москву и страдать до смерти».   Гермоген не подписал грамоту с распоряжением героическим защитникам города-крепости Смоленска о сдаче его полякам. Он резко протестовал против национального предательства бояр, впустивших ночью в Москву, в Кремль, польское коронное войско гетмана Жолкевского, благодаря чему первопрестольный русский град оказался в руках не просто иноземцев, но еще и иноверцев-католиков. Первопрестольная столица Русского государства была захвачена поляками. В те дни Гермоген совершил мужественный, высокопатриотический поступок: Патриарх Московский и всея Руси запретил москвичам присягать польскому королю Сигизмунду III. Начиналось противостояние интервентам и Семибоярщине со стороны народных масс. Всероссийский патриарх, как общепризнанный духовный лидер, встал во главе народного сопротивления иноземцам, во главе патриотического движения, охватившего большую часть государства. Грамоты-воззвания Гермогена стали расходиться из Москвы по многим русским городам: они посылались в Нижний Новгород, Ярославль, Суздаль, Владимир, Рязань, Кострому, Вологду, Великий Устюг, Арзамас и многие другие. Уходили они и на казачий Дон. В посланиях звучал призыв к вооруженному восстанию во имя спасения Отечества. Командование польским гарнизоном решило избавиться от опасного противника: 16 января 1611 года Гермоген был арестован на патриаршем дворе. В это время к Москве уже начинали сходиться отряды Первого земского (народного) ополчения рязанского воеводы Прокопия Ляпунова. Противостоять ему в чистом поле поляки не смогли. Патриарх, оказавшись под арестом, держался исключительно мужественно и «праведно». Он решительно отверг требование одного из лидеров Семибоярщины — М. Г. Салтыкова — остановить продвижение к Москве отрядов Первого земского ополчения: «Отпиши им, чтоб не ходили к Москве…» Гермоген, невзирая на прямые угрозы, отказался это сделать. Он бесстрашно заявил Салтыкову и другим посланцам от поляков: «Если вы, изменники, и с вами все королевские люди, выйдете из Москвы вон, тогда отпишу, чтобы они воротились назад. А не выйдете, так я, смиренный, отпишу им, чтоб они совершили начатое предприятие». Когда в Москве 19 марта 1611 года вспыхнуло антипольское восстание и интервенты предали восставший город огню, Гермоген был заключен интервентами в кремлевскую темницу Чудова монастыря. Оно действительно оказалось надежным узилищем для главы Русской православной церкви. Но и из монастырской темницы патриарх продолжал рассылать по Руси грамоты-воззвания. Так, в грамоте, датированной 30 августа 1611 года, отправленной в Нижний Новгород, он призвал нижегородцев не поддерживать казачьего атамана Ивана Заруцкого и Марину Мнишек в их попытке провозгласить русским царем «воренка» — сына Лжедмитрия II и Марины — Ивана. …Полякам, затворившимся от ополченцев-земцев за стенами Московского Кремля и Китай-города, стало ясно, что сломить дух патриарха им не удастся. Тогда они решили уморить его голодом, выдавая на день только воду и пучок необмолоченного овса. На открытое убийство такого авторитетнейшего человека, каким являлся Гермоген, интервенты и их пособники не решились. Так в 1612 году Патриарх Московский и всея Руси Гермоген, великий патриот земли Русской, был уморен голодом. Есть версия, вполне реальная, что он был убит в темнице Чудова монастыря. Датой его смерти считается день 17 февраля. …Русская православная церковь канонизировала патриарха Гермогена, выходца из донского казачества, духовного наставника освободителей Москвы от поляков в далеком 1612 году.      

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 100 великих казаков

Найдено схем по теме ГЕРМОГЕН — 0

Найдено научныех статей по теме ГЕРМОГЕН — 0

Найдено книг по теме ГЕРМОГЕН — 0

Найдено презентаций по теме ГЕРМОГЕН — 0

Найдено рефератов по теме ГЕРМОГЕН — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!