Глебов, Евгений Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Глебов, Евгений Александрович

род. 10 сент. 1929 в Рославле Смоленской обл. Композитор. Нар. арт. БССР (1973). В 1956 окончил Белорус. конс. по кл. композиции А. В. Богатырева. С 1956 преподаватель теоретич. предметов в муз. училище, зав. муз. частью и дирижер Т-ра юного зрителя. С 1971 преподаватель Белорус. конс. по кл. композиции. Гос. премия БССР (1970).


Соч.: опера — Твоя весна (1963); балеты — Мечта (Минск, 1961), Белорусская-партизанская (Минск, 1963), Хореографические новеллы (Минск, 1965), Альпийская баллада (1967), Избранница (Минск, 1969), Тиль Уленшпигель (1972); оперетта — Притча о наследниках, или Репортаж из преисподней (1971); для солиста, хора и орк. — оратории: Колокола (сл. Н. Алтухова и В. Орлова, 1968), Свети, заря (сл. А. Острейки, П. Бровки, Н. Федоровича, А. Звонока, А. Вольского и М. Танка, 1970), кантаты: За правду встанем (сл. Леси Украинки, 1956, 2 ред. 1957), Коммунисты ведут (1963); для орк. — 4 симфонии (1958—Партизанская, 1963—для орк. и ф-п., 1967—Альпийская симфония-баллада), Поэма-легенда по мотивам поэмы "Могила льва" Я. Купалы (1958), Увертюра (1961), скерцо Весенняя картинка, танцы (1972) и др.; для струн. орк. — симфония (1968), для ф-п. с орк. — Фантазия на темы 2 белорус. нар. песен (1952); для скр. с орк. — Рондо (1953); для кларнета с орк. — Экспромт; для голоса с оpк. — концерт (1965); для баса с орк. — Баллада (сл. Н. Алтухова, 1958); для оpк. нар. инстр. — Детская сюита, Белорусская фантазия; для цимбал с орк. нар. инстр. — концерт; для ф-п. — соната, 2 прелюдии, 5 фантастических танцев (1957); для орк. с ф-п. — Баллада (1952), 4 пьесы (1970); для баяна — Фантазия; хоры, романсы, песни; музыка к спектаклям и кинофильмам.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ГЛЕБОВ Евгений Александрович
(р. 10 IX 1929, Рославль, Смоленской обл.)
С творчеством Е. Глебова связаны многие лучшие страницы музыкальной культуры современной Белоруссии, прежде всего в симфоническом, балетном и кантатно-ораториальном жанрах. Несомненно тяготение композитора к крупным сценическим формам (помимо балетов им созданы опера «Твоя весна» - 1963, оперетта «Притча о наследниках, или Скандал в преисподней» - 1970, музыкальная комедия «Миллионерша» - 1986). Непростым был путь Глебова в искусство - лишь в 20 лет он смог приступить к профессиональным занятиям музыкой, которая всегда была для юноши заветной мечтой. В его семье потомственных железнодорожников всегда любили петь. Еще в детстве, не зная нот, будущий композитор научился играть на гитаре, балалайке и мандолине. В 1947 г., поступив по семейной традиции в Рославльский железнодорожный техникум, Глебов не оставляет свое увлечение - он активно участвует в самодеятельности, организует хор и инструментальный ансамбль. В 1948 г. появляется первое сочинение молодого автора - песня «Студенческая прощальная». Ее успех придал Глебову уверенность в себе.
Переехав в Могилев, где он работает осмотрщиком вагонов, Глебов бывает на занятиях в местном музыкальном училище. Решающей стала встреча с известным белорусским музыкантом И. Жиновичем, который посоветовал поступать в консерваторию. В 1950 г. мечта Глебова сбылась, и уже вскоре благодаря необычайной настойчивости и целеустремленности он стал одним из лучших студентов композиторского класса профессора А. Богатырева. Много и плодотворно работая, Глебов навсегда увлекся белорусским фольклором, который глубоко вошел в его творчество. Композитор постоянно пишет произведения для оркестра белорусских народных инструментов, для различных инструментов solo.
Деятельность Глебова многогранна. Уже с 1954 г. он обращается к педагогике, преподает сначала (до 1963) в минском музыкальном училище, затем ведет класс композиции в консерватории. Работа в качестве руководителя эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио БССР, в кино (музыкальным редактором «Беларусьфильма»), в республиканском театре юного зрителя (дирижер и композитор) активно повлияла на творчество. Так, детский репертуар остается неизменной любовью Глебова (песни, оратория «Приглашение в страну детства» - 1973, инструментальные пьесы и др.). Однако, несмотря на разнообразие увлечений, Глебов прежде всего композитор-симфонист. Наряду с программными сочинениями («Поэма-легенда» - 1955; «Полесская сюита» - 1964; «Альпийская симфония-баллада» - 1967; 3 сюиты из балета «Избранница» - 1969; 3 сюиты из балета «Тиль Уленшпигель», 1973-74; Концерт для оркестра «Зов» - 1988 и др.) Глебовым созданы 5 симфоний, 2 из которых тоже программны (Первая, «Партизанская» - 1958 и Пятая, «К миру» - 1985). В симфониях воплотились важнейшие черты художнической личности композитора - стремление отразить богатство окружающей жизни, сложный духовный мир современного поколения, драматизм эпохи. Не случайно одно из своих лучших произведений - Вторую симфонию (1963) - композитор посвятил молодежи.
Почерку композитора свойственна острота выразительных средств, рельефность тематизма (нередко фольклорного происхождения), точное ощущение формы, прекрасное владение оркестровой палитрой, особенно щедрой в его симфоническихпартитурах.Необычайноинтересно качества драматурга-симфониста преломились в балетах Глебова, которые заняли прочное место не только на отечественной сцене, но и были поставлены за рубежом. Большим достоинством балетной музыки композитора является ее пластичность, тесная связь с хореографией. Театральная, зрелищная природа балета определила и особую широту тем и сюжетов, обращенных к разным эпохам и странам. При этом жанр трактуется очень гибко, варьируясь от небольших характерных миниатюр, философской сказки до многоактных музыкальных драм, повествующих об исторических судьбах народа («Мечта» - 1961; «Белорусская партизанская» - 1965; хореографические новеллы «Хиросима, Блюз, Фронт, Доллар, Испанский танец, Мушкетеры, Сувениры» - 1965; «Альпийская баллада» - 1967; «Избранница» - 1969; «Тиль Уленшпигель» - 1973; Три миниатюры для Ансамбля народного танца БССР - 1980; «Маленький принц» - 1981).
Искусство Глебова всегда тяготеет к гражданственности. Это ярко проявляется в его кантатно-ораториальных сочинениях. Но особое звучание в творчестве композитора приобретает столь близкая художникам Белоруссии антивоенная тема, с огромной силой прозвучавшая в балете «Альпийская баллада» (по повести В. Быкова), в Пятой симфонии, в вокально-симфоническом цикле «Помню» (1964) и в «Балладе памяти» (1984), в Концерте для голоса с оркестром (1965).
Творчество композитора получило всенародное признание, верный себе, Евгений Глебов продолжает своей музыкой «активно отстаивать право жить». /Г. Жданова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.