ГОСТЮХИН Виталий Георгиевич

Найдено 1 определение
ГОСТЮХИН Виталий Георгиевич
род. в 1952 г.) — эстрадный сценарист и режиссер, заслуженный работник культуры РФ. В 1974 г. окончил Курганский пединститут, работал учителем математики в с. Половинное. Дальнейшую жизнь связал с художественной самодеятельностью. 10 лет руководил народной агитбригадой «Радуга» Целинского РДК Курганской обл. Вместе с другими курганцами, П. Волковым и А. Медведевских, участвовал в работе Всероссийской творческой лаборатории авторов, пишущих для агитбригад, проводившейся ВНМЦ им. Н.К. Крупской и Союзом писателей РСФСР в Доме творчества писате-лей в подмосковной Малеевке. Переехав в Курган, с 1987 г. руководил народным агиттеатром «Гротеск» Дворца культуры и техники, преподавал в Курганском областном училище культуры, писал сценарии и ставил эстрадные программы, КВН, театрализованные праздники народного творчества. Г. — лауреат Всероссийских конкурсов авторских эстрадных театров и агитбригад, один из самых известных агитбригадчиков России 1980–90-х гг. В спектаклях Г. всегда была ощутима тяга к театру и эстраде, что не соответствовало агитбригадному стереотипу, «нарушало чистоту боевого жанра», в чем автора и постановщика упрекали на смотрах и конкурсах 1970–80-х гг. Его излюбленный жанр — трагикомедия и трагифарс. Г. умеет видеть комическое, смешное в жизни, его отличает гротескное мышление и своеобразный юмор, иногда грубоватый, как это и свойственно фарсу, но не черный юмор, уверенно обосновавшийся на любительской эстраде и в КВН с конца 1980-х гг. Представления Г. зрелищны, остры и современны. Обычно в некий сквозной сюжет втянуты обобщенные образы-типы. Взаимоотношения персонажей, их пересечения и столкновения и создают действенную линию. Главная идея спектакля, его ключевая мысль не декларируется, к чему десятилетиями приучали агитбригадного зрителя, — она запечатлена в художественной ткани пьесы (сценария). Режиссер умеет и любит работать с актерами, что тоже довольно редко встречается в самодеятельном эстрадном театре. В своих лучших работах Г. добивался ансамблевости, цельности и идейно-художественной завершенности представлений. В программе 1987 г. «МЖК» («молодежный жилищный комплекс») все происходит как в загоне, где деформируется и деградирует личность. За предметнобытовыми деталями автор умеет увидеть нечто большее — драматизм человека, тратящего силы на борьбу за обыкновенные условия жизни. В эстрадном представлении «Ну, бал-л-луй!» о тяжелой доле крестьян при тоталитарном режиме, решенном в жанре трагифарса, органично соединяются условность и натурализм, лирика и каламбур, пластическая выразительность и трюкачество, гротеск и драматизм. В 1990-е гг. Г. остался верен жанру амбивалентных представлений, которые можно определить как трагифарс («Дьявольский стриптиз»), «печальный фарс» («А у нас в квартире газ»), «эстрадная комическая драма» («Акулы двора»). Для него всегда характерны интерес к общечеловеческим проблемам, мастерское вскрытие драматизма и комизма нашей повседневной жизни, противостояние системе, беспощадно обезличивающей человека. Став заведующим отделом культуры в Кургане, Г. соединяет административную работу с творческой: по-прежнему пишет и ставит спектакли в эстрадных театрах Курганской и Тюменской обл., является режиссером городских праздников и фестивалей. (Г. Л.)

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010