ГРАВЮРА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГРАВЮРА
рисунок, вырезанный или вытравленный художником-гравером на гладкой поверхности какого-либо твердого материала (металла, дерева, линолеума и т. д.), а также отпечаток такого рисунка на бумаге.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Гравюра
фр. gravure) – вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. В Европе гравюра возникла на рубеже XIV – XV вв. Различают гравюру выпуклую и углубленную, станковую и книжную.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ГРАВЮРА
от франц. gravure), оттиск с печатной доски на бумаге или другом материале, вид печатной графики. В отличие от рисунка, гравюру можно тиражировать во множестве экземпляров. В зависимости от способа обработки печатной формы, различают выпуклую, углубленную и плоскую гравюру. Для изготовления выпуклой гравюры на поверхности печатной формы вырезаются острым инструментом все места, которые должны получиться в отпечатке белыми (фон), и, наоборот, остаются нетронутыми (выпуклыми) будущие контуры и пятна рисунка (гравюра на дереве – ксилография и на линолеуме – линогравюра). В углубленной гравюре рисунок вырезается на доске, углубления заполняются краской и с помощью специального печатного станка (пресса) линии переносятся на бумагу (резцовая гравюра, офорт, акватинта и др.). К плоской гравюре относят литографию (гравюру на камне) и альграфию (гравюру на алюминиевых дощечках). Как правило, гравюры бывают черно-белыми (темный рисунок на фоне светлой бумаги). Существует и цветная гравюра: оттиск на бумаге выполняется с нескольких печатных форм, на каждую из которых наносится свой цвет (русский лубок, японская гравюра и т. д.) Древнейшей разновидностью гравюры, по всей вероятности, была ксилография, которая появилась в Древнем Китае в 6 в.; в Европе – лишь на рубеже 14–15 вв. В результате возникновения искусства гравирования впервые появилась возможность широко распространить зримый образ. Появление гравюры в Европе способствовало развитию книгопечатания.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ГРАВЮРА
(фр. Gravure — вырезать) — вид графи-ки, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Особенностью гравюры является возможность ее тиражирования: с одной доски, награвированной художником, можно напечатать большое количество разноцветных оттисков (эстампов). Все они будут авторскими произведениями в отличие от рисунка, который существует только в единственном числе. Основные этапы исполнения гравюры включают перевод подготовительного рисунка с бумаги на поверхность доски, гравирование и печатание. По характеру обработки пе-чатной формы (доски) и способу печати различают выпуклую и углубленную гравюру. Обработка гравюрной доски происходит следующим образом. На хоро-шо отполированную поверхность доски из твердых пород дерева (груша, пальма, самшит) наносится карандашом, пером или кистью рисунок, затем штихелем гравер удаляет места, которые должны быть белыми, оставляя штрихи и черные пятна. Получается выпуклое изображение, на него валиком накатывают краску и, приложив бумагу с силой придавливают ее на станке или притирают вручную. К выпуклой гравюре относятся ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме). В углубленной гравюре рису-нок резцом или кислотой углубляется в металлической пластине (из меди, стали или цинка), краска забивается тампоном в углубления, поверхность доски вытирается начисто и на нее накладывается увлажненная бумага. Печатают оттиски на станке при сильном давлении, необходимом для того, чтобы бумага вдавилась в углубление и воспроизвела рисунок. К углубленной гравюре относятся резцовая гравюра, офорт, аквантина, лавис, мягкий лак и др. По своему назначению гра-вюра делится на станковую (эстами), то есть рассчи-танную на самостоятельное существование, и книж-ную. Существуют также различные виды прикладной гравюры экслибрис, лубок и др.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.69 мб

Гравюра Э. Дальберга «Третий день битвы под Варшавой 20 июля 1656»

Бобровский Д. Е., Толкачева Л. И.
Сообщение посвящено интересному изобразительному источнику, позволяющему наглядно и в деталях проследить ход большого европейского сражения сер. XVII в.
Читать PDF
6.02 мб

Триумфальная книжная гравюра начала петровских преобразований

Райгородский Леонид Дмитриевич
Статья посвящена изучению становления особого вида искусства гравюры триумфальной книжной гравюры, ставшей одним из средств пропаганды преобразований, проводимых Петром I.
Читать PDF
508.12 кб

Гравюра «Сон Наполеона» из собрания Церковно-археологического музея ПСТГУ: поиск образцов и опыт ист

Нефедова Надежда Викторовна
Статья посвящена гравюре из коллекции Церковно-археологического музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Эта гравюра, названная «Сон Наполеона» (220 х 185 мм. № Г-35), была сделана в России в XIX в.
Читать PDF
469.95 кб

Златоустовская гравюра на стали как фактор развития кластерного туризма

Щетихина Лариса Владимировна, Паныч Регина Борисовна
Статья раскрывает особенности техники гравировки, композиции, мотивов златоустовской гравюры на стали на различных этапах её развития. Авторы прослеживают взаимосвязь между историей страны и меняющейся тематикой гравюры.
Читать PDF
169.85 кб

«Модная гравюра» XIX века: в поисках отечественных авторов

Курбатова Анна Константиновна
Читать PDF
62.88 кб

"благородные защитники" и "неразумные дети": японская цветная гравюра конца XIX В. Как инструмент ко

Лебедева Ольга Игоревна
В статье рассматривается процесс формирования изобразительного канона пропагандистских изображений в Японии 1870-1890-х гг. Как и в других тоталитарных государствах первой половины XX в.
Читать PDF
659.84 кб

ГРАВЮРА "РУССКИЕ МОРСКИЕ СОЛДАТЫ И МОРЯКИ В ЛЕЙПЦИГЕ 7 АПРЕЛЯ 1810 ГОДА" КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Устьянов А.Л.
Статья посвящена атрибуции изобразительного источника по истории обмундирования российских моряков времен наполеоновских войн раскрашенной гравюры, запечатлевшей флотских чинов 1810 г.
Читать PDF
103.60 кб

«Некоторые обычаи английских дам» Венцеля Холлара и гравюра «Мод и нравов» в xvii веке

Арутюнян Юлия Ивановна
Термин «гравюра мод и нравов» применяется к жанровым листам XVIII в., изображающим галантное общество, однако подобный тип графики появляется раньше.
Читать PDF
40.31 кб

Новое исследование о японской классической гравюре

Совастеева Ю. В.
Рецензия на книку "Японская гравюра/ сост. Габриэль Фар-Бекер, Taschen / Арт-Родник. М.:2010. 200 с. + ил."
Читать PDF
322.82 кб

Художественные поиски А. П. Мунхалова в драматургии гравюр 1980-х годов

Покатилова Ия Володаровна
Раскрыты особенности зрелого периода творчества якутского графика-шестидесятника в 1980-х гг., отражающие многие противоречия советской действительности и общественной практики.
Читать PDF
255.41 кб

Елена Борщ. Восприятие книжной гравюрой иконографии живописи рококо в первой половине - середине XVI

Душенко К.В.
Читать PDF
266.69 кб

Елена Борщ. «Интервизуальные парадигмы» книжной гравюры и их истоки

Душенко К.В.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности гравюр печатных трактатов по архитектуре XVI-XVII веков и их роль в развитии в культуры

Бугаева Наталья Ивановна
В начале ХVI века появились печатные издания трактатов по архитектуре с гравюрами сцен строительства и схемами фасадов и планов. Так началось формирование архитектурной графики основы проектирования.
Читать PDF
0.00 байт

Книга А. С. Пушкина «Капитанская дочка» с гравюрами и макетом Никиты Фаворского

Ордынская Екатерина Никитична
Рассказывается о том, как Никита Фаворский, один из двух не вернувшихся с фронта сыновей Владимира Фаворского, работал над иллюстрированием пушкинской «Капитанской дочки».
Читать PDF
0.00 байт

Мир линий в гравюрах И. Т. Богдеско: пластическая система и динамика

Кошкина Ольга Юрьевна
Анализируются работы И. Т. Богдеско из иллюстративного цикла к «Дон Кихоту» как проявление индивидуального языка художника в построении мира линий резцовой гравюры.

Похожие термины: