Греч, Павел ИвановичГречанинов Алексей Васильевич

Гречанинов Александр Тихонович

Найдено 3 определения термина Гречанинов Александр Тихонович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Гречанинов, Александр Тихонович

Гречанинов Александр Тихонович

— композитор. Род. в 1864 г. Окончил курс в Московской и Петербургской консерваториях. Главные его сочинения: струнный квартет, музыка к "Снегурочке" Островского, "Царю Федору" и "Иоанну Грозному" А. Толстого (для Художественно-общедоступного театра в Москве), опера "Добрыня Никитич" (1903), симфонии, духовн. композиции, романсы и др.

{Брокгауз}



Гречанинов, Александр Тихонович

— композитор, род. 13 октября 1864 в Москве; музыкальное образование получил в московской консерватории, где окончил педагогические курсы фп. по классу Сафонова (1890) и в СПб. консерватории, где окончил курс теории композиции по классу Римского-Корсакова (1893). Талант Г. до сих пор ярче всего сказался в вокальных произведениях. Из сочинений его изданы: 19 романсов с фп. (op. 1, 5, 7, 15, 20), "На распутье", op. 21 (музык. картина для баса с оркестром); 12 хоров (op. 4, 10, 11, 12, 16); пьесы для фп. и скрипки с фп.; духовные композиции (литургия, op. 13; хоры, op. 19 и 23) и 1-й струнный квартет (G-dur, op. 2, премированный на конкурсе СПб. камерного общ. в 1894). Не изданы, но исполнялись: Симфония op. 6, h-moll (СПб., 1895, русские симфонические концерты, Москва, 1900); 2-й квартет op. 14; элегия для оркестра, op. 18. Кроме того, Г. написал оригинальную по замыслу и выполнению музыку к "Снегурочке" Островского, "Царю Федору" и "Иоанну Грозному" А. Толстого (для Художественно-Общедоступного театра в Москве). Опера Г. "Добрыня Никитич" принята к постановке на сцене московского Большого театра.

{Риман}



Гречанинов, Александр Тихонович

(род. 25.X.1864 в Москве, ум. 4.I.1956 в Нью-Йорке) — рус. композитор, педагог. Муз. образование получил в Московской (1881—90) и Петербургской (1890—93) консерваториях; ученик В. Сафонова и Н. Римского-Корсакова. С 1896 по 1922 жил в Москве. Проф. Муз.-драм, училища Московского филарм. общества. В 1922 уехал за границу, с 1925 жил в Париже, в 1939 переехал в США. Творчество Г. тесно связано с традициями рус. муз. классики, в частности Могучей кучки. Наибольший интерес в наследии Г. представляет проникнутая искренностью выражения и задушевностью вокальная музыка (гл. обр. камер.-вок. лирика) и разнообразная по жанрам музыка для детей.

Соч.: св. 200 произв., в т. ч. оперы "Добрыня Никитич" (1903), "Сестра Беатриса" (1912), "Женитьба" (по Гоголю, 1948), 3 дет. оперы; кантаты, в их числе "К победе" (в ознаменов. побед Сов. Армии в Великой Отечественной войне, 1943); вок.-симф. произв. духовн. содерж.; 6 симфоний (1894, 1909, 1923, 1924, 1937, 1943) и др. произв. для орк.; концерты для фп. (1938), скр. (1932), влч. (1897) с орк.; 4 квартета, 2 фп. трио, сонаты для скр. и фп., влч. и фп., кларн. или альта и фп., балалайки и фп., и др. камерно-инструм. произв.; многочисл. пьесы для фп.; свыше 200 романсов, хоров, песен, обр. нар. песен; муз. к спект., в т. ч. к "Снегурочке" Островского (1900); кн. "Моя музыкальная жизнь" (1934).



Гречанинов, Александр Тихонович

Род. 1864, ум. 1956. Композитор, создатель музыки для детей, церковной музыки, опер ("Добрыня Никитич", 1901; "Сестра Беатриса", 1912; "Женитьба", 1946). С 1925 г. в эмиграции, выступал как аккомпаниатор (турне по США, 1929).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Гречанинов Александр Тихонович

Гречанинов Александр Тихонович - выдающийся композитор. Родился в 1864 г. в купеческой семье в Москве. Дойдя до 5-го класса, Гречанинов оставил гимназию и поступил в 1881 г. в московскую консерваторию. По фортепиано занимался у Н.Д. Кашкина и окончил педагогические курсы по классу В.И. Сафонова (1890); по контрапункту учился недолго у Г.А. Лароша , затем у Н.А. Губерта . В 1890 г. Гречанинов перешел в петербургскую консерваторию, которую окончил по классу теории композиции Н.А. Римского-Корсакова , представив экзаменационную кантату ""Самсон"". Гречанинов занимался еще у С.И. Танеева в Москве. Гречанинов дебютировал (1894) тетрадкой из пяти романсов (изд. Беляева ), а его opus 2-ой, смычковый квартет (G-dur) был тогда же премирован на конкурсе петербургского общества камерной музыки. По окончании консерватории Гречанинов остался в Петербурге и занялся педагогической музыкальной деятельностью. Сочинения Гречанинова отличаются технической и художественной законченностью. В сочинениях раннего периода чувствуется влияние Чайковского . Большое влияние оказал на Гречанинова и Римский-Корсаков, в фактуре и многих приемах. То и другое влияние явственно выступает в опере-былине ""Добрыня Никитич"" (1895 - 1901). В начале 1900-х годов Гречанинов становится на более самостоятельный путь, но в конце этих годов выступает в его творчестве другое влияние - модернистов французов (Дебюсси и др.). Сказанными влияниями не заслоняется, однако, собственная индивидуальность Гречанинова. По своему характеру его сочинения находятся в тесной связи с русским народным песенным творчеством. Мысль его всегда определенна, ясна, изложение отличается простотой, отсутствием запутанности, вычурности, развитие логично, естественно, хотя особенной фантазии и изобретательности в развитии автор и не проявляет. Стиль его сочинений большей частью гомофонический. К контрапунктическим сложностям автор почти не прибегает. Наиболее ярко его талант проявился в вокальной музыке и в ней в области камерной миниатюры, в которой он достигает часто тонкой красоты грации и изящества. Особенно выделяются серии его ""детских песен"", близких к народным: ""Ай дуду"" (6 песен, 1903), ""Петушок"" (сборник русских народных песен, 20 №, 1906), ""Снежинки"" (10 песен, 1907). Новое слово сказал Гречанинов в области церковной музыки. Нередко он берет в песнопении прямо народные темы. Другой особенностью его песнопений является их изобразительность, программность в строгом соответствии с текстом. Некоторые его песнопения, как, например, ""Волной морской"" переложение (8-голосное) и оригинальное ""Верую"", где он применил древний прием исполнения символа веры в монастырях - речитативное чтение одного канонарха, которому вторит хор - получили широкую известность. Ему принадлежат: 2 полных (13 №) литургии св. I. Златоуста (1897, 1902), ""Всенощное бдение"" (10 №), ""Страстная Седмица"" (13 №) и отдельные песнопения. Свои взгляды на церковную музыку Гречанинова высказал в статье: ""О духе церковных песнопений"" (""Московские Ведомости""). Его обеим симфониям (№ 1 - h-moll, 1894, и № 2 Pastorale-a-moll, 1902 - 09) недостает оригинальности, глубины идей, широты размаха, органичности формы интереса в развитии, что не исключает общей красоты музыки и интереса отдельных подробностей. Гречанинов написал 59 opus´ов, 8 сочинений без означения opus´ов и 6 сочинений неизданных. Среди этих сочинений находятся: ""Элегия"" (памяти Чайковского) для оркестра (рукопись, 1897), 2 смычковых квартета (№ 1 - G-dur и № 2 - B-dur в рукописи), трио для фортепиано, скрипки и виолончели (C-moll, 1903), ""Сестра Беатриса"" опера-легенда по Метерлинку, музыка к трагедии Алексея Толстого ""Царь Федор Иоаннович"" (напечатана только ""Песнь гусляра"") и к его же трагедии ""Смерть Иоанна Грозного"", музыка к ""Снегурочке"" Островского , ""Елочкин Сон"" - рождественская пьеса для детей (1911), светские хоры, ""Памяти павших за свободу"", ""Траурный гимн"" для хора, ""Матушка Русь"" (Некрасов) для исполнения 19 февраля, кантата ""Памяти 19 февраля 1861 г."" для 4-х голосов, хора и оркестра на слова П. Зуева, вокальные квартеты-соло, вокальные пьесы с сопровождением оркестра, струнного квартета (""Мертвые Листья""), концерт для виолончели, пьесы для фортепиано, для скрипки и фортепиано. Гр. Тимофеев.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович

13.10.1864, Москва - 4.1.1956, Нью-Йорк) - композитор. Из семьи мелкого торговца. Музыке обучался в Московской консерватории (1881-90: среди педагогов С.Танеев, А.Аренский, В.Сафонов) и в Петербургской консерватории (189 Q-93, класс композиции Н.Римского-Корсакова). С 1896 жил в Москве.

Сотрудничал с Художественным театром (муз. к спектаклям «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» А.Толстого, «Снегурочка» А.Островского). С 1903 - заместитель председателя Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете; с того же года - педагог Музыкальной школы сестер Гнесиных.

Г. начал свой творческий путь как один из представителей поздней формации петербургской школы. Дебютировал в Петербурге в 1894 Первой симфонией, написанной под сильным влиянием Римского-Корсакова. В той же стилистике выдержаны его первая опера «Добрыня Никитич», поставленная в Москве Большим театром в 1903 (либретто автора по мотивам русских былин; в гл. партии выступал Ф.Шаляпин), Вторая симфония, ранние романсы, хоры и т.д. Продолжением традиций петербургской композиторской школы являлась также многолетняя деятельность Г. по обработке песен разных народов России (русские, украинские, белорусские, татарские, башкирские и т.д.), собранные в экспедициях Музыкально-этнографической комиссии. Со 2-й половины 1890-х Г. обратился к сочинению духовной музыки, составляющей наиболее ценную часть наследия композитора. В русский период своей жизни он, вместе с А.Кастальским, являлся крупнейшим представителем т.н. «нового направления» в духовно-музыкальном творчестве, прежде всего его московской ветви - «школы Синодального училища». Это движение, возродившее русскую духовную музыку после застоя, продолжавшегося почти целое столетие, ставило своей целью, с одной стороны, возвращение к древним и традиционным церковным роспевам, а с другой - современное истолкование этих роспевов (обработка или свободное творчество на основе исконно русского интонационного материала). В своей статье «Несколько слов о «духе» церковных песнопений», опубликованной в газете «Московские ведомости» в 1900 и вызвавшей большую дискуссию в церковно-певческих кругах, Г. писал: «Если музыка точно соответствует содержанию текста, то через это самое она уже будет «в духе»... Иногда бранят церковную музыку, называя ее оперной, но ведь это не упрек, так как в опере можно слышать нередко музыку, весьма подходящую для церкви, например, в «Парсифале» или «Борисе Годунове» или же в «Хованщине», и наоборот, в церквах исполняется зачастую музыка, место которой в каком-нибудь увеселительном заведении». В другом выступлении на ту же тему Г.

развивал концепцию церковного искусства как самого демократического, призванного художественно просвещать народ: «Единственное место, где народ и по сие время еще имеет общение с настоящим чистым искусством, есть церковь... Но произойдет развитие народного вкуса только тогда, когда будет изгнана из нашей церкви всякая ремесленность, а вместо нее водворится искусная работа тонких мастеров» (Хоровое и регентское дело, 1909, № 1).

В «русский период» Г. создано: три литургии (из них Третья, «Демественная» - в первой редакции для голоса соло и фортепиано), Всенощное бдение, цикл «Страстная Седмица» и несколько опусов отдельных духовных хоров, среди которых особой известностью пользовались хоры ор. 19 «Воскликните Господеви» и «Волною морскою»; они вошли в репертуар прославленного Синодального хора и многократно исполнялись им в концертах в России и за рубежом. Сенсационный успех имела также часть «Символ веры» из Второй литургии; в частности, на императора Николая II это «Верую» произвело такое впечатление, что автору была назначена пожизненная пенсия, а Придворной капелле было приказано исполнять сочинение за службой каждое воскресенье. В художественном отношении вершиной духовно-музыкального творчества Г.

дореволюционного периода является хоровой цикл «Страстная Седмица» - литургическое музыкальное действо на канонические тексты, относящиеся к разным службам предпасхальной недели. Оригинальное сочетание архаического с современным, древних роспевов с утонченным лиризмом, глубоко почвенного колорита с экстатической напряженностью чувств делает «Страстную Седмицу» очень ярким образцом религиозных исканий Серебряного века.

В конце 1900-х - начале 1910-х Г. пережил увлечение модерном, что отразилось в его второй опере, «Сестре Беатрисе» по М.Метерлинку (поставлена в 1912 в Москве Оперой С.Зимина), а также в камерно-инструментальных сочинениях и вокальных циклах на стихи Ш.Бодлера и русских поэтов-символистов. В 19 10-х Г. пришел к идее нового типа духовной музыки на церковно-славянские тексты для голоса соло и хора с инструментами, Как известно, введение интрументов в церковную службу православной традицией строго запрещено. Таким образом, речь шла о жанре концертной духовной музыки, хотя одно время композитор допускал возможность исполнения таких сочинений за службой и даже выступал с подобным предложением на заседаниях Церковного Собора 1917-18, В дореволюционный период в этом жанре Г, созданы: кантата «Хвалите Бога» (1915, 2-я ред. - 1932), концертная ария для альта с оркестром «Благослови, душе моя, Господа», полиелей «Хвалите имя Господне» для альта, струнного оркестра, арфы и органа и «Демественная литургия» (1917, 2-я ред. с хором - 1926; из этой редакции наиболее известна часть «Сугубая ектения», записанная на пластинку Шаляпиным).

Г. сначала восторженно принял революцию 1905 (сочинил «Похоронный марш» памяти Н.Баумана), а потом Февральскую революцию (совм. с К.Бальмонтом сочинил пользовавшийся некоторой популярностью «Гимн Свободной России»). В первые послереволюционные годы он пытался зарабатывать на жизнь концертамилекциями, преподаванием и т.д. С помощью друзей ему удалось в 1922 совершить концертную поездку в Лондон, где он получил предложение гастролей по Европе с певицей Т.Макухиной. В 1925 в возрасте 60 лет Г, покинул Россию, До 1939 жил в Париже, с 1940-в Нью-Йорке.

За рубежом он вел активную творческую жизнь: много и успешно сочинял в разных жанрах, преподавал игру на фортепиано и пение (в основном давал частные уроки, сотрудничал также с парижской Русской консерваторией), работал по заказам западных и русских зарубежных издательств (особенно в области музыки для детей), сохранял связи с концертными организациями и издательствами в СССР. Наиболее эффективным средством заработка стали для него концертные поездки в США, которые начались с 1929, по предложению известной русской певицы Н.Кошиц. В зарубежный период Г. были созданы две симфонии (Четвертая и Пятая), несколько сонат для разных инструментов, Второе трио, масса фортепианной музыки для обучающихся, духовные и светские хоры, а также опера «Женитьба» по Н,Гоголю (не редакция незаконченного одноименного сочинения М.Мусоргского, как часто полагают, а вполне самостоятельное произведение).

Наибольшую известность, особенно в США, принесла Г, его духовная музыка. Сочинения композитора дореволюционного периода входили в репертуар популярных хоровых коллективов русского зарубежья. В 1930-е - 1940-е им были созданы: монументальная Missa oecumenica («Вселенская месса») для солистов, хора, оркестра и органа, 4 малые мессы для хора с органом, 6 мотетов для того же состава все на латинские тексты; диптих псалмов Давидовых на древнееврейские тексты: Четвертая литургия для хора a cappella по мотивам православного обихода и ряд опусов церковных песнопений на церковно-славянские, латинские и английские тексты. Все эти произведения исполнялись во Франции и США; в частности, премьера «Вселенской мессы» состоялась в Бостоне под управлением С.Кусевицкого, премьера одной из малых месс - в парижском соборе Notre Dame. С успехом прошла в США и премьера Пятой симфонии под управлением Л.Стоковского.

В России духовная музыка Г. зарубежного периода, как и др. его произведения, не была известна вплоть до последних лет, хотя она представляет собой весьма любопытный образец «музыкального экуменизма» - сочетание русских церковных мотивов с католическими формами мессы и мотета и даже с формами синагогального пения (в диптихе псалмов). В 1943 возобновились прерванные во 2-й половине 1930-х связи Г. с Россией: в 1943 он передал в Москву через советское посольство в Нью-Йорке свою поэму для хора и оркестра «К Победе», осенью 1944 в Москве состоялись концерты в честь 80-летия композитора, в послевоенные годы некоторые произведения Г, были изданы в СССР, исполнялись по радио и т.д. В эти же годы композитор закончил и издал на свои средства автобиографию - книгу «Моя жизнь» (Нью-Йорк, 1951, на рус, яз.).

Г. скончался в возрасте 91 года. Его архив передан в Архив литературы и искусства (РГАЛИ), где он хранится вместе с частью дореволюционных материалов композитора; другая часть архива - в Музее музыкальной культуры им.М.Глинки.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

Найдено схем по теме Гречанинов Александр Тихонович — 0

Найдено научныех статей по теме Гречанинов Александр Тихонович — 0

Найдено книг по теме Гречанинов Александр Тихонович — 0

Найдено презентаций по теме Гречанинов Александр Тихонович — 0

Найдено рефератов по теме Гречанинов Александр Тихонович — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!