Художественный образ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Художественный образ
форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с помощью разных средств и материалов (слово, ритм, рисунок, цвет, пластика, мимика, киномонтаж и др.). С помощью художественного образа искусство осуществляет свою специфическую функцию – доставлять человеку эстетическое наслаждение и побуждать художника творить по законам красоты.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
средство и способ отражения действительности в искусстве, фор-ма бытия художественного произведения. По своему строению художественный образ представляет собой сложное образование и воплощает в себе противоположные начала: объективное (отраженная реальность) и субъективное (понимание и отношение к ней худож-ника), индивидуальное (каждый образ неповторим) и типическое (отражает повторяющееся, закономерное), реальность и вымысел. Осмысление реальности в образах есть специфическая особенность творчества художника, позволяющая отличить ее от интеллектуальной деятельности. В каждом виде искусства образ имеет свою особую систему художественновыразительных средств. Эти различия проявляются в том, что язык об-раза или сохраняет видимое сходство с отражаемой реальностью, или таким подобием не обладает, т.е. может быть или «изобразительным», либо «неизобразительным».

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
в изобразительном искусстве, форма воспроизведения, осмысления и переживания явлений жизни путем создания эстетически воздействующих объектов (картин, скульптур и т. д.). Искусство, как и наука, познает окружающий мир. Однако, в отличие от ученого, стремящегося открыть и исследовать объективные законы природы и общества, не зависящие от его воли, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего свое мироощущение, переживания и душевное состояние. Художественный образ – это сложный сплав профессионального мастерства и творческого вдохновения, фантазии мастера, его мыслей и чувств. Зритель ощущает в художественном произведении чувство радости или одиночества, отчаяния или гнева. Изображение природы в пейзаже всегда очеловечено, несет на себе отпечаток личности живописца.
В художественном произведении, в отличие от научного сочинения, всегда остается что-то неразгаданное. Каждая эпоха и каждый человек видит в образе, созданном художником, что-то свое. Процесс восприятия произведения становится процессом сотворчества.
Источником создания художественных образов для многих мастеров становится непосредственное обращение к окружающему миру (пейзаж, натюрморт, бытовая живопись). Другие художники воссоздают события прошлого (историческая живопись). Глубокое изучение исторического материала дополняется творческим прозрением в картинах Н. Н. Ге, В. И. Сурикова, переносящих нас в другие эпохи. Искусство способно воссоздать посредством художественного образа даже то, что не существует в видимом пространстве, донести до зрителя мечты, фантазии, чаяния мастера, воплотить в зримых образах сказку (В. М. Васнецов, М. А. Врубель) и высшую реальность Божественного мира (древнерусские иконы, библейские эскизы А. А. Иванова).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
обобщенное художественное отражение действительности, обле-ченное в форму конкретного индивидуального явления. Художественным образом называют также любое явление, творчески созданное артистом, художником, писателем. Источником образа являются предметы и явления окружающего мира, поэтому образы вторичны по отношению к ним. Но образ не является механическим слепком оригинала. Огромную роль в создании образов играет творческое воображение и фантазия художника, которая преобразует реальность, дает возможность выявить и показать ее существенные черты. Поэтому образ представляет неразрывное единство объективных и субъективных начал, чувственных и смысловых аспектов художественного творчества. Об-раз объективен в той мере, в какой он верно отражает действительность. Но образ может отразить одну или несколько сторон реального объекта, но не весь. Поэт ому оригинал всегда богаче образа. Воспроизводя определенные реальные качества оригинала (а не обозначая или замещая их как знак), образ может делать это с разной степенью условности— от реалистической описательности до метафоричности и символики. Важность субъективного начала в художественном образе вызывает также неоднозначность его восприятия, которое тоже становится творческим процессом. Поэтому разные зрители могут увидеть в образе чтото свое. Осо-бенно велики отличия в восприятии художественных образов у людей разных эпох, стран и культур.
Отражение действительности в художественных образах является специфической особенностью искусства, художественность неотделима от образности, в которой воспроизводится богатство окружающего мира и эмоциональное отношение к нему художника. По мере развития искусства развиваются и художественные образы, которые имеют свои особенности в разных ви-дах искусства, а также в стилях, жанрах и направлениях. Однажды возникнув, художественный образ существует по своим законам, приобретает относительную самостоятельность. При анализе художественного произведения разделяют образ как сущность произведения в целом, и отдельные образы составляющих его начал.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.62 мб

Создание художественного образа

Алмосов Лев Иванович
В статье рассматриваются средства и методы создания художественного образа в картине, создания колорита в живописи.
Читать PDF
259.58 кб

Художественный образ и наследие

Соловьева Светлана Владимировна
Связь художественного образа и наследия обнаруживается через проблематизацию предмета исследования, выбора методологии анализа, истории образа в культуре.
Читать PDF
91.32 кб

Художественный образ в дизайн-образовании

Плотникова Елена Викторовна, Пурик Эльза Эдуардовна
Исследование посвящено проблемам профессиональной подготовки дизайнеров, а именно, роли развития образного начала в проектировании, содержанию и принципам обучения профессии.
Читать PDF
450.89 кб

Художественные образы и историческая Наука

Богданов Владимир Павлович
В настоящее время не вызывает сомнения правомочность привлечения произведений, содержащих художественные образы (будь то памятники литературы или изобразительного искусства) для реконструкции исторической действительности.
Читать PDF
234.84 кб

РОЛЬ ПРАКТИКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Арапова А.А.
В формировании и передаче профессионального мастерства художника традиционного прикладного искусства важнейшее значение имеют художественные образовательные учреждения.
Читать PDF
610.10 кб

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ВЕРСАЛЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ

Карапетян Эмиль Суренович
Данная статья посвящена версальскому дворцовому комплексу, который со своей феноменальной поэтической составляющей на протяжении более трёх столетий являлся источником вдохновения монархов и служителей муз классических видов искус
Читать PDF
62.97 кб

О путях обновления художественного образования

Демченко Александр Иванович
Читать PDF
269.17 кб

Художественность современного рекламного образа

Ефремова Елена Николаевна
В статье анализируются художественные решения, лежащие в основе современного рекламного образа. Раскрываются его специфические особенности, касающиеся визуальной и смысловой выразительности.
Читать PDF
1.17 мб

Художественный и нехудожественный образ костюма

Дубровина Алёна Владимировна
Анализируется проблема художественности костюма как материальной целостности, предмета практической и повседневной реальности. Исследуется различие образов костюма и их соотношение на основе принадлежности к художественности.
Читать PDF
349.01 кб

Гоголевские образы в художественной перспективе

Жаравина Лариса Владимировна
Читать PDF
115.46 кб

Образ птицы: от Библии к художественному тексту

Дубровина К. Н., Кутьева М. В.
В статье рассматриваются метафоризированные значения лексемы птица и некоторых видовых наименований птиц в Библии и поэтическом тексте, исследуется как их традиционная семантика, так и семантические трансформации.
Читать PDF
216.14 кб

РАЗЛИЧАТЬ ДУХОВ (ДЕНЬГИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ)

Раскин Илья
Читать PDF
62.24 кб

Художественное образование в универсуме культуры

Шибаева Михалина Михайловна
В данной статье выявляются и осмысляются с философско-эстетической позиции ценностный и эвристический аспекты художественного образования в ракурсе приобщения личности к культуре.
Читать PDF
352.09 кб

Художественная образность в системе коммуникации

Малинина Нина Львовна
Коммуникация существует как система, которую можно описать с помощью классификаций элементов. Культурологический анализ придает масштабность исследованию коммуникации.
Читать PDF
353.96 кб

О художественном единстве образа Татьяны Лариной

Романова Алёна Николаевна
В статье содержится анализ образа Татьяны Лариной, выявляется художественная логика событий романа, связанных с нравственным выбором героини.