Гофман Виктор Викторович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Гофман Виктор Викторович

Гофман, Виктор Викторович - поэт (1884 - 1911). В 1909 г. окончил юридический факультет Московского университета. Гофман еще в детстве начал писать стихи: в печати его стихотворения впервые появились в 1901 - 1902 годах (в журналах ""Муравей"", ""Светлячок"", ""Детское Чтение""). В 1904 г. выходит первый том его стихотворений - ""Книга вступлений"". В этом сборнике уже отразилось отчасти дарование Гофмана, но форма еще оставляет желать многого. В 1909 г. Гофман из Москвы переехал в Петербург и занял место редактора в ""Новом журнале для всех""; тогда же он выпустил второй сборник - ""Искус"". В этой книге гораздо чаще, чем в первой, можно найти красивые стихи, говорящие об утонченных переживаниях, склонности к мечтам - и вечном самоанализе, о настойчивых, но бесплодных поисках счастья, и связанной с этим неудовлетворенности. Поэтические картины весны нередко сменяются у Гофмана невеселыми осенними настроениями; дышащие бурной страстью стихотворения чередуются с такими, в которых самоанализ разрушает всякого рода мечты и иллюзии. В ""Искусе"" уже ощущается местами какое-то утомление, как бы охлаждение к жизни и ее благам. После этого Гофман неожиданно бросил писать стихи и перешел к беллетристике, желая в художественной форе передать свои наблюдения над жизнью и людьми - со всеми их страстями, страданиями, безумством, роковыми ошибками. Рассказы Гофмана, напечатанные в различных журналах, вышли отдельной книгой только через несколько месяцев после его смерти (""Любовь к далекой"", 1911). Гофман писал также критические и библиографические заметки (в ""Речи"", ""Слове"", ""Современном Мире"") и занимался переводами. - В 1911 г. Гофман уехал в Париж, где вскоре покончил с собой; он погребен в Париже, на кладбище Bagneuse, где будет воздвигнут на его могиле памятник. - Ср. статьи в ""Новой Жизни"" (август и декабрь 1911 г.), ""Речи"" (1911 - 12 годы; статья Айвенвальда, Л. Василевского , Тугендхольда), ""Новом журнале для всех"" (сентябрь, 1911), ""Солнце России"" (1911; статья Д. Ц.) и др.

Источник: Биографический словарь. 2008

Гофман, Виктор Викторович

(1884—1911) — поэт. Окончил юридический факультет Московского университета. Дебютировал в 1901—02 стихотворениями в детских журналах. Первый сборник стихов — "Книга вступлений" (Москва, 1904), второй — "Искус" (СПб, 1909). В последние годы Гофман оставил стихи и перешел к рассказам (уже после смерти Г. они были собраны в книгу — "Любовь к далекой" и изданы в 1922 в Берлине). В 1911 Г. уехал в Париж, где вскоре покончил самоубийством. Круг переживаний и впечатлений Гофмана ограничен мирком столичных салонов. Образы изящны, но нередко слащавы. В упадочной урбанистической поэзии Г. ощущается культурная традиция, ведущая его от изучения Фофанова и Фета к страстному увлечению Бальмонтом.


Названные выше книги Г. вошли в "Собрание сочинений", 2 тома, М., 1917; то же, Берлин, 1922 (со вступительными статьями В. Брюсова и А. Левинсона).



Лит.: Гумилев Н., Письма о русской поэзии, П., 1923; Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912.





Гофман, Виктор Викторович


[1884—1911] — известный поэт. Окончил Московский университет, занимался критико-библиографической работой в "Новой жизни", "Русской речи", "Новом журнале для всех" и др. Значение Г. в русской литературе основано на двух книгах стихов: "Книга вступлений" (СПб., 1905 г.) и "Искус" (СПб., 1910 г.); его прозаические опыты (книга рассказов "Любовь к далекой", СПб., 1912, посмертн.) мало удачны. Творчество Г. является наиболее целостным выражением той поэтической устремленности, к-рую можно назвать интимизмом и к-рая проявляется еще до Г. в творчестве Фета, М. Лохвицкой, Фофанова (см.). Прекрасную характеристику своей устремленности дает Г. в строках: "Мне безразличны все дороги, что вы избрали для борьбы... Ах, я люблю одни обманы своей изнеженной мечты и вам неведомые страны самовлюбленной красоты". Испытав влияние Бальмонта, Брюсова, а впоследствии Блока (цикл "Голубая любовь"), Г. тем не менее остался вне общей, линии символической поэзии. В некоторых отношениях Г. является предшественником Северянина (см.). Поэзия Г. отражает психику русского интеллигента-дворянина, живущего в обстановке современного города, рвущегося обратно на лоно природы, отмежевывающегося от городской современности. Но город XX в. не мог быть просто декорацией для интимных переживаний: Г. "порабощен навек" городом и "трудом бессмысленно-позорным". Наряду с интимными сценками и пейзажами природы все явственнее звучит у Г. пессимизм и отчаяние человека, "не вовремя пришедшего в жизнь". И Г. кончает неврозом и самоубийством [1911, в Париже].



Библиография: I. Собр. сочин. в 2 тт., изд. Пашуканиса, М., 1917; То же, со вступ. статьей В. Брюсова и А. Левинсона, Берлин, 1922.


II. Бpюсов В., Далекие и близкие, М., 1911; См. еще статьи в "Новой жизни" (авг. — дек. 1911), "Речи" (1911—1912, ст. Айхенвальда, Л. Василевского, Тугендхольда), "Новом журнале для всех" (сент. 1911), "Солнце России" (1911, ст. Д. Ц.) и др.; Гумилев Н., Письма о русской поэзии, П., 1912.


А. Ш.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008