ГРАМОТНОСТЬ

Найдено 1 определение
ГРАМОТНОСТЬ
умение читать и писать; органично входила в образ жизни крестьянства. Разнообразны были пути проникновения книжной культуры в народную среду: сохранение в семьях старинных рукописных и первопечатных книг (преимущественно духовных); использование церковных и школьных библиотек и личных библиотек священника и учителя; покупка лубочных и др. изданий у офеней-разносчиков; привоз книг из городов отходниками; подписка и др.
От XVIII-XIX вв. дошло множество свидетельств о грамотности значительной части крестьянства. Так, многие челобитные были написаны собственноручно крестьянами; немало личных подписей крестьян встречается в подворных и подушных переписях, в "повальных обысках" (так назывался сплошной опрос при расследовании); не редкость - крестьянская деловая и частная переписка, найденная в документации учреждений и личных фондах; важным показателем умения читать и писать и владения книгами служат пометы на полях разного рода изданий и рукописных сборников; встречаются прямые указания на переписывание крестьянами сборников, молитвословов, лечебников, травников и пр.; наконец, часто устанавливается и авторство догматических, полемических, стихотворных и др. сочинений крестьян.
Статистические данные о грамотности крестьян далеки от реальной картины: по данным Всероссийской переписи 1897 грамотных крестьян в Европейской России было 22,9% (мужчины - 31,4%, женщины - 5,7%). Занижение показателей при официальном учете происходило по трем основным причинам:
1. Часть крестьян предпочитала скрывать свою грамотность, чтобы не нести ответственности за подписываемые документы или нарушаемые указы и пр. (старообрядцы - из религиозных соображений).
2. Принято было обучать прежде всего чтению, а потом - письму; некоторые умели только читать. В материалах опросов, например, встречаются такие утверждения: "Грамоте читать знаю, а писать скорописью не умею и тому не учивался".
Отражают ли подобные утверждения реальный уровень или лишь нежелание давать письменные показания или подпись, в любом случае они свидетельствуют о том, что среди крестьян, отказывающихся писать, были читающие.
3. Определенная доля крестьян умела читать по-церковнославянски и реализовала этот навык в чтении духовной литературы; т.н. гражданской грамоты они не знали и заявляли себя неграмотными, хотя их можно было застать за чтением объемной старопечатной книги.
В течение XIX в. число общественных и частных учебных заведений в сельской местности заметно нарастает (церковноприходские, земские и помещичьи школы, волостные училища), тем не менее и после реформы их было недостаточно. Основной формой обучения крестьянских детей грамоте были т.н. вольные, или домашние, временные школы, организуемые самими крестьянами. Обучали в них "бродячие" учителя, переходившие из деревни в деревню, отставные солдаты, грамотные крестьяне, заштатные церковнослужители и др.
Вольные (стихийные) школы отличались особенной гибкостью, приспособленностью к местным условиям, к составу детей и запросам родителей, к обстоятельствам жизни учителя. Крестьяне любили эти школы и нередко предпочитали их официальным, даже если последние были бесплатными. Повсеместно крестьянские общины или отдельные группы крестьян, дети которых достигли подходящего возраста, нанимали учителя и предоставляли поочередно помещение для занятий либо снимали совместно избу для такой школы. По сведениям губернских статистических комитетов, С.-Петербургского комитета грамотности и др. источникам, вольные школы были распространены во всех губерниях. Срок обучения продолжался 3-4 месяца или более, по договоренности. Азбуки и буквари, Псалтыри и Часовники бытовали в крестьянских семьях и использовались для обучения. Заниматься начинали после совместной молитвы. В вольных школах изучали сначала церковнославянскую азбуку, затем переходили к чтению по Часослову, Святцам, Псалтырю. Только после этого приступали к гражданской азбуке. Земство, открывшее для себя существование множества стихийных временных школок, заявило о невозможности их сосчитать, и стало успешно перенимать их опыт, организуя в 1880-х передвижные школы в мелких населенных пунктах. В них учили чтению, письму, элементарному счету и основным молитвам. Школа оставалась на одном месте, пока дети не осваивали намеченную программу, обычно три-четыре месяца.
Круг чтения крестьянства привлек особенно активное внимание общественности России во 2-й пол. 1880-х-90-х. Корреспондент из Алексеевской вол. Малоархангельского у. Орловской губ. писал в этнографическое бюро кн. Тенишева, что духовная литература - "любимое чтение огромного большинства крестьян". Особенно предпочитали ее "пожилые и среднего возраста крестьяне и крестьянки, серьезно относящиеся к чтению".
Сведения о чтении крестьян из разных районов страны дают сходную в основных чертах картину. На первом месте идут Священное Писание (Библия в целом, Евангелие, Псалтырь), поминальные, заздравные и заупокойные молитвенники, Святцы (простые и с тропарями и кондаками); творения святых отцов - Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Тихона Задонского; Жития святых (более ста имен); сочинения и наставления на религиозно-нравственные темы - "Жизнь Иисуса Христа", "Жизнь Божией Матери", "Понятие о Церкви Христовой и объяснения семи церковных таинств", "Поучение как стоять в церкви", "О грехе и вреде пьянстве", "Благочестивые размышления" и др.
Вторую группу (по уровню спроса в покупке и распространенности в домах крестьян) составляли азбуки, буквари, самоучители разного рода, прописи. Третью - басни, разные виды художественной литературы (больше всего - на исторические темы) и сказки.
При чтении религиозно-нравственных книг и взрослых и детей интересовали, по мнению А.В. Балова, "главным образом, чудеса, подвиги и строгость жизни различных святых и деятельность их на пользу ближних". В Великий пост иные большаки запрещали в своей семье чтение светских книг, читали только "божественное". Существенное дополнение в круге чтения духовной литературы составляли рукописи. В их числе в домах крестьян встречались и очень древние. Сборники старинных сочинений духовно-нравственного, исторического, богословско-полемического содержания при переписывании составлялись по-новому, пополнялись новыми текстами. Традиция переписывания духовных текстов сохранялась и ныне сохраняется не только у старообрядцев, которые не хотели пользоваться печатной литературой "никониан", но в русском народе в целом. Переписать своей рукою молитвы, каноны, акафисты, назидания старцев и др. считается делом душеспасительным. Часто встречались также рукописные травники и лечебники.
Среди светской литературы корреспонденты выделяли произведения А.С. Пушкина, крестьяне читали их очень охотно. Особенной популярностью пользовались повести; более других были любимы "Капитанская дочка" и "Дубровский". "Встречаются крестьяне, - отмечал А.В. Балов, - которые очень живо обрисовывают Гринева, Пугачева". Из прозы Пушкина очень популярны были также "История Пугачевского бунта" и сказки. "Сказки Пушкина знают даже безграмотные старухи". Из поэтических произведений больше знали "Полтаву" и многочисленные стихотворения, ставшие народными песнями: "Буря мглою", "Сквозь волнистые туманы", "Под вечер осенью ненастной в пустынных дева шла местах", "Утопленник", "Черная шаль", "Талисман", "Бесы" и мн. др. У отдельных крестьян встречалось Полное собрание сочинений Пушкина.
Из книг на исторические темы пользовались спросом лубочные издания: "Как жили-были наши предки славяне", "Дмитрий Иванович Донской", "Иоанн Калита", "Гибель Кучума, последнего сибирского царя", "Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири", "Великий князь Василий Темный и Шемякин суд", "Пан Сапега, или 16-месячная осада Троицкой лавры", "Избрание на царство Михаила Федоровича Романова и подвиг крестьянина Ивана Сусанина", "Иван Мазепа - гетман малороссийский", "Москва - сердце России", "Карс - турецкая крепость и взятие ее штурмом русскими войсками", "Михаил Дмитриевич Скобелев 2-й", "Очерк 1812 года" и мн. др. Рассказанные занимательно и проиллюстрированные яркими картинками события запоминались; полученные сведения накладывались на устную традицию исторических песен и сказаний, обогащали и укрепляли историческое сознание народа. Читали крестьяне и научно-популярную литературу по медицине, о животных, сельскохозяйственную и пр. Во Владимирской губ., например, в каждое волостное правление приходило по 20-50 экземпляров "Сельского вестника".
Информаторы из разных мест единодушно свидетельствовали о том, что "интерес к чтению силен как среди грамотных, так и среди неграмотных". "В настоящее время (т.е. 1890-е) все крестьяне сознают пользу грамоты. Неграмотные сожалеют, что их не учили. Малограмотные, читающие с трудом, предпочитают слушать чтение кого-либо, чем читать сами", "Читают и в одиночку, и собираясь вместе". Чтение вслух было очень распространено в крестьянской среде. Читали вслух в семье, группами, в специально выделенных местах (избах одиноких людей, школах, вновь открытых читальнях). Читал вслух старший в доме (особенно Евангелие в праздничные дни) и малыш, недавно освоивший грамоту, и молодой парень, приобретший занимательную книгу. С благоговением относились к чтению в церкви, где нередко Псалтырь читали подростки.
М.М. Громыко

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
194.48 кб

Этикетная грамотность как отражение экологии межкультурного общения

Воробьёва Ольга Ивановна
Автор представляет новое направление в языкознании лингвистическую экологию. В статье рассматриваются этикетные формы общения в аспекте межкультурной грамотности, подчеркивается их коммуникативная роль.
Читать PDF
512.24 кб

Начальное образование и грамотность населения Урала в первой половине XIX века

Рушанин Владимир Яковлевич
Читать PDF
172.17 кб

Грамотность сельского населения в конце XIX - начале XX В. (на примере Ярославской губернии)

Лихова Наталья Алексеевна
В статье анализируется уровень грамотности крестьянского населения, степень распространения книжной культуры на селе. Дана характеристика школьным учреждениям, выявлены факторы, влияющие на развитие образования.
Читать PDF
353.22 кб

Школа, грамотность и книга в сибирской деревне конца XIX - начала XX века: современная историография

Зверев Владимир Александрович, Зверева Капитолина Емельяновна
В статье характеризуется литература второй половины 1980-х - начала 2010-х гг., посвященная исследованию конкретных форм, исторической динамики и результативности обучения грамоте детей и взрослых в деревне Сибири.
Читать PDF
49.94 кб

Электоральная грамотность молодежи и национальная безопасность России

Басанова Т. А.
Читать PDF
441.44 кб

Техническая грамотность трактористов на базе машинно-тракторных станций (МТС) (1929-1936 гг. )

Чичулина В. Ю.
Анализируются различные аспекты решения вопроса технической грамотности трактористов машинно-тракторных станций Западной Сибири (1929-1936 гг.).
Читать PDF
305.71 кб

Грамотность «Царедворцев» в эпоху Петра i

Захаров А.В.
Изложены итоги исследования грамотности «царедворцев», проведенного впервые по массовым источникам «генерального» смотра шляхетства 1721-1722 гг. Уточнено понятие «царедворцы», обозначавшее в XVIII в.
Читать PDF
62.81 кб

Техническая грамотность бойцов Красной армии в 1930-х годах: стрелковое оружие и его использование

Иванов Никита Михайлович
В статье рассматривается техническая грамотность бойцов Красной армии накануне Великой Отечественной войны.
Читать PDF
158.23 кб

Всесословная воинская повинность, русское общество и грамотность новобранцев в России

Рудник Сергей Николаевич
В ряду военных реформ 1860-1870-х гг. в России особое место занимает введение всеобщей воинской повинности.
Читать PDF
398.73 кб

Грамотность болгар Российской империи по данным первой всеобщей переписи населения 1897 г

Манасиева Инна
Analyzing the materials of the General Census of 1897, the author refutes the opinion of N. S.
Читать PDF
112.56 кб

Кросскультурная грамотность как индикатор межнационального понимания

Маркова Надежда Григорьевна
Проблема формирования кросскультурной грамотности студентов является важной социально-педагогической задачей.
Читать PDF
90.49 кб

Публичная библиотека и финансовая грамотность населения

Ванеев Анатолий Николаевич, Варганова Галина Владимировна
В историческом контексте представлен обзор проблем, связанных с формированием финансовой грамотности населения в публичных библиотеках зарубежных стран.
Читать PDF
369.87 кб

НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ – ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-Т

Иванов Д. В., Друкаренко С. П., Воробьева М. В.
Читать PDF
303.40 кб

Психологическая грамотность младших школьников как условие освоения универсальных учебных действий

Прихожан Анна Михайловна
В статье рассматривается проблема формирования эмпатии и децентрации как универсальных учебных действий у младших школьников на уроках психологии в начальной школе.
Читать PDF
870.87 кб

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ГРАМОТНОСТЬ) СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСК

Бусыгина Алла Львовна
Раскрывается проблема значения и сущности развития психологической компетентности студентов, составляющей основу профессиональной подготовки в вузе, в рамках сохранения психологического здоровья молодого поколения.

Похожие термины: