Голятовский Иоанникий

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Иоанникий (Голятовский)

архим. Спасо-преображенского мон., в г. Новгород-Северске, Черниговской еп., с 1687 г.; † 2 января 1688 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Голятовский Иоанникий

Голятовский (Иоанникий, умер в 1688 г.) - писатель Южной России XVII в., ректор киево-могилянской коллегии и затем архимандрит Черниговского монастыря, выдающийся представитель русской схоластической проповеди XVII века (сборник его проповедей ""Ключ Разумения"", 1659 г., вышел еще в 2-х изданиях, в Киеве и во Львове). Составил руководство для проповедников (""Наука о сложении казаний"", напечатана при ""Ключе Разумения"") по образцу схоластической латинской проповеди и готовых руководств к ней. Искусственные правила этой ""Науки"" (обязательное деление проповедей на три части, подбор всевозможного материала из готовых уже сборников примером для проповедников, произвольные и натянутые толкования текстов и примеров) отражаются в проповедях Голятовского и его современников. Легенды, повести и средневековые сведения о природе и человеке переходили иногда из этих проповедей в народные рассказы. Кроме ""Ключа Разумения"", написанного южнорусским языком XVII века (с некоторыми чертами малорусского наречия), Голятовскому принадлежат духовные сочинения, написанные и изданные на польском языке, но выходившие и в русских переводах: ""Беседа Белоцерковская"" (полемическое сочинение в защиту православия против иезуита Пекарского , проповедника короля Яна Казимира, с которым Голятовский диспутировал в Белой Церкви в присутствии короля), ""Старая Восточная Церковь"" (Stary Kosciolz, полемическое сочинение против filioque), ""Fundamenty na ktorych lacinnicy jednosc Rusi z Rzymem funduja"" (касается исторических и современных отношений католиков и униатов к православным), ""Мессиа правдивый"" (против евреев, по поводу появления в XVII веке, на Востоке, лже-мессии Сабатая), ""Labedz z piorami swemiz darami boskiemi Christus"" (против последователей Магомета, с предсказаниями грядущей победы христиан; между примерами в ""Лебеде"" отрывок из ""Освобожденного Иерусалима"" Т. Тассо), ""Алфавит еретиков"" и ""София мудрость"" (против ариан-социниан: к числу еретиков отнесены не только Лютер, Кальвин, но и Гус, Макиавелли, а из древних - греческие философы; упоминаются русские ""развратные песни"" и обряды в честь Лада, Купала, Леля-Полеля и Чура). Кроме того, Голятовский издал по-русски сборники: 445 чудес Пресвятой Богородицы (Небо новое), сказаний о демонах (Боги поганские) и о загробной жизни (Души людей умерлых). Все свои сочинения Голятовский печатал в Киеве и Чернигове. Сохранился большой портрет Голятовского в Киеве, в церковно-археологическом музее. Ср. Н.Ф. Сумцова : ""Иоанникий Голятовский"" (Киев, 1884). П. Владимиров.

Источник: Биографический словарь. 2008

Голятовский, Иоанникий

(умер в 1688 г.) — писатель Южной России XVII в., ректор Киево-Могилянской коллегии и затем архимандрит Черниговского монастыря, выдающийся представитель русской схоластической проповеди XVII в. (сборник его проповедей, "Ключ Разумения", 1659 г., вышел еще в 2-х изд., в Киеве и во Львове). Составил руководство для проповедников ("Наука о сложении казаний", напечатана при "Ключе Разумения") по образцу схоластической латинской проповеди и готовых руководств к ней. Искусственные правила этой "Науки" (обязательное деление проповедей на три части, подбор всевозможного материала из готовых уже сборников примеров для проповедников, произвольные и натянутые толкования текстов и примеров) отражаются в проповедях Г. и его современников. Легенды, повести и средневековые сведения о природе и человеке переходили иногда из этих проповедей в народные рассказы. Кроме "Ключа Раз.", написанного южно-русским яз. XVII в. (с некоторыми чертами малорусского нар.), Г. принадлежат духовные сочинения, написанные и изданные на польском яз., но выходившие и в русск. переводах: "Беседа Белоцерковская" (полемическое сочин. в защиту православия против иезуита Пекарского, проповедника короля Яна Казимира, с которым Г. диспутировал в Белой Церкви в присутствии короля), "Старая восточная церковь" (Stary Kośćiołz, полемич. соч. против filioque), "Fundamenty na których łacinnicy jedność Rusi z Rzymem fundują" (касается историч. и современных отношений католиков и униатов к православным), "Meccиа правдивый" (против евреев, по поводу появления в XVII в. на Востоке лжемессии Сабатая), "Labędź z piorami swemiż darami boskiemi Christus" (против последователей Магомета, с предсказаниями грядущей победы христиан; между примерами в "Лебеде" отрывок из "Освобожденного Иерусалима" Т. Тассо), "Алфавит еретиков" и "София мудрость" (против ариан-социниан: к числу еретиков отнесены не только Лютер, Кальвин, но и Гус, Макиавелли, а из древних — греч. философы; упоминаются русск. "развратные песни" и обряды в честь Лада, Купала, Леля-Полеля и Чура). Кроме того, Г. издал по-русски сборники: 445 чудес пресв. Богородицы (Небо новое), сказаний о демонах (Боги поганские) и о загробной жизни (Души людей умерлых). Все свои сочин. Г. печатал в Киеве и Чернигове. Сохранился большой портрет Г. в Киеве, в церковно-археологич. музее. Ср. Н. Ф. Сумцова: "Иоанникий Голятовский" (Киев, 1884).


П. Владимиров.


{Брокгауз}






Голятовский, Иоанникий


— писатель, ректор Киево-Могилянской коллегии, один из типичнейших представителей южно-русской литературы 17 в. Г. оставил множество сочинений на русском и польском языках, разного содержания: гомилетического, исторического и преимущественно полемического — против католиков, евреев, магометан, ариан и язычников; сочинения Г. проникнуты нетерпимостью ко всему тому, что выходило из пределов православной церковности, и обнаруживают, наряду с обширным знакомством автора со всей современной ему богословской литературой, его легковерие и отсутствие критического элемента. Несмотря на это, сочинения Г. имеют большое историко-литературное значение, так как через них проникли в Малороссию, а оттуда в Московскую Русь как легендарные рассказы, почерпнутые Г. из средневековых хроник, так и его проповедь религиозной ненависти. Особенно важным источником для истории русских евреев 17 в. и распространения саббатианского движения в Польше и Литве является его "Мессия Правдивый" (напис. на малорусском языке и переведен на латинский, польский и русский языки), труд, составленный между 1666 и 1669 гг. Причиной, побудившей Г. написать эту книгу "во попрание лживого разумения иудейского", было распространение баснословных слухов о лжемессии на юге России. — Книга описывает в 2 частях диспут между христианином и евреем о догматах христианской веры и изобилует невероятными выдумками и нелепостями; затем автор перечисляет преступления, якобы совершенные евреями, на основании чего он "проповедует гонение на иудеев"; обвинения эти — не результат личных наблюдений, а почерпнуты из средневековых книг вроде Симеона Метафраста, Никифора Барония и "Зерцала Польского Королевства". Сочинение Г. было посвящено царю Алексею Михайловичу, напечатано с одобрения духовенства и имело большое влияние на Московскую Русь, где евреев вовсе не знали и потому питали к ним какой-то суеверный страх. — Ср.: Костомаров, "Русская история", II; Н. Сумцов, "Иоанникий Голятовский", 1884; Д. Климовский, "И. Голятовский", Вильна, 1884; С. Дубнов, "Южно-русское духовенство и евреи в XVII в." ("Восход", 1887, IV); Эйнгорн, "Очерки из истории Малороссии в XVII в.", Москва, 1889.


И. Б.


{Евр. энц.}





Голятовский, Иоанникий


см. Иоанникий Голятовский.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иоанникий Голятовский

— знаменитый проповедник, умер в 1688 г. Обстоятельства его жизни и деятельности известны только в общих чертах. Он был воспитанник Киевской коллегии и в ней же был впоследствии учителем, был игуменом Купятицкого монастыря Минской епархии, затем ректором Киевской коллегии и, наконец, с 1672 г., архимандритом Новгород-Северского монастыря; он был одним из замечательнейших богословов и проповедников допетровской Руси. Сочинения его следующие: 1) "Мессия правдивый", вызванное появлением в еврейском мире Лже-мессии Сабефа-Себе, который успел взволновать все еврейство западной и южной России; это сочинение Иоанникия должно было дать православным руководство в борьбе с еврейством; оно изложено в форме разговора между евреем и христианином и обнаруживает в авторе большую эрудицию в еврейском богословии; 2) "Алкоран Магометов, от кегелета (проповедника) Христова разрушенный"; 3) "Лебедь с перьями или о причинах распространения магометанства"; 4) "Боги поганские" — изложение и опровержение мифологии древних греков и римлян, посвящено царевне Софии; 5) "Премудрость, совершающая в дому своем чудеса против ариан и еретиков"; 6) "Алфавит еретиков, в предостережение православным"; все эти сочинения напечатаны были первоначально на польском языке в Чернигове и Новгороде-Северском, в течение 1669—1681 гг.; первое из них напечатано и в русском переводе, в Киеве в 1669 и 1672 гг.; второе и третье так же переведены на русский язык, но перевод не издан. Против католицизма и унии Голятовский составил целый ряд сочинений: 1) "Беседа Белоцерковская", в которой излагаются споры его с иезуитом Пекарским в 1663 г. в м. Белой Церкви об устройстве церковного управления; 2) "Старая восточная церковь новой западной показывает исхождение Св. Духа от единого Отца" — опровержение сочинений Циховича и иезуита Боймы; 3) "Ответ Римлянам на книгу "Фундаменты веры" иезуита Скарги"; 4) "Души людей умерших или исследование о состоянии души по смерти"; эти сочинения так же изданы на польском языке в 1676—1083 г.; известно несколько рукописей русского перевода первого из них. Сочинения Голятовского против магометанства, язычества и иудейства занимают первое место в апологетической литературе допетровских времен, а все его произведения высоко ценятся богословскою критикой за их обширную эрудицию, большое диалектическое искусство и силу мысли. Но главным образом историческое значение Голятовского основывается на его заслугах для русского проповедничества. Его сочинение: "Наука, альбо способ сложенья казаний" было первою по времени в России гомилетическою теориею и долгое время служило руководством для проповедников, в особенности южно-русских. Оно представляете переработку современных автору католических курсов гомилетики, преимущественно сочинений Дрекселлюса и Симона Старовольского, и отличается безусловным господством схоластических методов в составлении проповедей; современная автору гомилетика протестантская, развивавшаяся под влиянием Эразма Роттердамского, Рейхлина, а главным образом Лютера, и имевшая совершенно иной характер, осталась без всякого влияния на гомилетику Голятовского. В "Науке" трактуется о построении проповеди и ее содержании; содержание рекомендуется заимствовать не только из Библии и жизнеописаний и творений отцов церкви, но и из "историй о разных странах", из "книг о зверях, гадах, птицах, рыбах, камнях" и т. д. Сообразно с таким воззрением в проповедях Голятовского и его подражателей преобладали так называемые loci topici и схемы, заимствованные из философии, затем следовало развитие содержания проповеди из какой-либо метафоры или аллегории, а иногда проповедь представляла прямо схоластический трактат, взятый из какого-либо богословского курса, и, конечно, оставалась непонятною слушателям. Совет автора пользоваться для проповеди данными из гражданской истории и из области естествознания повел к тому, что проповедь переполнялась фабулами, анекдотами и невероятными сведениями о явлениях природы, которые иногда придавали проповеди внешнюю занимательность, но за то отнюдь не соответствовали нормальному содержанию проповеди, а иногда находились даже в противоположности ему. Собственные проповеди Голятовского в свое время пользовались большою известностию и служили образцами для других проповедников. Сборник их, названный автором "Ключ разумения", содержащий в себе поучения на все праздники, имел несколько изданий: первое — в Киеве 1659 г., второе, дополненное, там же, третье — в Львове в 1665 г. с новыми прибавлениями. В 1671 г. Голятовский, как знаменитый ученый, был вызываем в Москву и здесь говорил речь царю и "слово в 20-ю неделю по Пятидесятнице"; это слово, а также девять писем его к царям сохраняются в библиотеке Московского Общества Истории и Древностей. Менее замечательны, хотя также пользовались в свое время большою известностию, сочинения Голятовского: 1) "Небо новое, с новыми звездами сотворенное" — сборник сказаний о чудесах Богоматери, издано трижды в Львове, Чернигове и Могилеве, в 1665—1699 г., и новейший перевод в Москве в 1851 г.; русский перевод XVII в. известен лишь в рукописи; 2) описание чудес Елецкой иконы Божией Матери, с похвальным словом и стихами в честь этой иконы, известное под именем "Скарбницы", напечатано в Новгороде-Северском в 1676 г.


Филарет Черниговский, "Обзор русск. дух. литературы", I, № 181; Ф Терновский, "Южно-русское проповедничество XVI и XVІІ вв." в журнале "Руководство для сельских пастырей" за 1869 г.; "Описание рукописей у Толстого", I, 236, II, 26.


{Половцов}





Иоанникий Голятовский


— см. Голятовский.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008