Государственный языкГосударство Бантам

Государство

Найдено 10 определений термина Государство

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Государство

объединение людей (населения), проживающих на одной территории и подчиняющихся одним законам и распоряжениям общей для всех власти.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь понятий и терминов по истории, проект Begin

Государство

общественный институт постоянной власти, когда функция управления выделяется в самостоятельную сферу деятельности, смысл этого - сохранение данного социального порядка; всеобщее регулирование интересов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий исторический словарик

ГОСУДАРСТВО

основное орудие политической власти в обществе, в котором есть частная собственность и классы. Включает систему органов и учреждений управления, армию, карательные органы, право, санкционированное на территории, на которую распространяется его власть.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

ГОСУДАРСТВО

основное орудие политич. власти. Возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования классов. Признаками государства являются: наличие территории, особой системы органов и учреждений (механизм), право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история

Государство

основной инструмент политической власти в классовом обществе. Возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и классов. Для государства характерны: наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих властные функции; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; определенная территория , на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий

Государство

исторически сложившаяся организация политической власти и управления политическими процессами в обществе. Обязательными являются наличие специальных органов, осуществляющих функции политической власти; право, закрепляющее систему норм, санкционированных государством; определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства. С точки зрения устройства государства подразделяются на унитарные (единое государственное образование); федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

Государство

В качестве органа власти экономически господствующего класса, Г. возникло в процессе образования частной собственности. Эта ранняя форма эксплуатации первоначально потребовала таких средств власти, которые смогли бы обеспечить порядок и спокойствие угнетателей (с 4-го тыс. до н. э. или еще раньше). Древнейшие Г. принадлежали к др.-вост. типу. Античное Г. возникло вместе с формированием греч. полисной собственности. Первоначально оно являлось инструментом подавления, которым пользовалась аристократия против других сословий (с 9 в. до н. э.) С началом использования рабского труда и с завоеванием демосом политич. прав государств, система полиса стала служить для поддержания рабовладельч. системы («рабовладельческая демократия», прибл. с 6 в. до н. э.). В Риме после изгнания царей (6 в. до н. э.) наблюдалось аналогичное развитие. С кон. 2 в. до н. э. по мере обострения социальной и классовой борьбы в рим. рабовладельч. обществе Г. стало все более принимать характер военной диктатуры, воплотившейся в форме принципата (ранняя Римская империя). Т. к. к 3 в. н. э. развились новые формы производств, отношений, потеснившие рабство (колонат), возникла необходимость создать новый вид Г. (доминат), ставшего орудием подавления многочисл. новых эксплуатируемых сословий, находившихся в многообразных формах предфеодальной зависимости.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

Государство

универсальное явление человеческой цивилизации. Возникает при разложении первобытно-общинного строя , в тот момент, когда общество нуждается в регулировании межличностных, групповых и социальных связей. Предпосылками для образования государства являются общественное разделение труда, появления частной собственности, имущественное и социальное неравенство. Признаками государства являются: наличие определенной территории; органов управления и контроля; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; налоговая система; для государства в форме монархии характерно наличие правящей династии.

Признаки государства:

1. Наличие публичной власти, которая складывается из аппарата управления и аппарата принуждения. Аппарат власти и управления – выделенный из общества особый слой людей, основным занятием которых является не производство материальных благ, а выполнение властных и управленческих функций. Аппарат принуждения состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.)

2. Территория – пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Территориальное деление неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц, назначение и функции которых - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории

3. Общность населения – единство людей, проживающих на одной территории, ассоциирующих свою принадлежность как граждан данного государства, которые для удобства общения формируют единый язык.

4. Суверенитет является одним из важнейших признаков государства. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. И во-вторых, независимость ее на международной арене. В нем выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

5. Наличие права, законодательства – способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.

6. Наличие налогов и займов – с помощью которых содержится государственная власть.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий исторический словарь

Государство

единая политическая организация общества, возникшая на определенном этапе общественного развития, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления и принуждения, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом. Форма правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

I. Монархия (греч. «единовластие») – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и передается им по наследству. Ее признаки: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от населения.

Виды монархий:

а) абсолютная (неограниченная) – форма правления, при которой отсутствуют представительные учреждения народа и власть монарха ни юридически, ни фактически никем и ничем не ограничена.

б) ограниченная – форма правления, при которой другие высшие государственные органы ограничивают власть главы государства. Делится на сословно-представительную и конституционную

1. При сословно-представительной монархии власть монарха ограничена сословно-представительным органом, но не законом. (сословно-представительный орган – это выборное совещательное собрание духовенства, дворянства, купцов и ремесленников – Генеральные штаты во Франции, Земские соборы в России)

2. Конституционные монархии – ограничение власти монарха определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Делится на дуалистическую и парламентскую

дуалистическая (двойственная) монархия – это переходная форма монархии при которой власть монарха ограничена юридически, но не фактически. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха, который сам формирует и распускает правительство Законодательная - разделена между монархом и парламентом. При этом монарх имеет право роспуска парламента (1,2 и 3 Гос. Думы в России) и право вето на его решения. Возникает в переходные периоды, когда буржуазия еще недостаточно сильна, чтобы взять всю власть в свои руки. (Россия после 1905 г, современные – Иордания, Кувейт)

парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично (Англия, Япония, Испании, Швеции, Норвегии).

II. Республика (лат. «общее дело») – форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Ее признаки:1) выборность власти народом; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей.4) высшая власть действует на принципе разделения властей, четком разграничении их полномочий. 5) государственные органы ответственны за свои действия перед избирателями.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

1. В президентских республиках именно президент выполняет эту роль, сосредотачивая в своих руках полномочий главы правительства и главы государства (Россия, США, Сирия)

2. В парламентских – правительство формирует парламент, довольно слабая власть президента или же вообще отсутствие института президентства. Характерно для парламентарной республики также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции. (Германия, Италия)

3. В смешанных – правительство формируют совместно президент и парламент (Франция, Финляндия)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий исторический словарь

ГОСУДАРСТВО

важнейший орган политич. власти в клас. обществе; в отношении господств, классов Г. выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов, в отношении к их противникам (в эксплуататорском обществе - в отношении к большинству населения) - как орудие подавления. Характер и цели Г. определяются в конечном счете экономич. строем общества; как политич. надстройка над базисом Г. играет важную роль в жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ход экономич. развития. Г. - важнейшее, но не единств, звено в системе политич. организации клас. общества: в нее входят также партии и др. орг-ции. Однако именно Г. принадлежит высшая власть в обществе (суверенность гос. власти). Г. характеризуется наличием особой системы спец. органов и учреждений (армия, суд, полиция, органы управления и др.), образующих гос. механизм. Как ни различен аппарат Г. в разных ист. условиях, без него оно не может выполнить своего назначения. Г. невозможно и без права.

Г. - ист. категория. При родовом строе, когда не было частной собственности и классов, общество обходилось властью авторитета, обществ. мнения. С появлением частной собственности и расколом общества на враждебные классы возникает орган клас. господства - Г.; власть и сила авторитета заменяются авторитетом и силой власти, устанавливается характерное для Г. терр. деление населения, появляется публичная власть, к-рая уже не совпадает непосредственно с населением, а отделяется от него, становится над обществом; аппарат власти все более усиливается по мере того, как обостряются клас. противоречия, и по мере того, как соприкасающиеся между собой гос-ва становятся больше и населеннее.

В течение длит. времени Г. существовало только как эксплуататорское Г. -сначала рабовладельческое, затем феодальное и, наконец, буржуазное. Как бы ни были значительны различия между ними, их объединяет то, что все они, охраняя производств, и политич. отношения, осн. на частной собственности на орудия и средства произ-ва, представляют собой диктатуру эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством и в этой связи выступают как аппарат клас. насилия, как машина для подавления сопротивления эксплуатируемых.

Возникновение и развитие социалистич. Г. - высшего ист. типа Г. - привели к серьезным изменениям в его существ, чертах. Даже на первом этапе своего развития - в период перехода от капитализма к социализму, когда социалистич. Г. сохраняет характер клас. господства, являясь Г. диктатуры пролетариата, его принципиальная новизна состоит в том, что оно представляет собой власть трудящегося большинства над сопротивляющимся эксплуататорским меньшинством. При этом оно представляет собой диктатуру временную, осуществляемую Г., осн. цель к-рого состоит в творческой работе по преобразованию общества. С полной и окончат, победой социализма и переходом к строительству коммунизма диктатура пролетариата перестает быть необходимой и Г. диктатуры пролетариата превращается в общенар. Г. К нему уже неприменимо определение Г. как орудия клас. господства. С построением развитого коммунистич. общества внутри страны и победой и упрочением социализма на междунар. арене Г. отомрет. На смену ему придет коммунистич. обществ. самоуправление.

Заслуга раскрытия сущности Г., закономерностей его возникновения, развития и отмирания принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу, выводы к-рых были развиты и обогащены в новых ист. условиях В. И. Лениным, последующим практич. и теоретич. опытом мирового коммунистич. движения (важнейшие труды, специально посвященные проблеме Г.: Энгельс Ф., "Происхождение семьи, частной собственности и государства", Ленин В. И., "Государство и революция"; см. также лит. при данной ст.). Новые положения о Г. в период развернутого строительства коммунистич. общества, развивающие марксистско-ленинское учение о Г., сформулированы в Программе КПСС (1961).

Бурж. науке удалось собрать известный ист.-фактология, материал о Г. Однако вопрос о сущности Г. и закономерностях его развития настолько остро затрагивает интересы буржуазии, боящейся признать классово-эксплуататорский характер своего Г. и необходимость замены его социалистич. Г., что бурж. наука оказывается не в состоянии дать на него правильный ответ. При внеш. разнообразии бурж. учений о сущности Г. их объединяет идеалистич. истолкование Г., стремление рассматривать Г. вне связи с экономич. строем общества и клас. борьбой - надклассовая трактовка Г., что представляет собой попытку создать общетеоретич. основу для провозглашения "надклассовости" бурж. Г. Все эти учения могут быть сведены к неск. осн. направлениям. Одно из них пытается дать биологизированную трактовку Г. (ор-ганич. и психологич. теории). Напр., органич. теория (англ. социолог Г. Спенсер, швейц. государствовед И. Блюнчли, швед Р. Челлен) изображает Г. в виде особого живого организма, переносит на него биологич. законы, оправдывая тем самым как естеств. явления угнетение масс эксплуататорским Г., экспансионистские устремления империалистич. держав ("борьба за существование"). Другое направление для маскировки социально-экономич. основы Г. ограничивается его юридич. трактовкой, при к-рой Г. рассматривается исключительно как правовое явление (мн. нем. правоведы и историки 19-20 вв. - такие, как О. Гирке, Г. Белов, совр. нормативистская школа права - правовед Х. Кельзен и др.). Сугубо формальный характер носит и широко распространенное в бурж. юридич. лит-ре определение Г. как совокупности населения, терр. и власти. Третье направление рассматривает Г. как порождение особого духовного начала, "идеи Г." (неогегельянские, неокантианские, феноменологические и др. концепции в философии Г.), превращая, т. о., бурж. Г. в нечто соответствующее высшим человеческим духовным началам. Четвертое направление носит откровенно теологич. характер. Если в свое время буржуазия в гос.-правовых теориях просветителей 17-18 вв. и особенно в теории общественного договора отказалась от теологич. взглядов на Г., то ныне она вновь вернулась к ср.-век. доктринам о "божеств." происхождении и сущности Г. (католич. доктрины - неотомизм и др.).

Поскольку капиталистич. система, в силу клас. антагонизмов, не может существовать без охраны ее Г., бурж. наука провозглашает Г. вечным, обязательным для всякого цивилизованного общества, искажая, т. о., ист. перспективу.

Бурж. наука отрицает закономерный процесс возникновения Г. как результата клас. антагонизмов. Представители т. н. теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Ф. Оппенгеймер) утверждают, напр., что Г. появляется в результате завоевания - покорения земледельч. племен воинств, кочевниками-скотоводами; для управления побежденными победители создают Г., к-рое по мере сглаживания различий между теми и другими теряет характер организации господства. В действительности завоевание никогда не было первопричиной Г., к-рое не представляет собой силы, извне навязанной обществу; в конкретных ист. условиях завоевание лишь содействовало возникновению гос. власти, когда внутр. развитием общества для этого уже были подготовлены необходимые условия. Не соответствует ист. фактам, и т. н. теория миграции, согласно к-рой Г. образуется в одном каком-то месте (предположительно, Др. Египет), а оттуда в порядке заимствования распространяется по всему свету. Реакц. расистские теории делят народы на "способные" и "не способные" к государственности (отсюда реакц. норманская теория происхождения рус. Г.). Еще более откровенно идеалистич. характер носит широко распространенная ныне концепция, объясняющая появление Г. наличием в человеч. психике особых стремлений к власти и подчинению. Модернизируя старую т. н. патриарх, теорию происхождения Г., согласно к-рой Г. есть не что иное как разросшаяся семья (Аристотель, англ. политич. писатель 17 в. Р. Филмер), отд. представители психологич. концепции утверждают, что Г. возникает как результат воспроизведения в человеч. психике "отцовского символа".

Рабовладельческое Г. было первым ист. типом Г. Возникновение первых рабовладельч. Г. относится к кон. 4 - нач. 3-го тыс. до н. э. (Г. в Др. Египте и на терр. Двуречья); несколько позднее возникли Г. в долине Ганга, в Передней Азии, в басе. Эгейского м., в долине р. Хуапхэ. Их возникновение повсеместно было связано со становлением клас. общества, рабовладельч. отношений (см. Рабовладельческий строй). Вопрос о происхождении Г. в странах Др. Востока сложный, далеко еще не решенный полностью наукой. Возникновение Г. являлось здесь нередко очень длит. процессом, охватывавшим неск. столетий; в течение длит. времени Сохранялись пережитки родового строя и его органов. По-видимому, первичными, самыми ранними гос. образованиями повсеместно были небольшие города-Г. (этот самый ранний этап возникновения Г. лучше всего исследован на материалах Др. Двуречья). Гос. аппарат в пределах такого первичного города-Г. возникал первоначально из органов разлагавшегося родового строя (военной демократии) - таких, как совет старейшин, нар. собрание, вождь-полководец и приближенные к нему лица и воен. дружина, вождь-жрец и т. д., сохранявшихся, но преобразовывавшихся и приспосабливавшихся к условиям клас. обществ. отношений. Постепенно, с развитием рабовладельч. отношений, Г. усложняется. Первичные мельчайшие гос. образования уступают место более крупным, создававшимся обычно в ходе упорной борьбы городов-Г. за гегемонию, путем завоевания, в борьбе с местной родовой аристократией. При этом вождь-полководец (ныне царь, фараон) становился вместе со своим чиновным и воен. аппаратом выше органов отд. общин (подчиняя себе и храмовые х-ва общины с их аппаратом). В речных долинах, в обществах, х-во к-рых базировалось на искусств, орошении, складываются деспотич. рабо- владельч. Г. Др. Востока (см. Деспотия) - Др. Египет, Вавилония и др. Г. Двуречья, империя Цинь в Др. Китае. Эти деспотич. Г., формировавшиеся на базе объединения ирригац. системы к.-л. одного речного басе, существовали длит. время, носили более или менее устойчивый характер. Иную разновидность Г. представляли такие деспотич. рабовладельч. Г., как Ассирия, Перс, держава Ахеменидов. Это были воен.-адм. империи, не имевшие общей экономич. основы, созданные силой оружия и силой оружия поддерживавшие господство рабовладельч. знати государства-завоевателя. Они представляли собой насильств. объединение различных по уровню своего развития стран и областей, были непрочными. На Др. Востоке существовали и такие Г., к-рые не носили деспотич. характера, где цари делили власть с советами знати (Хеттская держава, мн. финикийские города-Г.).

В странах Средиземноморского басе. - Др. Греции, Риме - особо благоприятные условия создались для исключит, подъема и сравнительно длит. самостоят. существования городов-Г. - полисов (лат. civitas), ставших наиболее характерной формой гос. образования античности. Полисы представляли собой демократич. (напр., Др. Афины) или аристократич. (напр., Др. Рим) республики. Их существование было связано с антич. формой собственности (см. Античность). Однако и здесь развитие рабовладельч. строя, потребности хоз. развития антич. мира, рост товарного произ-ва, эко-номич. связей постепенно вели к образованию более крупных гос. объединений. Наряду с союзами городов-Г. (напр., Этолийский союз, Ахейский союз, Италийская федерация под гегемонией Рима) возникают крупные государства - такие, как эллинистич. Г. (Птолемеевский Египет, гос-во Селевкидов) и, наконец, Римская средиземноморская держава. В эллинистич. Г. сочетались черты вост. военно-адм. деспотич. империй с системой самоуправляющихся рабовладельч. городов (см. Эллинизм).

По мере развития рабовладельч. отношений и усложнения форм рабовладельч. Г. происходит и усложнение гос. аппарата. Возникают налоговая система, судопроизводство, постоянное войско из профессиональных воинов и т. д. Усложнение гос. форм и гос. аппарата особенно отчетливо видно на примере истории Рим. гос-ва. Первоначально - это аристократич. республика со сравнительно несложным гос. аппаратом, типичным для города-Г. (сенат, магистратура, полиция). С превращением Рим. гос-ва в результате завоеват. войн в крупнейшую средиземноморскую державу, с огромным увеличением числа рабов, ростом имуществ. неравенства и обострением клас. борьбы прежние гос. формы не могли обеспечить интересы более или менее широких кругов рабовладельцев. Происходит переход от республики к империи; социальной базой императорской власти становятся рабовладельцы не только Италии, но и всего Средиземноморья (см. Принципат, Доминат). Возникает тенденция к типичному для вост. деспотич. гос-в обожествлению власти монарха. Растет императорский бюрократич. аппарат, значит. часть к-рого составляют сборщики налогов; для подавления восстаний рабов и колонов, завоевания и удержания в повиновении рим. провинций содержится огромная постоянная армия. Рим. Г. периода поздней империи представляет собой орган господства крупнейших земельных магнатов и небольшого слоя городских богачей, громоздкую машину, охранявшую и консервировавшую уже изжившие себя рабовладельч. отношения.

Вне зависимости от весьма существенных различий в структуре различных Г. древности любое из них "...было государством рабовладельческим, все равно - была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая" (Ленин В. И., О государстве, см. Соч., т. 29, с. 442).

Феодальное Г. Первая наиболее примитивная форма феод. Г. - раннефеодальное Г. Социальной базой его возникновения был процесс классообразования в результате разложения первобытнообщинного строя и воен. демократии у герм., слав. и др. народов. Раннефеод. Г. возникали как племенные объединения, в к-рых власть короля или князя, выросшая из власти племенного вождя, не располагала сначала сильным адм. или воен. аппаратом, носила в значит. мере патримониальный характер;ее ограничивал "совет магнатов"- представителей складывавшегося класса феодалов. В раннефеод. Г. в течение нек-рого времени сохранялись пережитки органов управления военной демократии (общенар. ополчение, остатки нар. собраний). Формирование раннефеод. Г. у разных народов имело свои особенности, связанные с конкретными условиями генезиса феодализма у этих народов. Так, у тех народов в Европе, где на этот процесс не могли оказывать серьезного влияния остатки рим. государственности (у англов, саксов, скандинавов, зап. и вост. славян), раннефеод. Г. развивалось медленнее, дольше сохраняя пережитки воен. демократии. Там, где переход к феодализму совершался путем синтеза разлагавшихся рабовладельч. и первобытнообщинных отношений (напр., в Зап. Европе - у франков, вестготов, лангобардов), хотя в ходе завоеваний был произведен слом рабовладельч. Г., остатки рим. государственности, сохранившиеся на завоеванных терр. (влияние рим. права и т. д.), ускоряли развитие феод. Г. Там, где (как в Византии) не было произведено разрушения централизованного Г., феод. Г. складывалось постепенно, в процессе перерождения рабовладельч. Г. и приспособления его форм к потребности класса феодалов. Это характерно и для ряда азиатских стран (напр., Иран при Сасанидах, Китай), где также сохранились как наследие рабовладельч. Г. развитой бюрократич. аппарат и относительно высокая централизация. Относительно высокая централизация Г. объясняется преобладанием на Востоке гос. собственности на землю; здесь Г. непосредственно осуществляло феод. эксплуатацию крестьян, сидевших на гос. землях (путем налогов). Повсюду феод. Г. способствовало складыванию и укреплению феод. отношений. У нек-рых народов раннефеод. Г. принимало форму больших объединений (империя Карла Великого 8-9 вв., Киевская Русь в 9 - нач. 12 вв., Араб, халифат в7-9 вв.). Такие объединения складывались нередко в ходе крупных завоеват. предприятий (см. Арабские завоевания, Монгольские завоевания 13 в.). Когда феод. строй окончательно сложился, рост частной власти крупных феодалов привел к быстрому распаду этих временных объединений, поскольку между отд. феод. владениями отсутствовали экономич. связи. Наступил период феод. раздробленности, когда при формальном сохранении монархии король или князь был лишь "первым среди равных", тогда как реальная политич. власть концентрировалась не у него, а в руках отд. крупных феодалов. Единство класса феодалов по отношению к угнетенному крестьянству и внеш. врагам достигалось с помощью вассалитета и феод. иерархии. С 13 в., в связи с ростом городов, развитием внутр. рынка и обострением клас. борьбы в деревне, во мн. странах Европы происходит постепенная централизация феод. Г., в к-рой оказались заинтересованными как средние и мелкие феодалы, так и горожане. При поддержке этих социальных слоев в этот период королев. власть значительно усиливается за счет ослабления политич. власти отд. крупных феодалов. Одновременно процесс консолидации обще-гос, сословий, происходивший в этот период, привел к возникновению во мн. странах Европы сословно-представит. собраний, к-рые еще более укрепляли позицию королев. власти, хотя и контролировали ее в интересах господств, класса; возникла новая, более централизованная форма феод. Г. - феод. монархия с сословным представительством, или сословная монархия. Монархия была наиболее характерной формой феод. Г., в идеологии господствовали представления о божеств, характере власти монарха; республиками были лишь нек-рые города Европы, иногда представлявшие собой города-гос-ва.

Наибольшей степени централизации феод. Г. достигает в абсолютной монархии (см. Абсолютизм). Эта последняя форма феод. Г. возникает в период разложения феодальных и зарождения капиталистич. отношений, в период позднего средневековья (для Зап. Европы - 16-17 вв.). Вся полнота власти при этой форме Г. консолидируется в руках короля и его бюрократии. Сословно-представит. собрания или ликвидируются (Франция, Испания, Россия), или полностью подчиняются пр-ву (Англия). В основе этой политич. формы лежит новое соотношение сил, возникшее вследствие развития капиталистич. отношений и значит. обострения клас. борьбы как между дворянством и крестьянством, так и между дворянством и нарождавшейся буржуазией: дворянство под угрозой роста экономич. мощи буржуазии и крест. движений сплачивается вокруг своего главы - короля, чтобы сохранить свои доходы и привилегии. Буржуазия, заинтересованная в экономич. и политич. объединении страны, но еще слишком слабая, чтобы взять власть в свои руки, поддерживает королев. власть как оплот против рецидивов феод. сепаратизма. Уже в сословной, особенно же в абсолютной монархии централизованное феод. Г. активно помогает классу феодалов выкачивать дополнит, доходы в свою пользу за счет растущих гос. налогов с крестьянства и горожан. Б. ч. этих налоговых поступлений попадает в руки отд. представителей господств, класса.

В ряде феод. Г. Азии в 16-17 вв. также в известной мере преодолевается феод. раздробленность. Здесь существовали феод. Г. с сильной центр. властью, с многочисл. чиновничеством (Китай периода династии Мин, Индия при Великих Моголах и др.); однако неизжитое господство натур, х-ва и значит. экономич. раздробленность подрывали я их политич. единство. В то же время с зарождением в этих странах элементов капиталистич. отношений и здесь возникает форма Г., близкая к абсолютизму (наиболее отчетливо в Японии), или его отд. черты.

Буржуазное Г. возникает в результате смены феод. обществ.-экономич. формации капиталистической, наиболее радикально - путем бурж. революций, направленных против феод.-абсолютистской монархии и сословного строя, ставших тормозом на пути развития капиталистич. отношений. Там, где буржуазия шла на компромиссы с дворянством (напр., в Англии), она сохранила монархию и бурж. Г. выступало в форме конституц. монархии; там, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, бурж. Г. выступало в форме демократич. республики (парламентской, где пр-во ответственно перед парламентом, или президентской, где пр-во формируется президентом и не несет ответственности перед парламентом, напр. США). При разнообразии форм (различие между к-рыми в условиях развитого капитализма приобрело в значит. степени формальный характер) сущность этого Г. едина: "...все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии " (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 385).

Возникновение бурж. Г. было прогрессом по сравнению с предшеств. типами Г. Покончив с феод.-абсолютистским Г., капиталистич. общество установило представит. систему власти (создание бурж.-парл. учреждений), зафиксировало в конституциях ряд демократич. принципов, завершило создание единых нац. Г. там, где это не выполнило феод. Г. (напр., в Германии, Италии). Но бурж. демократия не изменила антинар. природы политич. власти эксплуататоров. Функция подавления, удержания в повиновении эксплуатируемых остается осн. функцией бурж. Г. Это Г. (в отличие от феод. Г.) уже не стремится насильно поставить каждого трудящегося в сословную зависимость от определенного эксплуататора. Оно закрепляет общие условия капиталистич. эксплуатации (прежде всего капиталистич. собственность на средства произ-ва) и именно этим ставит формально свободного рабочего в экономич. зависимость от капитала. Однако при попытках трудящихся выступить против системы капиталистич. эксплуатации и закрепляющих ее политич. и правовых порядков в ход немедленно пускается открытое, насильств. подавление. Удерживать в повиновении эксплуатируемых бурж. Г. приходится в условиях большей сознательности и организованности трудящихся масс. Отсюда - вынужденное сочетание двух методов отстаивания господства буржуазии: метода насилия и метода уступок, реформ, а также идеологич. воздействия.

Уже на первом этапе своего существования, в период победы и утверждения капитализма, бурж. Г. представляло собой большой и сложный механизм, в основу к-рого лег старый чиновничий и воен. аппарат абсолютистского Г. В ходе завоевания власти буржуазия не сломала этот аппарат, а поставила его себе на службу и усовершенствовала (этот процесс на примере Франции показал К. Маркс в "Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта"). Значит. воен.-бюрократия, аппарата в тот период не было лишь в США и Англии, где буржуазия чувствовала себя достаточно прочно как вовне, так и внутри страны. В механизме бурж. Г. большая роль отводилась парламентам (см. Парламентаризм), к-рые использовались буржуазией не только для создания иллюзии народовластия, но и для контроля над гос. аппаратом, в к-ром сохранялось немало феод. наслоений (особенно при конституц. монархии).

В период империализма и особенно общего кризиса капитализма в бурж. Г. происходят изменения. Аппарат бурж. Г. достигает колоссальных размеров. Это обусловлено: неизмеримо возросшим уровнем клас. борьбы, когда буржуазия вынуждена все время усиливать государственную машину и особенно органы пепосредств. подавления (полиция, органы сыска, армия и т. п.), милитаризацией, ростом гос. вмешательства в процессы произ-ва, обмена и распределения, что не было характерным для бурж. Г. предшеств. периода. Бурж. гос. машина вырастает гл. обр. за счет воен.-бюрократия, аппарата, наличие к-рого характерно для всех империалистич. Г. В частности, Англия и США в период империализма не только скатились в "... болото бюрократически-военных учреждений, все себе подчиняющих, все собой подавляющих" (там же, с. 387), но и вышли в этом отношении, особенно США, на первый план в капиталистич. мире.

На стадии империализма широкое развитие получает государственно-монополистический капитализм, сущность к-рого состоит в активном использовании монополиями подчиненного им гос. аппарата. Гос.-монополистич. капитализм соединяет в единый механизм силу монополий с силой Г. Оно выступает теперь не только в качестве стража общих условий системы капиталистич. эксплуатации, но и оказывается непосредств. участником процесса произ-ва, обращения и распределения ´(правительств, потребление продукций монополий, рост гос.-капиталистич. собственности, перерас- пределение нац. дохода в интересах монополий). В результате личной унии (замещение важнейших гос. постов непосредственно монополистами) и др. способов непосредств. подчинения монополиям гос. аппарата он оказывается неразрывно связанным со структурой монополистич. капитализма. Бурж. Г. стало комитетом по управлению делами монополистич. буржуазии, к-рая, полностью захватив осн. материальные средства, не делит ни с кем политич. власть.

В период империализма происходит падение роли парламента в механизме бурж. Г. На первом этапе существования бурж. Г. буржуазия с помощью цензовых рогаток обезопасила себя от участия в парламенте левых сил; в результате упорной борьбы пролетариат расширил рамки избират. права, научился использовать парламентаризм для защиты интересов трудящихся. Даже в тех странах, где монополистич. капиталу удалось закрыть двери парламента для представительства трудящихся, в нем возможна оппозиция линии финанс. олигархии, когда ее интересы не совпадают с интересами др. слоев буржуазии. В силу этих причин происходит умаление роли парламента в механизме бурж. Г. и усиление за его счет исполнит, власти, правительства, более гибкого и менее гласного органа, опирающегося на бюрократич. чиновничий аппарат. Это особенно характерно для нового периода общего кризиса капитализма, когда у пролетариата появляется возможность использовать парламент для мирного осуществления социалистич. революции. Империалистич. буржуазия стремится осуществить поворот от бурж.-демократич. методов управления к политич. реакции, разорвать рамки законности, установить фаш. и профаш. диктаторские режимы, т. е. укрепить пошатнувшиеся устои капитализма методами террора и насилия. В ряде стран усиливается процесс фашизации в новых формах: диктаторские методы управления сочетаются с фикцией парламентаризма, лишенного демократического содержания и сведенного к чистой формальности; идет наступление на демократические права и свободы.

Внеш. функция империалистич. Г. диктуется стремлением монополистич. капитала к экспансии, захватам рынков и источников сырья, борьбой за передел мира, уже поделенного в предшеств. период. Империалистич. Г. ввергли человечество в две опустошит, мировые войны. Для империалистич. Г. характерно экономич. закабаление более сильными Г. (прежде всего США) более слабых, за к-рым следует политич. ивоен.-стратегич. подчинение (строительство воен. баз и размещение во-оруж. сил); господств, буржуазия ряда капиталистич. Г., вступив в союз с амер. империализмом, приносит в жертву суверенитет своих Г. Внеш. функция капиталистич. Г. находит свое яркое выражение в борьбе против социалистич. Г., в подавлении нац.-освободит. движения. Бурж. Г. периода империализма и общего кризиса капитализма превратилось в реакц. силу, пытающуюся увековечить изжившие себя капиталистич. обществ. отношения.

Видя в Г. гл. опору сохранения своего господства, буржуазия пытается посеять в сознании масс ложные представления о его сущности и роли. Поскольку в ходе ист. развития бурш. Г. выявило перед трудящимися свое подлинное лицо, совр. бурж. и реформистские идеологи широко прибегают к тезису о "трансформации" этого Г., подобно тезису о перерастании капитализма в новый, "народный капитализм". Признается, напр., что в прошлом бурж. Г. представляло собой не управление народа, а управление народом; но ныне, по утверждению этих идеологов (франц. бурж. государствоведы Ж. Бюрдо, М. Дюверже и др.), гос. власть в бурж. странах в результате всеобщего избират. права превратилась якобы в "народное правление", "чистую демократию" (хотя в действительности массы по-прежнему отстранены от управления Г.). Бурш.-реформистская теория "Государства всеобщего благоденствия", ссылаясь на возросшее вмешательство бурж. Г. в хоз. жизнь, утверждает, что если в прошлом оно "не мешало" капиталистич. эксплуатации, то ныне позиция Г. изменилась; оно стало якобы не только "примирителем классов", но и видит свою цель в уменьшении социального неравенства и защите неимущих классов (амер. бурж. проф. В. Мунд, Д. Белл, австр. правый социалист Ф. Кленнер, амер. ревизионист А. Биттелмен и мн. др.). В действительности вмешательство бурж. Г., подчиненного монополиям, в экономич. жизнь направлено на обеспечение интересов этих монополий (см. Государственно-монополистический капитализм), а отд. социально-экономич. завоевания трудящихся есть результат их ожесточенной клас. борьбы, а не продукт доброй воли бурш. Г. Провозглашение совр. бурж. Г. "Г. благоденствия" часто сочетается с провозглашением его и "правовым Г." (О. Кельрейттер и мн. др. зап.-герм, государствоведы); этим лозунгом пытаются прикрыть всевластие огромного полицейско-бюрократич. аппарата, отход империалистич. Г. от принципов демократии и законности. Утверждение, что буржуазное Г. из орудия власти капитала якобы превратилось ныне в самостоятельную, балансирующую над классами силу, ограничивающую и рабочий класс, и капитал, характерно и для ряда ревизионистских авторов.

Г. в странах, освободившихся от колониальной зависимости, имеет существ, отличит, черты. Превращение в колонии или полуколонии мн. стран Азии, Африки и Лат. Америки повлекло за собой и лишение этих стран государственности, гос. суверенитета (или существ, ограничение его). Крушение системы колониализма под натиском национально-освободительного движения, происходящее в период общего кризиса капитализма, сопровождается рождением новых, суверенных Г. Только за 1945-62 в Азии и Африке возникло свыше 40 новых суверенных Г. Большинство стран, освободившихся от колониальной зависимости, еще не вырвалось из мирового капиталистического хозяйства, хотя и занимает там особое место; это - все еще эксплуатируемая капиталистич. монополиями часть мира. Вместе с тем многие из них отличает антиимпериалистический характер, деятельность, направленная на ликвидацию последствий колониального гнета, значительная активность освобожденных от политического бесправия масс.

С точки зрения гос. форм большинство новых суверенных Г. - республики. Однако нек-рые Г. являются конституц. монархиями (напр., Ливия, Марокко и др.). В новых конституциях большинства Г. провозглашаются осн. демократич. права и свободы граждан, а также всеобщее избират. право. Создаются новые органы гос. власти и управления. Проблема создания нового нац. гос. аппарата, призванного заменить старый аппарат колониальной администрации, является одной из сложных проблем, стоящих перед мн. молодыми Г.

Молодые Г. играют активную роль в создании нац. экономики. Это одна из важных внутр. функций, находящая выражение в создании гос. сектора в нар. х-ве, в разработке и осуществлении планов и программ экономич. развития. Осн. чертами, характеризующими внеш. функцию новых Г., являются борьба за мир и мирное сосуществование, укрепление междунар. сотрудничества в интересах полной и окончат, ликвидации колониализма. Нац. Г. все активнее выступают в качестве самостоят. силы на мировой арене, причем объективно это - в осн. сила прогрессивная, революционная и антиимпериалистическая.

Суверенные Г., образовавшиеся в результате освобождения от колониальной зависимости, не однородны. В их экономич. политике, в отношении к империализму, в политич. ориентации имеются существ, различия. Кроме того, наряду с суверенными миролюбивыми Г. существуют Г., правящие круги к-рых пошли на серьезнее ограничение нац. суверенитета. Это выразилось в их участии в агрессивных блоках, в создании марионеточных режимов, фактически подчиненных империалистич. Г. В таких странах, где правящие круги проводят реакц. антинац. политику, как правило, происходит переход к диктаторским методам управления, возрастает, в частности, роль воен.-полицейского аппарата. Демократич. институты и права или открыто ликвидируются, или сохраняются чисто фиктивно. Различия в отношении к империализму во внутр. и внеш. политике отд. гос-в объясняются прежде всего разной клас. природой гос. власти. Наиболее склонны к капитуляции перед империализмом режимы, представляющие феод. и компрадорские элементы. В нек-рых случаях и нац. буржуазия, оказавшись у власти, изменяет общенац. интересам. С наибольшей последовательностью курс на укрепление нац. независимости проводится в гос-вах, где народные массы добиваются возможности воздействовать на жизнь государства. Перед всеми освободившимися или освобождающимися от колониализма странами стоит одна общая коренная проблема: по какому пути - капиталистическому или некапиталистическому - пойдут они в своем развитии. Странам, освободившимся от колониальной зависимости, в совр. условиях открыта благоприятная возможность образовать Г. нац. демократии, к-рое способно создать особо благоприятные условия для некапиталистич. развития. Политич. основа Г. нац. демократии - блок всех прогрессивных, патриотич. сил, борющихся за полную нац. независимость, за широкую демократию, за доведение до конца антиимпериалистической, антифеодальной, демократической революции.

Социалистическое Г. В результате социалистич. революции на смену эксплуататорскому Г. приходит новый, высший тип - социалистич. Г. Впервые в истории такое Г. возникло в России в результате Вел. Окт. социалистич. революции 1917. В результате нар.-демократич. и нац.- освободит. революций, развернувшихся в ходе и после 2-й мировой войны, возник ряд новых социалистич. Г. Значительно раньше в др. ист. условиях образовалась Монг. Нар. Республика. После 2-й мировой войны социализм превратился в мировую систему. Возникновение социалистич. Г. - закономерный и необходимый результат социалистич. революции. Революция свергает господство эксплуататорского меньшинства и превращает рабочий класс в политич. руководителя общества. Создаваемое им социалистич. Г. охраняет завоевания революции от нападений внутр. и междунар. реакции и осуществляет творческую программу строительства социализма и коммунизма. По своей клас. сущности социалистич. Г., возникающее в результате революции, является Г. диктатуры пролетариата. Оно остается таковым в течение всего переходного от капитализма к социализму периода. Победа пролетариата в революции не приводит тотчас и автоматически к устранению эксплуататорских классов и клас. борьбы. Свергнутые эксплуататорские классы стремятся использовать все средства (и, в частности, помощь внеш. контрреволюции) для того, чтобы отстоять свое существование и помешать успешному социалистич. строительству. В силу этих причин руководящая роль пролетариата в социалистич. преобразовании общества неизбежно принимает форму диктатуры пролетариата, к-рая, в свою очередь, выступает как гос. руководство обществом. Проводимая политич. властью пролетариата гигантская хоз.-организаторская и культурно-воспитат. работа, распространение социалистич. демократии на самые широкие слои населения оказываются неразрывно связанными с задачей подавления и ликвидации свергнутых и сопротивляющихся эксплуататорских классов. Социалистич. Г. уже на этой стадии развития, т. е. выступая как Г. диктатуры пролетариата, коренным образом отличается от эксплуататорских типов Г. Во-первых, оно является орудием господства возглавляемого рабочим классом трудящегося большинства над эксплуататорским меньшинством и, во-вторых, оно преследует цели не увековечивания господства одного класса над другим, а построения нового социалистич. общества. В. И. Ленин указывал в этой связи, что в переходный от капитализма период Г. как особая машина для подавления еще необходимо, но это уже "... переходное государство,... уже не государство в собственном смысле, ибо подавление меньшинства эксплуататоров... совместимо с распространением демократии на такое подавляющее большинство населения, что надобность в особой машине для подавления начинает исчезать" (Соч., т. 25, с. 435).

Представители антикоммунизма, пытаясь исказить сущность Г. диктатуры пролетариата, утверждают, что поскольку после победы социалистич. революции в России и ряде др. стран пролетариат не составлял в ни

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Найдено схем по теме Государство — 0

Найдено научныех статей по теме Государство — 0

Найдено книг по теме Государство — 0

Найдено презентаций по теме Государство — 0

Найдено рефератов по теме Государство — 0