III-я мечеть г. Троицка

Найдено 1 определение
III-я мечеть г. Троицка
мечеть им. З. Расулева, была построена на ул. Оренб. (ныне Октябрьской) в 1863 г. на средства, пожертвованные Гайсой Юсуповичем Яушевым (см. Яушевы). Здание м. представляет собой каменное сооружение, обнесенное каменной оградой с воротами. Оно доминирует в пространстве квартала и играет значительную градоформирующую роль, а также является одним из лучших образцов мус. культовой архитектуры Уральского региона. Архивные данные свидетельствуют о том, что под м. было занято 80 кв. сажен. М. построена в один этаж, имела две главы: одна – оцинкована белым железом, другая – черным железом; обе венчали кованые полумесяцы. Здание м. представляет собой удлиненную по оси «восток–запад» постройку, у которой с востока располагался 2-ярусный минарет высотой в 46 м, который был украшен двумя чугунными балкончиками с ажурной оградой. В его нижнем ярусе имеются вход и небольшая холодная прихожая, отделенная стеной от предмолельного помещения. Собств. м. – квадрат с выступом михрабной ниши на западе. Перекрытие плоского потолка поддерживают два чугунных литых столба. Особенностью м. является то, что во втором ярусе по всему периметру расположен балкон, который у мусульман традиционно отводится для женщин. Эта планировочная композиция отразилась и на объемном решении – м. и расположенные перед ней помещения одной высоты. Стены постройки прорезаны длинными узкими окнами с полукруглым завершением и переплетами мелкого членения. Наличники окон вторят их очертаниям. Углы отделаны лопатками в виде ширинок (местный мотив). Комплекс включал в себя не только здание собств. м., но и медресе, а также магазин. Материальное содержание м. взял на себя купец Абдулла Бакиров. В 1888 г. м. перестраивалась. Первым имамом м. был М.М. Рахманкулов. После него имамами м. были его сыновья Г.М. и З.М. Рахманкулов, получившие образование в Аравии. В м. также нередко проводил пятничную проповедь имам V-й мечети г. Троицка З. Расулев (из-за небольшого размера последней), поэтому здесь сохранились его личные вещи, в частности деревянная трость. В годы I мировой и Гражданской войн имамы м. проводили большую работу по воспитанию патриотизма среди мусульман города. М. была закрыта решением Уралоблсовета в 1930 г. и превращена в татарский клуб. В 1937–38 гг. здесь располагался татарский театр. 9.10.1943 г. решением суженного состава исполкома Троицкого горсовета м. была передана в распоряжение 11-го ж/д полка. Этим же решением командиру полка Аборовичу разрешалось разобрать минарет и использовать полученный стройматериал для ремонта здания. В результате минарет м. был срезан. В 1944 г. по ходатайству мусульман г. Троицка здание м. было передано им в бессрочную аренду для «совершения религиозных обрядов». В послевоенное время имамхатыбами м. были И. Рахматуллин, М. Амиров, Р. Рафиков. При последнем в здание м. было проведено центр. отопление. Религиозными обрядами среди женщин в первые послевоенные годы руководила Тайфа Садриевна Абдрахимова, преподававшая в 1920-е гг. девочкам в мектебе при 5-й мечети г. Троицка. Хозяйственными делами занимался мутаваллият – приходский совет, особенно активное участие в работе совета принимали Ш. Кабиров и М. Шамсутдинов. К нач. 1980-х гг. здание м. находилось в аварийном состоянии. Встал вопрос о реставрации м. и восстановлении минарета. Гл. инициатором этой идеи стал член приходского совета С.Я. Якубов. 4.03.1988 г. он был избран мутаваллием. Благодаря обращению к мусульманам Челябинской обл. через газеты к 1.03.1989 г. удалось собрать 70,5 тыс. рублей. 24.09.1992 г. постановлением главы администрации г. Троицка м. признана памятником архитектуры и взята под муниципальную охрану. Однако начавшиеся реставрационные работы были прерваны в связи с конфликтом верующих с имам-хатыбом Н. Усмановым, совершившим целый ряд правонарушений, в т.ч. финансового характера. В 1997 г. терпению верующих пришел конец. На собрании мусульман Троицка, в котором принял участие муфтий Челябинской и Курганской обл. Г. Шакаев, Н. Усманов был отстранен от должности. Однако, отказавшись подчиниться решению, он в течение двух лет препятствовал нормальной работе м. Приостановленные реставрационные работы продолжил назначенный в 2000 г. имам-хатыб А. Хайбуллин. Приход м. полиэтничен и включает татар, казахов и азербайджанцев; 40% из них относятся к возрастной группе от 15 до 30 лет. На сегодняшний день во время Ураза- и Курбанбайрама число прихожан м. превышает 1000 чел. В 2002 г. губернатор Челябинской обл. П. Сумин выделил 10 млн руб. на реставрацию памятника, однако денег хватило лишь на косметический ремонт, и в наст. время мус. община восстанавливает м. своими силами. За 8 лет с тер. м. было вывезено более 100 тонн строительного мусора, выложен кирпичный забор, разбит сад, сооружены колодец и беседка. В самой м. перекрыта крыша, восстановлен купол, усилен фундамент здания, завершена первичная штукатурка стен, укреплены потолочные балки, восстанавливаются ажурные окна. В ноябре 2008 г. указом председателя ЦДУМ Т. Таджутдина м. было присвоено имя З. Расулева. Лит.: Абубакирова М., Шамсутдинов И., Хасанжанова Р. Историю оставить народу своему. – Троицк, 2002, с. 18–22; Еременко И. Вся земля – Масджид // Междуречье. – Троицк, 5.12.2002; Пруцкова О.В. Историческая справка от 07.12.2000 // Текущий архив мечети № 91; Старостин А. Как сегодня живет «Уральская Мекка»… – http://www.islamrf.ru/news/umma/ reportages/6119/; Столяров А. В троицкую мечеть потянулись прихожане. – http://www.leonon.ru/healt/V troickuymecet potynulis.html; Он же. И тогда мулла взял... дубину // Челябинский рабочий. – 23.10.1997; Троицкий филиал ОГАЧО, ф. 20, оп. 3, д. 96, л. 7, 12; Троицкой мечети присвоено имя Зайнуллы Расулева. 14.11.2008. – http://www.islamrf.ru/news/rusnews/russia/5647/. А.С., Р. Гиз.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009