ГУДОН

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГУДОН
Жан Антуан (1741–1828) — французский скульптор, произведения которого стали наиболее ярким явлением портретного искусства XVIII в. В бюстах, созданных Гудоном, классицистическая схема сочеталась с совершенно новой трактовкой лица, выражавшего определенное настроение, острую, напряженную работу мысли, конкретный человеческий характер. В портрет-ных бюстах детей он передает свойственную возрасту живость, любознательность, смену настроений. В порт-ретах Вольтера, Глюка, Б. Франклина, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Мирабо — жены художника, с помощью светотени, остро прорисованного зрачка, беспорядочно помеченных волос, тонко пролепленных лиц Гудон достигает необыкновенной жизненности созданных им об-разов. Поиски нового изобразительного языка, начатые талантливым скульптором, будут продолжены в XIX в.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ГУДОН
houdon) Жан Антуан (1741, Версаль – 1828, Париж), французский скульптор. В 1756–61 гг. обучался в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже у М. А. Слодца, Ж. Б. Лемуана и Ж. Б. Пигаля. В 1764–68 гг. стажировался во Французской академии в Риме. Среди произведений римского периода – монументальные фигуры для церкви Санта-Мария дельи Анжели («Иоанн Креститель», гипс, и «Св. Бруно», мрамор; обе – 1766–67). Работа над «Иоанном Крестителем» стала поводом для изучения анатомии. Анатомическая фигура «Экорше» (человека с содранной кожей) стала результатом максимально точного следования натуре. В 1805–23 гг. преподавал в Школе изящных искусств в Париже.
Гудон известен прежде всего как мастер скульптурного портрета. Его портретные произведения ценились не только за физиономическое сходство, но и за яркую жизненность и достоверность в передаче интеллектуально-эмоционального склада личности. На выставках Салона (1771–1814) скульптор представил обширную галерею современников (просветители Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Л. Д’Аламбер; композитор К. В. Глюк, американские политические деятели Б. Франклин, Д. Вашингтон). Бюсты известных людей, пользовавшиеся популярностью у современников, тиражировались в его мастерской. Гудон использовал два основных типа изображения: в современном костюме и стилизованные под античность. Шедевром мастера стала статуя «Сидящий Вольтер» (1780, гипс), заказанная племянницей философа. Скульптор почти не имел королевских заказов, за исключением статуи маршала Турвиля (1781) для галереи «Великих людей», которую предполагалось разместить в Лувре.
Влиятельным покровителем скульптора была Екатерина II. Для русской императрицы Гудон выполнил в мраморе ее портрет (1773), бюсты Вольтера (1778), Ж. Л. Л. Бюффона (1783). По заказу государыни был создан еще один экземпляр статуи «Сидящий Вольтер» (1781, мрамор), ею была приобретена статуя «Диана-охотница» (1780). Многие русские вельможи, посещая мастерскую Гудона в Париже, заказывали ему портреты и надгробия.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Гудон
, Жан Антуан (Houdon, Jean-Antoine) 1741, Версаль — 1828, Париж. Французский скульптор, выдающийся портретист. Гудон сумел создать такие яркие и достоверные портреты своих знаменитых современников, благодаря которым перед нами предстает духовный образ эпохи Просвещения, эпохи великих мыслителей, писателей, ученых — Вольтера, Руссо, Дидро и др. Сын привратника при Школе избранных учеников Академии живописи и ваяния, Гудон, по его словам, "стал заниматься скульптурой с девятилетнего возраста". В 1756 официально зачислен в Школу Академии живописи и ваяния; учился у Слодца, Ж.-Б. Лемуана, Пигаля. В 1761 за барельеф Царица Савская подносит дары царю Соломону получает первую премию, дающую право на обучение в Италии. До отъезда в Рим он должен был совершенствовать свое мастерство еще в течение трех лет (1761—1764) в Школе для избранных учеников, где особое внимание обращалось на обработку мрамора, читались лекции по истории, мифологии. Во Французской академии в Риме (1764—1768) Гудон изучал и копировал произведения античной скульптуры, работы Бернини, Микеланджело и других; посещал больницу Св. Людовика. Здесь хирург Сегюир обучал учеников анатомии на трупах. Эти знания пригодились молодому скульптору при выполнении первого большого заказа на статую Иоанна Крестителя (1766—1767, Рим, вилла Боргезе — уменьшенный вариант) и св. Бруно (1766—1767, Рим, церковь Санта Мария дельи Анжели). Для большей уверенности Гудон, прежде чем лепить Иоанна Крестителя, создал статую Человек с обнаженной мускулатурой — Экорше (1766—1767; 1792, оба — Париж, Школа изящных искусств) в той же позе, в какой он задумал Иоанна. Так появилось одно из лучших пособий для изучения анатомии человека — копиями с него пользовались затем в течение многих лет в художественных учебных заведениях всего мира. На основе этого этюда мастер выполнил величественную фигуру Иоанна Крестителя, идущего в мир с вестью о пришествии Спасителя. Статуя основателя картезианского монашеского ордена Св. Бруно представляет сурового человека в состоянии глубокой духовной сосредоточенности. Спокойная поза, простота и ясность композиции, строгий ритм объемов и линий подчеркивают это впечатление. Влияние античной скульптуры ощутимо в Весталке (ок. 1768, Нью-Йорк, Вильденштейн и Ко; 1788, Париж, Лувр), Морфее (ок. 1769, Гота, Шлоссмузей; 1777, Париж, Лувр), в композиции Жрец Луперкалии (ок. 1768, Гота, Шлоссмузей), Диане (1790, Париж, Лувр), Аполлоне (1790, Лиссабон, Музей Гильбенкана). Однако областью, в которой талант Гудона раскрылся в полную силу, была портретная пластика. Он автор нескольких сотен выразительных портретов известных людей Франции, России, Германии, Америки и других стран. Подчас он лепил одну и ту же модель по несколько раз, в разных материалах, добиваясь наибольшей духовной и внешней достоверности: Д. Дидро (1771; 1775, оба — Париж, Лувр), Ж.-Ж. Руссо (1778, Париж, Лувр; Шверин, Гос. музей), Ж. Л. Даламбер (1778, Шверин, Гос. музей), Ж. Бюффон (1782, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; 1783, Париж, Лувр), Маркиз де Лафайет (1785, Бостон, Атенеум; 1787, Ричмонд, Вирджиния, Капитолий; 1790, Версаль, дворец), Мирабо (1791, Париж, Лувр). Особенно удавались художнику изображения творческих людей. Мощная энергия духа, властная сила, концентрированность мысли воплощены Гудоном в Портрете композитора Глюка, отмеченного простотой и лаконизмом художественного решения (1775, Веймар, библиотека). Лицо композитора не отличается красотой или правильностью черт, к тому же скульптор передал оспины, которыми оно изборождено. Гудону удалось передать, казалось бы, непередаваемое — вдохновение и творческую волю гения. Выразителен и артистичен Портрет Мольера (1778, Париж, "Комеди Франсез"; 1778, Нью-Йорк, Принстон, библиотека Университета). Значительное количество заказов получал Гудон из России: бюст Екатерины II (1773), Молодая девушка (1775), Лизочка (1775, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), надгробие князя М. М. Голицына (1774, Москва, Донской монастырь). По заказу Екатерины II сделал повторение своей знаменитой статуи Вольтер, сидящий в кресле (1781, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; 1778, Париж, "Комеди Франсез"). В облике Вольтера воплотились наиболее яркие и характерные черты человека эпохи Просвещения: проницательность, ироничность, мощь интеллекта. Статуя пронизана движением, лицо философа источает энергию, на губах язвительная улыбка — кажется, будто человек запечатлен в момент оживленного разговора с невидимым собеседником. Гудон остро чувствовал черты национального характера позирующих ему людей. В серии портретов деятелей молодого государства Соединенных Штатов Америки мастер подчеркивает мужество, волю к действию, целеустремленность. У большинства из них уверенная осанка, горделивая посадка головы, умный, властный взгляд, четкие, словно вырубленные в камне объемы лица, энергичные, чуть выдающиеся вперед подбородки (Б. Франклин, 1778, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Пол Джонс, 1781, Аннаполис, Морская академия; Б. Джефферсон, 1789, Бостон, Музей изящных искусств). Когда Гудону предложили заказ на памятник генералу Джорджу Вашингтону — первому президенту Соединенных Штатов Америки, художник непременным условием поставил поездку в Америку, чтобы лепить с натуры. В 1785, оставив все дела, скульптор отправился за океан. Он создает прекрасный бюст Вашингтона (1785, Маунт Вернон), снимает гипсовую маску с лица, делает ряд набросков и рисунков фигуры. Работу над большой статуей Джорджа Вашингтона в рост продолжает во Франции (1788, установлен в 1796, Ричмонд, Капитолий). Монумент отличается строгостью и простотой. Вашингтон представлен в современном военном мундире, его образ значителен и исполнен благородства и чувства достоинства. Гудон продолжал экспонировать свои произведения вплоть до 1814. В 1806 в Салоне был показан ряд его работ, в том числе портреты Наполеона и Жозефины. На постаменте бюста Наполеона Гудон с гордостью начертал: "Его Величество Император и Король вылеплен с натуры. Сен-Клу. Август 1806. Гудон сделал". Император представлен "a l’antique", с обнаженной грудью, прямоугольный постамент образует подобие античной гермы (1806, Дижон, Музей изящных искусств). От портрета веет холодом и официальной отстраненностью. Более человечен бюст Наполеона в военном мундире (1808, Версаль). Обаятельную страницу творчества Гудона являют произведения мастера, выполненные не на заказ, а "для души". Это, как правило, изображения членов семьи, детей. Одно из лучших творений пластики XVIII в. — исполненный лукавой грации Портрет жены (1787, Париж, Лувр). Лицо Мари Анж живет, дышит, искрится радостью. Редчайший пример в пластике, когда улыбка не кажется застывшей гримасой, а естественна и привлекательна. Мастер добивается подобного впечатления тем, что смеются не только губы, а светлые лучистые глаза, ямочки на щеках, дрогнувшие на взлете брови. Столь же естественны у Гудона лица детей — трех своих дочерей он лепит неоднократно и с любовью, с самого раннего возраста, передавая характер и нрав каждой из них. Исполнены обаяния портреты детей архитектора Броньяра (Луиза, 1777; Александр, ок. 1777, оба — Париж, Лувр; имеются многочисленные повторения в разных материалах). Много труда и изобретательности вкладывает скульптор в обработку глаз. Тщательно моделируется глазное яблоко. Не прибегая к раскраске, Гудон умеет передавать цвет глаз — он вырезает поверхность радужной оболочки, углубляя ее. Для светлых глаз немного, чем темнее глаза, тем выемка делается глубже. Затем в радужной оболочке просверливается отверстие на месте зрачка, иногда вокруг делаются бороздки или дырочки — глаза начинают как бы лучиться; рядом со зрачком просверливается еще одно отверстие и в нем укрепляется стерженек, выступающий над роговицей — свет, падая на него, создает впечатление живого, человеческого взгляда. У произведений Гудона "глаза полны жизни" (Гримм). В течение многих лет Гудон преподавал в Школе изящных искусств (1805—1823). Наследие мастера огромно. Его взгляд на роль художника в обществе созвучен эстетике эпохи Просвещения. Мастер писал: "Одним из прекраснейших свойств столь трудного искусства ваяния является возможность сохранить во всей подлинности черты и сделать почти нетленными образы людей, которые создали славу и благоденствие своей Родины. Эта мысль всегда сопутствовала мне и вдохновляла меня в моих долголетних трудах".
Лит.: Арнасон Г. Г. Скульптура Гудона. М., 1982; Reau L. Houdon. Paris, 1965. Vol. 1—2.
В. Стародубова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Похожие термины:

  • ЖАН-АНТУАН ГУДОН

    1741–1828) «Основное значение в выражении этот скульптор придает взгляду, помогающему разгадать душу человека, раскрыть все его тайны», — говорил Роден о портретах Гудона. Жан-Антуан Гудон родился в