Городская дума

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Городская дума
1) орган городского самоуправления в Российской империи в 1785—1917 гг. Занималась вопросами городского хозяйства, благоустройства, здравоохранения жителей; 2) в Российской Федерации — выборные представительные органы самоуправления в городах.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

ГОРОДСКАЯ ДУМА
1) орган городского самоуправления в 1785-1917. Занималась вопросами городского благоустройства, здравоохранением и другими хозяйственными делами. Возглавлялась городским головой; исполнительный орган - Шестигласная дума; с 1846 в С.-Петербурге, с 1862 в Москве - Распорядительная дума; с начала 1870-х гг. - городская управа. 2) В Российской Федерации с 1993 - выборные представительные органы самоуправления в городах.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ГОРОДСКАЯ ДУМА
распорядительный орган городского самоуправления. Создана по Жалованной грамоте городам 1785 г. К Г.д. перешла часть функций от городовых магистратов и ратуш. Городские жители избирали Общую Г.д. во главе с юродским головой. Для решения практических вопросов Общая дума избирала Шестигласную думу. Деятельность дум была подчинена надзору губернатора. Срок полномочий Г.д. составлял 4 года, численный состав 30–70 чел. В руках городского головы было сосредоточено председательство в думе и ее исполнительных органах. Г.д. состояли из общего собрания, подготовительных комиссий из гласных и канцелярии. Г.д. занималась вопросами городского благоустройства, здравоохранения, другими хозяйственными делами. С 1864 г. Г.д. действовали наряду с другими всесословными органами – земствами.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

ГОРОДСКАЯ ДУМА
распорядительный орган городского управления в России. Первые городские думы учредила Екатерина II, издав Жалованную грамоту городам 1785 г. Выборщики в думу делились на шесть разрядов по сословной принадлежности и имущественному положению горожан. Каждые три года они избирали орган самоуправления (Общую думу) и городского голову. Исполнительным органом становилась Шестигласная дума — по одному представителю от каждого разряда. И Общая, и Шестигласная думы были подчинены губернатору, а многочисленные государственные учреждения постоянно притесняли Думу в вопросах городского управления. В первой половине XIX в. Общие думы практически перестали собираться, и попытки их возрождения (1846, 1862) не привели к успеху, так как сословная основа их устройства не соответствовала потребностям времени. Новый импульс к активизации деятельности городских дум создала Городская реформа 1870 г., введя всесословность и исключительно имущественный принцип организации дум как выборных органов городского самоуправления. На этой основе городские думы просуществовали до Октябрьской революции 1917 г.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Городская дума
представительный распорядительный орган городского самоуправления в России в 1785–1917 гг., занималась вопросами благоустройства, здравоохранения, другим городскими делами. По Жалованной грамоте городам 1785 г. городские обыватели, разделенные на 6 групп (имевшие постоянное жительство в городе; купцы трёх гильдий; цеховые ремесленники; иногородние и иностранцы, приписанные к городу для промышленных работ; именитые граждане; посадские, занимавшиеся промышленностью, ремеслом и работами по найму) раз в три года избирали городскую думу в составе гласных и городского головы. Городская дума избирала постоянно действующую шестигласную думу (по одному гласному от каждой группы населения под председательством городского головы), которая заведовала всем хозяйством и отчитывалась в доходах и расходах перед губернатором. С 1846 г. в Петербурге и Москве городское общество состояло из 5 разрядов: потомственных дворян; владельцев недвижимости; личных дворян, почетных граждан и разночинцев, владевших недвижимостью; купцов всех гильдий, цеховых; мещан, не записанных в цехи. Общая дума из гласных, выбранных по сословиям, работала в полном составе; по делам сословий работало пять отделений под председательством сословных старшин. Городская дума принимала постановления, а распоряжения по ним делала распорядительная дума (по одному члену от каждого сословия и один член от правительства) под председательством городского головы. Для исполнения распоряжений думы были учреждены управы: купеческая, мещанская и ремесленная. По городской реформе 1870 г. гласные в городскую избирались налогоплательщиками, владевшими недвижимостью, держателями купеческих, промысловых и приказчичьих свидетельств, а также ведомствами, учреждениями, обществами, монастырями и церквями. Избиратели делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия платила 1/3 городских налогов и избирала 1/3 гласных. Евреи не пользовались избирательными правами. Исполнительный орган – городская управа. В 1892 г. был изменен состав избирателей и ликвидировано деление их на курии.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

ГОРОДСКАЯ ДУМА
1) распорядительный орган гор. сословного самоуправления, действовавший на основе жалованной Грамоты на права и выгоды городам Росс. империи 1785. Нас. городов делилось на 6 разрядов (сословных групп): 1. Владельцы домов и земель в черте города. 2. Купцы всех гильдий. 3. Цеховые ремесленники. 4. Купцы и специалисты, приписанные к городу для торговли и пром-сти, но не прожив. в нем. 5. Выборные должностные лица, ученые, художники, архитекторы, композиторы и т. Пенз., имеющие академич. свидетельства, банкиры, оптовые торговцы. 6. Чернорабочие, гор. беднота. На Г. д. возлагалось заведование всем хоз-вом города, в фин. вопросах была подотчетна губернатору. По Городовому положению от 16 июня 1870 выборы в Г. д. проводились по 3 избират. съездам – крупных, средних и мелких налогоплательщиков, избиралось по равному числу гласных, в ПЕНЗ. – по 24 гласных, т. о. Пенз. Г. д. состояла из 72 чел. Исполнит. орган – гор. управа, избиравшаяся из состава Г. д. (раз в 4 года). В ПЕНЗ. число жителей, получивших избират. права, составляло в 1870 6,2% от общего числа гор. населения, в первых выборах по новому Городовому положению приняло участие 14,1% избирателей, а в 1880-х гг. активность снизилась до 11,1%. Из общего кол-ва лиц, получивших избират. права в ПЕНЗ., 89,4% являлись плательщиками налога с недвижимого имущества, 10,6% – сборов с торг. докум. Соц. состав Пенз. Г. д. (сер. 1880-х гг.): 34,7% – дворяне, духовенство, разночинцы; 55,6% – купцы, почетные граждане из купеч. сословия; 9,7% – мещане, ремесленники, крестьяне. Для 1-го разряда 1 гласный приходился на 1,7 избирателя, для 2-го – на 9,5; для 3-го – на 116,3. Городовое положение от 11 июня 1892 заменило налоговый ценз на имущество, т. о. число избирателей резко сократилось. В ведении Г. д. находились хоз. вопросы: гор. благоустройство, прод. дело, развитие торговли, промыслов, надзор за порядком на торгах и базарах, защита сословных прав и т. Пенз. Полиция, податное дело, суд находились вне компетенции Г. д. Гор. собрание созывалось с разрешения губернатора, к-рый наблюдал за правильностью употребления суммы гор. об-вом, Г. д. отчитывалась перед ним и казенной палатой в доходах и расходах, имела свои денежные средства. В ПЕНЗ. доходная часть складывалась из поступлений: гор. имущества и оброчные статьи – до 34% общих поступлений, дохода с гор. пр-тий – до 20%, поступления от казны на воинскую повинность, содержание школ и т. Пенз. – 18%, оценочного сбора с недвижимого имущ. – до 9%, обложения торг., промыслов, лошадей, собак и др. пошлин – 8%, отчисления из прибылей Гор. обществ. банка – 8% и т. д. Расходовались средства на: гор. благоустройство – 5–7%, содержание гор. пр-тий – 12–15%, нар. образ. – 14–17%, обществ. призрение, мед. и санитарию – 6–8%, содержание гор. обществ. управления – 8–9%, содержание пожарной части – 6%, воинская квартирная повинность – 11%, платежи по долгам – 10–12%. Ликвидирована в 1918 в связи с созданием сов. органов гор. управления. Лит: Ерошкин Н. ПЕНЗ. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Нардова В. А. Городское самоуправление в России в 60-х – нач. 90-х гг. 19 в. Л., 1984; Отчеты о деятельности Пензенского городского общественного управления за разные годы (ГАПО. Ф–108). Т. А. Евневич. 2) В РФ с 1993 – выборный представит. орган города. Пенз. Г. д. с 1994. Правовые, экономические и финансовые основы городского самоуправления, его полномочия, ответственность и структура определены в Уставе г. ПЕНЗ. Пенз. Г. д. избирается в количестве 21 депутата сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права избирателями, проживающими на территории города при тайном голосовании. Является правомочной, если в ее состав избраны не менее двух третей от установленного численного состава депутатов. Численность депутатов и срок полномочий Г. д. не могут быть изменены в течение текущего созыва. Основной формой работы Г. д. является сессия. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов. Пенз. Г. д. 1-го созыва была избрана 30 янв. 1994, 2-го созыва – 26 дек. 1996. Г. д. 1-го и 2-го созывов работала под председательством Главы города Пензы А. С. Калашникова, возглавлявшего в соответствии с действовавшим Уставом города как представительный (городская Дума), так и исполнительный (администрация города) органы гор. самоуправления. Г. д. 3-го созыва избрана 24 дек. 2000. Пред. – С. Ф. Пинишина. В. Н. Исаев.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
465.69 кб

Московская городская дума

Бахрушин С. В.
Читать PDF
335.07 кб

Ташкентская городская дума: историко-правовой аспект

Маликова Гульчехра Рихсиходжаевна
В статье автором рассматриваются вопросы формирования и динамика развития института выборов, а также анализируется развитие института выборности в период завоевания Туркестанского края царской Россией (с 1877 по 1906 год).
Читать PDF
70.48 кб

Благоустройство Москвы и городская дума в 1797-1799 гг

Сироткин Александр Сергеевич
В статье показана роль Городской думы в мероприятиях по благоустройству Москвы в начале царствования Павла I вплоть до введения новой системы общественного управления старой столицей весной 1799 г.
Читать PDF
308.55 кб

Городская дума и развитие начального образования в Саратове в 1871-1917 годах

Зайцев Максим Вячеславович
Исследование посвящено развитию муниципальной системы начального образования в Саратове в 1871-1917 гг.
Читать PDF
279.60 кб

Нахичеванский театр и городская дума накануне первой мировой войны:к постановке вопроса

Казарова Нина Акоповна
В статье исследуются процессы, происходившие в театральной культуре донских армян в первом десятилетии ХХ века.
Читать PDF
256.51 кб

Владикавказская Городская дума: избирательные практики и социальный состав (вторая половина XIX нача

Уадати А. С.
В статье рассматриваются неизученные вопросы городского самоуправления: организация выборов в Городскую думу Владикавказа во второй половине XIX начале XX в., ее социальный состав, электоральное поведение горожан.
Читать PDF
119.88 кб

99. 02. 008. Писарькова Л. Ф. Московская городская дума: 1863-1917 гг. М. : Издательство объединения

Большакова О. В.
Читать PDF
177.72 кб

МЕСТНОЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: КАВКАЗСКОЕ НАМЕСТНИЧЕСТВО И ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА: ОПЫТ В

Дарчиева Светлана Валерьевна, Дарчиев Анзор Валериевич
Конец XIX начало XX в. для Российской империи стали периодом политической модернизации.
Читать PDF
229.84 кб

САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА VS ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ КВАРТАЛОВ: ШТРИХИ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМ

Рынков В.М.
Политический режим Комуча исследователи определяют как демократию либо диктатуру, прикрывшуюся демократической риторикой. Для углубленного понимания проблемы рассмотрен частный сюжет конфликт Центрального совета кварталов г.
Читать PDF
27.12 мб

Рецензия: Ева Берар. Империя и город: Николай II, «Мир искусства» и городская дума в Санкт-Петербург

Борис Степанов