Григорович Виктор Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Григорович Виктор Иванович

Григорович, Виктор Иванович - знаменитый славист, родился 30 апреля 1815 г. в Балте, где служил отец его; мать Григоровича была католичка, и в семье господствовал язык польский. Учился в Балте и Умани в базилианском училище, потом в Харьковском университете. Окончив там курс, четыре года прожил в Дерпте, усердно занимаясь философией и классической филологией. В 1839 г. приглашен в Казань на кафедру славянских наречий. В 1840 г. Григорович представил в факультет кандидатское сочинение ""Исследование о церковно-славянском наречии"", в котором высказался в пользу (впрочем, не безусловно) так называемой паннонской теории происхождения церковно-славянского языка; затем съездил за границу, а по возвращении напечатал магистерскую диссертацию: ""Опыт изложения литературы словян в ее главнейших эпохах"". Это было, по словам Котляровского, ""первое ученое сочинение в России о славянской литературе с точки зрения славянской взаимности"", первая попытка ""осмыслить отдельные факты славянской истории и литературы и показать необходимость их и логическую последовательность""; здесь не только русская и польская литературы рассматривались параллельно, как части одного целого, но и сопоставлялись литературные факты из жизни таких народностей, за которыми до тех пор не признавали никакой литературы. В 1844 г. Григорович отправился в командировку по славянским землям, где и оставался 21/2 года, преимущественно в пределах Европейской Турции. Это путешествие было чем-то в роде ученого мученичества, требовавшего необыкновенной энергии и любви к делу. Ход его и часть результатов изложены в книге Григоровича ""Очерк путешествия по Европейской Турции"" (в ""Ученых записках Казанского университета"", 1848, кн. III и отдельно, 2-е изд., М., 1877). Как профессор, Григорович привлекал к себе студентов необыкновенной в то время простотой обращения с ними, чисто товарищеской близостью к ним. В определенные дни они собирались у него запросто. В 1849 г. полезная деятельность Григоровича в Казани была прервана переводом его в Москву, на место Бодянского . В Московском университете, которому он был в известной степени навязан, Григорович чувствовал себя очень неловко и почти не читал лекций; но его огромные знания и драгоценная коллекция рукописей, вывезенная им из славянских земель и с Афона, и там сослужили службу науке, возбудив интерес к палеографии в Ф.И. Буслаеве и др. Григорович вернулся в Казань и с 1854 по 1856 г., кроме университета, преподавал в Казанской духовной академии, где также образовал ряд полезных работников. В 1865 г. Григорович был назначен профессором только что открытого Новороссийского университета. Одесса привлекла Григоровича своей близостью к славянам и древней Византии и пестротой своего населения, среди которого и ""без лексикона можно выучиться языкам"", привлекала и как научный центр обширного края, сохраняющего в недрах своих остатки богатого прошлого; а для нового университета Григорович был драгоценным приобретением как человек, соединявший в себе почти юношескую, несмотря на свои 50 лет, энергию и готовность руководить занятиями студентов как бы в качестве их старшего товарища. 11 лет проработал Григорович в Одессе и оставил по себе самые благодарные воспоминания и целую школу славистов, историков и археологов. В 1876 г. Григорович подал в отставку и переселился в Елизаветград, откуда собирался делать экскурсии во все концы южной России, но 19 декабря того же 1876 года он внезапно скончался. Его ученики и почитатели тогда же приступили к сбору пожертвований на сооружение ему памятника, который благодаря заботам вновь основанного при Новороссийском университете историко-филологического общества открыт на могиле Григоровича 18 октября 1892 г. Научные труды Григоровича не обширны, но они все без исключения, безусловно, самостоятельны и глубоко проникнуты единством оригинального мировоззрения. Григорович ясно сознал особые задачи русской науки: в изучении Византии и славянства он указал ей обширное и плодотворное поле, предоставленное ей, если не в исключительное, то в преимущественное пользование самой историей; вместе с Буслаевым и др. он был основателем научного, исторического славянофильства, в противоположность московскому славянофильству полуфилософскому, полупоэтическому. Главные труды Григоровича, кроме вышеназванных: ""Статьи, касающиеся древнеславянского языка"" (Казань., 1852); ""Описание четвероевангелия, писанного глаголицей"" (""Известия Академии Наук, по II отд."", II, 242, 1852); ""Послание русского митрополита Иоанна II"" (""Ученые записки II отделения Академии Наук"", I, 1854); ""О Сербии в ее отношении к соседним державам в XIV - XV в."" (Казань, 1859); ""Древнеславянский памятник, дополняющий житие святых апостолов Кирилла и Мефодия"" (Казань, 1862); ""Как выражались отношения константинопольской церкви к окрестным северным народам в начале Х в."" (Одесса, 1866); ""Из летописи науки славянской"" (""Записки Новороссийского университета"", VI, 1871); ""Я.А. Коменский, славянский педагог-реалист XVIII в."" (Одесса, 1871); ""Записки антиквара о поездке его на Калку и Калмус и пр.""; ""Об участии сербов в наших общественных отношениях"" (""Записки Новороссийского университета"", XXI, 1876). После смерти Григоровича в ""Трудах киевского арх. съезда"" напечатан ряд его рефератов, а профессором Смирновым изданы в Варшаве и Воронеже три его университетских курса. Часть своих драгоценных рукописей, вывезенных из славянских земель и с Афона, Григорович пожертвовал Новороссийскому университету при самом его основании (описание В. Мочульского напечатано в 1-м выпуске ""Летописей историко-филологического общества"", Одесса, 1890); остальные его рукописи, бумаги и старопечатные книги приобретены Румянцевским музеем. - См. Срезневский ""Сборник отделения русского языка и сл. Академии Наук"", XVIII; Мурзакевич ""Записки одесского общества истории и древности"", XI; Успенский ""Воспоминания о Григоровиче"" (""Летопись историко-филологического общества"", 1890); Кирпичников ""В.И. Григорович и его значение в истории русской науки"" (""Исторический Вестник"", 1892, № 12); Кочубинский ""А.Я. Коменский. В.И. Григорович"" (Одесса, 1893) и др. Наибольшее количество материалов собрано ""Славянским Обозрением"", 1892, июль и след. - Ср. Венгеров ""Источники Словаря русского писателя"", и Ягич ""Славянская Энциклопедия"". А. Кирпичников.

Источник: Биографический словарь. 2008

ГРИГОРОВИЧ ВИКТОР ИВАНОВИЧ
(1815—1876) Один из основоположников славянской филологии в России — Виктор Иванович Григорович родился в городке Балта Подольской губернии 30 апреля 1815 г. Его отец, украинец по национальности, был мелким полицейским чиновником. Мать происходила из польской семьи, поэтому мальчик с детства одинаково свободно владел русским, польским и украинским языками. В семилетием возрасте, ввиду крайней бедности, Григоровича отдали в униатское училище в Умани. Родителям удалось определить его на полный пансион за казенный счет. Поэтому отроческие годы будущего ученого проищи в суровой обстановке закрытого учебного заведения, где приобретение знаний было для него единственной отдушиной.
В 1830 г., пятпадцатилетним, Григорович поступил на этико-филологический факультет Харьковского университета. Там, под влиянием выдающихся профессоров И. Я. Кронеберга и П. П. Гулак-Артемовского юноша заинтересовался классической филологией и зарождающейся славистикой. Учась в Харькове, Григорович много общался с И. И. Срезневским, в будущем — выдающимся филологом, незадолго до того окончившим курс в том же университете и только начинавшим свою научную карьеру. Учась вместе с младшим братом Срезневского, Григорович был принят в этой семье как родной.
К третьему курсу Григорович серьезно увлекся немецкой классической философией. Поскольку в Харьковском университете она в те годы не изучалась в интересующем его объеме, в 1834 г. Григорович поступил в Дерптский университет. Там в течение пяти лет помимо философии он изучал лингвистику, славистику, а также древнегреческий язык. Григорович был участником кружка Н. И. Пирогова, который посещали молодые ученые, готовящиеся к получению профессорского звания, в том числе — И. Я. Горлов.
В 1839 г. именно Горлов содействовал тому, что Григорович получил место преподавателя греческого языка в Казанском университете. 1840/41 учебный год молодой ученый провел за границей: в Риме и Берлине, где готовился к написанию магистерской диссертации «Опыт изложения литературы словен в ее главнейших эпохах». Эта работа, успешно защищенная автором в 1842 г., представляет собой удачную попытку осмысления единства отдельных фактов славянской истории, литературы и политики. Славянскую культуру автор рассматривает как часть европейской культуры.
Вернувшись в Казанский университет, Григорович приступил к работе на только что открывшейся кафедре славянских наречий. Он составил четырехгодичную программу курса славянской филологии и преподавал практически все славянские языки. В том числе — болгарский, который ранее в университетах России не изучался. У студентов молодой преподаватель был очень популярен. Один из них впоследствии вспоминал: «Он относился к студентам, как к любимым товарищам, искренне радовался каждому, даже незначительному их успеху. Скромность и добросовестность истинного ученого провалялись в каждой его фразе. Если ему случалось, припоминая что па лекции, сделать какую-нибудь ошибку, он на следующий раз объявлял о том слушателям, откровенно сознавался в промахах. У себя он принимал каждого студента радушно, снабжал его книгами, давал советы о занятиях, с полной готовностью делал для него все, что мог сделать».
В 1844—1847 гг. Григорович осуществил путешествие в славянские земли, ставшее вехой в истории русской славистики. В отличие от других ученых-славистов: Бодянского, Срезневского и Прейса,
он странствовал по Европейской Турции, откуда привез пеннейшие рукописи (оставшиеся, к сожалению, неизданными). Для такого «робкого, нерешительного, ненаходчивого», по характеристике Срезневского, человека это был научный подвиг. Григорович посетил Константинополь, Афон, Софию, Казанлык, Шипку, Габрово, Рушук, почти неизвестную тогда Македонию, путешествовал по Валахии, Венгрии, Черногории, Далмации, Моравии, Чехии, Албании. За это время он соприкоснулся с огромным количеством памятников: изучил глалогическос Зографскос Евангелие, открыл Мариинское Четвероевангелие, «Номоканон» XIII в., собрал коллекцию рукописей на болгарском (среди них — «Охридский апостол», «Хиландарские листки» и др.). По материалам, собранным в этой поездке, Григорович написал «Очерк ученого путешествия по Европейской Турции» (1848), получивший высокую оценку в научных кругах. Срезневский, например, так охарактеризовал исследование Григоровича: «Книга его о путешествии по Турции остается и вероятно еше надолго останется важным источником первоначальных сведений по политической истории, по истории христианства и письменности, по палеографии и дипломатике южных Славян». Фактически Григорович стал первым в России специалистом по истории и культуре южных славян.
Вскоре по возвращении из путешествия Григорович был переведен в Московский университет, поскольку известный ученый, профессор Бодянский попал в немилость у властей, был выслан в Казань и занял там кафедру в университете. Однако уже в 1849 г. Григорович вернулся на прежнее место. В 1854—1856 гг. он помимо занятий в университете вел палеографию в Казанской духовной академии. Деятельность эта была безвозмездной, однако ученый уделял ей много времени и сил. Он разработал специальный курс, чтобы не только научить слушателей читать и разбирать летописи и древние книги, но дать им целостное представление об этой части культуры, выработать навыки ее анализа.
В 1850-е гг. Григорович опубликовал ряд статей, преимущественно в «Ученых записках» Казанского университета. В этих работах нашли отражение его многочисленные научные увлечения.
Одним из главных объектов научного интереса Григоровича были глаголические памятники и болгарская литература. Результаты исследования этих материалов нашли отражение в таких трудах ученого, как «Краткое обозрение славянских литератур», «Изыскания о славянских апостолах, произведенные в странах Европейской Турции», «О значении церковнославянского языка», «О трудах, касающихся древнего славянского языка до М. Смотрицкого», «О древнейших памятниках церковнославянской литературы» и др. Собственные выводы и рассуждения исследователь обязательно сопровождает большим количеством примеров. Причем берет их чаше всего из источников, им же самим открытых и впервые вводимых в научный обиход. Изучению церковнославянского языка и древних литературных памятников Григорович придавал огромное историко-культурное, идеологическое и даже политическое значение. Он писал: «Таким образом изучением церковнославянского языка раскрывается троякое его значение в нашем образовании. Я выразил бы это так. Охраняя нам предание, он дарует нам общение с предками, сближает нас в обширном отечестве нашем; находясь во взаимности с родными наречиями, он приводит нас к общению с соплеменниками; наконец, целостно поясняемый, он расширяет пределы нашего сознания и ставит нас в обширнейшую сферу образованнейших народов».
Возвышенная патетика вообще свойственна авторской части работ Григоровича. В некоторой степени это можно объяснить особенностями его мировосприятия, в некоторой — тем, что в основу статьи зачастую ложился текст очередной торжественной речи, с которой он выступал как ординарный профессор университета. Однако эта патетичность в полной мере уравновешивалась в статьях Григоровича, во-первых, безупречной логикой, лежащей в основе всех его исследований, во-вторых, большим количеством фактического материала.
Срезневский, всегда с интересом следивший за научным поиском Григоровича, так характеризовал «почерк» этого исследователя: «Двумя особенными чертами отличается опыт Григоровича от других русских и не русских трудов по истории литературы того и прежнего времени. Во-первых, он оживлен философским направлением, в силу которого явления, взятые во внимание, представлены не только в систематически стройном порядке, но и философски развитою связью причин и последствий. Во-вторых, в этом опыте литература славян представлена не отдельно сама по себе, а в связи с политическими судьбами народа и вместе с тем в связи с ходом событий политических и литературных в других странах Европы. Кроме того, она замечательна и по подбору данных о важнейших древних памятниках, тогда известных, и об особенностях их языка».
Еще одним направлением научного поиска Григоровича стала взаимосвязь культуры Византии и славянства. По существу, он был первым русским ученым-византинистом. Одна из лучших его работ в этом направлении полностью выдержана в присущей автору манере. В основе ее лежит речь, произнесенная в 10 июня 1858 г. в торжествснном собрании имп. Казанского университета «О Сербии в се отношении к соседним державам: преимущественно в XIV и XV столетиях». Речь эта действительно была произнесена публично и имела большой успех у слушателей. В частности, профессор утверждал: «Так, несомненно призвание России достигать высокого значения признанием успехов просвещения, добытых романским и германским поколениями, и миролюбивым споспешествованием всякому улучшению быта славян». Заканчивалось выступление патетическим пассажем, включающим призыв молиться за сербских братьев и сами слова молитвы. Однако суть этой речи не сводится к эмоциональным восклицаниям. Это глубокое, скрупулезное исследование специфики того положения, в котором Сербия оказалась в раннем Средневековье, и причин, приведших братский народ к подобной ситуации. Кроме того, автор тщательно, опираясь на исторические документы, прослеживает общие черты и различия в истории славянских племен, с одной стороны, и Византии — с другой. По мнению ученого, «славяне основывали свою самостоятельность на непреодолимой, хотя и неясно сознаваемой, потребности охранить свою народность, Византия — на политике, вытекающей из отвлеченной теории о римском владычестве. Феодализм торжествовал там, где нарушалась связь народного общения». В печатном издании сама речь заняла лишь около трети объема и стала только одной из трех частей всей работы.
Вторую, почти равную ей по объему часть автор назвал «Справки», что полностью отражает характер составившего ее материала. Григорович подробно комментирует каждый упомянутый вскользь исторический или культурологический факт: исторические события, географические названия, известные исторические фигуры, а также литературно-исторические памятники.
Третья часть работы, имеющая собственную пагинацию, состоит, в свою очередь, из краткого теоретического вступления и двух частей, в первую из которых вошли летописи, а во вторую — грамоты соответствующего периода, обнаруженные автором в Сербии.
В 1865-м Григорович перебрался в Одессу, в Новороссийский университет, образованный из Ришельсвского лицея. Ученый ожидал найти там более широкие возможности для занятий византинизмом, а также поправить пошатнувшееся здоровье. Но надежды Григоровича найти единомышленников не оправдались: одесское общество не поддержало его идей, он не смог даже организовать научное издание. Удачнее складывалась его собственно преподавательская деятельность ученого: в университете он пользовался любовью и поддержкой студентов. В 1876 г. Григорович вышел в отставку и переехал в Херсонскую губернию. Там, в Елисаветграде в декабре того же 1976 г. он скончался.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТРУДОВ В. И. ГРИГОРОВИЧА
Собрание сочинений / Под ред. и с предисл. М. Г. Попруженко. Одесса: Ист.-филол. об-во при Имп. Новорос. ун-те, 1916. XXXIV, 450 с.: 3 л. мортр.
О Сербии в ее отношении к соседним державам: преимущественно в XIV и XV столетиях. Казань: Тип. ун-та, 1859. 60, 91 с.
Обзор славянских литератур. Лекции В. Ив. Григоровича, читанные им студентам IV курса Новорос. ун-та в 1868/9 акад. г. Записаны слушателем его А. Смирновым. Воронеж: Тип. губ. правд., 1880. 52 с.
Очерк путешествия по европейской Турции (С картою окрестностей охридских и преспанских озер). 2-е изд. М.: Тип. М. Н. Лаврова и К”, 1877. 181 с.
Славянские древности. Лекции проф. В. И. Григоровича, чит. в Новорос. ун-те в 1877/78 г. Варшава: Тип. М. Земкевича и В. Ноаковского, 1882.
76 с.
Славянские наречия. Лекции проф. В. И. Григоровича, чит. в Новорос. ун-те. Варшава: Тип. М. Земкевича, 1884. 158, VIII с.
Статьи, касающиеся древнего славянского языка. Казань: Тип. имп. Казанск. ун-та, 1852. 108 с. Содерж.: О значении церковнославянского языка; О трудах, касающихся древнего славянского языка до М. Смотрицкого; Предварительные сведения, касающиеся литературы церковнославянской; О древнейших памятниках церковнославянской литературы; Замечания о лсксикальном изучении рукописей, писанных на древнеславянском языке.
ЛИТЕРАТУРА 0 ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В. И. ГРИГОРОВИЧА
Александров А. И. К биографии В. И. Григоровича. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1903. 2, 8 с.
ВикторовА. Е. Собрание рукописей В. И. Григоровича. М.: Тип. М. Н. Лаврова и К’, 1879. 2, 60, IV с.
КирпичниковА. И. В. И. Григорович и его значение в истории русской науки. Одесса: Тип. шт. Одссск. воен. округа, 1894. 15 с.
Кочубинский А. А. Виктор Иванович Григорович (1815—1876) в истории славяноведения. Одесса: Тип. шт. Одесск. воен. округа, 1894. 28 с.
Петровский М. П. Виктор Иванович Григорович в Казани: библиогр. очерк. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1892. 4, 57 с.
Петровский М. П. Григорович и Прсйс: к истории славяноведения на Руси. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1897. 23 с.
Петровский Н. М. Библиографический список печатных трудов В. И. Григоровича. Пг.: Тип. Имп. Акад. наук, 1915. 36 с.
Полевой П. Н. Три типа русских ученых (Куник, Срезневский и Григорович). СПб., 1899. 20 с.
Сергеев А. В. исторические взгляды В. И. Григоровича. Казань: Изд. Казан. Ун-та, 1978. 134 с.
Срезневский И. И. На память об О. М. Бодянском, В. И. Григоровиче и П. И. Прейсе, первых преподавателях славянской филологии. СПб., 1878. С. 15-30.
Успенский Ф. И. Воспоминания о В. И. Григоровиче. Одесса: Тип. шт. Одесск. воен. округа, 1890. 38 с.
Яковлев В. А. В. И. Григорович: некролог. Варшава: Тип. Варш. учеб, округа, 1877. 7 с.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Булахов; Венгеров; КЛЭ; РП 2; РСЯ 1; Славяноведение; Смирнов.

Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.