Грановская, певицаГрановские, польский дворянский род

Грановские

Найдено 2 определения термина Грановские

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Грановские

Грановские - старинный дворянский род шляхетского происхождения, восходящий к концу XVI в. Одна из ветвей его, происходя от бельзского стольника Михаила Вальтазаровича Грановского (1678) и его внука Феликса Иосифовича, записана в VI часть родословной книги Виленской губернии. Другой род Грановских, происходящих от полкового обозного нежинского Леонтия Никитича Грановского (1734) и его внука Льва Яковлевича, записан в VI и II части родословных книг Черниговской и Новгородской губерний. Есть еще несколько дворянских родов Грановских более позднего происхождения, к одному из которых принадлежит и историк Т.Н. Грановский (см.). В. Р-в.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

ГРАНОВСКИЙ

Тимофей Николаевич (9.III.1813 - 4.Х.1855) - рус. ученый и обществ. деятель. Проф. всеобщей истории Моск. ун-та (1839-55). Род. в Орле в дворянской семье. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1835). Изучал труды Гиббона, Тьерри, Гизо и др.; сблизился с Н. В. Станкевичем. Рус. действительность, увлечение свободолюбивым творчеством Пушкина, Шиллера влияли на формирование антикрепостнич. настроений Г. До 1839 в Берлинском ун-те занимался у Л. Ранке, Ф. К. Савиньи, К. Рит-тера и др., изучал философию Гегеля. В 1839 приступил в Моск. ун-те к чтению первого курса истории зап.-европ. средневековья, заложив основы его науч. разработки. Принадлежал к кругу т. н. западников, активно выступал против реакц. идеологии, полемизировал со славянофилами, подчеркивая общность ист. развития России и Зап. Европы. Ломая рутинное отношение к науке, стремился связать ее с жизнью, поставить на службу обществ. интересам. Показывая в лекциях закономерность и прогрессивность ист. процесса, подводил слушателей к выводу о преходящем характере крепостнич. порядков, об их ист. обреченности. Сущность прогресса понимал идеалистически, выражение его видел прежде всего в развитии идей, в распространении просвещения, в "нравственном совершенствовании людей". Уже в первых курсах, пользуясь материалами истории прошлого, Г. смело выступил с кафедры ун-та против насилия над крепостным крестьянством, против николаевского деспотизма. Принимая диалектику Гегеля, отвергал реакц. черты его филос. системы; выступал против национализма, расизма, подчеркивал ист. роль славянства, необходимость изучения жизни народов Востока. Демократич. тенденции в творчестве Г., "пропаганда историей" послужили основой для сближения его с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым, хотя Г. не вышел за рамки бурж.-либеральной ограниченности, не достиг уровня их материалистич. и революц. идей. В 1845 вышла в свет магистерская дисс. Г. "Волин, Иомсбург и Винета", в 1849 - докторская "Аббат Сугерий", в 1847-48 - обозрение "Ист. литература во Франции и Германии в 1847 г.", ряд рецензий на рус. ист. труды и др. В 50-е гг. начал работать над учебником всеобщей истории (частично опубл.). В 1843-44 Г. читал свой первый публичный курс, к-рый Герцен оценил как крупное обществ. событие, второй курс - в 1845-46, третий - в 1851 (опубл. в 1852).

Г. как историк-просветитель покорял аудиторию не только ораторским талантом и глубокой разработкой ист. проблем, но и идейной направленностью лекций. Он подчеркивал необходимость разработки истории народа, одного "из самых живых вопросов современной науки". С нищетой и "пауперизмом", с обезземеливанием крестьян, с восстаниями рабов и колонов связывал кризис поздней Рим. империи. Яркие картины феод. быта, рассказы о тяжкой судьбе рабов или франц. виланов наталкивали слушателей на сопоставление с рус. крепостнич. деревней. Проявляя интерес к истории ср.-век. города, Г. подчеркивал его внутр. социальные противоречия. С особым интересом изучал т. н. переходные эпохи. В лекциях 1845 отмечал неизбежность таких ист. периодов, когда противоречие "может быть уничтожено только насилием". В то же время опасался решит, революц. действий народа и, полемизируя с Белинским, отдавал предпочтение не якобинцам, а жирондистам. Крест. войну в Германии оценивал как крупнейшее выступление крестьян, с сочувствием говорил об их "ужасной участи" после поражения восстания, однако решит, характер действий восставших, радикализм идей Мюнцера смущали Г. Эта же противоречивость сказывалась в оценке роли гос-ва в развитии общества, в идеализации отдельных гос. деятелей, в попытках увидеть в рыцарстве и церкви силы, способные смягчить антагонизм между феодалами и крестьянами. В то же время Г. внимательно изучал конституц. формы правления, выступал против монархич. деспотизма, обличал католич. церковь, душившую просвещение и науку. В кон. 40-х гг. в условиях развития обществ. мысли в России и революц. событий на Западе Г. переживал творческий подъем. Возмущался расправой реакции с франц. пролетариями в 1848. Возросла полемичность лекций Г., усилилось внимание к проблемам социальной и экономич. истории, к народу, как создателю богатств "для немногих", борцу против нац. порабощения. С особой силой в пору реакции кон. 40-х гг. звучали слова Г. в защиту крепостного крестьянства, против принижения человеч. личности, против гонения на свободную мысль. "... Встречая Грановского на кафедре,- писал Герцен,- становилось легче на душе. "Не все еще погибло, если он продолжает свою речь",- думал каждый и свободнее дышал" (Собр. соч., 1956, т. 9, с. 122).

В 50-е гг. Г. не поступился основами своих передовых убеждений, хотя его идейные колебания усилились. Он стремился самостоятельно решить ряд теоретич. проблем. В речи 1-852 "О совр. состоянии и значения Всеобщей истории" Г. искал новые основы для своей методологии истории, оставаясь, однако, идеалистом; критиковал Гегеля за его "произвольное построение Всеобщей истории", поставил вопрос о влиянии естеств. условий на жизнь общества. В работе "О родовом быте у древних германцев" (1855), сохраняющей науч. значение и поныне, Г. полемизировал с нем. шовинистич. историографией; анализируя др.-герм, общину, подчеркивал общность развития различных племен. Чернышевский, вопреки дворянским и бурж. историкам, отрицавшим самостоятельность Г. как ученого, видел в нем оригинального исследователя, прокладывавшего новые путив науке, "просветителя своей нации". Герцен, создавший яркий образ Г. в "Былом и думах", отмечал, что кафедра Г. в свое время выросла "в трибуну обществ. протеста". Г. оказал большое влияние на развитие рус. история, науки.

Соч.: Соч., 4 изд., М., 1900; Письма Т. Н. Грановского, "Звеиья", 1935, (No) 5, 1936, (No) 6; Т. Н. Грановский-Герцену, "ЛН", т. 62, М., 1955; Лекции Т. Н. Грановского по истории средневековья, М., 1961.

Лит.: Станкевич А. В., Т. Н. Грановский. Биогр. очерк, в кн.: Т. Н. Грановский и его переписка, 2 изд., т. 1-2, М., 1897; Ветринский Ч. (В. Е. Чешихин), Грановский и его время, 2 изд., СПБ, 1905; Герцен А. И., Собр. соч., т. 2, 9, М., 1954-56; Чернышевский Н. Г., Соч. Т. Н. Грановского, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947; Нифонтов А. С, Россия в 1848 г., М., 1949; Косминский Е. A., Жизнь и деятельность Т. Н. Грановского, "Вестник Моск. ун-та", 1956, No 4; Данилов А. И., Т. Н. Грановский и нек-рые вопросы социальной истории раннего средневековья, "Уч. зап. Томского гос. ун-та", No 16, 1951; КертманЛ. Е., Эволюция ист. взглядов Т. Н. Грановского, "Науковї записки Київського державного ун-ту", т. 6, в. 1, 1947; Асиновская С. A., Из истории передовых идей в рус. медиевистике (Т. Н. Грановский), М., 1955; Алпатов М. A., Труды Т. Н. Грановского, в кн.: Очерки истории ист. науки в СССР, т. 1, М., 1955.

С. А. Асиновская. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Найдено схем по теме Грановские — 0

Найдено научныех статей по теме Грановские — 0

Найдено книг по теме Грановские — 0

Найдено презентаций по теме Грановские — 0

Найдено рефератов по теме Грановские — 0