Город
Город
в древней Руси так называлось всякое крупное жилое место, окруженное оборонительной оградой.
Источник: Военно-исторический словарь
Город
(от слова “городить”, т. е. возводить укрепления вокруг поселений) — был для людей средневековой Руси удобным и благоприятным местом для занятий ремеслом, торговлей и связей с рынком.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
ГОРОД
в древности поселение, имевшее крепость. Население города занималось прежде всего ремеслом, торговлей, обороной страны. Позднее — поселение, достигшее 3—5 тыс. жителей и более, и выполняющее преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные, административно-политические функции.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Город
крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. Первые упоминания о городе относятся к IV — IIIтыс. до н. э.; наиболее известны древние торговые, ремесленные центры: в Месопотамии — Ур, Вавилон; в Египте — Мемфис, Фивы; в Индии — Мохенджо-Даро, Хараппа; в Греции — Спарта, Афины.
Город
экономический, политический и культурный центр. Немецкий социолог, историк, исследователь западноевропейской цивилизации, Макс Вебер (1864 - 1920 гг.) считал, что городу присущи 5 составляющих: 1) крепость с гарнизоном; 2) рыночная площадь; 3) резиденция автономного суда; 4) корпорация с юридическим статусом; 5) самоуправление.
Первые два элемента есть везде, но только в Западной Европе и в областях, ею колонизованных, можно встретить города, обслуживающие своих обитателей юридически и административно. Таким образом, город как общность людей, обладающих правами, которых нет у сельского населения, характерен лишь для западноевропейской цивилизации. Он возник в средние века. Горожане имеют юридическую, финансовую и административную автономию. В России городами западноевропейского типа были Новгород и Псков.
С точки зрения российской монархии, город - это любой населенный пункт, вне зависимости от размера и хозяйственной функции, в котором сидел воевода. Город - это военно-административная единица. По своей внутренней структуре города Московской Руси ничем не отличались от сельских населенных пунктов, были немногочисленны и редконаселены.
При Иване III - 63 города, Иване IV - 68, в 1610 г. - 138. Типичный город середины XVII в. - примерно 2 000 жителей.
Первые два элемента есть везде, но только в Западной Европе и в областях, ею колонизованных, можно встретить города, обслуживающие своих обитателей юридически и административно. Таким образом, город как общность людей, обладающих правами, которых нет у сельского населения, характерен лишь для западноевропейской цивилизации. Он возник в средние века. Горожане имеют юридическую, финансовую и административную автономию. В России городами западноевропейского типа были Новгород и Псков.
С точки зрения российской монархии, город - это любой населенный пункт, вне зависимости от размера и хозяйственной функции, в котором сидел воевода. Город - это военно-административная единица. По своей внутренней структуре города Московской Руси ничем не отличались от сельских населенных пунктов, были немногочисленны и редконаселены.
При Иване III - 63 города, Иване IV - 68, в 1610 г. - 138. Типичный город середины XVII в. - примерно 2 000 жителей.
город
этим словом в Библии обозначается всякое место поселения людей, и большое и малое, поэтому городов в древней Палестине было много. В Нав 15 в уделе Иудином, который с севера на юг занимал не более 70 км а с запада на восток-не более 60 км, только по названиям перечислено 92 города кроме тех, которые в ст. 45-47 названы просто городами. Таким образом, в этом уделе каждый город должен был отстоять от другого в среднем не более, чем на 2-3 км. Некоторые города были, повидимому, очень небольшими (Суд 9.51) и большинство из них не были совсем защищены, зато некоторые были очень хорошо защищены стенами, башнями, рвами, неприступными скалами. Такими были Иерусалим, Иерихон, Лахис, Тир и др. (по свидетельству Иосифа Флавия Навуходоносор 15 лет осаждал Тир и не смог его взять, после чего пошел в Египет, чтобы грабежом удовлетворить свои измученные войска-Иез 29.18).
Первые же города, построенные людьми, были предназначены для самопрославления человека (Быт 4.17; 11.4-9). В городах, построенных Нимродом (Быт 10.10-12), впервые возникло и распространилось идолопоклонство. Города всегда этим особенно отличались и их общий характер не изменился до сих пор. Евреи долго не жили в городах и не стремились к этому (Неем 11.2), но когда обосновались в них, стали такими же идолопоклонниками, как и прочие народы (4Ц 17.7-8).
Первые же города, построенные людьми, были предназначены для самопрославления человека (Быт 4.17; 11.4-9). В городах, построенных Нимродом (Быт 10.10-12), впервые возникло и распространилось идолопоклонство. Города всегда этим особенно отличались и их общий характер не изменился до сих пор. Евреи долго не жили в городах и не стремились к этому (Неем 11.2), но когда обосновались в них, стали такими же идолопоклонниками, как и прочие народы (4Ц 17.7-8).
ГОРОД
Древнейшие русские города сложились в 9–10 вв. на базе племенных центров восточных славян. На основе племенного союза словен ильменских возник Новгород, из племенного центра полян вырос Киев, Полоцк был центром летописных полочан, Смоленск — днепровских кривичей, Изборск — псковских кривичей и т.д. Характерной чертой становления и стабильного существования городов на Руси была их полифункциональность. Наиболее существенным принято считать отправление административной, политической, военной (основные функции городов 10–11 вв.), культовой, торговой, ремесленной и сельскохозяйственной функций. Закономерно, что первые древнерусские Г. возникли именно в регионах с устойчивым земледельческим населением, а из крупных торгово-ремесленных поселений на магистральных торговых путях в Г. переросла только Ладога. К середине 12 в. древнерусское городское ремесло начинает приобретать мелкотоварный характер и производительные функции Г. становятся преобладающими. Экономическая устойчивость и независимость ремесленного населения Г. вызвала их рост и образование ряда новых (в 9–10 вв. — 25 городов, в 11 в. к ним добавляются 64, а в 12 в. — 135 городов). В 12–15 вв. факторы возникновения Г. становятся все более разнообразными. Г. строятся в большем количестве, но длительность их существования зачастую невелика. На протяжении всего средневековья в городах интенсивно протекали процессы этнической консолидации восточнославянских народов.
Источник: Археологический словарь. 1990
Город
евр. ир. Город. Города в Палестине обыкновенно строились на возвышенностях, и обносились стеною для защиты от разбойников и разных хищников. Но нередко крепость, или укрепленное место, строилась на возвышенности, а остальная часть города была раскинута на склонах или у подножия горы; в случае опасности окрестное население находило убежище в этой крепости. Большие города не только обносились для защиты крепостными стенами с башнями и воротами (Пс. 106:16; Ис. 45:2), но также имели внутреннюю крепость или башню — последний оплот после занятия врагами города (Суд. 9:46,51). Маленькие города или селения не были окружены стенами (Втор. 3:5). Иногда укрепления были из непрочного или горючего материала (И.с. 9:10; Ам. 1:7 и дал.). Для поддержания порядка и для несения дозорной службы имелись особые сторожа. См. 4Цар. 9:17; Пс. 126:1; Песн. П. 5:7. Городские ворота были, обыкновенно, местом торга и отправления правосудия. Относительно величины палестинских городов, трудно сказать что-либо определенное. Вот некоторые факты: при взятии хананейского города Гая было убито 12.000 жителей (И. Нав. 8:25). О Гаваоне сказано, что, хотя этот город и был больше Гая, но он все-таки боялся, услышав о судьбе Гая (И. Нав. 10:2). В Гиве жило 700 отборных воинов, а вообще в городах Вениаминовых 26.000. обнажающих меч (Суд. 20:15). По Иос. Флавию, маленькие города Галилеи в его время имели по 15.000 жителей, большие города 50.000, а Иерусалим 150.000 жителей (?). Тот же автор говорит, что в одну Пасху было заколото 256.500 пасхальных агнцев, что соответствует, приблизительно, 2.000.000 человек, принимавших участие в празднике. Во время осады Иерусалима римлянами в нем было заперто более миллиона жителей.
ГОРОД
укрепл. поселения с перпендикулярно пересекающ. улицами, святилищами богов и обществ. зданиями существовали уже в 8 — 6 тыс. до н.э. (Чатал-Хююк, Иерихон), но стать экономич., политич. и культурным центром некоей терр. Г. смог лишь тогда, когда окончат. завершилось разделение труда между Г. и деревней. Приблизит. с 3500 до н.э. в Месопотамии и Египте сформировались др.-вост. классовые общества и госуд. Здесь происходило объед. храма и его жречества с владыкой племени и племенной аристократией. Жрецы и их служители жили в отдельных кварталах, воины, купцы и ремесленники — обособлялись по профессионал. признаку. С 8 в. до н.э. на побережье Эгейского м. возникают кварталы ремесленников, как правило, у подножия укрепл. холмов (акрополи). В 7 — 6 вв. до н.э. эти кварталы развиваются в антич. Г. (греч.), гл. отличит. чертой к-рых явл. центральная площадь с агорой (рынком), домом собраний, храмом, позже также театром и гимнасией. Экономич. и политич. единство Г. и деревни, выражавш. в интенсивных торг. сноше-ниях между городск. ремесленниками и крестьянами, населявш. прилегающие к Г. земли, сохранилось и при основании колоний. Прямоугол. сетка улиц рассекла городскую терр. на участки (кварталы), оставляя свободное пространство для агоры и храма. Этот принцип развил в 5 в. до н.э. Гипподам из Милета, применявший его при закладке новых Г. (Пирей, Смирна, Фурии). Рим. Г. строились по тому же принципу, заимствов., по-видимому у этрусков: из центра будущего Г. намечалась линия З. — В., ориентиров. на восход солн-ца, затем перпендикулярно к ней проводилась другая — с С. на Ю. В месте их пересечения устраивался жертвенник и оставлялось свободное пространство для форума, храма, терм, театра, после чего параллельно основным магистралям проводились все др. улицы. Квадраты, образов. пересечением гл. улиц, становились кварталами Г. Аналогично устроены и провин-циал. рим. Г., в основе к-рых лежит принцип воен. лагеря. Эллинистич. и рим. Г., в вост. провинц. соединили в себе принципы греч. и рим. градостр-ва. После выделения из городской терр. земельных владений крупных собственников, превративших их в самостоят., независимые от Г. поместья, с 4 в. н. э. начался постеп. распад антич. Г. как политич. и культурного центра, а также центра товарного произ-ва и торговли.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Город
Укрепленные поселения с перпендикулярно пересекающимися улицами, святилищами богов и обществ, зданиями существовали уже в 8 — 6-м тыс. до н. э. (Чатал-Хююк, Иерихон), но стать экономич., политич. и культурным центром некоей терр. Г. смог лишь тогда, когда окончательно завершилось разделение труда между Г. и деревней. Приблизительно с 3500 до н. э. в Месопотамии и Египте сформировались др.-вост. классовые общества и государства. Здесь происходило объединение храма и его жречества с владыкой племени и племенной аристократией. Жрецы и их служители жили в отдельных кварталах, воины, купцы и ремесленники — обособлялись по профессиональному признаку. С 8 в. до н. э. на побережье Эгейского м. возникают кварталы ремесленников, как правило, у подножия укрепл. холмов (акрополи). В 7 — 6 вв. до н. э. эти кварталы развиваются в античные Г. (греч. asty), главной отличительной чертой которых является центральная площадь с агорой (рынком), домом собраний, храмом, позже также театром и гимнасием. Экономич. и политич. единство Г. и деревни, выражавшееся в интенсивных торговых сношениях между городскими ремесленниками и крестьянами, населявшими прилегающие к Г. земли, сохранилось и при основании колоний. Прямоугольная сетка улиц рассекла городскую терр. на участки (кварталы), оставляя свободное пространство для агоры и храма. Этот принцип развил в 5 в. до н. э. Гипподам из Милета, применявший его при закладке новых Г. (Пирей, Смирна, Фурии). Римские Г. (civitas, urbs, municipium) строились по тому же принципу, заимствованному, постровидимому, у этрусков: из центра будущего Г. намечалась линия З. — В., ориентированная на восход солнца (decumanus), затем перпендикулярно к ней проводилась другая — с С. на Ю. (cardo). В месте их пересечения устраивался жертвенник и оставлялось свободное пространство для форума, храма, терм, театра, после чего параллельно основным магистралям проводились все другие улицы. Квадраты, образованные пересечением главных улиц, становились кварталами Г. Аналогично устроены и провинциальные рим. Г., в основе которых лежит принцип военного лагеря. Эллинистич. и рим. Г. в вост. провинц. соединили в себе принципы греч. и рим. градостроительства. После выделения из городской терр. земельных владений крупных собственников, превративших их в самостоятельные, независимые от Г. поместья, с 4 в. н. э. начался постеп. распад античного Г. как политич. и культурного центра, а также центра товарного производства и торговли.
Источник: Словарь античности. 1989
ГОРОД
Марксистско-ленинская ист. наука, исследуя и обобщая огромный фактич. материал, рассматривает Г. как ист. категорию, обусловленную в первую очередь социально-экономич. структурой общества. Маркс и Энгельс впервые вскрыли осн. законы развития Г. как следствия развития производит. сил, углубления обществ. разделения труда и изменения производств. отношений. Возникнув с переходом от первобытнообщинного строя к рабовладельческому (в нек-рых странах - к феодальному) в результате отделения ремесла от земледелия, Г. получал все большее развитие по мере углубления обществ. разделения труда. На протяжении истории Г. постепенно меняет свой облик в зависимости от обществ.-экономич. формации, в к-рой он развивается. Функции Г. часто очень разнообразны: это - центры пром. произ-ва, транспортные центры, культурно-политические и административные, центры отдыха и лечения (Г.-курорты). На основании анализа преобладающих гор. функций совр. географич. и социологич. наука (в частности сравнительно молодая наука географии городов) занимается классификацией и изучением различных типов Г. (типология Г.). Но если марксистская наука видит основу существования Г. прежде всего в сосредоточении в нем определенных производств. функций, то бурж. наука предпочитает направлять свое внимание на роль Г. в сфере обращения (напр., преимуществ. интерес к капиталистич. Г. как центру "деловой жизни" - финанс., торг. и пр. деятельности) и усматривает основу существования Г. в непроизводств. функциях (культурной, политич., религиозной). Город рабовладельческой эпохи. Зародыши первых Г. возникли в 4-1-м тыс. до н. э. с развитием рабовладельч. отношений в Юж. Двуречье (Месопотамии), Др. Египте, Сирии, М. Азии, Закавказье, Ср. Азии (см. ниже - раздел Города на территории России и СССР), Индии, Китае. Древнейшие Г. Юж. Двуречья (шумерские - Урук, Киш, Ур, Лагаш, Ниппур), Египта (напр., Мемфис) и др. первоначально были лишь адм. и религ. центрами сел. общин, эмбриональной формой государства; они возникали вокруг храмов и были тесно связаны с храмовым х-вом. По мере дифференциации ремесла (обработка металлов, строительство, ткачество и т. д.) древневост. Г. становились местами средоточия ремесленников, обслуживавших гл. обр. нужды царя, храма, знати, а также торг. центрами. Однако поскольку отделение ремесла и торговли от земледелия находилось в зачаточном состоянии, др.-вост. Г. на всем протяжении своей истории продолжал оставаться в первую очередь религ. центром, крепостью и резиденцией царя. В Г. были сосредоточены различные гос. учреждения, ведавшие ирригацией, строит. работами и т. д.; здесь же селились купцы, ростовщики и мелкие торговцы, возникали гос., храмовые и частные мастерские. В античных рабовладельч. обществах Г. приобрел новое значение. Г.-государство (греч. полис, лат. civitas) стал характернейшим социально-политическим институтом этих обществ. "... Для античности исходным пунктом служил город и его небольшая округа...", - подчеркивали Маркс и Энгельс (Соч., 2 изд., т. 3, с. 22), показавшие неразрывную связь полиса с антич. формой собственности. Г.-гос-во состоял не только из самого гор. поселения, но и из прилегающей к нему (обычно небольшой) территории, т. е. из всей территории данного гос-ва. Граждане полиса - это не обязательно жители Г. как такового, они могли жить и в его окрестностях; в части полисов (гл. обр. отсталых) обязат. условием гражд. полноправности являлось владение хотя бы небольшим участком земли данного Г.-гос-ва. Полис, городская (гражданская) община был прежде всего коллективом свободных граждан - землевладельцев, часть к-рых эксплуатировала труд рабов. Гл. фигурой в полисе был свободный зем. собственник (мелкий или средний) и свободный ремесленник (часто землей не владевший). Хотя антич. Г. в той или иной мере представляли собой торг.-ремесл. центры, преобладающей сферой производств. деятельности, лежавшей в основе существования Г. такого типа, все же оставалось с. х-во. Это отличает их от Г. более поздних эпох. Не всякий полис представлял собой Г. в собств. значении, как и не всякий Г. был полисом. Напр., Спарта по типу поселения напоминала деревню, тогда как Пирей - гл. торг. гавань, центр деловой и коммерч. жизни Афин, не был полисом. Но собственно Г. - с укреплением (греч. акрополь, лат. urbs в одном из значений этого слова), с гор. площадью и рынком (греч. агора, рим. форум) - местом нар. собраний и средоточием хоз. и политич. жизни, с храмами, обществ. зданиями, библиотеками, мастерскими ремесленников - был центром всей экономич., политич. и культурной жизни Г.-гос-ва. Отличит. особенностью полисов (в классич. период их существования) была их полная политич. самостоятельность - они представляли собой самостоят. гос-ва, имели свои гос. органы, вели самостоят. внеш. политику и т. д. Возникновение и существование полиса было связано с определенным экономич. и социальным уровнем развития рабовладельч. общества. Так, хотя корни греч. Г. уходят во 2-е тыс. до н. э., первые поселения гор. типа здесь напоминали Г. Др. Востока (дворцы-крепости на вершинах холмов, политико-адм. центры, вокруг к-рых возникали постепенно и ремесл. поселения); развитой гор. жизни древнейшая Греция не знала. Возникновение Г.-гос-в в форме полисов относится к более позднему периоду: это произошло на рубеже 8-7 вв. до н. э., в процессе отделения ремесла от земледелия; окончательно полисы сформировались лишь в результате острой социальной борьбы демоса с родовой аристократией (см. в ст. Греция Древняя). Большую роль в наиболее экономически развитых из греч. Г. (Афины, Коринф - в материковой Греции, Милет, Эфес - в М. Азии и др.) играли торговля, ремесло, мореплавание. В результа те колонизации (см. Колонии античные, Античные города в Северном Причерноморье) греч. Г. появились в различных р-нах Средиземноморья и Причерноморья. Гл. часть населения собственно Г. составляли свободные мелкие ремесленники и торговцы, большой процент гор. населения составляли метеки - гл. слой, занимавшийся ремеслом и торговлей; имелись ремесл. мастерские (эргастерии), где работали рабы. Новый этап в развитии гор. жизни Древнего мира связан с эпохой эллинизма. Александр Македонский в завоеванных областях основывает многочисл. Г. как опорные пункты грекомакедонской экспансии, в Г. селят воинов, а также купцов и ремесленников - греч. колонистов; Г. делаются экономич., политич. и адм. центрами значит. сельских, подчиненных им, территорий; иногда Г. эксплуатирует зависимое сел. население. Наряду с основанием новых Г. практикуется слияние и укрупнение старых. Эту политику продолжают эллинистич. государи и после Александра Македонского (особенно Селевкиды), к-рые также рассматривают Г. как свою гл. опору. В эллинистич. период изменяется политич. статус и нек-рых старых местных Г. - они, и не обладая статусом полисов, получают нек-рое самоуправление, гор. землю (но монарх всегда может отнять и то и другое). Г. в эллинистич. период приобрели значительно большее, чем раньше, экономич. значение. Крупнейшие эллинистич. Г. - Пергам, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре, Александрия, Фессалоники и др. по своим размерам и численности населения превосходили важнейшие др.-греч. центры классич. эпохи. Среди этих Г. столицы больших гос-в (резиденции царей, средоточие политич. власти и воен.-адм. аппарата) выделяются и в экономич. отношении: это крупнейшие центры ремесла (особенно керамич. изделия, ткани, ювелирные изделия и др.) и торговли; предметы ремесла служили не только удовлетворению потребностей двора и богатой верхушки, но находили широкое распространение и за пределами страны. Г. в Италии во мн. напоминали греческие. Сравнительно рано (8 или 7 вв. до н. э.) приобрели значение этрусские Г. (Тарквинии, Популония, Вейи и др.), затем Г. Кампании и лат. Г., из к-рых особенно выделялся Рим, постепенно подчинивший себе Италию, а затем и все Средиземноморье и превратившийся в центр крупного рабовладельч. гос-ва (см. Рим Древний). Покорение Римом италийских Г. не означало полного исчезновения их автономии; они были поставлены в различное положение по отношению к центр. власти (союзные Г.; свободные Г., не платившие налогов; свободные Г., платившие налоги, и т. д.). Юлий Цезарь законом Lex Julia municipalis впервые создал общеиталийский статус Г.-муниципиев. С расширением Рим. гос-ва римляне в подчиненные ими провинции выводят многочисл. колонии (colonia; иногда сохраняется в назв. совр. Г., напр., Colonia Agrippina - совр. Кельн). В провинциях начинает развиваться гор. жизнь по образцу италийской; распространение гор. жизни (и соответственно присущей ей системы рабовладения) было одной из существеннейших черт романизации. Особенно широко выведение колоний практикуется при Августе. Рим. Г. становятся гл. опорой рим. господства в провинциях. Часто рим. Г. возникали на месте уже ранее существовавших местных гор. поселений (напр., кельтских), иногда - из рим. воен. лагерей (castrum). Особенно развита была гор. жизнь в вост. провинциях, в Галлии, Испании, а также в Африке. Постепенно провинц. Г.-муниципии (в конечном счете этот термин закрепился за провинц. Г.; лат. слово urbs - город, чаще всего применялось в отношении города Рима) приобретают все больший удельный вес (по сравнению с италийскими). Господств. слоем в Г. была муниципальная знать; мелкие землевладельцы и ремесленники входили в состав гор. плебса. Декурионы (или куриалы) - гл. обр. средние гор. землевладельцы - составляли гор. совет, из них же выбирались гор. магистратуры. В империи Г. утратили экономич. и политич. автономию, однако они не потеряли полностью своей муниципальной независимости. Г. обладали правом обложения налогами, распоряжались гор. имуществом и т. д. Значит. часть гор. расходов (гор. постройки, гор. благоустройство, организация театральных представлений - обязат. принадлежность антич. Г.) ложилась на декурионов. С 3 в. начинается разложение Г. как коллектива землевладельцев-рабовладельцев. Большинство муниципальных землевладельцев разоряется, частично пополняя ряды неимущего гор. плебса, частично покидая Г., устремляясь в деревню; верхушка наиболее состоят. собственников постепенно захватывает в свои руки руководство гор. жизнью. Появляется неизвестное ранее резкое деление на горожанина и крестьянина. Г. утрачивает свое прежнее господство над деревенской округой. Гор. жизнь в Зап. Рим. империи в период поздней империи приходит в упадок, однако Г. антич. типа сохраняются здесь до последних лет существования Зап. Рим. империи, а в отд. р-нах (Сев. Африка, Дунайские провинции) в 4 в. происходит даже известное оживление гор. жизни. Феодальный город. В эпоху раннего средневековья (6-10 вв.) в Зап. Европе господствовало натуральное х-во, старые рим. Г. либо совсем исчезли, либо сильно сократились в размерах, утратили былое экономич. значение и муниципальное устройство и превратились в населенные пункты, отличавшиеся от деревни гл. обр. своими укреплениями и тем, что в них были сосредоточены резиденции (епископов, графов и т. д.). Упадок Г. не означал, как упрощенно представляли дело нек-рые историки, особенно 19 в., что все было полностью поглощено деревенской и поместной стихией. На достигнутой в то время ступени развития уже должны были выделиться, как это и подтверждают данные письм. источников и археол. раскопки (напр., Хайтхабу), центры посреднич. торговли, добывающей и обрабатывающей пром-сти. Однако это не меняло существенно всей картины господства натурально-хоз. отношений. Исключение представляли быть может отдельные Г. Италии. В отличие от Зап. Европы, в Вост. Рим. империи (см. Византия) и странах Востока, где рабовладельч. строй уступал место феодальному постепенно, становление феод. отношений или совсем не сопровождалось падением значения Г., или оно не было столь глубоким. В нек-рых странах, напр. в Сасанидском Иране, в период раннего средневековья наблюдается даже оживление Г. Большое значение сохраняли Г. Византии (хотя об их значении и влиятельности в период раннего средневековья имеются различные точки зрения). Сложная и многообразная жизнь таких больших гор. центров, как Константинополь, Александрия, Антиохия и др., имела мощную экономич. основу развитого ремесла и торговли, многовековую традицию заморской и транзитной торговли. Высоким развитием в период раннего средневековья отличались Г. Китая. Там существовали богатые и многолюдные Г., сохранившиеся еще от Древнего мира и игравшие важную экономич. роль центров ремесла и торговли. Самыми крупными Г. Китая были столица империи Чанъань (совр. Сиань), Лоян; процветающим приморским Г. был Гуанчжоу (Кантон), всегда переполненный купцами - арабскими, персидскими, индийскими. В Зап. Европе качеств. скачок в развитии Г. наступил в 10-12 вв., когда в связи с развитием производит. сил и ростом обществ. разделения труда начался интенсивный процесс отделения ремесла от с. х-ва, в результате к-рого из массы сел. населения выделялись и концентрировались в определенных пунктах ремесленники и купцы. Центрами кристаллизации ремесл.-купеч. населения вначале чаще всего были феод. замки или старые рим. Г. Так возникли Париж, Кельн, Лион, Регенсбург, Лондон и мн. др. Однако нередко, особенно в более позднюю эпоху, Г. развивались и из неукрепленных деревенских поселений, где для этого имелись благоприятные условия. Прежде всего быстрый рост Г. начался в Италии (уже с 10 в.), затем он охватил Нидерланды, Францию, Прирейнскую и Юж. Германию, Англию и остальные области Зап. Европы. Процесс отделения ремесла носил еще незавершенный характер - б. ч. ремесл. изделий продолжала по-прежнему производиться в деревне. Поэтому в Г. концентрировалась сравнительно небольшая часть всего населения, и их размеры были незначительны. В зависимости от того, как происходило это отделение ремесла и каковы были возникавшие в результате него формы обществ. разделения труда, складывались различные типы Г. Концентрация в определенных пунктах ремесленников, снабжавших своими изделиями гл. обр. местное и окрестное сел. население (в осн. путем непосредственной продажи потребителям на гор. рынке или работы на заказ), приводила к возникновению многочисл. небольших гор. поселений, сохранявших обычно полуаграрный характер. Сосредоточение в особо выгодных для пром-сти и обмена местах ремесленников, производивших дорогие изделия для более далекого сбыта, и выделение крупных центров посреднич. торговли (а также центров рыболовства, добычи и сбыта соли и т. д.) имело следствием образование более развитых Г., население к-рых достигало нескольких десятков тыс. чел., а иногда и более (Генуя, Венеция, через к-рые шла торговля со странами Востока; Г. Фландрии - Брюгге, Гент и др., выросшие на произ-ве и экспорте сукон; нек-рые Г. Ганзы; Милан, Флоренция, Лондон и т. д.). В крупных Г. такого типа развивались торг. и ростовщич. капитал, в отраслях экспортной пром-сти ремесленники попадали в экономич. зависимость от купцов (или цеховых мастеров определенных специальностей), снабжавших их сырьем и сбывавших готовые изделия, наблюдалась большая имуществ. дифференциация. Способствовала росту Г. также локализация в них адм.-политич. центров и резиденций феодалов. Особенно велико было значение этого фактора в развитии Г. Юж. Европы, в к-рых обычно постоянно жили также землевладельцы-феодалы (Г. Италии, отчасти Юж. Франции и Испании), что дало основание нек-рым историкам поставить вопрос о целесообразности выделения особого типа юж.-европ. Г. Однако эту функцию центров скопления резиденций феодалов и политич. и культурных центров выполняли в определенной степени также мн. Г. др. областей Европы (епископские Г. прирейнской и юж. Германии, столичные Г., напр. Париж, и т. д.). Экономич. структура гор. ремесла, бывшего основой экономики возникавших т. о. Г., была обусловлена достигнутой в то время ступенью материального развития (ремесл. техника) и социальными отношениями, господствовавшими в породившей и питавшей Г. среде феод. деревни. Подобно крестьянам, гор. ремесленники были мелкими производителями, к-рые обладали определенными правами личной трудовой собственности на применяемые ими орудия труда и произведенные продукты и самостоятельно вели свое х-во, нередко (но отнюдь не всегда) используя труд 1-2 подмастерьев и учеников. Однако этому мелкому пром. произ-ву были свойственны нек-рые особенности. Гор. ремесло было в осн. товарным произ-вом (в отличие от крестьянского х-ва) - подавляющую часть пром. продукции гор. ремесленники производили для продажи на рынке или же на условиях ден. оплаты изготовляли на заказ. Земля, собственность на к-рую была осн. экономич. устоем клас. господства феодалов, не играла в х-ве ремесленников той роли осн. средств произ-ва, к-рая ей принадлежала в деревне. Специфика экономики Г. еще более усиливалась благодаря присущей Г. функции центров обмена, где концентрировались купцы, в силу характера своей торг. деятельности стоявшие вне узких рамок поместных отношений. На основе этих экономич. отношений в условиях зап.-европ. феод. общества в Г. сложился особый, отличавший его от деревни адм.-правовой строй. Вначале Г., как и деревня, находился в полной зависимости от феодалов. Крупный светский или духовный сеньор, во владениях к-рого был расположен Г. (сеньор Г.), сосредоточивал в своих руках власть над населением Г. и собирал с него различные ден., а частично и натуральные повинности. Однако горожане, находясь в более благоприятных, чем крестьяне, экономич. условиях и используя выгоды гор. быта (концентрация населения в определенных пунктах и т. д.), в результате длит. борьбы, принимавшей различные формы - от вооруж. восстаний до выкупа у феодалов отд. вольностей, - освобождаются от этих форм феод. зависимости и добиваются таких прав и привилегий, к-рыми не обладало сел. население (см. Коммунальное движение). Объем гор. вольностей был различен в зависимости от уровня экономич. развития Г., социальной структуры, степени феод. раздробленности данной страны и др. факторов. В одних случаях Г. добивались фактически полной самостоятельности (Г.-государства Средней и Северной Италии; в меньшей степени - имперские Г. Германии, коммуны Франции, нек-рые Г. Нидерландов), в других - Г. обладали лишь ограниченными вольностями и находились под надзором чиновников сеньоров Г. или короля. Несмотря на это, можно выделить нек-рые общие черты привилегий, завоеванных Г.: личная свобода всех членов гор. общины, т. е. граждан Г. (даже крепостной, бежавший от своего господина и проживший в Г. определенное время, становился лично свободным человеком: "Гор. воздух делает свободным" - гласила нем. пословица); право иметь особый гор. суд, руководствующийся юридич. нормами, соответствовавшими более развитым условиям гор. жизни; отмена различных сеньориальных повинностей и замена их, в случае сохранения зависимости от сеньора Г. или короля, определенными ден. взносами; признание за гор. общиной прав воен. корпорации (эта воен. организация, сочетавшаяся с оборонит. мощью гор. укреплений, играла подчас решающую роль в приобретении и отстаивании горожанами своих вольностей); право иметь выборные органы власти, гл. из к-рых в самоуправляющихся Г. был гор. совет. Гор. совет вводил налоги и определял порядок их взимания, ведал адм. делами, осуществлял надзор за торговлей и ремеслом, руководил воен. силами и т. д. Все эти вольности и привилегии в условиях феод. общества с его иерархич. структурой превращали отдельные Г. типа франц. коммун или нем. имперских Г. в своего рода коллективных сеньоров, к-рые нередко приобретали феод. права над окрестным крест. населением. Характерной чертой этого гор. строя, проникнутого ср.-век. духом стремления к корпоративному объединению для защиты общих интересов и приобретения привилегий, было образование внутри гор. общин еще более узких ассоциаций - цехов ремесленников, гильдий купцов. Формирование этих гор. учреждений, в осн. вполне сложившихся к 13 в., сопровождалось социальной борьбой внутри самих Г. В первый период после приобретения прав самоуправления власть обычно захватывал т. н. патрициат, к-рый состоял из ограниченного числа наиболее богатых и влиятельных семейств в Г., стремившихся замкнуться в наследств. касту и присвоить себе монопольное право замещения гор. магистратур. В 14-15 вв. во многих промышленно развитых Г. ремесленникам, объединявшимся в цехи, удавалось добиться участия в гор. управлении, а иногда и совсем оттеснить патрицианскую аристократию. Однако в среде ремесленников, в свою очередь, наблюдалось расслоение. К власти в Г. обычно приходили лишь верхи цеховых мастеров, начинавшие в свою очередь угнетать остальное население, что приводило к новым гор. движениям, в к-рых, в крупных Г. с далеко зашедшей имуществ. дифференциацией, принимали активное участие наиболее угнетенные и пауперизированные слои гор. населения, т. н. гор. плебейство. Образование ср.-век. Г. с их новыми формами х-ва и быта было событием, во многом определившим последующий ход ист. развития. Существование Г. делало неизбежным по крайней мере частичное вовлечение с. х-ва в товарное произ-во, что оказывало сильное воздействие на весь агр. строй. В период феод. раздробленности в б. ч. зап.-европ. стран (исключая Германию и Италию) Г. выступают как союзники королей в борьбе с крупными феодалами, способствуя созданию централизов. гос-в, а в последующую эпоху, в значит. степени утратив политич. самостоятельность, участвуют в органах сословных представительств в качестве особого (во Франции 3-го) сословия. В Г. делает большой шаг вперед развитие техники, складываются новые, более развитые формы товарного произ-ва, торговли, ден. обращения, в сфере гор. управления вырабатываются более рациональные приемы администрации и налогового обложения, происходят коренные сдвиги в области культуры; позднее развивается гор. культура эпохи Возрождения. Иначе протекало развитие ср.-век. Г. в России, хотя в качестве феод. Г. они имели родственную зап.-европ. феод. Г. социально-экономич. основу. В 10-12 вв., т. е. в то же время, что и в Зап. Европе, в Киевской Руси начинается стремит. развитие Г., к-рое, однако, приостанавливается в 13 в. (за исключением Новгорода и Пскова), гл. обр. в связи с монголо-татарским завоеванием. В 15-16 вв. в условиях общего экономич. подъема Моск. гос-ва Г. снова начинают расти и превращаются в центры развивающихся ремесла и торговли. Однако в силу сложившихся в России форм х-ва и феод. отношений гор. купцы и ремесленники не приобрели здесь тех привилегий, к-рые завоевали горожане Зап. Европы (см. ниже Г. на территории России и СССР). Ср.-век. Г. Востока (Азии и Сев. Африки) тоже имели свою специфику. Размеры мн. Г. стран Востока превосходили в раннее и классич. средневековье Г. Зап. Европы. Наиболее крупными Г. были: Чанъань, Лоян в Китае, Багдад, Каир и др. Однако большой размер мн. Г. Востока не являлся свидетельством глубокого проникновения тов.-ден. отношений в феод. общество. Большое значение здесь на всем протяжении средневековья сохранили Г., являвшиеся в первую очередь феод. резиденциями, воен.-адм. ставками, Г.-лагеря, Г., существование к-рых было связано со святилищами, "святыми местами" и т. д. Сравнительно большой процент гор. населения составляли армия, чиновничество, придворный штат правителя и крупных феодалов, прислуга, свита, а также служители при мечетях и храмах, монахи, паломники и т. д. Часто Г.-резиденции, пережив кратковременный расцвет, с переносом резиденции в др. место, хирели. Феодалы нередко сами вели торговлю, а в гор. ремесле большое значение имели гос. мастерские и мастерские, принадлежавшие отд. феодалам. Самостоят. товарообменные операции гор. ремесленников с деревней были незначительны. Гор. ремесло в большой степени ориентировалось на обслуживание двора, армии, отд. феодалов и в весьма значит. мере - на внеш. рынок. Товары из Г. стран Востока - дорогие ткани, ковры, ювелирные изделия, бумага, фарфор (последние из Китая) и др. - расходились по всему миру. Многие процветавшие Г. Востока были расположены на мор. и сухопутных дорогах, через к-рые шла транзитная торговля. Ремесленники Г. Востока, производившие предметы роскоши, своим мастерством большую часть периода ср. веков значительно превосходили искусство зап.-европ. ремесленников. В Г. Востока создавалось отличное от большинства зап.-европ. Г. соотношение сил. Здесь полностью господствовали жившие в Г. феодалы, чиновники и духовная знать. Самостоят. ремесленники ставились под строгий контроль гос. властей. Гор. самоуправления в Г. стран Востока, как правило, не было. Здесь неизвестна борьба Г. за гор. вольности, выступления Г. на политич. арене как самостоят. силы. Влияние феодалов было крепко еще и потому, что основой централизов. гос. власти на Востоке оставалась гос. феод. собственность на землю и поэтому гос. власть, как правило, не рассматривала Г. как серьезную силу, необходимую ей для борьбы с феод. раздробленностью. Большое значение для мн. Г. Востока имели их экономич. связи с кочевыми скотоводч. племенами, поставлявшими в Г. сырье для ремесл. продукции. В то же время нападения кочевников наносили тяжелый ущерб Г., сопровождаясь часто их разграблением и даже разрушением. Особенно тяжелые последствия для развития Г. передовых азиат. стран имели монг. завоевания 13 в. Конечно, противопоставление гор. развития в странах Востока и странах Европы может носить лишь относит. характер - в качестве выявления наиболее специфич. черт. Конкретное развитие Г. отд. стран было гораздо многообразнее и не всегда укладывается в эту схему. Так, выше отмечалась, напр., большая роль феодалов и во многих европ. Г., разная степень зависимости Г. от центр. власти (иногда - весьма значительная и в странах Зап. Европы) и т. д. С др. стороны, развитие Г. нек-рых азиат. стран (в частности, Японии) приближалось к европ. типу (нек-рые Г. добились здесь прав самоуправления, они служили опорой центр. власти в борьбе с феод. сепаратизмом и пр.). Наконец, - и это главное - и у вост., и у зап. Г. была одна тенденция развития. И в странах Востока на протяжении средневековья процесс разделения труда между ремеслом и с. х-вом углублялся; возникали Г. мелкие и средние, более тесно связанные с местными, преим. сел. рынками, все б. ч. продукции производилась гор. ремесленниками для массового потребления. В ходе углубляющегося обществ. разделения труда в Г. возникали зачаточные элементы капиталистич. произ-ва и первые элементы буржуазии и предпролетариата. Эти процессы происходили на Востоке сравнительно медленно. Дальнейшая судьба Г. в странах Востока находилась в тесной связи со сложным (и еще окончательно не выясненным в ист. науке) процессом наметившегося в 15-17 вв. отставания экономич. развития стран (и Г.) Востока от стран (и Г.) Зап. Европы, усугубленного с 16-17 вв. колониальной экспансией зап.-европ. держав, к-рая затормозила и исказила естеств. развитие Г., как и всего социально-экономич. прогресса на Востоке. Что касается зап.-европ. Г., то в 15 и особенно в 16-17 вв. он вступает в новую фазу развития. Пром-сть и торговля этого времени, имеющие уже отчасти капиталистич. характер, начинают перерастать рамки сложившихся в Г. форм х-ва и ср.-век. гор. строя с его цеховыми ограничениями и олигархич. правлением. Наиболее значит. Г., перестраивающиеся на капиталистич. основе, развиваются в это время в Нидерландах (Антверпен - до конца 16 в., за ним Амстердам), Англии (особенно Лондон), Франции. В дальнейшем европ. Г. развиваются уже на капиталистич. основе. Г. Востока еще долго сохраняют феод. характер. Истории зап.-европ. феод. Г. посвящена огромная лит-ра. Франц. историки эпохи Реставрации (О. Тьерри, Ф. Гизо) указали осн. движущую силу развития гор. самоуправляющихся общин - борьбу горожан с сеньорами, хотя и несколько упрощенно представляли себе ее характер, приписывая слишком большую роль вооруж. восстаниям горожан (Тьерри заимствовал фактич. материал гл. обр. из истории сев.-франц. коммун, для к-рых действительно характерны такие восстания). Острые разногласия, особенно в нем. лит-ре, вызвал в значит. степени формально-юридич. вопрос об истоках гор. учреждений. Признавая, что образование Г. было связано с экономич. подъемом, начавшимся в 10-12 вв., исследователи расходились в мнениях, где нужно искать отправную точку развития адм.-правового строя этих Г. и какие ин-ты ср.-век. общества оказали на него наибольшее влияние. Сначала преобладала романистич. теория, согласно к-рой гор. строй развился из остатков муниципальных учреждений поздней Рим. империи (Дюбо, Савиньи, отчасти Тьерри и Гизо). На смену ей пришли теории, выводившие гор. строй или его отд. элементы из феод. поместья и вотчинного права (Эйхгорн, Нич), сел. общины (Г. Л. Маурер, Г. Белов), гильдий взаимопомощи эпохи раннего средневековья (нем. ученые Вильда, Гирке), особого рыночного права, установленного для рынков еще в догородской период (нем. ученые Ритшль, Зом) и т. д. В кон. 19 в. - первых десятилетиях 20 в. бельг. историк А. Пиренн попытался дать цельное изображение всего процесса развития ср.-век. Г. Согласно его теории, экономич. подъем, нашедший проявление в образовании Г., был вызван оживлением торговли. Г. развились из купеч. поселений (vicus, portus), возникавших у стен укрепленных феод. резиденций, купечество было организующим элементом в борьбе с сеньором Г. и играло гл. роль во всем развитии Г. Концепция Пиренна получила большее распространение в совр. зап.-европ. медиевистике, чем др. теории (напр., В. Зомбарта, согласно к-рой развитие Г. было обусловлено ростом платежеспособного спроса на пром. изделия со стороны феодалов, потреблявших аккумулированную зем. ренту). Для исследовательских приемов совр. историков-урбанистов характерно стремление дать более дифференцированное по отдельным стадиям и типам Г. изображение гор. развития, основанное на широком использовании, помимо письм. источников, также данных археологии и выводов, полученных путем изучения топографии и планов Г. (бельг. ученый Веркотерен, Гансхоф, нем. - Планиц, Э. Эннен и т. д.). Большое значение имела дискуссия (в первые десятилетия 20 в.) по поводу теории К. Бюхера о х-ве ср.-век. Г. как особой ступени экономич. развития. Эта дискуссия, во время к-рой противники Бюхера нередко впадали в противоположную его взглядам крайность преувеличения роли торговли в ср.-век. экономике (напр., Рериг), показала необходимость выделения различных типов Г. и поставила важный вопрос о последовательности их ист. развития и о их роли в х-ве феод. Европы. Нек-рые исследователи, признавая недооценивавшийся Бюхером факт существования в ср. века гор. центров посреднич. торговли и экспортной пром-сти, в то же время высказывают мнение, что б. ч. продукции гор. ремесла давали небольшие Г. локального значения и что именно они должны быть признаны наиболее типичным для этой эпохи явлением. Сов. историки достигли определенных успехов в решении задачи освоения огромного фактич. материала, накопленного бурж. исследователями, и критич. пересмотра под углом зрения марксистской теории сформулированных ими точек зрения и концепций (работы В. В. Стоклицкой-Терешкович и др. об экономич. структуре нем. Г. и социальной борьбе в них; В. И. Рутенбурга об экономике Флоренции и нар. движениях в итал. Г.; Я. А. Левицкого о раннем англ. Г.; М. П. Лесникова о ганзейской торговле; А. П. Каждана, М. Я. Сюзюмова о визант. Г.; Н. В. Пигулевской о Г. Ирана; M. H. Тихомирова, Б. А. Рыбакова и др. по русским Г., и т. д.). Однако мн. большие вопросы ср.-век. гор. истории еще недостаточно выяснены. К их числу относится вопрос о конкретных причинах столь стремительного для своей эпохи роста зап.-европ. Г. 10-13 вв., к-рый может быть решен лишь на основе марксист. теории о связи социально-экономич. процессов с развитием производит. сил. Еще более широкое науч. значение имеет вопрос о том, почему в ср.-век. Зап. Европе горожане добились самоуправления и приобрели столь большие права и привилегии. Вопрос этот встает при сравнит. изучении феод. Г. стран Зап. Европы и стран Востока, в к-рых также были экономически развитые Г., но не сложилось аналогичных зап.-европейским гор. учреждений. Эта сложная проблема, к-рую безуспешно пытались решить бурж. социологи (напр., М. Вебер), может быть выяснена лишь при помощи марксистского изучения различных типов феод. обществ, их социально-экономич. структуры и сложившихся в них условий клас. борьбы. Ю. А. Корхов. Москва (европ. Г.). Капиталистический город. С развитием капитализма Г. начинают занимать новое положение в обществ. произ-ве. В отличие от феодализма, исходившего из деревни и являвшегося преим. агр. строем, с незначит. процентом гор. населения, капиталистич. произ-во связано в первую очередь с Г. - именно здесь сосредоточены важнейшие средства произ-ва, характерные для капитализма, с Г. связана жизнь и деятельность осн. классов капиталистич. общества - буржуазии и пролетариата, отсюда в первую очередь исходят общественные движения эпохи капитализма. Гор. население в наиболее развитых индустр. странах со временем начинает составлять 50% и более всего населения страны. В мануфактурный период развития капитализма рост Г. был в общем невелик (хотя к сер. 18 в. в Зап. Европе насчитывалось уже ок. 15 Г. с населением св. 100 тыс. чел., в т. ч. Лондон и Париж имели св. 500 тыс. чел.). Интенсивный рост Г. начинается только с возникновением фабричного произ-ва, с промышленным переворотом, положившим начало капиталистич. индустриализации. Г. становится средоточием крупного фабричного произ-ва. Бурный рост Г. при капитализме являлся следствием дальнейшего углубления и расширения обществ. разделения труда. Классич. формулировку роли фабричного произ-ва в образовании и росте капиталистич. Г. дал Ф. Энгельс: "Население так же централизуется, как и капитал... Крупное промышленное предприятие требует совместного труда многих рабочих в одном помещении; эти рабочие должны жить поблизости: даже при небольшой фабрике они образуют целый поселок... поселок превращается в городок, а городок в большой город. Чем больше город, тем выгоднее в нем обосноваться... Этим обусловливается поразительно быстрый рост больших фабричных городов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 261-62). Ранее всего интенсивный рост Г. начинается в Великобритании; на континенте наиболее интенсивный рост Г. происходил в Германии с 70-х гг. 19 в. Прибл. тогда же начинается быстрая урбанизация США. Процесс урбанизации находит выражение в росте гор. населения вообще и в особенно стремит. росте крупных Г. —***—***—***— Таблица 1. Рост городского населения ряда стран в 19-20 вв. (в % ко всему населению) [s]ГОРОД_1.JPG[/s] Развитие старых и возникновение новых Г. находилось в прямой зависимости от размещения новой, капиталистич. пром-сти, энергетики, развития транспорта. В связи с этим уже в эпоху зарождения капитализма потеряли значение нек-рые Г., игравшие роль значит. экономич. центров при феодализме (напр., Брюгге, Регенсбург), но зато возникли совершенно новые пром. центры; иногда небольшие деревушки превращались в быстрорастущие Г. Возле месторождений угля и железа в 19 в. возникало и развивалось огромное количество Г. в Центр. Англии, Рурской обл., Пенсильвании. Стихийность и неравномерность размещения производит. сил при капитализме имели своим следствием неравномерное развитие и размещение Г. по отд. странам, а также по отд. р-нам одной и той же страны. Особенно быстро росли крупнейшие Г. —***—***—***— Таблица 2. Рост населения некоторых крупных городов (в тыс. чел.) [s]ГОРОД_3.JPG[/s] Этот рост, связанный в первую очередь с дальнейшим процессом концентрации пром. произ-ва, является характерным явлением мирового градостроительства и продолжается и поныне. Количество Г. с населением более 500 тыс. чел. увеличилось в течение 1-й пол. 20 в. в 4 раза. Если в нач. 20 в. во всем мире было 13 Г. с населением св. 1 млн. чел., то в сер. 20 в. их стало ок. 70; в них живет прибл. 150 млн. чел. (без пригородов); число гор. населения в "Г.-миллионерах" с пригородами составляет 272 млн. чел. или ок. 10% населения мира. —***—***—***— Таблица 3. Крупнейшие города мира (с населением свыше 1 млн. чел.) [s]ГОРОД_4.JPG[/s] Рост капиталистич. Г. происходил преим. за счет притока в Г. населения извне - гл. обр. за счет разорявшегося деревенского населения, переселявшегося в Г. в надежде найти работу, лелеявшего утопич. мечты "разбогатеть", "выбиться в люди" и т. д. Источником пополнения заокеанских Г. - американских