ГОГЕН
ГОГЕН
Поль Эжен Анри (1848–1903) — французский живописец, постимпрессионист. В своем творчестве Гоген вышел за рамки видения реальности худож-никами-импрессионистами, в своих произведениях он передал более непосредственное восприятие жизни в богатой палитре красок островов южных морей. Его картины декоративные, полные символики, характери-зуются насыщенным чистым цветом. Его творческая манера сложилась изза неприятия Гогеном современного ему общества, что побудило у художника интерес к традиционной культуре и искусству Греции, востока, первобытным культурам. Поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений сблизили Гогена с сим-волизмом и привели к созданию своеобразной живо-писной системы — «синтетизма», в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета. Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, цельных, естественных, неиспорченных цивилизацией лю-дей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой. Гогена в истории искусства обычно связывают с направлением символизма и примитивизма, к которому он приходит, стремясь приблизиться к традициям ту-земного искусства. Поэтому он пользуется предельно упрощенным рисунком, плоскостным изображением форм, чистыми и яркими красками, преднамеренно нарушает перспективу, пишет не так, как видит челове-ческий глаз, сообразуясь с воздействием световоздуш-ной среды (именно так поступали импрессионисты), а как он хочет это увидеть в природе. Он стилизует форму предметов, накладывает цвета ровными плоскостями, в контрастном сопоставлении, понимает цвет символически, преобразует реальную природу в деко-ративный красочный узор. Эти черты свойственны уже его ранним работам — ««Женщина, держащая плод» (1893). Плоскостность, орнаментальность, яркость красочных пятен позволили назвать стиль Гогена ковровым. Многие его полотна напоминают восточные де-коративные ткани («А ты ревнуешь?» (1892)). Полотна Гогена по декоративности цвета, монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка подобные панно, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн, оказали влияние на творческие поиски живописцев начала ХХ в.
ГОГЕН
gauguin) Поль Эжен Анри (1848, Париж – 1903, поселок Атуона, Маркизские острова), французский живописец, график и скульптор; представитель постимпрессионизма. Детские годы провел в Перу, где вместе с матерью жил во дворце богатого родственника. В 1865–71 гг. плавал на торговом судне матросом, служил на боевом корвете «Жером Наполеон». Участвовал в войне с Пруссией, дослужился до чина лейтенанта. В возрасте 23 лет был списан на берег. В Париже стал преуспевающим биржевым маклером. В 1870-х гг. самостоятельно занялся живописью. В 1877 г. познакомился с К. Писсарро, который взялся обучить Гогена профессиональным навыкам и привлек его к участию в выставках импрессионистов (1880–82). В 1883 г., в возрасте 35 лет, прекратил успешную коммерческую деятельность, оставив жену и пятерых детей, чтобы полностью посвятить себя живописи.
Ранние работы художника отмечены влиянием импрессионизма. Однако вскоре он отошел от этого направления, стремясь творить не «в сфере, доступной глазу», но ориентируясь на «таинственный центр мысли». Гоген брал от натуры лишь основные элементы, упрощая или заостряя их в соответствии с идеей картины. В кон. 1880-х гг. с группой последователей поселился в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранялись самобытные нравы и обычаи; его всегда привлекала жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888). Поиски тайной сути, сокровенного смысла явлений сближают Гогена с символистами («Желтый Христос», 1889). Вокруг художника образовалась понт-авенская школа «синтетистов». В 1886 г. в Париже Гоген познакомился с В. Ван Гогом, в конце 1888 г. художники вместе жили и работали в Арле («Кафе в Арле», 1888).
Неутолимая тяга к странствиям привела Гогена в 1887 г. на остров Мартиника, в апреле 1891 г. – на остров Таити, где он провел два года. В картинах первого таитянского периода возникают образы счастливых и простодушных, как дети, людей, живущих в гармонии с природой. Чистые «солнечные» краски создают ощущение земного рая и золотого века человечества («Манао Тупапау – Следящий Дух мертвого», 1892; «Таитянские пасторали», 1893). Возвращение во Францию (1893) принесло художнику лишь разочарования, и в 1895 г. он снова отправился на Таити, где жил в нищете, расплачиваясь за постой и еду своими полотнами, которые никто не ценил. Картины второго таитянского периода обретают черты величия и монументальности. Это живописные панно, воссоздающие лаконичный и мощный язык древних фресок. В последних работах Гоген воплотил образы идеальной гармонии вне времени и пространства. Панно «Откуда мы? Кто мы? Куда идем?» (1898) – философская аллегория на тему этапов человеческой жизни.
В нач. 20 в. творчество Гогена становится популярным во Франции, о нем пишут статьи, его картины дорожают, но сам художник об этом ничего не знает. В 1898 г., почти без средств к существованию, в полном отчаянии, он пытался покончить с собой. В 1901 г. Гоген переселился на Маркизские острова, в Атуону, где издавал сатирическую газету тиражом 20 экземпляров. В Океании, несмотря на болезнь, он продолжал создавать живописные и скульптурные произведения («Золото их тел», 1901). Гоген оставил обширное литературное наследие: исследовательский труд о таитянской культуре и мифах «Ноа-Ноа» («Благоухание»), мемуары «Прежде и потом» и др.
Ранние работы художника отмечены влиянием импрессионизма. Однако вскоре он отошел от этого направления, стремясь творить не «в сфере, доступной глазу», но ориентируясь на «таинственный центр мысли». Гоген брал от натуры лишь основные элементы, упрощая или заостряя их в соответствии с идеей картины. В кон. 1880-х гг. с группой последователей поселился в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранялись самобытные нравы и обычаи; его всегда привлекала жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888). Поиски тайной сути, сокровенного смысла явлений сближают Гогена с символистами («Желтый Христос», 1889). Вокруг художника образовалась понт-авенская школа «синтетистов». В 1886 г. в Париже Гоген познакомился с В. Ван Гогом, в конце 1888 г. художники вместе жили и работали в Арле («Кафе в Арле», 1888).
Неутолимая тяга к странствиям привела Гогена в 1887 г. на остров Мартиника, в апреле 1891 г. – на остров Таити, где он провел два года. В картинах первого таитянского периода возникают образы счастливых и простодушных, как дети, людей, живущих в гармонии с природой. Чистые «солнечные» краски создают ощущение земного рая и золотого века человечества («Манао Тупапау – Следящий Дух мертвого», 1892; «Таитянские пасторали», 1893). Возвращение во Францию (1893) принесло художнику лишь разочарования, и в 1895 г. он снова отправился на Таити, где жил в нищете, расплачиваясь за постой и еду своими полотнами, которые никто не ценил. Картины второго таитянского периода обретают черты величия и монументальности. Это живописные панно, воссоздающие лаконичный и мощный язык древних фресок. В последних работах Гоген воплотил образы идеальной гармонии вне времени и пространства. Панно «Откуда мы? Кто мы? Куда идем?» (1898) – философская аллегория на тему этапов человеческой жизни.
В нач. 20 в. творчество Гогена становится популярным во Франции, о нем пишут статьи, его картины дорожают, но сам художник об этом ничего не знает. В 1898 г., почти без средств к существованию, в полном отчаянии, он пытался покончить с собой. В 1901 г. Гоген переселился на Маркизские острова, в Атуону, где издавал сатирическую газету тиражом 20 экземпляров. В Океании, несмотря на болезнь, он продолжал создавать живописные и скульптурные произведения («Золото их тел», 1901). Гоген оставил обширное литературное наследие: исследовательский труд о таитянской культуре и мифах «Ноа-Ноа» («Благоухание»), мемуары «Прежде и потом» и др.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Гоген
, Поль (Gauguin, Paul) 1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские о-ва. Французский живописец, скульптор, график, керамист. Специального художественного образования не получил. Рано лишился отца, воспитывался в семье матери, принадлежавшей к влиятельному перуанскому роду. Экзотическая природа, яркие национальные костюмы, многоцветье местного колорита, беззаботная жизнь в поместье дяди дона де Тристан в Лиме запечатлелись в памяти как образ счастья, и, возможно, вся последующая жизнь Гогена с ее метаниями, жаждой путешествий, тягой к тропикам была отражением неосознанных поисков утраченного рая детства. С 1855 — в Орлеане, во Франции, учится в школе, из которой мечтает сбежать, чтобы стать моряком; в 1865—1871 плавает на судах, курсирующих между Европой и Южной Америкой. В 1871 поступает в банк, женится (у него пятеро детей), начинает коллекционировать живопись, сам пробует писать картины, увлекается импрессионистами, а затем принимает участие в их выставках (1880, 1881, 1882, 1886). Положительные отклики в прессе, собственное неодолимое стремление выразить себя в искусстве приводят к тому, что в 1883 бросает службу в банке, чтобы целиком отдаться живописи. Гоген работает с неистовым упорством, словно стремясь наверстать упущенное время, и если первые его опыты носили несколько подражательный характер, то вскоре он начинает создавать яркие самобытные произведения. Гоген — один из ведущих мастеров постимпрессионизма (ок. 1886—1890-е). Если для импрессионистов источником вдохновения служило непосредственное наблюдение, то для большинства мастеров постимпрессионизма главное — идея, во имя воплощения которой они нередко идут на активную трансформацию натуры. Несомненная одаренность, мощный творческий темперамент, независимость суждений, властный характер — все определяло в Гогене лидера, вокруг которого группировались молодые художники, ищущие новых путей в искусстве. В конце 1880-х они работают в деревне Понт-Авен в Бретани, считая, что жизнь среди простых людей, не затронутых современной цивилизацией, откроет им некие вечные истины бытия. Добиваясь выразительности, мастера понт-авенской группы обобщают и упрощают формы, заполняют холст крупными цветовыми массами, заключая их в четкий контур, как в перегородчатой эмали (отсюда "клуазонизм" — от франц. cloison — перегородка), — Видение после проповеди (1888, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии). Для Гогена внешний облик объекта — это лишь оболочка, прикрывающая сокровенный смысл явления, задача художника — раскрыть эту тайную сущность. Творческие принципы Гогена сближают его с символистами, хотя сам художник пользовался термином "синтетизм" (Желтый Христос, 1889, Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс). Гоген работает то в Бретани, то уезжает в Панаму, оттуда на Мартинику (1887), то на юг Франции, в Арль к Ван Гогу (1888). Кроме нескольких ценителей, картины Гогена никто не покупает, и он бедствует. В 1891 уезжает на остров Таити в надежде найти здесь воплощение своей мечты о золотом веке, об идеальной жизни в гармонии с природой и людьми. Мечте этой не суждено было сбыться, но мир обогатился прекрасными полотнами, насыщенными яркими красками и солнцем. Он пишет смуглых людей то среди пышной тропической зелени, то на фоне раскаленного песка, розоватый тон которого оттеняет тела таитянок: "А, ты ревнуешь?" (1892, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Таитянская девушка с плодом манго (1892, Балтимор, Музей искусств). Таитянские полотна Гогена становятся особенно яркими, праздничными по цвету, уподобляясь подчас многоцветным декоративным панно. На Таити художник занимается и резьбой по дереву, создавая рельефы и круглую скульптуру, в которых ощутимо проявились влияния островной пластики, стилизация под примитив: Идол с раковиной (1893, Париж, музей Орсе). Но и здесь художника тревожат вечные вопросы (Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?, 1897, Бостон, Музей изящных искусств). Мощные, выразительные возможности контрастных цветовых пятен, открытые живописцем, проложили путь искусству, стремящемуся не к "изображению", а к "выражению". Жизнь на тропических островах была далека от райской идиллии, о которой грезил художник, и здесь его преследовали болезни и нищета. После пребывания на Таити (1891—1893 и 1895—1901) он переехал на Маркизские о-ва (1901, Атуана), где и нашел последний покой. Основные произведения: Арлезианка (1888, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Свинопас. Бретань (1888, Нью-Йорк, частное собрание), Прекрасная Анжель (1889, Париж, музей Орсе), Аве Мария (1891, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Таитянские пасторали (1892, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Дух мертвых (1892, Нью-Йорк, частное собрание), Жена короля (1896), Сбор плодов (1899, оба — Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Невермор (1897, Лондон, Институт Курто).
Лит.: Гоген П. Ноа-ноа. Путешествие на Таити. М., 1918; Кантор-Гуковская А. С. Поль Гоген. Жизнь и творчество. Л.; М., 1965; Даниэльсон Б. Гоген в Полинезии. М., 1969; Кочик О. Мир Гогена. М., 1991; Перрюшо А. Поль Гоген. М., 1995; Gauguin. Sa vie, son ?urve. Reunion de textes, d’etudes, de documents. Sous la direction de G. Wildenstein. Paris, 1958; Thomson B. Gauguin. London, 1990.
В. Стародубова
Лит.: Гоген П. Ноа-ноа. Путешествие на Таити. М., 1918; Кантор-Гуковская А. С. Поль Гоген. Жизнь и творчество. Л.; М., 1965; Даниэльсон Б. Гоген в Полинезии. М., 1969; Кочик О. Мир Гогена. М., 1991; Перрюшо А. Поль Гоген. М., 1995; Gauguin. Sa vie, son ?urve. Reunion de textes, d’etudes, de documents. Sous la direction de G. Wildenstein. Paris, 1958; Thomson B. Gauguin. London, 1990.
В. Стародубова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006