ГостияГостынский, Владислав Владиславович

ГОСТОМЫСЛ

Найдено 6 определений термина ГОСТОМЫСЛ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГОСТОМЫСЛ

легендарный предводитель новгородских словен, первый князь или посадник (1-я половина 9 в.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

ГОСТОМЫСЛ

легендарный предводитель, старейшина новгородских ильменских славян, их верховный князь и посадник. Правил в первой половине IX в.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

ГОСТОМЫСЛ

полулегендарный предводитель (старейшина) новгородских словен, первый новгородский посадник или князь (ок. 1-й пол. 9 в.), к-рый якобы завещал призвать варягов. Могила Г. по летописной традиции находится в р-не Волотова холма близ Новгорода. Предание о Г. появилось в 15 в. в Софийской 1-й летописи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Гостомысл

Гостомысл - легендарное лицо, с именем которого во многих списках летописей связывается сказание о призвании варягов. По отрывку Иоакимовской летописи, приводимому Татищевым , Гостомысл был потомком Вандала. При отце его, Буривое, варяги покорили славянскую землю; но Гостомысл, избранный славянами князем, прогнал варягов и правил затем спокойно, любимый народом за храбрость, ум и справедливость. Три его дочери были замужем за соседними князьями, а четыре сына умерли еще при его жизни. Скорбя о неимении мужского потомства, Гостомысл однажды увидел во сне, что из чрева средней его дочери, Умилы, произросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный город. Вещуны растолковали, что один из сыновей Умилы будет его наследником, и ""земля удобрится княжением его"". Перед смертью Гостомысл, собрав старейшин и рассказав им свой сон, посоветовал им отправить посольство к варягам просить князя. На зов явились, по смерти Гостомысла, Рюрик с двумя братьями. Эта легенда о Гостомысле, объясняя призвание варягов, намекает на родственные отношения варяжских князей с прежней династией, а именно, что Рюрик был внуком Гостомысла со стороны матери. Татищев и Щербатов давали рассказу Иоакимовской летописи полную веру. Некоторые списки Несторовой летописи дают и другой вариант этой легенды (ср. Карамзин , примечания 70 и 91 к I т.). По другим вариантам (например, в отрывке, внесенном в Новгородскую летопись попа Иоанна), Гостомысл был первым новгородским посадником. Первым усомнился в существовании Гостомысла Миллер . В существование Гостомысла не верил и Карамзин, прямо называющий все рассказы о Гостомысле сказками, внесенными в летописи гораздо позднее. Указывают холм Гостомысла или его могилу на Волотовом поле.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

ГОСТОМЫСЛ (IX в.)

легендарный новгородский старейшина, князь. В Новгородской четвертой, Софийской, Никоновской и ряде других летописей есть известие о приходе славян с Дуная к озеру Ильмерю (Ильменю), об основании ими Новгорода, в котором они посадили старейшину Гостомысла.

В Воскресенской летописи сообщается о приходе славян с Дуная к Ладожскому озеру, а оттуда к Ильменю, после чего они стали называться русью, поскольку поселились возле реки Русы, впадавшей в Ильмень. Они построили Новгород, где стал править старейшина Гостомысл.

Больше всего сведений о Гостомысле имеется в Иоакимовской летописи, дошедшей до нашего времени в изложении В.Н. Татищева. В ней говорится, что Гостомысл происходил из древнего княжеского славянского рода, восходившего к легендарным предводителям славян Славену, Вандалу и Владимиру. Отцом Гостомысла был Буривой, воевавший с варягами в Прибалтике. Вытесненный варягами из родной земли, Буривой вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы. Варяги захватили Великий град и обложили тяжкой данью славян, русь и чудь. Жители Великого града обратились к Буривою с просьбой прислать им своего сына Гостомысла. Последний, придя в Великий град, захватил там власть, одних варягов перебил, других изгнал и отказался выплачивать дань захватчикам. Он заключил с ними мирное соглашение, после чего "бысть тишина по всей земли". Гостомысл построил возле моря город, назвав его в честь своего старшего сына Выбора.

Летопись характеризует Гостомысла как очень храброго человека и мудрого правителя. Соседи его боялись и посылали ему дары и дани, чтобы не воевал с ними, а собственные подданные глубоко уважали и чтили, поскольку он являлся великим правосудцем. Многие иноземные правители приходили морем и землею "вкусить его мудрости", видеть его суд, спросить у него совета.

Гостомысл имел четырех сыновей и трех дочерей. Одни сыновья его погибли на войне, другие умерли собственной смертью, а дочери вышли замуж за соседних князей. И некому было унаследовать власть, но однажды во сне он увидел, как из чрева его средней дочери Умилы выросло большое и плодовитое дерево, которое покрыло весь Великий град и от плодов которого насытились все люди его земли. Гостомысл потребовал от волхвов-вещунов истолковать ему этот сон. Те заявили: сон означает, что Гостомыслу иметь наследниками сыновей Умилы, которые приведут к расцвету его землю. Пред смертью Гостомысл собрал старейшин от славян, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им про свое сновидение и послал избранных людей "за море" - за своими внуками.

Таковы легенды о Гостомысле, изложенные русскими летописцами. Ни одна из них не проверяется с помощью достоверных источников, а потому невозможно ответить на вопрос, как они соотносятся с реальной действительностью.

О.М. Рапов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

Гостомысл

— легендарное лицо, с именем которого во многих списках летописей связывается сказание о призвании варягов. По отрывку Иоакимовской летописи, приводимому Татищевым, Г. был потомком Вандала (см.). При отце его, Буривое, варяги покорили славянскую землю; но Г., избранный славянами князем, прогнал варягов и правил затем спокойно, любимый народом за храбрость, ум и справедливость. Три его дочери были замужем за соседними князьями, а четыре сына умерли еще при его жизни. Скорбя о неимении мужского потомства, Г. однажды увидел во сне, что из чрева средней его дочери, Умилы, произросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный город. Вещуны растолковали, что один из сыновей Умилы будет его наследником и "земля удобрится княжением его". Перед смертью Г., собрав старейшин и рассказав им свой сон, посоветовал им отправить посольство к варягам просить князя. На зов явились, по смерти Г., Рюрик с двумя братьями. Эта легенда о Г., объясняя призвание варягов, намекает на родственные отношения варяжских князей с прежней династией, а именно, что Рюрик был внуком Г. со стороны матери. Татищев и Щербатов давали рассказу Иоакимовской летописи полную веру, а первый даже дополнил этот рассказ подробностями о двух других дочерях Г.: от старшей произошла Ольга, а младшая была матерью Вадима (см.), убитого Рюриком. Некоторые списки Несторовой летописи дают другой вариант этой легенды (ср. Карамзин, прим. 70 и 91 к 1 т.). Черноморские славяне вместе со скифами и болгарами, поднявшись на север, построили Вел. Новгород и выбрали старейшиной князя Г. Дожив до глубокой старости и не будучи больше в состоянии править многочисленными и беспокойными племенами, Г. призвал начальников русской земли и увещевал их идти в прусскую и варяжскую земли, "к тамошним самодержцам" от рода Августа Кесаря, и предложить им власть над славянской землей. Ничего этого нет в настоящих временниках, даже в Никоновском. По другим вариантам (напр. в отрывке, внесенном в Новгородскую летопись попа Иоанна), Г. был первым новгородским посадником. Предание о Г. существовало еще в XVI в.; о нем упоминает Герберштейн. Первый усомнился в существовании Г. Миллер. В существование Г. не верил и Карамзин, прямо называющий все рассказы о Г. сказками, внесенными в летописи гораздо позднее. Указывают холм Г. или его могилу на Волотовом поле (см.).

{Брокгауз}



Гостомысл

посадник новгородский, посоветовавший призвать с Балтийского поморья кн. Рюрика 861 г.

{Половцов}



Гостомысл

— по летописным преданиям, первый новгородский посадник (по другим вариантам — князь), перед своею смертью давший ильменским славянам совет пригласить князей-варягов; один из откликнувшихся на это приглашение, Рюрик, будто бы был внуком Гостомысла по матери. В реальности существования Г. сомневались уже историки 18 в., а Карамзин весь рассказ о Г. считал просто сказкой, внесенной в летопись в позднейшие времена. Рассказом о Г. летописец по-видимому хотел объяснить завоевание Руси варягами и, поставив завоевателей в родственные отношения с прежней династией, представить завоевание в виде мирного "призвания князей".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Найдено схем по теме ГОСТОМЫСЛ — 0

Найдено научныех статей по теме ГОСТОМЫСЛ — 0

Найдено книг по теме ГОСТОМЫСЛ — 0

Найдено презентаций по теме ГОСТОМЫСЛ — 0

Найдено рефератов по теме ГОСТОМЫСЛ — 0