ГРОЗА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГРОЗА
Groza), Петру (7.XII.1884 - 7.I.1958) - рум. политич. и гос. деятель, доктор права. Родился в селе Балиа Хунедоарской обл. Учился в Будапештском, Берлинском и Лейпцигском ун-тах. В 1921-22 и в 1926-27 - министр в пр-вах Румынии. В 1927 порвал с реакц. "Народной партией", а в 1933 основал и возглавил демократич. Крест. орг-цию "Фронт земледельцев", к-рая вела борьбу против политики фашизации Румынии. В 1943-44 за антифаш. деятельность Г. неоднократно арестовывался и находился в концлагерях. После свержения воен.-фаш. диктатуры в Румынии (авг. 1944) принял активное участие в деятельности Нац.-демократич. фронта, созданного по инициативе компартии Румынии. С нояб. 1944 по февр. 1945 - зам. премьер-министра в коалиц. пр-вах, в составе к-рых вел борьбу против реакции, за удовлетворение требований рабочих и крестьян. В марте 1945 Г. возглавил пр-во концентрации демократич. сил. С момента уничтожения монархии и провозглашения Румынии нар. республикой (30 дек. 1947) до июня 1952 Г. - пред. Совета Министров. С июня 1952 до последних дней жизни - пред. Президиума Великого нац. собрания PHP.

Соч.: Я видел своими глазами страну мира, М., 1958; In drum spre socialism. Discursuri si intrevederi politice. 1947-1948, Bucuresti, 1950; In umbra celulei, (1945).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ГРОЗА
, ежедневная литературно-политическая и общественная газета крайне правого направления. Издавалась в С.-Петербурге с 1 сент. 1909 по нояб. 1917 (с перерывом). Газету учредил и был ее первым редактором-издателем Николай Иванович Большаков (Артамонов-Большаков), получивший широкую известность как редактор-издатель журналов «Кронштадтский Маяк» и «Свет России», автор книг о св. прав. Иоанне Кронштадтском. Однако Большаков 2 янв. 1910 скоропостижно скончался, и издателем газеты стал видный деятель монархического движения Н. Н. Жеденов. Новый издатель был активным сторонником А. И. Дубровина, при нем газета принимала активное участие во внутримонархических конфликтах. В 1912 на страницах «Грозы» Жеденов назвал В. М. Пуришкевича «государственным преступником», обвинив его в хуле на Государя. Эту тему начал развивать Н. И. Еремченко в «Русском знамени». Пуришкевич обвинил Жеденова, Еремченко и редактора «Грозы» Н. И. Щеглова в клевете и привлек их к суду, где они не смогли доказать основательность своих обвинений. По приговору суда 15 дек. 1912 Жеденов получил 8 мес. тюрьмы, а Н. И. Щеглов, допустивший публикацию статьи, — два. Это был не единственный случай судебного преследования газеты. Некоторые из них заканчивались трагически. Так, один из редакторов газеты отставной штабс-капитан Николай Александрович Яцынин 22 февр. 1913 скончался на другой день после выхода из тюрьмы, где он отбывал двухмесячное заключение. Характерно, что за 1912 в газете сменилось 13(!) редакторов (из 19, которые возглавляли редакцию за весь период существования газеты), причем, некоторые из них успевали выпустить только по нескольку номеров газеты и оказывались либо в тюрьме, либо подвергались денежному штрафу. Сторонники Н. Е. Маркова и В. М. Пуришкевича называли газету не иначе как «сектантско-хулиганской», и к тому были основания, хотя во главе «Грозы» стояли и известные в правых кругах журналисты: М. П.Петров (возглавлявший одно время «Русское знамя»), А. М. Гашков, И.Л.Степанов, Н. Д. Швено-Дунин-Барковский, Н. Г. Политов (последний редактор газеты, возглавлявший ее в 1915–1917). В 1914 издатель газеты Н. Н. Жеденов организовал и возглавил «Общество изучения иудейского племени», а газета стала фактически органом Общества, публикуя материалы на еврейскую тему. После февральского переворота газета была закрыта, а ее издатель заключен в тюрьму. Однако по выходе из заключения Н. Н. Жеденову удалось вновь наладить выпуск газеты. Тематика и стилистика издания не изменились, газета продолжала борьбу с либерализмом и масонством, провозглашала первенство русских национальных интересов. Своим союзником в борьбе против февралистского режима Жеденов видел народные массы, поэтому «Гроза» активно писала о тех проблемах, которые волновали народ. Порою, риторика газеты была похожа на риторику большевистской прессы. Газета заявляла, что продолжать войну — безумие и преступление, ставящее всю Россию на край пропасти; что война идет ради интересов евреев, инородцев и западных союзников; что русские войска обречены на поражение, после которого все равно будет заключен сепаратный мир, только уже на позорных условиях. Газета обвиняла новую власть в том, что она «напустила голод», что раньше народ «питался только чечевицей с рыбой да хлебом вдосталь», а ныне «недостает у него и хлеба». Забастовки, хотя и осуждались, как грех, но обращалось внимание, что рабочий голоден, бос и оборвался. Газета выступала за решительное наведение порядка в стране, отмечая, что главные деятели «великой русской революции» совершенно не способны навести порядок, всякая власть исчезла, общественная безопасность под угрозой. Предпочтительной для России формой правления называлась монархия. Справедливо замечалось, что нынешняя власть ответа перед Богом не несет, что при Царе безбожники православных святынь не трогали, а теперь торжествует «явное безверие и богохульство, отвержение всяких истинных начал веры». После большевистского переворота газета была закрыта окончательно. А. Степанов

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
208.03 кб

«Гроза тыла и любимец фронта»: генерал Я.А. Слащов в 1920 1921 гг. Вводная статья, подготовка текста

Читать PDF
8.42 мб

Военная гроза в Краснодаре. 1942-1943 гг

Рябченко Александр Григорьевич, Орел Елена Владимировна
Статья посвящена знаменательной дате, 75-летию освобождения г. Краснодара от немецко-фашистских захватчиков. Сразу после начала войны с фашистскими захватчиками Краснодар начал готовиться к ней.
Читать PDF
2.18 мб

Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения Часть 3. «Гроза» джорджоне

Белоусов Сергей Львович
Третья статья в цикле публикаций о картинах итальянских художников XV-XVI вв. посвящена полотну Джорджоне «Гроза» из венециансой Академии.
Читать PDF
468.53 кб

Сюжетные и концептуальные аспекты интерпретации картины «Гроза» Джорджоне

Езерницкая Анна Борисовна
Несмотря на почти пять веков попыток определить сюжет «Грозы» Джорджоне, среди специалистов не сложилось общего мнения. Нет даже общего направления интерпретации данного произведения.
Читать PDF
301.72 кб

«Народная драма» А. Н. Островского «Гроза»

Ларионова М. Ч.
Читать PDF
0.00 байт

Образы народной мифологии в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Костылева Эвелина Сергеевна
Читать PDF
689.18 кб

"Гроза" Джорджоне. Произведение искусства в обстановке ренессансного studiolo

Яйленко Евгений Валерьевич
Рассматривается культурная среда, в которой сложился замысел картины Джорджоне, известной как «Гроза», из венецианской Галереи Академии.
Читать PDF
0.00 байт

Гроза в свите Воланда

Журавлева Ольга Николаевна
The author represents the analysis of verb semantics, characterizing the activity of the thunderstorm in Bulgakov's novel Master and Margaret.
Читать PDF
0.00 байт

К семантической динамике политических символов: царская «Гроза» в русской публицистике XVI века

Михайлова Татьяна Витальевна
Статья посвящена анализу изменений в представлениях древнерусских книжников о сущности царской власти и личности царя.
Читать PDF
0.00 байт

Аллегорический подтекст в пейзажной миниатюре Тютчева «Успокоение» («Гроза прошла еще курясь, лежал…

Толстогузов Павел Николаевич
В статье раскрывается аллегорический подтекст тютчевского стихотворения «Успокоение» («Гроза прошла еще курясь, лежал…»).
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о ритмике драматургического произведения (на материале пьесы А. Н. Островского «Гроза» и п

Ильина Наталия Кирилловна
В статье раскрываются особенности ритмической структуры в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и Н.С. Лескова «Расточитель»; характеризуются истоки художественного метода каждого из драматургов.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 02. 020. Русская трагедия: пьеса А. Н. Островского "Гроза" в русской критике и литературоведен

Михайлова О. В.
Читать PDF
0.00 байт

Структура драматического произведения (опыт прочтения драмы А. Н. Островского «Гроза»)

Тихомиров Владимир Васильевич
Статья посвящена анализу структуры драматического произведения на примере драмы А. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Слабость образа сильной героини («Гроза» А. Н. Островского)

Богданова Ольга Владимировна
Актуальность и цели. Изменения в системе восприятия литературных произведений с течением времени обусловливают необходимость обращения к классическим текстам русской литературы.
Читать PDF
0.00 байт

Библейская аллюзия в рассказе В. В. Набокова «Гроза»

Мотеюнайте Илона Витаутасовна
В статье рассматривается функция библейской аллюзии из Четвертой Книги Царств в рассказе В. Набокова «Гроза».

Похожие термины:

  • Гроза, Алексей Владимирович

    Вице-президент "Евроазбизнесбанка"; родился 19 мая 1951 г.; имеет высшее экономическое образование по специальности "бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности"; рабо
  • Гроза Александр

    Гроза (Groza), Александр - один из второстепенных представителей польско-украинской романтической школы (1807 - 1875). Учился в Виленском и Дерптском университетах; волынский помещик. Особенным успехом по
  • Гроза, Иван

    атаман казачий XVII в. {Половцов}
  • Гроза Анатолий Григорьевич

    (1937) - оперный певец (баритон), заслуженный артист УССР (1972). В 1963 окончил Харьк. консерваторию (класс Т. Веске). В 1962–1982 - солист Харьк. театра оперы и балета, с 1982 - Харьк. филармонии. С 1980 - преподаватель