ГУМАНИЗМ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гуманизм
признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, рассмотрение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Гуманизм
лат. - человечный) - совокупность идей и взглядов, выдвигавших на первый план человека, требующих уважения его достоинства, любви к нему, создания условий для гармоничного развития личности. Гуманизм провозглашает жизнь человека высочайшей ценностью.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

ГУМАНИЗМ
лат. humanus - человеческий, человечный) - совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и права личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Гуманизм
римское понятие, обозначавшее пропагандировавшийся Цицероном идеал образования знатных римлян, содержанием которого было воспитание людей через образование по греческому образцу (от лат. humanĭtas — человечность, человечество). Слово «гуманизм» применялось Цицероном, в частности, в значении «духовная культура».   

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ГУМАНИЗМ
признание ценности человека как личности, его прав на свободное развитие и проявление своих способностей. В более узком смысле – светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви, связан с изучением вновь открытых произведений классической древности. 183B

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

ГУМАНИЗМ
признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. В более узком смысле — светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви, связан с изучением вновь открытых произведений классической древности.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Гуманизм

Неоднородное движение, связанное с европейским Ренессансом, подробно рассмотренное в гл.3. Теоретическое основание этого движения составлял не набор секулярных или секуляризирующих идей (на мысль о которых наводит современное значение слова), а новый интерес к культурным достижениям древности. Они рассматривались как важные ресурсы обновления европейской культуры и христианства в период Ренессанса.

Источник: Глоссарий богословских и исторических терминов

Гуманизм
лат. humanus – человеческий, человечный) – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая самоценность человеческой личности, право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Система взглядов гуманизма впервые формируется в эпоху Возрождения, выступая как широкое течение общественной мысли, стремившееся к восстановлению античного идеала человечности и красоты. Гуманизм в узком смысле – социокультурное и литературное движение эпохи Возрождения.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ГУМАНИЗМ
антихристианское учение, провозглашающее жизнь человека высочайшей ценностью, а "наслаждение земными радостями" - ее главной целью. "Гуманисты" фактически отрицали божественную сущность человека, отказывали ему в праве на духовное развитие и стремление к совершенству по заповедям Нового Завета, объявляя их проявлением клерикализма и мракобесия. Христианская этика в их учении заменяется иудейской, стяжание Духа Святого - стремлением к обогащению и потребительским отношением к жизни, культом силы, порока, плотского наслаждения жизнью. Гуманизм стал идеологией так называемого "ренессанса", с которого, по справедливому замечанию великого русского философа А.Ф. Лосева, осуществляется развертывание и оформление сатанинского духа, ступенями которого являются капитализм и социализм.
О. Платонов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ГУМАНИЗМ
(лат. humanitas – человеческое достоинство, духовная культура; humanum – человеческое, свойственное человеку) – учение о достоинстве человека, об активной творческой деятельности, основанной на культе разума, призывающее к опытному познанию мира. Гуманизм – идеология Возрождения XIV–XVI вв., где главный принцип – свободное развитие личности, интерес ко всем отраслям знания, к духовному наследию античности, к философии и риторике. Схоластику вытесняет классическое образование. Латинский язык в его классической форме и греческий стали предметом глубокого изучения. В Италии наблюдается развитие политической мысли, интерес к платоновской философии. Центрами гуманистической культуры в Италии были Павия, Флоренция, Рим, Венеция, Неаполь. Сформировалась новая социальная группа – гуманистическая интеллигенция. В XV в. возникли гуманистические кружки в Германии, Франции, Нидерландах.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

Гуманизм
признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения. Гуманизм приобрел характер широкого и разностороннего движения общественной мысли, охватившего философию, филологию, литературу, искусство. Гуманисты вовлекли в культурный оборот множество забытых литературных памятников классической древности. В 14- 15 вв. центром гуманизма была Италия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.). Гуманизм вместе с движением Реформации распространился и в др. европейских странах (Ф. Рабле, Франция; У. Шекспир и Ф.Бэкон, Англия; М. Сервантес, Испания; У. фон Гуттен и А. Дюрер, Германия; Эразм Роттердамский и др.). Гуманизм заложил прочные основы для развития науки.

Источник: Исторический словарь

Гуманизм
Гуманизм (humanism), система взглядов в обл. философии и культуры, сформировавшаяся частично в период Ренессанса в Зап. Европе 15 в. Гуманистами были в осн. представители христианства, к-рые преподавали гуманитарные дисциплины (грамматику, риторику, историю, поэзию и философию морали), используя открытые заново классич. рим., позднее др.-греч. и евр. труды. Они отвергали ср.-век. схоластику и сделали классич. античность основой западноевроп. системы образования и мировоззрения. К ним относились Петрарка, Твиччардини и Макиавелли. Гуманисты не создали стройную филос. систему, но они были едины в признании главенства высших человеческих ценностей над религ. догмами или абстрактными рассуждениями.
Изобретение печатания способствовало распространению идей Г. за пределы его родины Италии. Томас Мор, Эразм Роттердамский и Джон Колет — все они внесли вклад в развитие гуманистической традиции. Дух скептицизма, характерный для Г., подготовил почву для Реформации и затем Контрреформации.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ГУМАНИЗМ
(лат. Humanus — человеческий, че-ловечный) — тип мировоззрения, ставящий во главу угла ценность человека как личности, его право на сво-боду, счастье, считающий благо человека главным критерием оценки социально-экономических институтов, а также нормой отношений между людьми. Идеи гуманизма имеют длительную историю. В специфической форме его можно зафиксировать в Древней Греции (там он не относился к рабам и женщинам). А мечты о человеческом счастье и справедливости обнаруживаются практически во всех культурах. Но гуманизм как система взглядов формируется в эпоху Возрождения, и в узком, культурно-историческом смысле, гуманизм Возрождения — это культурное движение, начавшееся в ХIV в. в Италии, а затем перешедшее в другие страны Европы (Северное Возрождение). Гуманизм эпохи Возрождения связан прежде всего с т.н. «открытием че-ловека». Если античная культура считала человека вторичным по отношению к природе, а средневековая - созданным Богом, то Возрождение впервые обратило внимание на творческие возможности, присущие человеку (творчество — главная способность Бога). Было отмечено, что с момента Творения мира, Бог в его дела более не вмешивается, а по образцам, данным им, творит человек. Также человек способен к созданию абсо-
 лютно новых вещей и явлений. Это ставит человека вначале рядом с Богом, а затем — и выше Него. Такая творческая, созидательная деятельность подразумевала не только выдвижение идеи, но и претворение ее в жизнь. Поэтому эпоха Возрождения снимает противоречие, неприятие, существовавшее между деятельностью теоретиков и практиков, сливая ее в фигуре художникатворца. Не случайно деятельность гуманистов так многогранна. Образцом же ее, бесспорно, считается фигура Леонардо да Винчи — художника, инженера, ученого, политика. Крупнейшими представителями итальянского гуманизма являются: Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Л. Бруни и др. Гуманисты Северного Возрождения: М. Монтень, Ф. Рабле (Франция), У. Шекспир, Ф. Бэкон (Англия), М. Сервантес (Испания), А. Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и др.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Гуманизм
1. (humanismus, от лат. humanitas). Словом humanitas Цицерон обозначал идеал греч. образования, образ мыслей, достойный человеч. жизни; однако в рамках, огранич. античным строем., Г. мог быть осуществлен только для верхней части обществ, пирамиды. Вскоре появилась тенденция сужения широкого понятия Г., охватывающего совокупность различных сторон жизни. Он был сведен до значения школьного образования. Греко-рим. дискуссии на эту тему в средневековье отступили на задний план перед церковным идеалом, однако наряду с этим идеалом сохранилось понимание и признание значения светского образования (humaniora). Начиная с 13 в. оно усиливало нац. самосознание городской буржуазии. В это время Г. стал средством идейных споров наиболее образованной части общества против господства дворянства и церкви. Это способствовало развитию большинства спец. наук. Начавшееся в Европе просветительское движение внесло решающий вклад в экономич., обществ., культурное и техническое развитие, получившее общее назв. «Ренессанс». Шла борьба за духовное освобождение личности от схоластики и церковных канонов. Человек все больше становился центром внимания. Истинный образ человека воплощался в античном идеале образования. Этому идеалу стремились подражать в области литературы, политики и социальной жизни. Ведущие деятели Ренессанса в Италии, такие, как Данте, Петрарка, Боккаччо, Пико делла Мирандола, рассматривали в качестве образца для подражания известных римлян, хотя проявляли интерес и к грекам. После завоевания Константинополя турками (1453) эмигрировавшие оттуда в Италию ученые в возрастающей мере способствовали распространению и греч. культуры. Усилился интерес к античным текстам как источникам новых взглядов на жизнь. Хранившиеся в монастырях античные рукописи увидели свет благодаря книгопечатанию, изобретенному после 1464. Людей, занимающихся распространением античных образцов в эпоху Ренессанса в Италии, а также во Франции, Англии и Нидерландах, называли гуманистами. В Германии в Г. видели особую педагогич. цель воспитания ораторов, поэтов, философов. Все это получило распространение благодаря реформе образования, проходившей в рамках Реформации, через школы и церкви (Рейхлин, Меланхтон). Однако Г. Ренессанса был ограничен небольшой прослойкой образованных людей, он не достиг и не мог охватить широких масс народа.
        2. в античности (лат. humanitas человечность, человечество), пропагандировавшийся Цицероном идеал образования знатных римлян, содержанием которого было воспитание людей через образование по греч. образцу. Слово «Г.» применялось Цицероном очень часто в значении «высшее образование», «духовная культура», причем здесь играл роль и обществ, аспект этого понятия («обязательный для знати образ жизни»). Во времена Империи, особенно благодаря влиянию Стой, Г. все больше приобретает значение разумного человеч. поведения по отношению к другим людям, независимо от уровня образования. Поэтому формула Геллия: «Гуманизм в республике = греч. paideia, гуманизм в империи = греч. philanthropia» (paideia воспитание, philanthropia — дружелюбие к человеку), безусловно упрощенная, в сущности справедлива.

Источник: Словарь античности. 1989

Гуманизм
от лат. humanus — человеческий, человечный) — мировоззрение эпохи Возрождения, идейное содержание ренессансной культуры, выразившееся в научных, литературных, филос, педагогич. и др. взглядах, которые ставили в центр мира человека. Родина г. — Италия. В первой пол. XV в. ит. ученый и писатель Леонардо Бруни назвал новую светскую науку о человеке, его месте в мире и поведении в обществе термином «humanitas» (человеческая природа, духовная культура). В Италии XV— XVI вв. термин «humanitas» означал светскую образованность. Светские науки (studia humana) были противопоставлены науке церковной (studia divina). В противовес studia divinitatis — познанию божественного — гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний — studia humanitatis, куда входили грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика, ставшая стержнем всего этого комплекса. От термина «studia humanitatis» ведут начало термины «гуманист» (знаток и приверженец studia humanitatis) и «г.». Впервые слово «гуманист» встречается в 1490 г. В сер. XVI в. оно прочно вошло в обиход ученых. Так стали называть знатоков и преподавателей философии, риторики, истории, поэзии. В Италии раньше всего выработалось представление о гуманисте как об образованном человеке, владеющем древними языками, знающем историю, древнюю лит., философию, поэзию и т.д.
Программа становления новой гуманистич. культуры в главных чертах была намечена Петраркой, а ее разработку завершили его друзья и последователи — Боккаччо, Салютати и др.
Ит. г. охватывает 3 столетия — с XIV до нач. XVII в. В Германии, Франции, Англии и др. странах Зап. Европы г. развивался в конце XV— XVI в. Г. носил светский, антиклерикальный характер, способствовал раскрытию творч. возможностей человека, его разума, признавал право человека на счастье, понимаемое как гармония души и тела, чувств и разума. Гуманисты провозгласили разрыв с официальной церковно-схоластич. культурой Средневековья, бросили вызов схоластике, ее претендующему на универсальность формальнологич. методу познания, выступали против религ. этики, монополии церкви в интеллектуальной сфере, подвергали критике католич. духовенство, пороки монашества. Однако большинство гуманистов не порвало с религией и отводило Богу роль творца.
Главными проблемами гуманистич. философии (в которой ведущее место принадлежит этике) были человек и природа, человек и общество. Гуманистич. этика к достоинствам человеч. личности относила свободу воли, разум, знание, труд, деятельность на благо общества. Гуманисты признавали высокую нравственную роль труда и именно в нем, в деяниях самой личности, а не в знатности происхождения видели основу ее благородства и достоинства. Особую роль гуманисты отводили худож. слову, в котором видели ключ к постижению мира и человека; они всемерно возвышали поэзию, уравнивая ее в правах с теологией. Источником мудрости для них была греч. и лат. лит. античности, а также творчество «новых поэтов», особенно Данте. Актуализация ант. наследия была подчинена задачам, выдвинутым их собственной эпохой с ее бурным расцветом гор. экономики и зародившимися раннекапиталистич. отношениями. Эта эпоха требовала расширения границ науч. знания, основанного на светеки-рационалистич. принципах. В 40—90-е гг. XV в. г. становится мощным идеологич. движением, укрепляются его позиции в области образования. Чтение университетских курсов становится важной стороной деятельности многих гуманистов, которые в этот период представляли собой, по сути, новую прослойку светской интеллигенции. Они выступали и в сфере гос. власти — в роли канцлеров, секретарей, придворных, дипломатов; определенного воздействия г. не избежала и католич. церковь. Гуманистов, прекрасно владевших лат. языком и риторикой, охотно приглашали на службу в папскую курию, наделяли церк. пребендами.
Крупными центрами г. в Италии были Флоренция, Милан, Рим, Неаполь, Венеция, Феррара, Мантуя, Болонья и др. В ит. г. существовало несколько направлений: гражданский г., флорентийский неоплатонизм, направления, опиравшиеся на эпикурейскую этику Баллы и учение о человеке Альберти. Крупнейшими гуманистами эпохи Возрождения были Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Леонардо Бруни, Леон Баггиста Альберти, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Франсуа Рабле и мн. др.
Лит.: Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978; Баткин ЛМ. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995; Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. М., 1977; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Корелин М.С. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Вып. 1. СПб., 1892; Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979; Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения / Под. ред. Л. М. Братина. М., 1985.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ГУМАНИЗМ
от лат. humanus - человеческий, человечный) - направление обществ. мысли, характеризующееся защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, борьбой за человечность обществ. отношений.

Долгое время изучение Г. проходило в историч. рамках зап.-европ. культуры эпохи Возрождения, мировоззрение к-рой и отождествляли с Г. В лит-ре в связи с этим утвердилось и более узкое понимание Г. как светского вольномыслия, связанного с изучением античности в странах Зап. Европы в 15-16 вв. Г. выдвинул на первый план интерес к человеку (лат. homo) и человеческой личности, утвердил демократич. идею естественного равенства людей, достоинства и свободы личности против ср.-век. аскетизма, феод. и церк. гнета (Л. Валла, Л. Бруни, Пико делла Мирандола и др. - в Италии; У. фон Гуттен, И. Рейхлин - в Германии; Э. Доле, Ф. Рабле, М. Монтень - во Франции, и др. См. также ст. Возрождение).

Советская наука, продолжая изучение Г., начала исследование его в культуре народов России, Китая, Ср. Азии, Кавказа. Возникновение и развитие идей человечности ("жэнь") в Китае (согласно работам Н. И. Конрада) относится к 8-11 вв. и направлено против религ. норм буддизма и даосизма, являвшихся тогда гл. опорой феод. строя. Гуманистич. мысль народов Ср. Азии явственно прослеживается в поэзии и философии 8-10 вв.; у народов Кавказа - грузин (по исследованиям Ш. Нуцубидзе, Хидашели), армян (по работам В. К. Чалояна) - гуманистич. идеи заметны в лит-ре, философии, изобразит. иск-ве 12 в. Возникновение гуманистич. идеи "самовластия личности" в России ученые относят к 15-16 вв. (А. И. Клибанов, М. П. Алексеев, Б. И. Пуришев). Расширение географич. и ист. границ изучения Г. обогатило познание сущности и идейного богатства этого прогрессивного направления обществ. мысли, закономерно возникающего вместе с борьбой нар. масс против феодализма.

Характерное для бурж. историографии сужение географич. и ист. рамок Г. сопровождалось ограничением и идейного содержания его. Господствующие бурж. концепции по сути дела отождествляют Г. с индивидуализмом, с идеей свободы личности и суверенности частной жизни. Именно это содержание положено в основу широко распространенной концепции швейц. ученого 19 в. Я. Буркхардта, оказавшего влияние на исследователей Г. и культуры эпохи Возрождения не только его времени, но и на мн. ученых 20 в. Экзистенциализм (М. Хейдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр), "новое христианство" (Н. А. Бердяев), неотомизм (Г. Марсель, П. Биго, Кальвез), несмотря на разнообразие форм и деталей, в основу Г. кладут бурж. идею свободы частной жизни личности, базирующейся на частной собственности. Бурж. теории Г. полностью игнорируют гл. гуманистич. идею в социалистич. традиции обществ. мысли, к-рая развивалась долгое время в утопич. формах, - идею Г., человечности обществ. отношений. В коммунистич. и социалистич. утопиях (М. Гуска, Т. Мор, Т. Кампанелла, Т. Мюнцер и др.) речь шла не только о достоинстве личности и свободе ее частной жизни, но и о Г. обществ. строя, о человечности социальной жизни. Именно в утопич. учениях была дана первая критика "разрушительным" принципам бурж. Г., противопоставлявшего личность обществу. Идеолог англ. диггеров Дж. Уинстэнли, рассуждая об "истинной свободе", последовательно дает критику всякому проявлению индивидуализма, уподобляя частную свободу "...свободе необузданных животных, стремящихся к разрушению"; истинная свобода "заключается в законах общей свободы... не в том, чтобы один порабощал другого, но чтобы оба жили в довольстве и свободе" ("Закон свободы", в кн.: Избр. памфлеты, М.-Л., 1950, с. 209, 236).

Марксизм-ленинизм наследует как демократич., так и социалистич. элементы в истории Г. Господству бурж. концепции Г., его одностороннему изучению также приходит конец. Марксистско-ленинское учение вскрыло противоречия Г., обусловленные борьбой обществ. классов, и определило его место в теории науч. коммунизма, провозгласившего более высокий принцип социальной жизни - коммунистич. "царство свободы", когда каждая личность трудится по способностям и получает по потребностям и в обществ. отношениях утверждаются гуманные отношения товарищества, сотрудничества и взаимопомощи. Гуманистам Возрождения, просветителям эпохи бурж. революций оказалось не под силу разрешить основное противоречие Г. - между личностью и обществом, между частными и обществ. интересами, т. к. они видели в частной собственности "гарантию свободы и независимости личности" (Робеспьер). Классики марксизма-ленинизма, продолжая критику бесчеловечности бурж. цивилизации, начатую великими утопистами (Фурье, Оуэн, Сен-Симон), открыли тот факт, что именно господство частной собственности является причиной социального гнета, эксплуатации человека человеком, торжества антигуманистич. принципа бурж. конкуренции "человек человеку - волк", распространения эгоизма и индивидуализма. Маркс провозгласил "эмансипацию общества от частной собственности" и освобождение труда и трудящихся масс от всех форм эксплуатации (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 570). Утверждение общенар. коммунистич. собственности есть реальный путь для обеспечения "...за "счет всего общества"...полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества" (Ленин В. И., Соч., т. 6, с. 37). Свобода и развитие личности не могут быть привилегией обладателей частной собственности, а должны стать неотъемлемым правом каждого члена общества. Не собственность, а труд развертывает способности и задатки человека. Поэтому освобождение труда и его революц. преобразование, превращение из тяжелой обязанности в первую жизненную потребность, в труд по способностям на благо всего общества входит в практич. программу построения коммунистич. общества. Социалистич. революция и построение социализма создают условия для достижения при коммунизме изобилия материальных и духовных благ, для "...воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство", для расцвета коллективизма и гуманных отношений, когда "...человек человеку - друг, товарищ и брат" (Программа КПСС, 1961, с. 120-21).

Сов. обществ. мысль (А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, А. М. Горький, В. П. Волгин и др.) внесла существ. вклад в разработку проблем социалистич. Г. и роли обществ. труда в борьбе с бурж. индивидуализмом и анархич. своеволием, проблем воспитания коллективизма, уважения к обществ. нормам.

Социалистич. Г. противостоит антигуманистич. идеологии совр. капитализма, к-рый принес миру массовое уничтожение людей в войнах, чудовищные формы угнетения человека (колониализм), надругательство над разумом человека, восхваление всего звериного (фашизм). Даже бурж. мыслители не отрицают антигуманистич. содержания империалистич. идеологии, но вину за "крах гуманизма" возлагают одни - на технику и машины, к-рые якобы приводят к "дегуманизации производства" и подчиняют человека машине и "демону-технике" (нем. социологи А. Вебер, М. Бензе), другие - видят причину разрушения Г. в коллективных действиях масс, в единстве их борьбы за социалистич. идеалы. Коллективизм, массовость объявляются "могилой личности" (исп. философ Ортега-и-Гасет, зап.-герм. социологи Л. фон Визе, А. Демпф и др.). Прогрессивные же мыслители именно в движении масс видят почву для обновления Г. и для борьбы с человеконенавистничеством фашизма, колониализма, милитаризма. Прогрессивные деятели, защищая Г., неизбежно обращались к марксизму и коммунистич. движению (Т. Драйзер, А. Банфи, Ф. Жолио-Кюри и др.). Науч. коммунизм распространяет человечность обществ. отношений и на отношения между народами, борясь за полное равенство наций, за исключение войн из жизни народов. Социалистич. Г. связан с интернационализмом, с борьбой за мир и дружбу между народами. "Не путем войны с другими странами, а примером более совершенной организации общества, расцветом производительных сил, созданием всех условий для счастья и благополучия человека идеи коммунизма завоевывают умы и сердца народных масс" (Программа КПСС, 1961, с. 141). Коммунизм демонстрирует перед всем миром свои высокие гуманистич. принципы, в основе к-рых лежит забота о счастье человека.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии. Соч., 2 изд., т. 4; их же, Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф.. Диалектика природы, М., 1955 (Введение); Маркс К., Морализирующая критика и критизирующая мораль, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; Ленин В. И., Две утопии, Соч., 4 изд., т. 18; его же, Речь об обмане народа лозунгами свободы и равенства, там же, т. 29; его же, Великий почин, там же; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 31; Хрущев Н. С., Отчет ЦК КПСС XXII съезду КПСС, в кн.: Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961; Меринг Ф., Гуманизм Фейербаха и Маркс, в его кн.: На страже марксизма, пер. с нем.. М.-Л.. 1927; Плеханов Г. В., К вопросу о роли личности в истории. Избр. философские произв., т. 2, М., 1956; Сказкин С. Д., К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в кн.: Ср. века, в. 11, М., 1958 (обширную лит. о Г. эпохи Возрождения см. при ст. Возрождение); Клибанов А. И., У истоков рус. гуманистич. мысли, "ВИМК", 1958, No 1, 2; 1959, No 1; Алексеев М. П., Явления гуманизма в лит-ре и публицистике Др. Руси (XVI-XVII вв.), М., 1958; Конрад Н. И., Начало кит. гуманизма, "СВ". 1957, No 3; его же, Заметки о смысле истории, "ВИМК", 1961, No 2; Нуцубидзе Ш. И., Руставели и Вост. Ренессанс, Тб., 1947; Чалоян В. К., Арм. Ренессанс, М., 1963; Крупскан Н. К., Идеалы социалистич. воспитания, Пед. соч. в 10 тт., т. 2, М., 1958; ее же, Обществ. воспитание, там же; Горький М., Пролетарский гуманизм, Собр. соч., т. 27, М., 1953; его же, Гуманистам, там же, т. 25; Волгин В. П., Гуманизм и социализм, М., 1955; Федосеев П. Н., Социализм и гуманизм, М., 1958; Штолл Л., Клас. борьба и гуманизм, "ПМиС", 1958, No 3; Гак Г., Строительство коммунизма и всестороннее развитие личности, "Коммунист", 1959, No 12; Гароди Р., Марксистский гуманизм, пер. с франц., М., 1959; Рюриков Б., Социализм и человек. "ПМиС", 1960, No 1; Блок А., Крушение гуманизма, Собр. соч., т. 6, М.-Л., 1962; Girnus W., Humanismus in der Entscheidung, "Einheit", 1961, Beilage zu H. 2; "Comprendre", 1956, No 15 (Материалы междунар. дискуссии о Г.); Sartre J.-P., L´existentialisme est un humanisme, P., 1946; Heidegger M.. ?ber den Humanismus, Fr./M., 1947; Jaspers K., ?ber Bedingungen und M?glichkeiten eines neuen Humanismus, в его кн.: Rechenschaft und Ausblick, M?nch., 1958; Marcel G., Les hommes contre l´humain, P., 1951; Etcheverry A., Le conflit actuel des humanismes, P., 1955; Montiani O., Bergson e il suo umanismo integrale, Padova, 1957.

Л. Ф. Денисова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
205.80 кб

Гуманизм versus глобализации насилия

Красиков Владимир Иванович
Читать PDF
123.95 кб

Гуманизм и «Антикваризм» xv-xvi вв

Лиманская Л. Ю.
Вместе с развитием в Италии гуманистических идей в художественной культуре этого времени появляется группа энтузиастовсобирателей древности, именовавших себя антикварами.
Читать PDF
143.15 кб

Гуманизм, классицизм, антиковедение — духовная триада, служившая основанием европейской цивилизации

Фролов Эдуард Давидович
В статье обосновывается тесная связь европейского гуманизма с культурой классицизма и классическим образованием. Культура классицизма рождается в недрах античного, т.е. греко-римского мира.
Читать PDF
178.05 кб

Византийская образованность, гуманизм и Реформация: к постановке вопроса

Иванов Игорь Анатольевич
В статье рассматриваются вопросы соприкосновения западного и восточного христианства на заре Нового времени.
Читать PDF
206.47 кб

Гуманизм в классической мусульманской мысли

Сагадеев Артур Владимирович
Читать PDF
261.36 кб

Ю. Л. Игнатюк. Гуманизм – фундаментальный принцип культуры: культурологический дискурс

Э.Ж
Читать PDF
289.67 кб

Исихазм и гуманизм – духовные детерминанты образования личности в России и Европе

Гусакова Виктория Олеговна
Читать PDF
312.22 кб

Наследие РАИ Дунаевской: ленин, диалектика, революция и гуманизм (Russia: From Proletarian Revolutio

Шубин Александр Владленович
Читать PDF
6.12 мб

Гуманизм и патриотизм как факторы консолидации российского общества в годы Первой мировой войны

Демидова Елена Игоревна, Наумов Сергей Юрьевич, Захаров Александр Викторович, Ефимова Елена Александровна
Статья посвящена проблеме взаимодействия государственной власти и общества в годы Первой мировой войны.
Читать PDF
423.33 кб

Европейский гуманизм versus традиции: прошлое и настоящее

Буровский Андрей Михайлович
Статья посвящена проблеме столкновения европейской цивилизации (с характерным для нее индивидуализмом и разрушенной коллективистской традицией) и аграрно-традиционных культур.
Читать PDF
421.93 кб

Гуманизм: изменение содержания и поиски новых границ

Шилов В. Н.
В статье утверждается, что кризисное состояние человечества требует существенного переосмысления ориентиров в его развитии. Это касается, прежде всего, принципа гуманизма.
Читать PDF
231.27 кб

Христианский гуманизм в понимании Д. С. Мережковского

Малашонок М. Г.
в статье рассматривается проблема сочетания индивидуального и коллективного начала в христианстве, а также гуманистический аспект христианства, на примере взглядов Д.С. Мережковского.
Читать PDF
264.29 кб

Гуманизм и библиотеки: к постановке проблемы

Соколов Аркадий Васильевич
Исходя из современных представлений об универсалиях культуры, предлагаются дефиниции понятий «гуманизм» и «книга», которые целесообразно использовать при исследовании проблемы «Гуманизм и библиотеки».
Читать PDF
266.42 кб

Духовность и гуманизм эпохи Возрождения

Аралова Елена Викторовна
Эпоха Ренессанса занимает особое место в истории человеческой цивилизации.
Читать PDF
193.87 кб

Гуманизм и исторический процесс

Дараган Наталья Демьяновна
Исторический процесс является процессом гуманизации социальных отношений. Этот процесс противоречив, он реализуется через деятельность людей.

Похожие термины:

  • Гражданский гуманизм

    направление общественной мысли периода Раннего Возрождения, связанное с активной разработкой социально-полит, проблематики в тесной связи с этикой, историей, педагогикой. Лит.: Сочинения итальян
  • Третий гуманизм

    связанное прежде всего с именем В. Йегера течение, приведшее к оживлению греч. культуры как стимула образования. Перед лицом распространяющегося историзма они в противоположность к первоначально