Игнатий Смола

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Игнатий Смола

Игнатий (Смола, умер в 1741 г.) - сначала московский купец. Постригшись в Ниловой пустыне, он скоро был сделан архимандритом Московского Богоявленского монастыря, в 1712 г. - епископ суздальский, в 1719 г. митрополит крутицкий и некоторое время член Синода. Как враг Феофана Прокоповича и ревностный приверженец царицы Евдокии Лопухиной и царевича Алексея , был перемещен на епархию в Иркутск, но затем прощен и удалился в Нилову пустынь. Оттуда его в 1731 г. Феофан сослал в Свияжский монастырь, затем в Никольский Корельский монастырь. С восшествием на престол Елизаветы определили было возвратить епископский сан, но как раз в это время он скончался, 25 декабря 1741 г. - Ср. Чистовича ""Феофан Прокопович и его время"" (СПб., 1868), а также в ""Описании дел Синодального архива"" (т. I - VIII, по алфавитному указателю). Н. Б.

Источник: Биографический словарь. 2008

Игнатий Смола

— митрополит сарский и подонский, впоследствии коломенский, умер 25 декабря 1741 г. В 1712 г. посвящен Стефаном Яворским из архимандритов московского Богоявленского монастыря в епископы суздальские, и управлял в Москве по духовным делам патриаршею областью. В это время он повелел перенести в Суздаль и положить в соборной церкви обретенные мощи преосвященного Софрония, архиепископа суздальского, что и исполнено было 1716 г. июня 10 дня. В числе других он подписал составленное Яворским по делу Тверитинова и других московских еретиков "Увещание к православным". В 1719 г. он был переведен на Крутицы с званием митрополита и получил в управление патриарший духовный приказ. С января 1719 г. ему вручена патриаршая область в ведомство духовными делами и для слушания и для поставления ставленников, но вскоре, так как ставленников было слишком много, Синод по его просьбе распорядился, чтобы ставленники к посвящению отсылались и к прочим присутствующим архиереям. В 1720 г. Игнатий должен был просить прощения у Синода, после того как было обнаружено, что он, по требованию Синода, выслал не всех подьячих из бывшего патриаршего духовного приказа в С.-Петербург, а только половину и неправильно титуловал Св. Синод в официальных бумагах: "В Правительствующую Духовную Коллегию Св. Правительствующему Синоду", и "Правительствующему Духовному Синоду". В 1720 г. Питирим нижегородский прислал в Москву к Игнатию обратившегося к православной церкви раскольнического "всех толков учителя" — монаха Иосифа Решилова, который увлек в раскол большое число жителей белевского, глуховского и других уездов, но обратившись от раскола, сам просил Питирима, чтобы его отправили в те же уезды для увещания прежде совращенных им раскольников. С 23 февраля 1721 года Игнатий находился под судом по обвинению "в оказывании чести и разных услуг" инокине Елене, бывшей царице Евдокии, во время заточения ее в суздальском Покровском девичьем монастыре, а именно, в том, во 1) что "прихаживал к ней, бывшей царице, на поклон в господские праздники, и в день ее именин, и видал ее, бывшую царицу, в мирском платье и руку ее целовал, а не доносил"; 2) что в 1717 г. приказал в одной Суздальской церкви пустить Елену петь всенощную; 3) что в 1717 г. "прислал пару возников серых немецких, на которых она езживала, а в 1718 г., как приехал в Покровский монастырь гвардии майор Скорняков-Писарев, скрыл это и лошадей взял к себе". 8 сентября 1721 г. был объявлен ему в Синоде указ, что Государь прощает его ради новозаключенного счастливого мира и повелевает быть ему иркутским епископом, с лишением митрополичьего и архиепископского сана. 1 октября 1721 г. Государь, присутствуя в Синоде, слушал доклад по делу Игнатия, подавшего ему прошение, чтобы в Иркутск его не посылать, и указал его в иркутскую епархию не посылать, а отпустить за старостию на обещание в Нилову пустынь, где и быть ему в келье, а митрополитом и епископом не писаться. Проживая в этой пустыни, Игнатий приказал вырвать из общего поминального синодика листы, на которых были вписаны имена родителей Императора; ему подтверждено вести себя смирно. Игнатий пытался было подняться при Екатерине І и послал к ней прошение, а к Феофану Прокоповичу письмо о возвращении ему епархии и прежнего звания, но просьбы его не имели успеха. В 1727 г. Петр II повелел Игнатия перевести на Коломну митрополитом и 13 июня повелел Игнатию, "быть в присутствии в Св. Правительствующем Синоде в числе синодальных членов". В 1730 г. в Синоде возникло дело о воронежском епископе Льве Юрлове по доносу воронежского вице-губернатора Пашкова и Игнатий за медленность в осуждении Льва 30 августа 1730 же года был уволен из Синода, а 2 декабря того же года и по тому же делу был лишен сана архиерейского и послан в Свияжский монастырь Казанской епархии. Казанский митрополит Сильвестр принял Игнатия хорошо и оказывал почтение не как чернецу, но как архиерею и облегчал его тяжелое положение, за что и был предан суду. 30 декабря 1731 г. решено Игнатия перевести из Свияжского в Корельский монастырь под крепкий караул. 21 октября 1741 г. повелено Игнатия определить в монастырь простым монахом, но содержание ему было увеличено против прочих монахов впятеро. По воцарении Елизаветы Петровны Синод определил возвратить ему архиерейский сан, но Игнатий скончался до получения его.


"Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Св. Прав. Синода., I, II, ІV, VI, VII, VIII и др. "Временник", кн. 22, 37; Чистович, "Георгий Дашков", Прав. Обозр. 1863 г., янв.


{Половцов}





Игнатий Смола


(† в 1741 г.) — сначала московский купец. Постригшись в Ниловой пустыне, он скоро был сделан архимандритом московского Богоявленского монастыря, в 1712 г. — епископ суздальский, в 1719 г. митрополит крутицкий, наконец, митрополит коломенский и некоторое время член синода. Как враг Феофана Прокоповича и ревностный приверженец царицы Евдокии Лопухиной и царевича Алексея, был перемещен на епархию в Иркутск, но, затем, прощен и удалился в Нилову пустынь. Оттуда его в 1731 г. Феофан сослал в Свияжский м-рь, затем в Никольский Корельский м-рь. С восшествием на престол Елизаветы, определили было возвратить ему епископский сан, но как раз в это время он скончался, 25 декабря 1741 г.


Ср. Чистовича, "Феофан Прокопович и его время" (СПб., 1868), а также в "Описании дел синодального архива" (т. I — VIII, по алфавитному указателю).


Н. Б.


{Брокгауз}





Игнатий Смола


митрополит Коломенский и Каширский.


С 1709 года — архимандрит Московского Богоявленского монастыря.


7 сентября 1712 года хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского митрополитом Стефаном (Яворским).


8 этот период времени (10 июня 1716 г.) по распоряжению епископа Игнатия в соборную церковь Суздаля были перенесены обретенные мощи преосвященного Софрония, архиепископа Суздальского.


25 января 1719 года епископ Игнатий возведен в сан митрополита и переведен на Крутицы, где ему поручено было управлять духовными делами патриаршей области.


С 23 февраля 1721 года митрополит Игнатий находился под следствием по обвинению "в оказывании чести и разных услуг" инокине Елене, бывшей царице Евдокии. Это следствие закончилось тем, что 8 сентября 1721 года преосвященный Игнатий был лишен достоинств митрополита и архиепископа и назначен епископом в Иркутск. В ответ на это решение владыка Игнатий обратился в Синод с просьбой не посылать его в Иркутскую епархию по старости. Это прошение было принято, и 1 октября 1721 года он был уволен в Нилову пустынь "на обещание" с указанием не подписываться ни митрополитом, ни епископом.


При смене правительства (когда на престол вступила императрица (Екатерина I) преосвященный Игнатий подал прошение о возвращении ему прежнего звания и о назначении его в епархию. Но эти просьбы не имели успеха.


Только в 1727 году (при императоре Петре И) владыке Игнатию было возвращено звание митрополита, и он был назначен в Коломенскую епархию, а также определен присутствующим в Святейшем Синоде.


Но преосвященный Игнатий был неугоден господствовавшему в то время в Синоде преосвященному Феофану (Прокоповичу). В 1730 году возникло дело о Воронежском епископе Льве (Юрлове). За медленность в ведении этого дела митрополит Игнатий 30 августа 1730 года был уволен из Синода. Но этим дело не кончилось. Епископ Лев (Юрлов) оговорил митрополита Игнатия, и последний 2 декабря того же года был лишен архиерейского сана и сослан в Свияжский монастырь Казанской епархии. Казанский митрополит Сильвестр тепло принял Игнатия, оказывал ему почтение и облегчал его тяжелое положение, за что был предан суду, а Игнатий 30 декабря 1731 года был переведен в Николаевский Корельский монастырь под строгий надзор.


21 октября 1741 года Игнатий определен в монастыре простым монахом, но с увеличением содержания против братии.


При воцарении императрицы Елизаветы вышло постановление возвратить Игнатию архиерейский сан, но постановление уже не застало его в живых. Он скончался 25 декабря 1741 года.


Литература:


Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 4, с. 1155,1192,1193; кн. 5, с. 42. Успенский В., священник. Историческое описание Нило-Столбенской пустыни. — Тверь, 1880, с. 44.


Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 176, 657,1032,1036. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 831. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1396, 1401.


Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 7.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 40, 45, 46, 63. Русская старина. — 1879, апрель, с. 747.


— 1886, январь, с. 23, 26.


Православное обозрение. — 1863, январь, с. 54—56; 59—67.


— 1865, март, с. 157.


— 1868, июль, с. 388—392; октябрь, с. 211.


Исторический вестник. — 1883, февраль, с. 279.


— 1896, июль, с. 75.


Православный собеседник. — Казань, 1907, июль-август, с. 274; сентябрь, с. 400, 422.


— 1908, апрель, с. 501, 505, прим.


— 1909, октябрь, с. 441.


— 1911, январь, с. 130.


Труды Киевской духовной академии. — 1878, май, с. 308.


Временник Московского общества истории и древностей российских: в 25 т. — М., 1849—1857, т. 22, с. 37.


Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 7.


Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 704.


Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 5, с. 796—797;


т. 12, с. 360.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 926; т. 2, с. 1411. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 8, с. 51—52.





Игнатий Смола


митропол. Сарский и Подонский, затем Коломенский; † 25 дек. 1741 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008