ГОГОЛЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГОГОЛЬ
Николай Васильевич (1809–1852) — ве-ликий русский писатель, основоположник критическо-го реализма в русской литературе. Сквозь романтический колорит его первых повестей (сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831) проглядывают жизненные бытовые черты, «настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности» (А. С. Пушкин). В повестях «Миргород» («Старосвет-ские помещики», «Тарас Бульба» и др., 1835) идиллическое существование старосветских помещиков, духов-ная и моральная опустошенность Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича противопоставлены сильным и страстным натурам Тараса Бульбы и его сына Остапа. Романтическое мироощущение, романтическая поэтика подвергаются переосмыслению в петербургских повестях сборника «Арабески» («Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос»,1835): высокие мечты, безумие как одно из проявлений романтической натуры связывают-ся с разночинцем, «маленьким человеком», романтические контрасты перерастают в вопиющие противоре-чия Невского проспекта, фантастика подчиняется изображению безобразных проявлений развращенного общества. Злосчастная судьба «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина (повесть «Шинель», I84I) открыла дорогу писателям «натуральной школы». В области драматургии Гоголь продолжил традиции сатирического обличения крепостнической России, выдвинув на первое место не личные и семейные, а со-циальные конфликты. Живые, полнокровные характеры, напряженное действие, внезапные острые ситуации и повороты, развязка сделали его комедию «Ревизор» (1836) подлинно новаторским произведением. Стрем-ление «показать хотя с одного боку всю Русь» опреде-лило выбор героев, особенности конфликта, своеобразие композиции, меткий и образный язык бессмертной поэмы Гоголя «Мертвые души» (1-ый том, 1835–1842).

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ГОГОЛЬ
Николай Васильевич (настоящая фамилия Яновский) (1809, местечко Великие Сорочинцы Миргородского у. Полтавской губ. – 1852, Москва), русский прозаик, драматург, критик, публицист.
Происходил из семьи украинских провинциальных помещиков. Детские годы провел в имении родителей Васильевке. Учился в Полтавском уездном училище, а затем в гимназии высших наук в Нежине (1821–28). В 1828 г. переехал в Петербург, где вскоре опубликовал поэму в стихах «Ганц Кюхельгартен» (1829), написанную под прямым влиянием немецкого романтизма. После уничтожающей критики в журналах сжег нераспроданные экземпляры книги. В кон. 1829 г. устраивается на службу в Министерство внутренних дел. В 1830 г. появляется первая гоголевская прозаическая повесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». В то же время писатель знакомится с В. А. Жуковским и А. С. Пушкиным.
Вскоре появляется цикл малороссийских повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–32), встреченный публикой с редким воодушевлением. По организации цикл рассказов повторял «Повести Белкина» А. С. Пушкина, где помимо рассказчиков вводился образ собирателя историй (пасечник Рудый Панько), дающего им литературную обработку. Наличие нескольких рассказчиков обуславливает жанровое разнообразие повестей: это и волшебные сказки («Ночь перед Рождеством», «Майская ночь»), и страшная новелла («Вечер накануне Ивана Купала»), и древняя легенда («Страшная месть»), и анекдотические истории («Сорочинская ярмарка», «Заколдованное место»). Повести носят ярко выраженный романтический характер: им присущи народность, достигаемая воспроизведением «местного колорита», фольклорные черты, фантастические сюжеты, часто отнесенные в далекое прошлое. Персонажи наделяются полнотой чувств, естественностью и силой переживаний, чем скрыто противостоят современному для автора Петербургу. Весь цикл был пронизан захватывающим, искрящимся юмором колоритных «жанровых сцен», сочетающимся с проникновенным лиризмом. Критика почти единодушно приветствовала «Вечера…», отметив их неподдельную веселость и искренность. По отзыву Пушкина, «все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего…». После выхода второй части «Вечеров…» Гоголь становится знаменитым.
В 1833–35 гг. писатель занят напряженными поисками новых художественных путей и переживает необыкновенный творческий подъем. Два сборника – «Миргород» и «Арабески» – открывают новые темы в гоголевском творчестве. В «Миргороде» Гоголь продолжает малороссийскую тематику, но в иных тональностях: картины прошлого отличаются мрачностью (наводящая ужас фантастика «Вия» и трагическая героика «Тараса Бульбы»), а современный деревенский быт изображен сатирически, с разоблачением пошлости и пустоты жизни недалеких обывателей («Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). В «Арабески» автор поместил повести из петербургской жизни «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и «Портрет» – впоследствии критика объединила их в цикл «петербургских повестей», вместе с повестями «Нос» (1835) и «Шинель» (опубл. в 1843) – которые во многом продолжают традиции Э. Т. А. Гофмана. Их характеризует совмещение реалистического бытописания, обличения «мелочи и пошлости жизни» с исподволь проникающим в будничную жизнь фантастическим началом, принимающим гротескные, фантасмагорические очертания. Главной темой повестей становится разрушение и гибель личности, затерянной во враждебном мире огромного города, где ценятся лишь деньги и выгодное социальное положение. Целью жизни становится погоня за видимыми атрибутами успеха, такими как чин, орден, экипаж и даже – в сатирическом изображении Гоголя – хорошая шинель и представительная, импозантная внешность. В повести «Нос», предвосхитившей своей фантастичностью сюрреализм 20 в., таинственное исчезновение носа осознается героем как потеря социального статуса и утрата подлинности бытия. В 1835 г. В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» за глубокое и последовательное развитие на рус. почве принципов «реальной поэзии» провозгласил Гоголя «главою литературы, главою поэтов».
Осенью 1835 г. Гоголь принимается за написание комедии «Ревизор», сюжет которой был подсказан ему А. С. Пушкиным, а в 1836 г. комедия публикуется и одновременно ставится на сцене Александринского театра. В «Ревизоре» Гоголь перешел к острой общественно-политической сатире, объектом которой стали чиновники. Представленный в пьесе уездный город был задуман как «сборный город всей темной стороны», чиновничество которого аккумулировало в себе все мыслимые злоупотребления службой: взяточничество, казнокрадство, невежество, чинопочитание, небрежение, грубость, рукоприкладство. Психологические портреты чиновников оказались настолько типологически точными и узнаваемыми, что жизнеустройство города стало обобщенным отображением административной системы России в целом, что отметил сам Николай I, лично санкционировавший постановку комедии и присутствовавший на ее премьере. Новаторство в построении «Ревизора» заключалось в том, что это была первая рус. комедия без единого положительного персонажа, функцию которого, по метафорическому выражению самого Гоголя, выполнял «смех», т. е. скрытая за текстом авторская позиция. Главным персонажем комедии становится Хлестаков, «лицо фантасмагорическое», лживый олицетворенный обман», который, однако, лжет непреднамеренно, без расчета и не соответствует традиционному комедийному амплуа «ловкого плута». Получается, что уездные чиновники, насильно навязывающие ему роль ревизора, «сами себя высекли», т. к. были ослеплены страхом возможного наказания, и вся интрига комедии становится гротескно-абсурдной, «миражной» (по формулировке Ю. В. Манна). Венчает комедию «немая сцена», предполагающая вмешательство как высшей, монаршей власти, так и Божественного возмездия, которое вершит свой последний, «Страшный суд» над героями и должно служить предостережением для зрителей. Именно на такой религиозно-символической интерпретации комедии настаивал впоследствии сам Гоголь. («Театральный разъезд после представления новой комедии», 1843).
К работе над поэмой «Мертвые души» Гоголь приступил еще в 1835 г., но писал ее с большими перерывами и в основном в Риме (в общей сложности начиная с 1836 он прожил за границей около 12 лет, побывав во многих странах Европы). Сюжет «Мертвых душ» должен был обнимать «всю Русь», хотя и с «одного боку», т. е. главным образом с комической стороны. Поэма изначально расценивалась Гоголем как главное произведение, имеющее особое общественное и национальное значение. В настроении писателя появляются мотивы высокого избранничества, мессианства («И ныне я чувствую, что не земная воля направляет путь мой»). Жанровое обозначение «поэма» (вместо «роман») знаменовало собой высшую сверхзадачу произведения, которое должно было повлиять на судьбу России, содействуя ее нравственному возрождению. Подобно «Божественной комедии» Данте, «Мертвые души» должны были состоять из трех томов, в первом из которых Гоголь хотел, продолжая сатирическую линию «Ревизора», собрать и безжалостно осмеять «все дурное в России», во втором – показать возможности исправления зла и пороков, а в третьем – угадать идеал преображенной, «обОженной» Руси. Сюжетной основой произведения явилась финансовая афера Чичикова, для осуществления которой герой ездит по различным губерниям, скупая у помещиков «ревизские души» умерших крепостных крестьян, что придало первому тому черты жанра путешествия и авантюрного романа. Название поэмы поэтому имело и прямое, и символическое истолкование – духовное омертвение души помещиков и чиновников, изображенных в поэме. Чичиков, изначально заданный как «низкий» герой, мало подходящий для «поэмы», – «подлец», «приобретатель», одержимый жаждой наживы – во втором томе должен быть приведен к покаянию и нравственному преображению, чтобы послужить на благо России своей энергией и хозяйственностью. Отдельную роль в первом томе играют авторские отступления, которые от комических зарисовок в начале постепенно восходят к романтически восторженному восхвалению рус. народа и аллегорико-символическим пророчествам о будущем России.
Цензура потребовала изменения названия поэмы, и в мае 1842 г. первый том вышел в свет как «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Поэма вызвала небывалое возбуждение в читательских кругах и в критике. Гоголя обвиняли в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Напротив, В. Г. Белинский в первой же статье о «Мертвых душах» отметил не только их бесконечное художественное совершенство, но и подлинную патриотичность. Высшего напряжения достигла полемика в связи с выходом брошюры К. С. Аксакова «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1842), в которой мысль о многосторонности и эпичности поэмы доводилась до крайности и уподоблялась «Илиаде» Гомера.
В 1843 г. вышли «Сочинения Николая Гоголя». Здесь впервые были опубликованы «Шинель», повесть «Рим», комедии «Женитьба» и «Игроки». Трехлетие (1842–45), последовавшее за отъездом писателя за границу, – период напряженной и трудной работы над вторым томом поэмы. Процесс написания поэмы все более превращается в процесс жизнестроения себя, а через себя и всех окружающих. В нач. 1845 г. Гоголь переживает серьезный душевный кризис, вызванный осознанием того, что положительные образы получаются у него художественно значительно слабее, чем прежние сатирические. Летом, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ». В 1847 г. в Петербурге были опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями», свидетельствовавшие о значительной эволюции религиозных и художественных взглядов писателя. Осознавая теперь комическое в литературе как греховное, мертвящее, Гоголь видит ее единственное назначение в моральной проповеди и отрекается от своих прежних созданий. В «Выбранных местах…» он переходит от художественной формы к публицистической и в жанре учительской церковной прозы пытается изложить концепцию будущих второго и третьего томов «Мертвых душ». Создает утопическую христианскую модель построения общества, основанную на нравственном самосовершенствовании каждого и истинном выполнении своего долга всеми сословиями, от крестьянина до высших чиновников и царя. Выход «Выбранных мест…» навлек на Гоголя потрясший его шквал гневной критики, даже со стороны многих друзей, прежде всего С. Т. Аксакова.
В январе 1852 г. у Гоголя обнаруживаются признаки нового кризиса. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в совместимости религии и художественного творчества. В феврале писатель начинает отказываться от еды. В ночь с 11 на 12 февраля Гоголь сжигает беловую рукопись вновь написанного второго тома «Мертвых душ» (от которого сохранились лишь пять глав, относящихся к черновым редакциям). 21 февраля писатель умирает.
Творчество Гоголя – не только художественное познание России, но и факт колоссального духовного развития русской нации. Значение Гоголя для рус. литературы сравнимо лишь с пушкинским: его стилистическое новаторство подняло рус. прозу на такую же высоту, на какую А. С. Пушкин поднял рус. поэзию. Если от А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова берет начало «дворянская» литературная традиция (продолженная затем М. Ю. Лермонтовым, И. А. Гончаровым, И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым), то от Гоголя – «демократическая», «разночинская» линия, с героем из низших слоев общества и установкой на «прозаизацию» действительности и критическим взглядом на ее социальные проблемы. К этой традиции можно отнести Н. А.Некрасова, И. А. Герцена, А. Н. Островского, писателей-народников, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, у которых явственно ощутимо гоголевское влияние. Еще при жизни Гоголя сформировалось движение натуральная школа под идейным руководством В. Г. Белинского и Н. А. Некрасова, члены которого прямо провозгласили себя продолжателями гоголевской традиции. В программном сборнике натуральной школы «Физиология Петербурга» (1845) явно восходят к Гоголю бытописание повседневной жизни петербургской бедноты, тема «маленького человека», комические описания персонажей. Ощущаются гоголевские традиции в творчестве раннего Ф. М. Достоевского, особенно в таких произведениях, как «Бедные люди» (1845), «Двойник» (1846), «Хозяйка» (1847). Петербургская тема в гоголевском ключе играет важнейшую роль и в «Преступлении и наказании» (1866). Сатирическую традицию Гоголя, такие его приемы, как сарказм и гротеск, легко заметить у М. Е. Салтыкова-Щедрина. Гоголевские мотивы явственно прослеживаются и у А. П. Чехова, начиная от ранних сатир («Смерть чиновника», «Винт») вплоть до темы «омертвения душ» в позднем творчестве («Ионыч», «Человек в футляре»).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Н.В. Гоголь и писатели Закарпатья

Алмаший Михаил
В статье рассказывается о влиянии творчества Н.В. Гоголя на писателей Закарпатья.
Читать PDF
126.46 кб

Гоголь и московский университет

Воропаев Владимир Алексеевич
В статье освещена история взаимоотношений Гоголя с Московским университетом, почетным членом которого он был избран в 1845 г. Рассмотрен вопрос о знакомстве и дружбе Гоголя с университетскими профессорами М.А. Максимовичем, О.М.
Читать PDF
0.00 байт

«Меня очень занимал Гоголь». Из «Записок» В. О. Шервуда

Воропаев Владимир Алексеевич
В статье освещены факты биографии архитектора, скульптора и живописца В. О. Шервуда в свете его отношений с Н. В. Гоголем. Приводится отрывок из «Записок» Шервуда, озаглавленный «Вечера у Шевырёва (Гоголь)».
Читать PDF
481.41 кб

Николай Коробка и Николай Гоголь: творческое единение

Крейцер Александр Викторович
Читать PDF
0.00 байт

\ культурное событие \ Гоголь живой

Канноне Саша
Читать PDF
0.00 байт

Гоголь в работе над «Историей малороссийских козаков»

Денисов Владимир Дмитриевич
Автор рассматривает гоголевскую интерпретацию истории малороссийского козачества, источники, на которые опирался писатель, выводы, к которым он пришел в результате их изучения.
Читать PDF
178.60 кб

Гоголь на святой земле

Манн Юрий Владимирович
Читать PDF
399.54 кб

Лев Шестов и Николай Гоголь

Лашов В. В.
Читать PDF
0.00 байт

Н. В. Гоголь в немецком литературоведении 1990-х годов

Тарасова Екатерина Константиновна
Читать PDF
0.00 байт

В. Шаламов и Н. Гоголь (на материале рассказа «Посылка»)

Жаравина Лариса Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Региональная научно-практическая конференция «Н. В. Гоголь как явление отечественной культуры»

Воробьева Светлана Юрьевна, Прохватилова Ольга Александровна
Читать PDF
120.47 кб

Н. В. Гоголь в «Журнале министерства народного просвещения»: историк, преподаватель, публицист

Замыслова Е.Е.
В статье реконструируется история сотрудничества Н.В. Гоголя в «Журнале Министерства народного просвещения», возобновленном министром С.С. Уваровым в 1834 г.
Читать PDF
0.00 байт

О. М. Бодянский, Н. В. Гоголь и становление идеи «Славянского единства» в России

Аристова Людмила Юрьевна
В статье рассматривается восприятие О. М. Бодянским и Н. В. Гоголем идей славянофильства, общее и специфичное в их влиянии на эти идеи.
Читать PDF
0.00 байт

Тематические процессы в музыке А. Пантыкина: на материале лайт-оперы "Гоголь, чичиков, души" и фильм

Хавлина Елена Борисовна
Статья посвящена двум разножанровым произведениям композитора А. Пантыкина: лайт-опере «Гоголь, Чичиков, души» и музыке к многосерийному фильму «По ту сторону волков» (реж. В. Хотиненко).
Читать PDF
0.00 байт

Почему Гоголь «Открыл тайну» пушкинского стихотворения «с Гомером долго ты беседовал один»?

Кибальник Сергей Акимович

Похожие термины:

  • Гоголь, Вас. Афанасьев

    Sozialbudget. Social budget Статистическая (количественная и денежная) смета всех услуг, оказанных государством или публичноправовыми учреждениями, а также частными работодателями социальной сфере. В него т
  • Гоголь Василий Афанасьевич

    пробуренная скважина, которая не имеет признаков промышленных запасов нефти или газа.
  • Гоголь-Яновский, Василий Афонасьевич

    (WARIОВА, Joseph Sinde). Первый вице-президент, премьер-министр Объединенной Республики Танзании. Род. 3 сентября 1940 г. в дер. Низу (район Бунда области Мара). Окончил юридический факультет Дар-эс-Саламского
  • Гоголь, Александр Александрович

    Ректор Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича; родился 12 июня 1946 г. в г. Антополе; окончил Ленинградский электротехнический институт связ
  • Гоголь Евстафий

    Гоголь, Евстафий или Остап - сподвижник Богдана Хмельницкого , полковник брацлавский, подольский или поднестрянский. После восстановления власти Польши над правобережной Малороссией, Гоголь сохр
  • Гоголь-Яновский, Георгий Ив

    писал по виноделию (Тифл., 1897—99), с. подполк., из полтавск. дворян. {Венгеров}
  • Иоанн Гоголь

    — епископ Владимиро-волынский, известен только по упоминанию о поставлении его в 1405 г. митрополитом Киприаном. {Половцов}  Иоанн Гоголь — епископ Владимиро-Волынский и Берестейский. Упоминается н
  • Гоголь-Яновский, Иван

    штаб-лекарь 1784 г., служ. по 1811 г. (Это двоюродный дед поэта). {Половцов}
  • Гоголь-Яновские

    — русский дворянский род, происходящий от Остапа Г. (см.). Внук его Иван (Ян) Прокопьевич поселился в селе Кононовке Лубенского уезда. Его сын Демьян был священником в том же селе. Внук Демьяна, колле
  • Гоголь-Яновский, Николай Васильевич

    писатель; р. 18 марта 1809 г., † 21 февр. 1852 г. {Половцов}
  • Гоголь , Ник. Вас

    знаменитый писатель, р. 19 или 20 марта 1809 в Сорочинцах, Полтавск. губ., с. Вас. Аф. Гоголя (см.), † в Москве 21 ф. 1852. {Венгеров}
  • НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ

    (1809–1852) прозаик, драматург, публицист Великий писатель, которого считают своим два народа — украинский и русский, родился в семье мелкопоместного дворянина Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского,
  • ГОГОЛЬ Николай Васильевич

    (1809-1852) – великий русский писатель. Родился и вырос на Украине, в дворянской семье, впоследствии переехал в Петербург. Известность получил в 1831 г. после выхода сборника повестей из украинской жизни
  • Гоголицын, Алексей Петров

    гражд. инж., ассист. Лесн. инст. 1913 г. {Венгеров}
  • Гоголя улица

    тянется от Театральной площади до сквера «Победа». Возникла во второй половине ХVІІІ ст. и получила название Малой Сумской, потому что проходила параллельно Сумской. На севере улица доходила до Ми
  • Герман Гогола-швили

    (в миру Димитрий) — епископ, бывший Имеретинский, по происхождению дворянин, родился в Кутаисской губернии. С 1810 по 1817 г. он проживал и "учился" в Мингрельской Саирмской пустыни. 15 апреля 1819 г. о
  • Гоголадзе, Владимир Омарович

    Олимпийский чемпион (1988, Сеул) в командном первенстве (спортивная гимнастика); родился 19 августа 1966 г.; заслуженный мастер спорта.
  • Герман Гоголашвили

    (Дмитрий) — епископ Имеретинский. Родился в Кутаисской губернии в семье дворянина. С 1810 по 1817 год обучался в Мингрельской пустыни. 15 апреля 1819 года пострижен в монашество; 3 июня рукоположен во иеро
  • Гоголев, Кронид Александрович

    График, художник декоративно-прикладного искусства, Народный художник РФ; родился в 1926 г. в с. Прутское Новгородской области; окончил художественно-графический факультет Ленинградского педагогич
  • Гоголев, Андрей Евгеньевич

    Генеральный директор ОАО "Концерн "Ижмаш" (г. Ижевск) с июля 2001 г.; родился в 1962 г. в г. Ижевске; окончил Ижевский механический институт; работал на Ижевском машиностроительном заводе на должн