Гус Ян

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Ян Гус
ум.1415) - чешский теолог, с 1398 - профессор, с 1402- ректор Пражского университета. Типичный идеолог Реформации, последователь Дж.Уиклифа: осуждал торговлю индульгенциями и требовал коренной реформы Церкви по образцу первохристианских общин.

Источник: История христианства. Справочник

Гус Ян
Гус Ян (Huss, John) (ок. 1372—1415), чеш. религ. реформатор. Будучи проповедником в Праге и ревностным сторонником взглядов Уиклифа, он вызвал враждебное отношение к себе церкви и был отлучен (1411), предан суду и сожжен на костре. После смерти был объявлен мучеником, его последователи ("гуситы) начали войну против "«Священной Римской империи», и на первых порах нанесли неск. серьезных поражений армии императора.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Гус Ян
1371- 1415 гг.) - национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. В 1402- 03 гг. и 1409- 10 гг. был ректором Пражского (Карлова) университета. С 1402 г. проповедовал в Вифлеемской часовне, ставшей центром распространения идей Реформации. Выступал против немецкого засилья и католической церкви. Порицал торговлю индульгенциями, требовал возврата к принципам раннего христианства, уравнения в правах мирян и духовенства. После папского отлучения от церкви покинул Прагу и уехал на юг Чехии, где завершил перевод Библии на чешский язык. В 1414 г. был вызван на церковный собор в Констанце и там заключен в тюрьму. Гус отказался отречься от своих взглядов и был заживо сожжен.

Источник: Исторический словарь

Гус Ян
1371-1415) - чеш. проповедник, идеолог чеш. Реформации, профессор богословия в Пражском (Карловом) ун-те, мыслитель, нац. герой чехов. Родился в бедной крестьянской семье в местечке Гусинец (Юж. Чехия). Закончил Карлов ун-т (1393), в 1396 г. стал магистром свободных искусств и доктором философии, что дало ему право преподавать в ун-те. С 1398 г. преподавал богословие в Пражском ун-те. В 1401— 1402 гг. Г. — декан фак. свободных искусств, в 1402-1403 гг. и 1409-1410 гг. — ректор ун-та. Оставаясь профессором, Г. с 1402 г. стал проповедовать в специально построенной Вифлеемской часовне (Прага), которая превратилась в центр распространения реформационных идей. Г. был знаком с сочинениями Виклифа, привезенными в Чехию его другом Иеронимом Пражским из Оксфорда, и открыто объявил себя сторонником его учения, запрещенного в Чехии. В проповедях он выступал против церк. богатства, призывал лишить церковь собственности, подчинить ее светской власти, осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, требовал реформы церкви, осуждал симонию, выступал против нем. засилья в Чехии, в частности в Пражском унте. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церк. земли и богатства, и даже королю Вацлаву IV. Проповеди Г. отвечали и требованиям бюргерства, стремившегося к «дешевой» церкви. В конфликте с нем. магистрами Пражского ун-та, выступившими против идей Г., король Вацлав IV стал на его сторону и в 1409 г. подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский ун-т в чеш. учеб. заведение; руководство унтом перешло в руки чехов, нем. магистры его покинули. Но Пражский ун-т из международного центра превратился в провинциальное учеб. заведение. 1409—1412 гг. — время полного разрыва Г. с католич. церковью и дальнейшего развития его реформационного учения. Вслед за Виклифом он поставил авторитет Священного писания выше авторитета папы, церк. соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Г. была раннехристиан. церковь. Источником веры Г. признавал только Священное писание. К 1410—1412 гг. положение Г. в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ. В 1412 г. Г. выступил против продажи папских индульгенций, что вызвало конфликт с Вацлавом IV, отказавшимся дальше поддерживать опасного еретика, так как это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 г. появилась булла с отлучением Г. от церкви и интердиктом на Прагу и др. города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Г. вынужден был покинуть Прагу и в течение двух лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая свою проповеднич. деятельность в Юж. и Зап. Чехии. В изгнании Г. написал свою главную работу — большое соч. «О церкви» (1413), в котором критиковал всю организацию католич. церкви и церк. порядки, отрицал особое положение папы, необходимость его власти, доказывал, что необходимо лишить священников светской власти и оставить им имущества столько, сколько необходимо для безбедного существования. Но он не отвергал догматы и таинства католич. церкви и не призывал к уничтожению феод, собственности насильственным путем. Основным принципом считал познаваемый разумом «закон Божий», которым обязан руководствоваться каждый человек. Кроме того, Г. подверг резкой критике существовавшую практику причастия, когда священнослужители могли причащаться хлебом и вином, а миряне должны были довольствоваться только хлебом. Он доказывал, что в раннем христианстве все верующие причащались одинаково. Этот тезис имел особое общественное значение, поскольку уравнивал служителей церкви с др. слоями населения. В дальнейшем ученики и последователи Г. начали причащать простой народ и вином. В эти же годы Г. завершил перевод Библии на чеш. язык.
В учении Г. церковь увидела опаснейшую ересь, и в 1414 г. он был вызван в нем. город Констанц на церк. собор, который собрался, чтобы положить конец расколу в церкви и осудить ереси. Г., получив охранную грамоту императора Сигизмунда I, решил ехать в Констанц и отстаивать свои взгляды. Однако в нарушение всех обязательств он был заключен в тюрьму, в которой провел 7 месяцев. Затем ему предложили отказаться от своих сочинений. 6 июля 1415 г. Г. привели в кафедральный собор и прочитали приговор, по которому, в случае если он не отречется от своих взглядов, его отправят на костер. Г. произнес «Не отрекусь!», был лишен сана священника и сразу же казнен. Прах Г. был выброшен в воды Рейна. Казнь Г. всколыхнула чеш. общество и вызвала взрыв возмущения, вылившийся в гуситское движение. Г. был объявлен чеш. святым. Участь Г. в 1416 г. постигла и его друга Иеронима Пражского.
Лит.: Гусакова Н.А. «Я выбираю не между жизнью и смертью, а между правдой и ложью» // И живы памятью столетий. Мн., 1987; Краткая история Чехословакии. М., 1988; Кратохвш М. Я. Гус. М., 1959; Кратохвш М. Магистр Ян. Прага, 1966; Рубцов Б.Т. Ян Гус. М., 1958.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Ян Гус
Великий чешский религиозный деятель Ян Гус родился около 1369 г. в местечке Гусинец, на границе Богемии и Баварии. Родители его были, видимо, незажиточными крестьянами. Гус рано лишился отца, и воспитанием его занималась мать. Закончив находившуюся неподалеку от Гусинца Прахатицкую школу, Гус около 1390 г. отправился учиться в столицу, где записался студентом на факультет свободных искусств Пражского университета. В 1393 г. он получил степень бакалавра свободных искусств, а в 1396 г. — магистра. Вскоре после этого, около 1401 г., его рукоположили в священники и в том же году избрали деканом факультета искусств. Наконец, в октябре 1402 г. Гус был в первый раз избран на высшую академическую должность ректора университета. Примерно в то же временя в образе жизни Гуса произошла значительная перемена. Под влиянием книг — прежде всего сочинений Уиклифа — он из веселого светского человека превратился почти что в аскета. Сохранилось много доказательств глубокого влияния на Гуса идей английского реформатора. Один из знакомых Гуса позже вспоминал, что тот однажды признался: «Книги Уиклифа открыли мне глаза, и я читал их и перечитывал». Однако преувеличивать это влияние не следует. Хотя собственные сочинения Гуса местами являются дословными извлечениями из Уиклифа, он не принимал его учение целиком. В частности, в важном вопросе о евхаристии он имел свое мнение. Если Уиклиф учил, что при пресуществлении хлеб остается хлебом и Христос присутствует в причастии только символически, а не телесно, то Гус (в полном согласии с католическим учением) считал, что Христос действительно содержится в святом причастии приблизительно так, как душа содержится в человеке — внешность хлеба покрывает Его, как тело душу. Гус не разделял и многих других радикальных взглядов Уиклифа. Он не отрицал полностью папской власти, глубоко чтил таинство священства и принимал общий взгляд католической церкви на важную посредническую роль духовенства в отношениях между Богом и мирянами. Различались их взгляды и на значение Писания. Если для Уиклифа Писание заключало в себе все христианское учение, то для Гуса оно было лишь его основой. Как и все католики, он считал, что учение продолжает развиваться правилами святых пап и постановлениями соборов. Не касаясь католических догм, Гус, однако, очень сурово бичевал пороки современной церкви. Его речи встречали живой оклик в мирянах и оказали огромное воздействие на современников. Во времена Гуса чешское общество переживало подъем национального самосознания, сопровождавшийся оппозицией к католическому духовенству. Пражские граждане громко требовали, чтобы проповеди в церквах произносились не только по-латыни и по-немецки, но и по-чешски. Король Вацлав IV поддержал это требование, и вскоре в Праге открылась новая часовня, получившая название Вифлеемской. Здесь выступало несколько весьма красноречивых проповедники, однако ни один из них не приобрел и малой доли того значения, которое придали этой часовне выступления Гуса. Его бледное, исхудалое лицо, его задумчивые глаза поражали прихожан еще прежде, чем раздавался его голос. На фоне общего упадка нравственности духовенства, его репутация всегда была кристально чистой. Один из личных врагов Гуса позже писал о нем: «Жизнь его была сурова, поведение безупречно, бескорыстие такое, что он никогда ничего не брал за требы и не принимал никаких даров и приношений». В своих проповедях он не стремился поражать прихожан красотой слога, речь Гуса не была ни пылкою, ни блестящею, так что на слушателей действовала, главным образом, сила и искренность его убеждения. Обличения Гуса всегда бывали суровы и беспощадны он не щадил ни светских, ни духовных лиц, постоянно говорил о высокомерии духовенства, о погоне за иерархическими повышениями, о корыстолюбии и жадности. Поводов для этого было больше чем достаточно. Состояние церкви тогда являло собой самое безотрадное зрелище. Многим верующим вообще казалось, что она из «Божьего дома» превратилась в учреждение, предназначенное исключительно для сбора денег. Папы облагали ежегодной податью весь христианский мир и брали еще сверх установленного. Папский двор открыто торговал церковными должностями. Большие доходы римской курии давала продажа индульгенций, до глубины души возмущавшая всех добропорядочных христиан. Ко всему этому прибавилось еще многолетнее двоепапство. В 1378 г на папский престол были избраны одновременно Урбан VI и Климент VII. После этого на протяжении полувека Европа видела «мерзость запустения на святом месте». Часть государств признавала римского первосвященника. Другие отдавали предпочтение его противнику, утвердившему свой двор в Авиньоне. Папы и антипапы то и дело предавали друг друга проклятию и непристойно ссорились. Расколу не было видно конца, и у добропорядочных христиан возникало сомнение, что Христос бдит свою церковь. Всем было ясно, что оба первосвященника — ложные наместники Христа, оба антихристы, и что единственным способом поправить дело было свергнуть и низложить обоих Чешская церковь также являла собой грустную картину упадка. Многие пражские священники почти открыто жили с любовницами, устраивали пиры с танцами, играли в кости, охотились и совершали другие неподобающие поступки. Монахи (в одной Праге их было более тысячи) проводили большую часть времени в праздности и предавались самым разнообразным порокам. Многих из них замечали в связях с женщинами. Но хуже всего была безудержная жажда золота, охватившая тогда всю церковь. «Последний грошик, который старушка завяжет себе в покрывало, чтобы уберечь его от вора или разбойника, этот грошик сумеет у нее выманить священник и монах… — говорил Гус — Богатство отравило и испортило церковь. Откуда войны, отлучения, ссоры между папами и епископами? Собаки грызутся из-за кости. Отнимите кость — и мир будет восстановлен. Откуда подкуп, симония, откуда наглость духовных лиц, откуда прелюбодеяния? Все от этого яда». Резкие речи Гуса сильно задевали духовенство. В адрес пражского архиепископа Збынека стали поступать многочисленные жалобы. «У нас, — писал один из доносчиков, — раздаются возмутительные проповеди, которые терзают души набожных людей, уничтожают веру и делают духовенство ненавистным народу». Крайне раздражало многих утверждение Гуса, что священник, требующий денег за совершение таинств, особенно от бедных, виновен в «симонии и ереси». Возмущались и тем, что Гус по поводу смерти одного каноника сказал: «Я не хотел бы умереть, имея такие доходы». Злясь на Гуса, враги долгое время не имели возможности обвинить его ни в чем серьезном. Но потом ему все чаще (и совершенно необоснованно) стали приписывать еретические заблуждения. В 1403 г в Пражском университете разгорелась полемика из-за богословского учения Уиклифа Немецкий магистр Гюбнер извлек из его трактатов 45 еретических положений, для обсуждения которых ректор Геррасер созвал всех пражских докторов и магистров. Заседание носило бурный характер. Когда общественный нотарий прочел предосудительные параграфы, то за новые идеи встала целая фаланга магистров-чехов, видевшая в Уиклифе своего учителя. Но они не смогли добиться победы, и по окончании прений большинство постановило: «Чтоб никто не учил, не проповедовал и не утверждал, ни гласно, ни тайно, вышеупомянутых параграфов под страхом нарушения присяги». За этим постановлением поначалу не последовало никаких карательных мер. Среди придворных и коллег Гуса было много уиклифистов, да и сам он в проповедях никогда не скрывал своего расположения к английскому вероучителю. Но с годами враждебное отношение официальной церкви к идеям Уиклифа становилось все более непримиримым. В конце 1407 г. Римский Папа Григорий XII направил пражскому архиепископу буллу с требованием искоренить сектантов, проповедующих против учения о святом причастии. После этого в 1408 г началось новое, более жестокое гонение. Опять были осуждены пресловутые 45 параграфов, идеи Уиклифа строго запрещалось преподавать и защищать. Партия уиклифистов в Чехии терпела поражение и вскоре должна была совсем исчезнуть, но тут, к счастью для нее, между королем и архиепископом возникли серьезные трения. Причиной их стал церковный раскол: в то время как архиепископ Збынек со всем капитулом продолжал ориентироваться на Рим, король Вацлав (выступавший за низложение обоих соперников — как римского Григория XII, так и авиньонского Бенедикта XIII) потребовал от своих подданных соблюдения нейтралитета. (Предполагалось, что на Пизанском соборе, созыв которого Вацлав активно поддерживал, будет наконец избран законный папа, который положит конец многолетнему расколу.) Споры о нейтралитете имели важные последствия для Пражского университета. С самого основания он не был чисто чешским национальным учреждением, поскольку служил главным умственным центром не только для чехов, но и для немцев. Согласно уставу, штат университета — как профессора, так и студенты — разделялся на четыре нации — чешскую, польскую, баварскую и саксонскую. Во всех делах внутреннего самоуправления каждая нация имела один голос. Формально этим провозглашалось равенство наций, но фактически такая организация обеспечивала полное господство немецкой партии, ибо баварцы и саксонцы были природными немцами, а в польскую нацию записывались по преимуществу выходцы из Силезии. Вопрос о нейтралитете, возбужденный королем, вызвал в университете раскол по национальному признаку. Немецкие профессора и высшее чешское духовенство твердо стояли за Григория, а чешская партия, возглавляемая Гусом, единодушно высказалась за нейтралитет. Разгневанный архиепископ назвал Гуса «непокорным сыном церкви» и запретил исполнять какие бы то ни было священнические обязанности. Вместе с ним были отрешены остальные сторонники нейтралитета. Но эта мера, вместо того чтобы напугать чешскую нацию, воодушевила ее. Симпатии пражского населения были всецело на их стороне. Гус предложил обратиться к королю с прошением об изменении университетского устава таким образом, чтобы при решении всех вопросов голоса немцев и чехов были уравнены. Король поначалу принял Гуса очень недружелюбно, но потом удовлетворил его пожелание. Итогом всех этих движений стал раскол Пражского университета. Немцы, возмущенные новшеством, стали требовать восстановления своих прав. Вацлав вспылил, велел прогнать ректора, отобрать у него печать и ключи. Тогда 16 мая 1409 г. более пяти тысяч немцев — профессоров и студентов — оставили Прагу и удалились в Лейпциг, где основали новый немецкий университет. В результате чешские последователи Уиклифа вновь усилились. Победа над немцами сделала имя Гуса необычайно популярным в Чехии, а особенно в Праге. В октябре 1409 г. прошли выборы первого после раскола ректора университета. Им вторично стал Ян Гус. Собравшийся в то же время при поддержке Вацлава собор прелатов в Пизе, избрал (в пику Григорию и Бенедикту) новым папой Александра V. Архиепископ, после тщетной борьбы с королем, вынужден был признать этот выбор. Но он продолжал оставаться врагом Гуса. В марте 1410 г. Збынек добился от папы буллы, осуждавшей ересь Уиклифа и дававшей ему самые широкие полномочия в ее искоренении. Спустя четыре месяца он велел публично сжечь все книги Уиклифа, которые ему удалось заполучить, а затем изрек проклятие Гусу и его сторонникам. Но когда священники стали, согласно его распоряжению, провозглашать отлучение Гуса, народ силой воспротивился этому во всех церквях. Большинство пражских священников было так запугано, что уже не осмелилось повторять проклятие. Но кое-где сторонники архиепископа осилили. Почти целый месяц в пражских церквах продолжались беспорядки и замешательство. Наконец король строгими мерами прекратил их. В общем, в Чехии победа осталась за последователями Гуса. На его стороне всецело был университет и королевский двор, его горячо поддерживали жители Праги. Но за пределами королевства отношение к нему оставалось прямо противоположным — под влиянием папских булл здесь постепенно утверждалось мнение, что Гус настоящий еретик. Его стали требовать в Рим для разбирательства, но Гус не поехал, так как опасался расправы. Тогда в феврале 1411 г. его предали папскому проклятию. Однако Гус, не обращая внимания ни на архиепископские, ни на папские отлучения, продолжал проповедовать в своей часовне. В последние годы своей жизни он, подобно Уиклифу, много сил отдал переводу на чешский язык Библии. К этому времени уже имелись чешские переводы многих книг Священного Писания, но не все они были удовлетворительного качества, разнились по стилю и языку (единого литературного чешского языка в то время еще не существовало, бытовало несколько диалектов). Гус внимательно просмотрел все эти переводы, исправляя ошибки и огрехи, и, подобно Уиклифу, создал наконец для народа Библию, которую тот мог читать без затруднений. Между тем гонения на Гуса усиливались. В 1412 г. папа Иоанн XXIII велел предать его новому отлучению. Проклятие должны были повторить при колокольном звоне, с зажжением и погашением свечей. В формуле проклятия говорилось, что отныне никто не должен давать Гусу ни пищи, ни питья, ни приюта, и место, на котором он стоит, подвергается интердикту. Всем верным сынам церкви вменялось в обязанность задерживать Гуса везде, где бы они его ни встретили, и отдавать в руки архиепископу или епископу. Вифлеемскую часовню, как рассадник ереси, папа велел уничтожить. Осуществить эти угрозы в Праге, где у Гуса насчитывалось множество сторонников, не было никакой возможности. Когда однажды враги Гуса попытались сорвать богослужение в Вифлеемской часовне, мгновенно сбежались толпы народа, и устрашенные противники ушли ни с чем. Король также оставался покровителем Гуса, хотя ссора последнего с папой ему очень не нравилась — она бросала тень на репутацию Вацлава, ибо враги распространяли о нем в Европе слухи как о защитнике еретиков. В конце 1412 г. он уговорил Гуса уехать из Праги и тем положить конец смуте. Находясь за пределами столицы, тот написал свое главное сочинение «О церкви». Оно стало его завещанием для чешских реформаторов. Осенью 1414 г. по требованию императора Сигизмунда в Констанце собрался церковный собор, который должен был покончить с затянувшемся расколом западной церкви. (Пизанский собор не смог этого сделать; фактически он даже усилил его, так как вместо двух пап оказалось три). Попутно в Констансе решались другие запутанные церковные дела. Дело Гуса было одним из них, и император отправил ему личное приглашение на собор. Сигизмунд писал, что предоставит Гусу возможность высказать свои взгляды, и обещал отпустить его на родину даже в том случае, если Гус не подчинится решению собора. Многие друзья Гуса, зная непостоянство Сигизмунда, отговаривали его от этой поездки. Однако Гус решил ехать. Ему казалось, что, явившись на собор, он оправдает себя перед обвинителями и убедит в истинности своих идей не только мирян, но и прелатов. Когда Гус приехал в Констанс, здесь уже было шумно и многолюдно, хотя собор еще не открылся. Первое время на него не обращали внимания и казалось, никому нет до него дела. Но это была только иллюзия. Враги слишком ненавидели его, чтобы позволить вырваться из своих рук. Расправа над чешским реформатором была предрешена. Гус ожидал справедливого суда или публичного диспута и был уверен в своем успехе. Однако, судьба его решилась совсем другим способом. 28 ноября 1414 г. кардиналы, собравшись к папе Иоанну XXIII, келейно обсудили учение Гуса и решили, что он должен быть взят под стражу. В тот же день несчастного заключили в доминиканском монастыре, в мрачной сырой камере, примыкавшей к клоаке. Это произошло без ведома императора. Поначалу Сигизмунд пришел в сильный гнев и объявил о своем намерении силой освободить узника. Но спустя некоторое время он резко сбавил тон и предоставил духовенству полную власть над судьбой своего подзащитного. Гуса перевели в замок Готтлибен, принадлежавший констанскому епископу, заковали в цепи и держали в большой строгости. В июне 1415 г. начался публичный суд над Гусом. Всего было три заседания, но ни на одном из них Гусу не дали свободно высказаться. Чтобы придать законный вид готовившейся расправе, ему старались приписать распространение еретических положений Уиклифа. Гус искусно защищался, хотя находился в очень трудном положении — ему приходилось в одиночку противостоять целому собору враждебных епископов. Формально вина его так и не была доказана. Большинство членов собора готово было удовлетвориться пожизненным заключением обвиняемого. Но для этого требовалось, чтобы Гус признал свои заблуждения. Он отказался наотрез. Прелатам ничего не оставалось, как объявить его упорным еретиком и приговорить к сожжению на костре. Казнь состоялась 6 июля 1415 г.

Источник: 100 великих пророков и вероучителей. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
156.91 кб

Гуссерль о Декарте

Столярова О.Е.
Читать PDF
1.38 мб

Э. Левинас и Э. Гуссерль

Вдовина Ирена Сергеевна
Читать PDF
216.22 кб

АНГИЙСКИЙ ГУСИТ ПёТР ПЕЙН

Галямичев Александр Николаевич
В статье рассматривается судьба англичанина Петра Пейна, который был вынужден покинуть родину, нашёл приют в Чехии и стал одним из видных участников событий эпохи гуситских войн.
Читать PDF
100.83 кб

Чингиз Гасанович гусейнов

Монисова Ирина Владимировна
Читать PDF
172.02 кб

Мудрость Эдмунда Гуссерля

Горохов П. А.
В статье рассматривается актуальность идей Эдмунда Гуссерля для современной духовной ситуации, в которой оказалось человечество. Особое внимание уделено генетической связи идей Гуссерля как с мыслями его предшественников Р.
Читать PDF
1.56 мб

ЭЛЕМЕНТЫ КРИТИКИ ГУССЕРЛЯ

Финк Ойген
Ойген Финк в своих «Элементах критики Гуссерля» обозначает ключевые затруднения, встающие на пути феноменологических исследованийв философии.
Читать PDF
7.07 мб

Гусли у поволжских народов

Бусыгин Евгений Прокопьевич, Яковлев Валерий Иванович
Анализируются опубликованные с XIX в. и собранные авторами в ходе экспедиционной работы материалы по цитрообразным музыкальным инструментам (гуслям) народов Поволжья: удмуртов, марийцев, татар, чувашей, эрзи, мокши.
Читать PDF
700.65 кб

Витгенштейн versus Гуссерль

Ладов Всеволод Адольфович
Данная статья представляет компаративное исследование ведущих эпистемологических проектов в традициях феноменологии и аналитической философии Рассматриваются основные тезисы теории интенционатьных содержании сознания Э.
Читать PDF
5.13 мб

Война Густава III, 1788—1790

Лаппалайнен Юсси Т.
Читать PDF
153.64 кб

Миры права Герхарта Гуссерля

Стовба Алексей Вячеславович
В статье раскрываются особенности философскоправового мировоззрения немецкого феноменолога права Герхарта Гуссерля.
Читать PDF
93.13 кб

Об онтологии Густава Бергмана

Миронов Дмитрий Геннадьевич
Базовые понятия онтологии Густава Бергмана — понятие сущности (или онтологического статуса) и понятие конституэнты.
Читать PDF
296.77 кб

Густав шпет как философ науки

Щедрина Т. Г.
Читать PDF
132.95 кб

Густав Шмоллер и глобализация*

Ритер Хайнц , Цвайнерт Иоахим
Based on a relativist approach to the history of economic thought, in this paper it is argued that both Gustav Schmollers methodology and his views on economic and social policy can be seen as a reaction to the challenges of Germa
Читать PDF
77.71 кб

Андрей Платонов и Карл-Густав Юнг

Булыгин Алексей Кириллович
Читать PDF
364.99 кб

Старообрядческая певческая гуслица

Денисов Николай Григорьевич
Статья посвящена одному из крупных центров старообрядческого певческого искусства, вошедшего в историю под названием «Гуслица».

Похожие термины:

  • ГУСАН

    народный певец-сказитель и актер у армян.
  • ГУСЕВ

    (до 1946 Гумбиннен), город Калининградской области, назван в честь гвардии капитана Сов. Армии С. И. Гусева, геройски погибшего 20 января 1945 во время боя в городе. 18 января зам. командира 2-го батальона по
  • ГУСКА

    Houska), Мартин (ум. 21. VIII. 1421) - один из гл.идеологов крест.-плебейского крыла таборитов, т. н. пикартов (см. Пикардство); священник из Моравии. В февр. 1421 вместе с др. руководителями левого крыла таборитов б
  • ГУСЛИ

    русский струнный щипковый инструмент, в зависимости от количества струн — от 5-9 до 55-66 — различались крыловидные, звончатые; шлемо-видные и прямоугольные, стопообразные.
  • Гусары

    вид легкой кавалерии в европейских и русской армиях в XVII-XX вв., имевшей особую форму одежды и низкие сапоги со шпорами. На вооружении имели саблю, карабин, пистолет.
  • Гуситы

    последователи чешского реформатора, магистра Пражского университета Яна Гуса, выступавшего за независимость Чехии и национальную Церковь. Гуситское движение (1419–1437) сопровождалось борьбой с фе
  • Гуссет

    кольчужные или латные «подмышники». ранний вариант представлял собой куски кольчуги различного размера, нашивавшиеся под мышками дуплета. Позднее для той же цели стали употребляться шарнирно ск
  • ГУСТАВ

    Gustaf). В Швеции: Г. I Ваза (Vasa) (1496 - 29. IX. 1560) - король (с 1523), при к-ром была восстановлена нац. независимость Швеции. Аристократ Густав Эриксон (Gustaf Eriksson) (из рода Ваза), юношей участвовал в войнах против дат
  • ГУСЕЙНОВ

    1. Гейдар Наджаф оглы (1908 - 15. VIII. 1950) - сов. философ, акад. и вице-президент АН Азерб. ССР (с 1945). Чл. Коммунистич. партии с 1938. Директор Ин-та истории партии при ЦК КП Азербайджана (1945-50), зав. кафедрой филос
  • Гусеница

    Смот. «саранча».
  • Гусматик

    шина колеса, наполненная эластичной массой, основу которой составляют желатин и глицерин. Г. не боится проколов, пулевых и других повреждений, но по эластичности уступает пневматической шине.
  • ГУСЯНТУНЬ

    среднепалеолитич. местонахождение близ Харбина, в КНР. Открыто в 1926; раскапывалось в 1931-34. Найдено св. 10 тыс. костей животных эпохи позднего плейстоцена - мамонта, шерстистого носорога, бизона, лося,
  • СЕРЫЙ ГУСЬ

    др.-исл. Gr?g?s) - см. Грагас.
  • ГУСЯТНИКОВ

    Михаил Петрович (1707-76) - моск. купец, пром. предприниматель. Капитал, нажитый на винных откупах и торговле, вложил в пром. произ-во. В 1750 приобрел полотняную мануфактуру в с. Клишино Зарайского у. (96 ста
  • Моор, Густ

    д-р мед., р. 9 окт. 1871, † 14 дек. 1896. {Венгеров}