ГИППИУС

Найдено 1 определение
ГИППИУС
Зинаида Николаевна (1869, с. Белев Тульской губ. – 1945, Париж), русская писательница, литературный критик. Дочь юриста из обрусевшей немецкой семьи (в России с 16 в.) и матери-сибирячки. Получила бессистемное домашнее образование (лишь несколько месяцев проучилась в Киевском женском ин-те и гимназии Фишер в Москве). С детских лет увлекалась писанием «тайных» дневников и стихов, музыкой, танцами и живописью. С 1889 г. – жена Д. С. Мережковского, с которым, по ее словам, прожила «52 года, не разлучаясь… ни на один день», тогда же переехала в Санкт-Петербург. Здесь быстро приобрела широкий круг литературных знакомств (А. Н. Плещеев, Я. Н. Полонский, Д. В. Григорович, А. Н. Майков) и вскоре заняла заметное место среди «старших» символистов. С 1868 г. выступала со стихами (первые собрания сочинений – 1904–10), развивая в них основную тему своего творчества: вечный внутренний разлад человека, мечущегося между верой и безверием, страхом смерти и светлыми надеждами, бесстрашным вызовом обществу и смирением, жаждой чувственных наслаждений и боязнью «тяжести счастия» (стихотворение «Предел»), между «божественным» и «дьявольским» в своей душе. Под псевдонимом Антон Крайний Гиппиус активно печаталась также как литературный критик, отстаивая позиции символизма (сборник ее многочисленных статей в периодике – «Литературный дневник», 1908). Будучи редактором (вместе с Д. С. Мережковским, П. П. Перцовым, затем – Д. В. Философовым) журнала «Новый путь», способствовала литературному дебюту в нем А. А. Блока.
Необычайно красивая, утонченная, высокомерная и страстная, насмешливая и увлекающаяся, называемая современниками то «декадентской мадонной», то «сатанессой», Гиппиус стала одной из «знаковых» фигур рус. культуры «серебряного века», воплотив не только в своем творчестве, но и в реальной жизни «все переживания современной души» (В. Я. Брюсов), в т. ч. психологию «излома», «душевного выверта», определенную манерность и склонность к «позе».
В 1900–10-х гг. дом Мережковских – один из центров литературной и религиозно-философской жизни Петербурга, где бывали такие крупные философы и литераторы, как В. В. Розанов, Н. М. Минский, Н. А. Бердяев, Ф. К. Сологуб, В. Я. Брюсов, З. А. Венгерова, М. С. Шагинян, А. Белый, посвятивший Гиппиус «Кубок метелей», А. А. Блок, впоследствии не принявший идей «петербургских мистиков» Мережковских, отошедший от Гиппиус с ее призывами к «охристианиванию мира» путем «освящения плоти».
Резкое неприятие критики, особенно либерально-народнической, вызвали рассказы Гиппиус (сборники «Новые люди», 1896; «Зеркала», 1898; «Алый меч», 1906; «Черным по белому», 1908; «Лунные муравьи», 1912), в которых писательница проповедовала свое «неохристианство» и вводила схематично-абстрактных, либо вызывающе-претенциозных, либо отчаявшихся и меланхоличных героев. Художественно неубедительной оказалась и романическая хроника Гиппиус: «Чертова кукла» (1-я часть, 1911) с ее героем вульгарно-ницшеанского толка и «Роман-царевич» (3-я часть, 1913, отд. издание 1913; 2-я часть, «Очарование истины», не закончена), посв. теме «религиозной революции» и пытающаяся представить галерею современных общественных типов. Протест против «мира старых», призыв к преображению действительности звучал в пьесах Гиппиус «Маков цвет» (1908, совместно с Д. С. Мережковским и Д. В. Философовым) и «Зеленое кольцо» (1916).
Решительно не приняв Октябрьскую революцию (сборник «Последние стихи. 1914–1918», 1918), Гиппиус с мужем эмигрировала в начале 1920 г. С конца 1921 г. жила в Париже, где организовала у себя дома «литературные воскресенья», общество «Зеленая лампа», собирающее эмигрантов разных поколений, с которыми отношения Мережковских, в силу их непримиримой ненависти к Советской России даже в период 2-й мировой войны, с годами резко осложнились. Ценная часть наследия Гиппиус – мемуары «Живые лица» (1925), дневники, письма, незаконченная книга «Дмитрий Мережковский» (опубл. в 1951).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Социальная концепция З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковского

Воеводина А. А.
Статья посвящена анализу социальной концепции З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского, принимавших активное участие в интеллектуальной и общественной жизни России начала ХХ в.
Читать PDF
3.22 мб

Апокалиптический синдром: развитие идеи третьего Завета в диалоге Д. Мережковского и З. Гиппиус с Ио

Цыпина Л. В., Янишевская И. В.
Читать PDF
0.00 байт

"ПОРТРЕТ" РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА: ПО МАТЕРИАЛАМ ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ З.Н. ГИППИУС. ЧАСТЬ 1

Хлебников Г.В.
Рассматриваются и соотносятся эксплицитные и имплицитные мотивы публикаций дневниковых и блокнотных записей З.Н. Гиппиус, некоторые приемы артикуляции материала, неявные и явные интенции текста.
Читать PDF
0.00 байт

"ПОРТРЕТ" РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г.: ПО МАТЕРИАЛАМ ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ З.Н. ГИППИУС. ЧАСТЬ 2

Хлебников Г.В.
Рассматриваются и соотносятся эксплицитные и имплицитные мотивы публикаций дневниковых и блокнотных записей З.Н. Гиппиус, некоторые приемы артикуляции материала, неявные и явные интенции текста.
Читать PDF
0.00 байт

Язык произведений З. Н. Гиппиус. К истории изучения

Андреев В. В.
Читать PDF
0.00 байт

Зинаида Гиппиус и Осип мандельштам. Оппозиция «Свое/чужое» в творчестве и судьбе

Чаброва Дарья
Читать PDF
468.69 кб

Образ эпохи в публицистике З. Н. Гиппиус 1899 1916 годов

Панова Елена Юрьевна
Читать PDF
189.35 кб

Реализация концептов «Вера» и «Безверие» в рассказах З. Гиппиус «Алый меч» и «в казарме»

Хитальский Олег Викторович
Читать PDF
0.00 байт

«Все равно от России не отречешься» письма З. Н. Гиппиус В. В. И В. Д. Розановым (1897-1908)

Никитин Е. Н.
Публикация, вступит. ст. и комментарии Е.Н. Никитина
Читать PDF
295.97 кб

2014.01.037. РУСЬ В IX-X ВЕКАХ: АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА / ГАЙДУКОВ П.Г., ГИППИУС А.А., ГРИГОРЬЕВ А.

Медовичев А.Е.
Читать PDF
0.00 байт

Е. В. Гиппиус: проблемы формирования этномузыкальной финно-угристики в России

Бояркин Николай Иванович, Бояркина Людмила Борисовна
Статья учеников профессора Е. В. Гиппиуса посвящена вопросам формирования современной этномузыкальной финно-угристики. В ней раскрывается научная деятельность выдающегося ученого.
Читать PDF
0.00 байт

Е. В. ГИППИУС, Ф. А. РУБЦОВ, Л. Л. ХРИСТИАНСЕН, З. В. ЭВАЛЬД: У ИСТОКОВ СОВРЕМЕННОГО ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИ

Егорова Ирина Львовна
Выдающиеся ученые XX в. Е. В. Гиппиус, З. В. Эвальд, Ф. А. Рубцов, Л. Л. Христиансен, продолжив развитие передовых идей родоначальников отечественной фольклористики Б. В. Асафьева и К. В.
Читать PDF
0.00 байт

«Вечный спутник»: Гоголь в критической прозе Зинаиды Гиппиус

Орлова Моника Викторовна
З.Н. Гиппиус, в отличие от Д.С.Мережковского, не написала о Гоголе объемного труда, но ее восприятие гоголевских тем, образов и фигуры писателя в целом складывалось самостоятельно до конца жизни.
Читать PDF
127.31 кб

2003. 02. 025. Зинаида Николаевна Гиппиус: новые материалы. Исследования / ред. -сост. Королева Н. В

Петрова Т. Г.
Читать PDF
148.33 кб

"что собрания поэтов?" письма Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус К. К. Случевскому (1899-1902)

Похожие термины:

  • Гиппиус, А

    синоним коммунизма. Подобное отождествление основано на марксистско-ленинской идее социального прогресса, который должен неизбежно привести человечество к коммунизму, это и есть его С. б. При это
  • Гиппиус, А. И

    «Книги, написанные Духом Божиим через освящённых от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библией» (св. Филарет Московский). Священное предание как в Ветх
  • Гиппиус, А. Р

    заключает в себе как Божественные откровения, полученные сверхъестественным способом, так и сказания о явлениях Божией силы в мире, о жизни угодивших Богу людей.
  • Гиппиус, Аделаида

    кабальные договоры, навязываемые империалистическими государствами слабым, зависящим от них странам. Неравноправные договоры ограничивают политическую самостоятельность слабого государства,
  • Гиппиус, Густав Адольф

    -и, ж.; жарг. политтехн. Клеветническая листовка, содержащая оскорбительные выпады против «заказанного» кандидата, позорящая, пачкающая его (отсюда и название), задевающая его честь и достоинство. П
  • Гиппиус, Ал-др Эдуард

    р. 1851, врач Алекс.-Мариинск. детск. приюта в Москве. {Венгеров}
  • Гиппиус, Ал-дра Карл

    писательн. для детей, † 16 февр. 1897. {Венгеров}
  • Гиппиус, Дмитрий Ив

    переводч., р. 2 марта 1813. {Венгеров}
  • Гиппиус, Э. Э

    московск. издатель 1890-х гг. {Венгеров}
  • Гиппиус, Дмитрий Иванович

    — статский советник, переводчик, сын московского (первоначально нарвского) купца Ивана Богдановича Г., лютеранин, родился в Москве 2 марта 1812 г. (по надгробной надписи, а по его собственному показан
  • Гиппиус, Евгений Владимирович

    род. 24 июня (7 июля) 1903 в Царском Селе Петербургской губ. Музыковед и фольклорист. Доктор искусствоведения (1958), диссертация "Сборники русских народных песен М. А. Балакирева". В 1920—1924 учился на э
  • Гиппиус, Густав Фомич

    — художник-портретист, литограф и педагог, сын бедного деревенского пастора, родился 1 марта 1792 г. в пасторате Нисси в Эстляндии, умер 24 сентября 1856 г. в Ревеле, погребен в пасторате Гаггерс. Потеряв
  • Гиппиус, Г

    (Hippius); портретист-литограф. Его собрание портретов современников, литографированных в 1822 году и изданных на хорошей желтой бумаге in folio, в натуральную величину, сперва под заглавием: "Современни
  • Гиппиус, Карл Густавов

    архитектор на Кавказе; † 28 авг. 1880 г., на 48 году. Дополнение: Гиппиус, Карл Густавович, † 22 августа 1880 г. {Половцов}
  • Гиппиус, Владимир Ив

    воен. писатель, р. 18 июня 1847. {Венгеров}
  • Гиппиус, Вас. Вас

    поэт и критик, р. 26 июня 1890, с. тайн. с., препод. слов. 12 СПб. гимн. {Венгеров}
  • Гиппиус, Отто Густавов

    профес. архитектуры И. А. X.; р. в СПб. 6 мая 1826, † 27 авг. 1883 г. {Половцов}
  • Гиппиус, Карл Густавович

    — архитектор, младший сын портретиста и учителя рисования Густава Г. (см.), родился в 1832 или 1833 году, получил образование в Академии Художеств, которую окончил в 1855 г. со званием свободного художника
  • Гиппиус, Отто Густавович

    — профессор архитектуры, сын портретиста и учителя рисования Густава Г. (см.), родился 5 мая 1826 г. в Петербурге, образование получил в Петербургской Ларинской гимназии и Политехникуме в Карлсруэ (Ба
  • Гиппиус, Карл Карлович

    (29. 01. 1864, Москва — 1936 (1939), Москва) Окончил МУЖВЗ, в 1889 получил звание клас. худ. арх. Участвовал в строительстве Чайного дома Перлова на Мясницкой ул., 19 (1890—93) по проекту Р. И. Клейна, самостоятельно вн