Год

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Год
величие) (1Пар 7.37)-аналог. Беера,б.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Год
евр. «шана», т. е. обновляющееся или возвращающееся. Известно, евреи вели счет по лунным годам, состоявшим почти из 354/2 дней. Все время, начиная от исхода из Египта до конца Вавилонского плена и после этого времени, евреи начинали год с месяца Нисана, или апреля, см. статью «Месяцы». В противоположность этому, некоторые стремились доказать, что евреям с древних времен был известен египетский способ счисления солнечных годов с 12 месяцами, имевшими по 30 дней, и с пятью лишними днями; в доказательство этого указывали на рассказ о потопе, который продолжался 365 дней, с 17-го дня второго месяца 600-го года жизни Ноя до 27-го дня второго месяца его 601 года (Быт. 7:11; 8:14) и также на 365 лет жизни Еноха. По заповеди (Исх. 12:2), началом года считали месяц Нисан, но встречаются некоторые места, которые, по-видимому, указывают на начало исчисления с Тишри, или октября, осенью, напр., там, где говорится об окончании сбора плодов земли и конце года (Исх. 23:16; 34:22), и также, что должно было считать субботний и юбилейный годы с Тишри, осенью (Лев. 25:9,20 и дал.). Но в приведенных местах на это время указывается только, как на исходную точку для окончания земледельческих работ минувшего года и начало нового (срав. Ис. 37:30), но нельзя доказать, что здесь имеется в виду, так называемый, календарный год. Только после плена евреи начали считать начало года с Тишри и в этом месяце праздновать праздник нового года. Срав. «праздник труб». Есть предположение, что это исчисление употреблялось в древности, до перемены в Исх. 12:2. По всей вероятности, евреи, по политическим соображениям, после плена приняли измененное исчисление. В продолжение истории Ветхого Завета они вели летосчисление от рождения патриархов (Быт. 7:11; 8:13) или от важнейших событий, как, напр., исхода из Египта (Чис. 33:39; 3 Цар. 6:1); построения храма (2 Пар. 8:1); Вавилонского плена (Иез. 33:21; 40:1); вступления на царство (Дан. 10:1; Агг. 1:1) и т.д., но во время Сирийского владычества они должны были принять Сирийское или Селевкидское исчисление времени, началом которого было покорение Вавилона Селевком в октябре 312 г. до Р.Хр. Однако еще в книгах Маккавеев находят древнее летосчисление с месяца Нисана (1 Макк. 10:21; 2 Макк. 15:36). Затем вернулись к Маккавейскому летосчислению с 143 г. до Р.Хр., но только на короткое время. Впоследствии было вновь принято Селевкидское летосчисление, приблизительно, до 11-го столетия, когда начали исчислять года от сотворения мира с 3761 г. до Р.Хр., так что 1914 г. по еврейскому летосчислению является 5674-5675 годом.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ГОД
величие, блеск): 1Пар 7:37 — один из сынов Цофаха, потомка Асирова. По Евр шана; Быт 17:21 — высшая единица для измерения времени. Первоначальный год Евреев, был лунный, состоявший из 12-ти лунных месяцев, попеременно в 29 и 30 дней каждый, след. в Еврейском лунном году насчитывалось только 354 дня. Впоследствии оказалась необходимость лунный год привести в соответствие с солнечным. С этою целию к последнему месяцу лунного года прибавляли еще один, тринадцатый месяц, Ве-Адар (прибавочный Адар), и таким образом у Евреев получались годы простые и високосные. Кроме того Евреи разделяли лунный год на гражданский и священный. С гражданского года, начинавшегося с месяца Тисри (с половины сентября) велись договоры, делались выборы властей, назначались годы субботний и юбилейный, означалось рождение детей и начало царствований. Священный год установлен после выхода Евреев из Египта и начинался с весеннего равноденствия, т.е. с месяца Нисана (Исх 12:2), соответствующего нашему марту. По священному году считались праздники и священные времена. Этим же годом пророки означали время своих пророчеств и видений (Зах 7:1). Месяцы года гражданского и священного с их празднествами и соответствующими им временами года представляются в следующей таблице: 1. Весенние месяцы: Авив (месяц колосьев), или Нисан (Исх. 12:2,18; Есф. 8:9) и Тиар или Зиф (3 Цар. 6:1-37). Первый соответствует марту, в второй апрелю. Праздники в месяце Нисане: 14-го Заклание пасхального агнца; 15-го Пасха; 16-го Принесение Господу первых плодов весенних или винограда; 21-го Последний день Пасхи. 2 Летние: Сиван (Вар. 1:8), соответствующий нашему маю, и Тамуз (Иез. 8:14), соответствующий июню. Праздники в месяце Сиване следующие: 6-го Пятидесятница и принесение Господу первых плодов жатвы: пшеницы и ячменя. 3. Месяцы жаркого времени: Ав, соответствующий июлю, и Елул (Неем. 6:15), соответствующий августу. Праздник в последнем месяце 9-го — Пленение храма Вавилонянами и впоследствии Римлянами. 4. Теплого времени: Афиним или Ефаним, по пленении Вавилонском названный Тифи (3 Цар. 8:2), соответствующий сентябрю и Бул или Мархесван (3Цар. 6:38), соответствующий октябрю. Праздники в 1-м из них: 1-го Праздник труб или нового года. 10-го День очищения. 22-го Праздник Кущей. 5. Осени и зимы: Хаслев или Кислев (Зах. 7:1), соответствующий ноябрю и тевеф — декабрю. Праздников в этих месяцах не было. 6. Холодного времени: Севат или Шеват, соответствующий январю, и Адар — февралю (Есф. 2:16, 3:7). 14-го и 15-го числа последнего месяца был праздник Пурим (Есф. 9:18-21). Придаточный к 12 месяцам был второй Адар, иначе Веадар или Шени. Особенными празднествами для Евреев были: год субботний и юбилейный. Как каждый седьмой день недели и каждый седьмой месяц года, по закону Моисееву, был священным, так и каждый седьмой год должен был считаться священным (Исх. 23:10-12, Лев. 25:2-7, Втор. 21:10-13). В этот год прекращалось земледелие, самородные плоды делились по всей земле общим достоянием, прощались должникам долги и всенародно читался Закон Божий. За исполнение Закона обещалось плодородие в последующий год. Из кн. Парал. можно видеть, что кажется не всегда строго соблюдалось празднование этого года ( 2Пар. 36:20-21). Впрочем, по возвращении из плена, субботник год праздновался неопустительно (1Мак. 6:49). Еще более торжественным и праздничным был год юбилейный или 50-й (Лев. 25:11-12). Особенности отличавшие год юбилейный от простых годов и субботних были следующие: 1) не возделывать полей и право на самородные плоды распространить на всех без исключения и без всяких ограничений; 2) прощать долги одноплеменным и отпускать единоплеменных рабов на свободу; 3) возвращать наследственные земли и имения прежних из владельцам, с некоторым вознаграждением лицу, ими пользовавшемуся перед началом юбилея (Лев. 25:15-16); 4) как в субботний год, так и в юбилейный предписывалось всенародно читать Закон Божий. Хотя это священное занятие предписывалось и во всякое время, но делалось более торжественно в годы субботний и юбилейный. Субботний начинался праздником Кущей, а юбилейный — днем очищения. Начало года означалось звуком труб, в которые священники должны были трубить по всей земле. И воструби трубою в седьмой месяц, в десятый день месяца, заповедал Господь Израилю, в день очищения вострубите трубою по всей земле (Лев. 25:8-12). Этот величественный праздник был прообразом того лета свободы, которое с пришествием Христа, должно было открыться в духовном царстве Его, лета Господня благоприятного (Лк. 4:19).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ГОД
   • Annus,
    I. Разделение года у греков и римлян.
         a) У греков, которые первоначально, подобно римлянам, имели лунные месяцы, первым днем месяца был тот, вечером которого всходила новая луна; он назывался ???????? и был посвящен Аполлону. Началом суток, как и у всех народов, деливших время по круговращениям луны, считался вечер. Т. к. от одного новолуния до другого проходило 29 дней и приблизительно 13 часов, то 30-дневные месяцы (???????) чередовались с 29-дневными (??????). Далее, чтобы сравнять лунный год с солнечным, со времен Солона, в течение «большого года» (????? ?????????), состоявшего из 99 месяцев, вставляли несколько раз, а именно в каждый 3, 6 и 8-й года, один прибавочный месяц (???? ????????????) в 30 дней, так что обыкновенный год состоял из 354 дней, а високосный (со вставным месяцем) из 384. Но такой високосный год был 7? днями длиннее, чем следовало, поэтому приходилось время от времени пропускать вставочный месяц. Во времена Перикла астроном Метон установил 19-летний цикл (???????????????????). Впрочем, календари отдельных греческих государств были столь же отличны один от другого, как и религиозные торжества. Аттический год начинался с первого новолуния после летнего солнечного поворота (тогда как спартанский начинался с осеннего равноденствия, а эолийский с зимнего солнечного поворота); отсюда происходит следующий порядок аттических месяцев:
       1. ???????????, 2-я половина июля и 1-я половина августа;
       2. ????????????, 2-я половина августа и 1-я сентября;
       3. ??????????, 2-я половина сентября и 1-я октября;
       4. ?????????, 2-я половина октября и 1-я ноября;
       5. ????????????, 2-я половина ноября и 1-я декабря;
       6. ?????????, 2-я половина декабря и 1-я января;
       7. ????????, 2-я половина января и 1-я февраля;
       8. ???????????, 2-я половина февраля и 1-я марта;
       9. ???????????, 2-я половина марта и 1-я апреля;
       10. ?????????, 2-я половина апреля и 1-я мая;
       11. ?????????, 2-я половина мая и 1-я июня;
       12. ???????????, 2-я половина июня и 1-я июля. Вставной месяц назывался вторым Посейдеоном и вставлялся в половине года.
         Каждый месяц подразделялся, в свою очередь, на три декады:
       1. ????????? или ??????????,
       2. ???? ???? или ?????????? и
       3. ?????????, ?????????, ???????? или ????????.
         ср.: К. F. Hermann, ?ber driech. Monatskunde (1844). Bergk, Beitr?ge zur griech. Monatskunde (1845). [Латышев. О некоторых эолич. и дорич. календарях (1883).]
         b) У римлян, по преданию, Ромул разделил год на 10 месяцев и назвал первый из них в честь своего отца Марса — Martius; второй — Aprilis от раскрывания (aperire) почек на растениях; третий — Maius, в честь Майи, матери Меркурия; четвертый — Iunius, в честь Юноны, а прочие по месту в году: Quintilis, Sextilis, September, October, November, December. Позднее Quintilis в честь Юлия Цезаря был назван Iulius, a Sextilis в честь Августа — Augustus. Начало месяца определялось новолунием; особый чиновник (впоследствии pontifex maximus) обязан был из особенного, нарочно для этого построенного на Капитолийском холме здания (curia Calabra) объявлять о наступлении новолуния (kalare, оттуда Kalendae). День в середине месяца (приблизительно полнолуние) назывался Idus (от этрусского iduare — делить; ср. dividere). Смотря по различной длине месяцев, Иды впоследствии приходились в некоторых месяцах (март, май, июль, октябрь) на 15 день, в других на 13-й. Nonae (novem) назывался 9-й день перед Идами (считая и день Нон, и день Ид). Прочие дни обозначались числами, указывавшими, какое место данный день занимает перед Календами, или перед Нонами, или перед Идами. Вместо die ante Kalendas говорили ante diem Kalendas. По преданию, Нума Помпилий присоединил месяцы Ianuarius (от бога Януса) и Februarius, который получил свое имя от всеобщей великой искупительной жертвы (Februalia), приносившейся в конце каждого года (Februarius был сперва последним месяцем). Таким образом возник лунный год из 355 дней. Чтобы сравнять его с солнечным, Нума постановил через каждые два года между 23 и 24 февраля вставлять еще один месяц, mensis intecalaris (-ius) или Mercedonis (Mercid.). Но, по всей вероятности, так называемый десятимесячный год Ромула относится только к исчислению сроков перемирия по десяти истинным обращениям луны, а римский праздничный календарь искони состоял из 12 месяцев (с марта по февраль). Приписываемый Нуме способ уравнения лунного года с солнечным был далеко неудовлетворителен, он остался таким и после некоторых улучшений, введенных децемвирами (451 г. до Р. X.). По закону Мания Ацилия Глабриона (191 г. до Р. X.) понтифики были уполномочены вставлять добавочный месяц по собственному усмотрению. Но т. к. вследствие небрежности во времясчислении явился величайший беспорядок и все месяцы потеряли свое естественное положение в году, то Юлий Цезарь, как pontifex maximus, поручил александрийскому математику Сосигену (в 46 г. до Р. X.) устроить улучшенный календарь; для введения последнего в указанном году (annus confusionis ultimus) понадобилось, кроме вставленного уже в феврале обычного добавочного месяца, вставить еще 67 дней между ноябрем и декабрем. С этих пор календарный год начинался с первого января (т. е. с того дня, в который в 153 г. до Р. X. консулы вступали в свою должность); теперь в каждом четвертом году, когда февраль состоял из 29 дней, 24-й и 25-й дни этого месяца назывались sextus Kalendas Martias и год назывался Bisextilis. Каждый месяц древние римляне делили на части по базарным или судебным дням (nundinae от novem dies), в которые они из деревень приходили в город; при императорах стали делить на недели (hebdomades). Обзор времен целого года назывался Kalendarium; но этим же именем обозначалась и долговая книга, т. к. должники платили проценты в дни Календ.
    II. Летосчисление.
         В хронологии древнейшей греческой истории важен год взятия Трои, т. е., соответственно вычислениям Эратосфена и Аполлодора, 1184 г. до Р. X.; считая годы вперед или назад от этой эры, определяли даты событий. Счисление по олимпиадам (эра — 1-я ол.= 776 г. до Р. X., см. Olympias, Олимпиада, 2) сделалось у историков главным приемом хронологического определения (прежде всего у историка Тимея) только в 3 в. до Р. X., но вместе с тем сохранился обычай считать по афинским архонтам-эпонимам и по первым спартанским эфорам. У римлян официальным летосчислением было счисление по консулам; оно удерживалось и при императорах до Юстиниана (до 541 г.). Рядом с этим вошло во всеобщее употребление у писателей со времени Августа счисление ab urbe condita; Варрон, которому и мы по большей части следуем, считает за год основания Рима год, соответствующий 753 г. до Р. X., а по Катону год основания Рима равен 751 г. до Р. X. Имена консулов сохранились в Fasti Capitolini и в F. Consulares (см. Fasti, Фасты). B 4 в. до Р. X. вошел в употребление цикл индиктов (indictionum), имевший свое основание в податном устройстве Римской империи и начинавшийся с 1 сентября 312 г. Затем вошло в употребление и удерживается до сих пор счисление по годам от Рождества Христова, причем принимается за эру тот год, который вычислил для этого события Dionysius Exiguus (умер в 556 г.) ср.: Zumpt, das Geburtsjahr Christi (1869). см. таблицы, приложенные в конце книги.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

год
евр. «шанах»-обновляющееся, возвращающееся)-основной отрезок времени измерения исторических событий, равный полному циклу сезонных изменений. У разных народов год начинался и измерялся по-разному. У евреев после выхода их из Египта год по Божиему повелению (Исх 12.2) стал считаться с месяца Авив (Нисан), который соответствует апрелю. А по возвращении их из вавилонского плена был узаконен так называемый гражданский год, начинавшийся с месяца Афаним (Тишри), который соответствует октябрю. И такое решение было, очевидно, не случайным. В этом месяце заканчивались все полевые работы (Вт 16.13) и все праздники, установленные законом, в этом месяце провозглашался юбилейный год (Лев 25.8-13) и, кроме того, в законе уже были указания на этот месяц, как на конец года (Исх 23.16; 34.22).
В различных странах счет годам велся зачастую самостоятельно от начала правления определенных царей или от известных важных событий и со временем так запутался, что сейчас многие древние события разные исследователи определяют с большой разницей в числе лет (см. также перекрестные ссылки в Приложении 12).
Евреи вели счет годам от рождения патриархов, затем от выхода из Египта, от постройки храма, от начала плена. В годы сирийского владычества они должны были принять Селевкидский календарь (началом которого считался 312 г. до РХ-год покорения Вавилона); затем-Маккавейский, учитывающий древнее летосчисление; затем-римский (берущий за начало отсчета 753 г. до РХ-год основания Рима). В 11 в. у евреев было принято летосчисление от сотворения мира (3761 г. до РХ по раввинскому определению). По этому календарю осенью 1992 г. наступил 5753 год.
Ниже приводится список всех лиц, полная продолжительность жизни которых указана в Священном Писании:
Адам 930 (Быт 5.5),
Сиф                                            912 (Быт 5.8),
Енос 905 (Быт 5.11),
Каинан 910 (Быт 5.14),
Малелеил 895 (Быт 5.17),
Иаред 962 (Быт 5.20),
  Енох 365 (Быт 5.23),
Мафусал 969 (Быт 5.27),
Ламех                777 (Быт 5.31),
Ной 950 (Быт 9.29),
Сим 602 (Быт 11.10-11),                             Арфаксад 438 (Быт 11.12-13),
Сала 433 (Быт 11.14-15),
Евер                                                   464 (Быт 11.16-17),
Фалек 239 (Быт 11.18-19),
Рагав                  239 (Быт 11.20-21),
Серух 230 (Быт 11.22-23),
Нахор 148 (Быт 11.24-25),
Фарра 205 (Быт 11.32),
Авраам 175 (Быт 25.7) (ему было 84 года, когда родился Измаил, и 100 лет - когда родился Исаак),
Измаил 137 (Быт 25.17),
Исаак 180 (Быт 35.28) (он женился в 40 лет, а еще через 20 лет родились Исав и Иаков),
Иаков 147 (Быт 47.28) (он женился, когда ему было 83 года, его последний сын Вениамин родился, когда ему было 103 года),
Иосиф 110 (Быт 50.22,26),
Левий 137 (Исх 6.16),
Кааф 133 (Исх 6.18),
Амрам 137 (Исх 6.20),
Аарон          123 (Чис 33.39),
Моисей 120 (Вт 34.7),
Халев более 85 (Нав 14.10),                     Иисус Навин 110 (Нав 24.29; Суд 2.8),
Илий 98 (1Ц 4.15),
Давид                                       70 (2Ц 5.4),
Ровоам 58 (3Ц 14.21; 2Пар 12.13),
Иосафат  60 (3Ц 22.42; 2Пар 20.31),
Иорам 40 (4Ц 8.17; 2Пар 21.5,20),
Охозия 23 (4Ц 8.26; 2Пар 22.2),
Иоас 47 (4Ц11.21; 12.1; 2Пар 24.1),
Амасия 54 (4Ц 14.2; 2Пар 25.1),                    Азария 68 (4Ц 15.2; 2Пар 26.3),
Иоафам 41 (4Ц 15.33; 2Пар 27.1),
Ахаз                                                    36 (4Ц 16.2; 2Пар 28.1),
Езекия 54 (4Ц 18.2; 2Пар 29.1),
Манассия                       67 (4Ц 21.1; 2Пар 33.1),
Амон 24 (4Ц 21.19; 2Пар 33.21),
Иосия 39 (4Ц 22.1; 2Пар 34.1),
Иоахаз 23 (4Ц 23.31; 2Пар 36.2),
Иоаким 36 (4Ц 23.36; 2Пар 36.5),
Иехония 18 (4Ц 24.8; 2Пар 36.9),
Седекия 32 (4Ц 24.18; 2Пар 36.11),
      Иодай 130 (2Пар 24.15),
Иов более 140 (Иов 42.16).
Бог ясно указал человеку определенный Им (нормальный) срок его жизни - 120 лет (Быт 6.3), и на это время человек вправе рассчитывать. И это Свое установление Господь никогда после не отменял. Напротив, Он напоминает: «Служите Господу, Богу вашему, и ... число дней твоих сделаю полным.» (Исх 23.25-26). Очевидно, что человек далеко не полностью использует свои дни (ср. Иов 15.32). Например, священник Илий допускал, что жертвы Господни при нем попирались и служение осквернялось (1Ц 2.29), и за это все потомство дома Илия было обречено доживать только до средних лет (1Ц 2.33). Многие, наверняка, и не знали причины этого. (См. также время, месяцы, праздники)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998