Голубинский Евгений Евсигнеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Голубинский, Евгений Евсигнеевич

Голубинский Евгений Евсигнеевич


— современный историк Русской церкви, воспитанник и с 1860 года профессор Московской духовной академии; род. в 1834 г. Его "История Русской Церкви", которой пока вышло лишь два больших тома (Москва, 1880—1882), обнимающих первый, киевский, период этой истории, своею смелою критикою установившихся воззрений и новым освещением фактов произвела большое впечатление в духовно-ученой литературе. Свое новаторство в области русской церковной истории автор продолжает в многочисленных статьях, печатаемых в московских духовных журналах. Из них особенно выдается исследование "К нашей полемике со старообрядцами" ("Богословский вестник", январь-апрель, 1892 г.).


{Брокгауз}





Голубинский, Евгений Евсигнеевич (дополнение к статье)


— с 1904 г. ординарный академик Императорской академии наук. В 1900 г. Г. напечатал первую половину второго тома "Истории русской Церкви"; в 1901 г. переиздал, исправив и дополнив, первую половину первого тома того же сочинения; в 1903 г. издал вторым изданием "Историю канонизации святых в русской церкви" (М., 1903), в 1904 г. — вторую половину первого тома "Истории русской церкви" (М., 1904).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Голубинский Евгений Евсигнеевич

Голубинский, Евгений Евсигнеевич - знаменитый историк русской церкви, профессор Московской духовной академии, академик (1834 - 1912). Голубинский поступил в московскую академию из костромской семинарии в 1854 г. и в 1861 г. сделался ее бакалавром - в ту пору, когда духовная атмосфера у нас была перенасыщена планами и жаждой обновления. Этот подъем несомненно оплодотворял умы и переполнял сердца крупными желаниями. Отсюда еще в ранней молодости Голубинский строит план написать историю церкви на полной свободе. Отсюда же его дерзновенные выводы и отважное обращение с материалом. Но если время дало нечто историку, то что дала ему школа? В условиях духовно-академической работы каждый вынужден идти особняком, в одиночку. От этого неизбежны вредные в научном смысле навыки и, во всяком случае, угловатости, от которых может избавить своим контролем только школа. Голубинский шел, как все в академиях, с той, однако, разницей, что он сознательно устранял от себя влияние научной литературы и доводил свое уединение до крайних пределов. Однако было бы несправедливо забыть об одном могучем влиянии на него. Оно исходило от А.В. Горского . Этот ученый подвижник, отважный, но смятый филаретовским режимом исследователь, превосходный строитель Московской духовной академии, умел стягивать вокруг себя таланты. В числе их (вместе с Ключевским ) был и Голубинский. На Горском Голубинский видел, как историку русской церкви надо знать греческий язык, и действительно знал его: он говорил по ново-гречески, а на старом читал совершенно бегло. Возможно, что решимость Голубинского отправиться в командировку на греческий восток навеяна была Горским (1872 - 1873). Эта поездка дала Голубинскому преимущества, которых и до сих пор не имеет ни один историк русской церкви. Период киевский или домонгольский этой истории в русских источниках засвидетельствован слабо и бледно. Голубинский дешифрировал многие ничего не говорящие сами по себе известия и заметки при помощи сведений о порядках и обычаях церковных Византии. История управления, история монашества и другие отделы написаны так, как их никто, кроме Голубинского, с его превосходными знаниями по истории Византии, написать не мог. Человек колоссальной учености, Голубинский в то же время отличался детской прямотой и в жизни, и в научных суждениях. Он всегда говорил только то, что говорили документы. Отсюда его смелые построения и обращение с популярными легендами (об апостоле Андрее, князе Владимире и пр.), а также совершенно необычайные в церковной среде отзывы о столпах нашей церковности. В глазах студенчества это создало Голубинскому необычайную популярность. При общем почти молчании его голос звучал резко и делал из него героя. Вместе с Ключевским, Лебедевым и некоторыми другими Голубинский поддерживал в молодежи уверенность, что она учится не в богословской богадельне, а в настоящей школе. Однако внимательной аудитории у Голубинского не было. Лектор он был плохой. Всю свою энергию он расходовал в кабинете на создание исследований, которые никогда не дадут умереть его имени. Первой работой Голубинского было его курсовое сочинение: ""Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу церкви против еретиков и раскольников"" (1859). Как лучшая студенческая работа, очерк должен был быть представлен митрополиту Филарету . Поэтому А.В. Горский сам написал предисловие и внес исправления по вкусу Филарета: ""везде, где встречается полицейское красноречие о благодетельности мер против еретиков и раскольников, оно принадлежит Горскому"". В 1867 г. закончил исследование ""Константин и Мефодий, апостолы славянские"". В рукописи работа была представлена в Академию Наук и на основании отзыва Срезневского удостоена полной уваровской премии, но благодаря цензуре до сих пор остается ненапечатанной. В 1871 г. появился ""Краткий очерк истории православных церквей - болгарской, сербской и румынской"", доселе не антиквированный. После поездки на Восток Голубинский отдался работе над историей, первый том которой в двух громадных книгах вышел в 1880 г. Как это ни странно, но первоклассное исследование это не увидело бы света, если бы на помощь Голубинскому не пришел митрополит Макарий Булгаков . Для печатания книги у автора не было средств, и он обратился с просьбой о займе к своему сопернику, который в это время выпустил уже несколько томов своей ""Истории русской церкви"". Макарий знал, что работа Голубинского сводит на нет его только что отпечатанные тома, но с благородством большого человека обласкал Голубинского и дал ему деньги. Это отношение митрополита открыло книге дальнейшую дорогу. Автор получил степень доктора и был утвержден в этой степени Синодом, несмотря на отзыв-донос председателя учебного комитета, протоиерея Парвова . Но вскоре Макарий умер и оставил Голубинского беззащитным. В 1883 г. Победоносцев запретил опубликование адреса ему со стороны профессоров по случаю 25-летнего юбилея. Первая половина 2-го тома истории могла появиться в свет только уже через двадцать лет - в 1900 г., благодаря содействию Общества истории и древностей российских. Это же Общество перепечатало и обе половины первого тома в 1900 и 1904 г. в исправленном виде. Назревало освободительное движение. Даже Победоносцев стал менять свое отношение в Голубинскому. Представлялась возможность печатать и 2-ю половину 2-го тома ""Истории"", которая была написана двадцать лет назад, но не была закончена. Однако работа, столько лет лежавшая в ящике, требовала переделок, на которые у 70-летнего старца не хватило сил. В настоящее время она печатается в качестве посмертного труда в ""Чтениях общества истории и древностей"". В 1902 г. Голубинский был избран в члены Академии Наук. Но в это время его уже стала одолевать старость. В 1906 г. он окончательно потерял зрение. Последней работой, которую он видел своими глазами, был атлас к его истории, напечатанный в 1906 г. Из других работ Голубинского должны быть названы: ""История канонизации русских святых"", два издания 1894 и 1903 годов; ""К нашей полемике со старообрядцами"", два издания 1892 и 1905 годов, ""Преподобный Сергий Радонежский"", два издания, 1892 и 1909 годы. - См. некролог в январской книге ""Богословского Вестника"", 1912 г.; профессор С.И. Смирнов ""Е.Е. Голубинский"" в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", 1912 г.; М.Д. Приселков ""Памяти Е.Е. Голубинского"" в 2 кн. XVII т. ""Известий русского языка и словесности Императорской Академии Наук""; профессор И.А. Бродович ""Е.Е. Голубинский (Песков)"", в XIX т. ""Сборника харьковского историко-филологического общества в память проф. Е.К. Редина"". И. Андреев.

Источник: Биографический словарь. 2008